Тема 5.Философия эпохи Возрождения
Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм – отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения. Процесс секуляризации духа. Проблемы человеческой индивидуальности (Эразм Роттердамский, Б.Телезио). Переход от неоплатонических познавательных программ (Николай Кузанский) к гуманистическим (Ф. Петрарка), утверждение натурфилософской ориентации в знании (Л. да Винчи, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей). Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума.
Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М. Лютер, Ж. Кальвин). Реформация и контрреформация. Философские аспекты концепции “открытости” истории (Н Маккиавелли); утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования (Т.Мор, Т.Кампанелла).
Методические рекомендации
Философия эпохи Возрождения возникает и развивается параллельно с завершением поздней схоластической философии и в целом независимо от схоластической традиции. Это не означает полного разрыва с наследием средневековой философии, но повышенный интерес к классической античной культуре, стремление к ее возрождению определили решающее значение античного философского наследия в формировании новой философии. Происходит своеобразный модернизация аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской мысли.
Философия эпохи Возрождения отличается своей направленностью на человека. Она приобретает черты антропоцентризма и гуманизма, несмотря на то, что формально по-прежнему ставили в центр мироздания Бога, но внимание уделялось человеку в земном образе жизни. Человек рассматривался как деятельная творческая личность. Освобождение от духовных оков привело к необычайному расцвету искусства и литературы, становлению гуманистического мировоззрения. Другой важной особенностью эпохи Возрождения является формирование новой пантеистической картины мира, что позволили сделать научно- технические открытия, развитие знаний о мире. На второй план уходит проблема страдающего человека, напротив – человек – познающий субъект, активно творящий, преобразующий собственную природу, духовно – телесно прекрасный. Гуманисты провозглашают доброту человеческой природы и равенство всех людей, независимо от рождения.
В эпоху Возрождения изменяется форма философских произведений. Важным жанром становится диалог, поскольку он дает возможность всесторонне обсудить проблемы. Данте Алигьери подчеркивал, что «из всех проявлений божественной мудрости человек – величайшее чудо». Родоначальниками гуманизма стали Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Л. Валла. Человека интересует вопрос о его будущем, возникают утопические произведения Т. Мора и Т. Кампанеллы. Складываются и новые социально-политические воззрения благодаря Н. Макиавелли, одобрявший деятельность активных людей, рассуждавший о судьбе и обстоятельствах, противопоставив им волю, энергию и желания человека
Возрождается интерес к проблеме познания мира, возможности определения первопричины мира. Мыслителями эпохи Возрождения разрушается геоцентрическая модель мира, исследуются магические связи между всеми формами бытия. Философия приобретает черты пантеизма. Изучая источники, дополните представленные черты натурфилософии Возрождения, которые проявляются в философских учениях Н. Кузанского, Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея:
- пантеизм;
- идея тождества микро- и макрокосма и вследствие этого своеобразное органическое мировоззрение, трактующее природу по аналогии с человеком;
- гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия;
- качественная интерпретация природы.
Чтобы определить основные проблемы, которые интересовали мыслителей эпохи Возрождения необходимо ознакомиться с предлагаемым материалом.
Источники:
Макиавелли, Н. Государь: Сочинения / Н. Макиавелли. – М. : Эксмо-Пресс, 1998.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1978.
Дополнительная литература:
Антонов, Т.В. Проблема свободы в философских учениях эпохи Возрождения /Т.В. Антонов //Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 1. – С. 331-337.
Гайденко П. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей // Вопр. филос. – 2002 - № 7. – С.131 –142.
Далмайр, Ф. Николай Кузанский о вере, знании и ученом незнании / Ф. Далмайр //Вопросы философии. – 2007. - № 2. – С. 35-42.
Иванова, С.В. Влияние идей гуманизма на формирование гуманитарного знания / С.В. Иванова //Вопросы философии. – 2007. - № 10. – С. 19-28.
Рутенберг В.И. Титаны Возрождения: Леонардо, Дюрер, Макиавелли, Лютер. – Л., 1976.
Семенова, Р.У. Политические взгляды Маккиавелли: парадоксы нравственности /Р.У. Семенова //Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 1. – С. 260-271.
Шестаков, В.П. Ренессанс – рассвет или закат Европы? /В.П. Шестаков //Вопросы философии. – 2007. - № 4. – С. 158-170.
Вопросы для самоконтроля
1. Представьте философские идеи Н. Кузанского.
2. Объясните сущность антропоцентрического неоплатонизма.
3. В чем заключается суть пантеизма.
4. Объясните, почему философская мысль эпохи Возрождения носила пантеистический характер?
5. Представьте, каким образом мыслители эпохи Возрождения решали проблему человека
6. Почему именно в эпоху Возрождения впервые была представлена в философии проблема личности?
7. Представьте гуманистические идеи мыслителей эпохи Возрождения.
8. Расскажите о вкладе Г. Галилея в становление законов классической механике.