Сущность и структура процесса познания

Что такое знание? В чем состоит сущность процесса познания? Огнестицизм- фил. Учение, кот ставит под сомнение сущность действительности.

Гносиология- теория познания, та область философии, кот изучает природу познания, условия, способы и форму познания, отношения знания к действительности.

Источник познания-сама объективная реальность. Термин знание-3 значения: -возможность что либо осуществить,

-любая позновательно-значимая инфа, -гносиологическая форма отношения человека к действительности.

3 элемента познания: 1)субъект-тот кто действует, влияет на объект 2)объект- включенный в человеческую деят-ть и познание фрагмент окружающей реальности ,в этой роли может выступать и сам чел,это то что привлечено к своему вниманию субъектом. 3)посредник познания-средства познания как метериального хар-ра так и идеального. Активная роль субъекта: Избирательное отношение к окр миру, целенаправленность процесса познания, непрерывная поисковая и корректирующая работа нервов

Образ - идеальное обобщение существенных отношений объекта,его мы фиксируем в знаках, функция знака- сохранение инфы и передача. На основе знаков формируются естественные и искусственные языки.

Главная движущая сила познания-практика.-материальная,чувственно-полагающая деятельность чела, направленная на смену и приспособление среды естественной и социальной к потребностям ощества.

Виды практической деятельности: Материально производственная, Общественно политическая,

Научно-экспериментальная(связующее звено между практической и теоретической деятельностью.)

Практика-материально-предметная деятельность, познание-идеальнообразная деятельность. Функции практики по отношению к позаннию: -исходный пунк познания, -движущая сила познания, -Основа познания-дает наиболее полно раскрыть суть вещей -служит критерием познания-средство разделения истинных и ошибочных положений, -практика выступает конечной целью познания, -практика порождает познавательные способности

Познание-процесс целенаправленного активного отражения мира в сознании людей,обусловденный общественно-исторической практикой. Рациональное (разум),Эмпирическое (чувства)

БИЛЕТ 33. Понимание.

Важнейшая категория познания – это понимание. Понимание предполагает категорию смысла.Понять нечто означает пережить его место в составе бытия.

Объяснение – раскрытие закономерностей, лежащих в основании явления. Объяснение может быть:атрибутивным, когда объясняется неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может существовать;субстанциальным, когда объективная реальность выступает в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознания, поэтому подобная форма объяснения воспринимается как фундаментальная категория научного познания, теоретического обобщения конкретного;генетическим, когда используется способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития;структурным – при данной форме объяснения в научной теории осуществляется переход от описания к объяснению, переход от одних структурных уровней к другим, более глубоким. Интерпретация — совокупность значений (смыслов), придаваемых так или иначе элементам (выражениям, формулам, символам) какой-либо естественнонаучной или абстрактно-дедуктивной теории

БИЛЕТ 34. Истина

Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

1. соответствие законам логики; 2. соответствие ранее открытым законам науки; 3. соответствие фундаментальным законам; 4. простота, экономичность формулы; 5. парадоксальность идеи;6. практика.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

БИЛЕТ 35. Рациональное и эмпирическое познание.

Рациональное и эмпирическое познаниеРациональное познание, прежде всего, свойственно науке, которая измеряет, оценивает, классифицирует и анализирует, но тоже не дает ответов на многие вопросы. Например, физики четко знают, что при помощи их аналитических методов и логики нельзя описать сразу все природные явления, поэтому они выделяют определенную группу явлений и пробуют построить модель для ее описания. При этом они оставляют без внимания остальные явления, и поэтому модель не соответствует реальной ситуации полностью. Современная физика самым драматическим образом подтвердила одно из основных положений восточного мистицизма, смысл которого заключается в том, что все используемые нами для описания природы понятия ограничены, что они являются не свойствами действительности, как кажется нам, а продуктами мышления-частями карты, а не местности. Эмпирическое познание- это выявляющее и описывающее факты познание, отвечающее на вопрос "как". Эмпирическое познание в большей мере нуждается в формальной логике, теоретическое также - ив первую очередь - в содержательной. Эмпирическое знание принципиально необходимо, так как теоретический, категориальный анализ должен обязательно основываться на эмпирическом знании. Однако нельзя представлять себе, что переход от эмпирических знаний к теоретическим прост и формален: достаточно, де, накопить нужное количество эмпирических фактов и одно это обеспечит новое качество знания. Дело в том, что теоретическое знание не выводится из эмпирического знания формально-логическим путем, оно выводится диалектическим мышлением, перерабатывающим эмпирическое знание в теоретическое. И переработка эта связана прежде всего с нахождением сущности, с возникновением по этому поводу идеи. Рациональное (разум),Эмпирическое (чувства).

БИЛЕТ 36. познание есть деятельность человеческой мысли с целью постижения сути и универсальной связи вещей как окружающих нас в повседневном опыте, так и возможных, воображаемых Разум чувства и интуиция в познании. Разум выделяет в объекте универсального без частного. А чувство – частное без универсального. В итоге объект распадается на целое без частей (интуиция) и части без целого (разум и чувство). Интуиция — особый вид познания, приобретаемый вне эксперимента или рефлексии; непосредственное эмоциональное переживание действительности. Разум — всего лишь подсобное средство мышления. Определенной степенью разума отличатся любое животное, а умением постижения реальностей, т.е. мышлением — лишь человек. Так, животное может при необходимости разрешать сложившиеся непростые ситуации, но способностью познавать мир как реальность и проектировать в нем свою жизнь наделен только человек.

БИЛЕТ 37. Структура научного познания, его методы и формы.

Структура научного познания, его методы и формыКаждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. В каждом научно- исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура. Благодаря этому возникают особые формы (стороны) научного познания, важнейшими из которых являются эмпирическая, теоретическая и производственно-техническая.Эмпирическая сторона предполагает необходимость сбора фактов и информации (установление фактов, их регистрацию, накопление), а также их описание (изложение фактов и их первичная систематизация). Теоретическая сторона связана с объяснением, обобщением, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функция науки. Производственно-техническая сторона проявляет себя как непосредственная производственная сила общества, прокладывая путь развитию техники, но это уже выходит за рамки собственно научных методов, так как носит прикладной характер. Средства и методы познания соответствуют рассмотренной выше структуре науки, элементы которой одновременно являются и ступенями развития научного знания. Так, эмпирическое, экспериментальное исследование предполагает целую систему экспериментальной и наблюдательной техники (устройств, в том числе вычислительных приборов, измерительных установок и инструментов), с помощью которой устанавливаются новые факты. Теоретическое исследование предполагает работу ученых, направленную на объяснение фактов(предположительное - с помощью гипотез, проверенное и доказанное - с помощью теорий и законов науки), на образование понятий, обобщающих опытные данные. То и другое вместе осуществляет проверку познанного на практике. В основе методов естествознания лежит единство его эмпирической и теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы - теория становится беспредметной, опыт - слепым.

БИЛЕТ 38

Научные революции - это те этапы развития науки, когда происходит смена исследовательских стратегий, задаваемых ее основаниями. Основания науки включают несколько компонентов. Главные среди них: идеалы и методы исследования (представления о целях научной деятельности и способах их достижения); научная картина мира (целостная система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, формирующаяся на основе научных понятий и законов); философские идеи и принципы, обосновывающие цели, методы, нормы и идеалы научного исследования.

Можно выделить четыре научные революции. Первой из них была революция 17 в., ознаменовавшая собой становление классической науки. Вторая произошла в конце 18- первой половине 19вв. и ее результатом был переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. Появление таких наук, как биология, химия, геология и др., способствует тому, что механическая картина мира перестает быть общенаучной и общемировоззренческой.

Третья революция охватывает период с конца 19до середины 20в. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии - генетика, в химии - квантовая химия и т.д. Возникают новые отрасли научного знания - кибернетика и теория систем. В результате сформировалось новое, неклассическое, естествознание, основания которого радикально отличались от оснований классической науки. Четвертая научная революция началась в последней трети XX вв. и сопровождалась появлением постнеклассичес-кой науки. Объектами исследования на этом этапе развития науки становятся сложные системные образования, которые характеризуются уже не только саморегуляцией (с такими объектами имела дело и неклассическая наука), но и саморазвитием.

БИЛЕТ 39

Философские и этические проблемы в медицине имеют глубокие логические и исторические корни. Они определяются прежде всего теми вечными проблемами, которые составляют сущность мировоззрения медиков - их отношение к жизни, здоровью, страданию, смерти. В философско-моральном плане проблема, например, страдания человека занимала мысли философов и медиков практически на протяжении всей истории развития культуры. Так, Аристотель называл страдания важнейшим фактором испытания мужества индивида. Впоследствии многие философы (стоики, Августин Аврелий, Ф. Бэкон, И. Кант) учили людей искусству избавления от страданий.

Дошедшая до нас клятва Гиппократа сохраняет свое философское значение и морально-этическую ценность до настоящего времени потому, что представляет собой кодекс самых общих и принципиальных требований ко всем медикам. Это превращает ее в нечто целостное - аксиологическую установку, нравственный закон, которым руководствуются врачи на протяжении всей истории медицины. Деонтология же Бентама явилась выражением прагматической точки зрения на моральные принципы и нормы долженствования, нравственные правила поведения врача, которые сводятся к пользе врачебных решений для пациента. Не случайно медицинская деонтология стала

Термин «деонтология» в советскую медицинскую науку и практику был введен в 40-х годах XX века профессором Н.Н. Петровым. Он использовал его преимущественно для обозначения реально существующей медицинской практики строгого соблюдения врачебного долга.

БИЛЕТ 40.

1Способность к движению. Признаки наглядно появляющиеся у животных, Многие из которых способны активно передвигаться.

2. Способность расти. Все живое способно увеличиваться в размерах и массе за счет растяжения, деления клеток и т. д.

3. Питание, дыхание, выделение – процессы посредством которых обеспечивается обмен веществ.

4. Раздражимость – способность реагировать и давать ответные реакции на внешнее воздействие.

5. Размножение и связанное вместе с ним явление изменчивости и наследственности – самый характерный признак живого.

БИЛЕТ 41.Холизм и редукционизм

Холизм-учение о целостности.Холисты считают,что в живом есть некоторое особое качество,которое отсутствует в неживой природеи принципиально отличает живое от неживого. Холизм бывает рациональным(возможно научное познание этого отличия) и иррациональный (нет биологии как науки, а есть биология как мистика,качество жизни непознаваемо). Редукционизм считает что нет принципиального отличия живого от неживого. Редукционизм может быть сильный(для объяснения жизни достаточно классической физики) и слабый (создание новой неклассической физики).

БИЛЕТ 42. Тенденция конвергенции холизма и редукционизма.

Тенденция: развитие биологии и медицины происходило от принятия крайных форм холизма и редукционизма к постепенному сближению из позиций. Происходит сближение рационального холизма и слабого редукционизма.

БИЛЕТ 44. Теория аутопоэза.

Теория аутопоэза одна из современых теорий определения жизни. Под патерном имеется в виду некоторый тип структуры,характерный для множества реализаций этой структуры. Организация – частная реализация паттерна.Пример: паттерн любого стула – наличие опоры и сиденья. Организация отдельного стула – тот конкрены йспособ каким реализуется опора и сиденье в данном стуле (допустим в виде 4-ех ножек)

5 условий аутопоэза: 1) система представляет собой сеть взаимодействия на некотором множестве элементов.

2) В качестве элементов сети выступают процессы

3) Это физические процессы

4) Процессы воспроизводства системы,т.е она находится в сетевом взаимодействии со всеми остальными элемнтами.

Аутопоэтичность касается только паттерна живых систем

БИЛЕТ 45.

Под матричным копированием мы имеем в виду процесс образования копий на основе комплементарности с некоторой матрицей, например, образование отпечатков одного материального объекта на поверхности другого, комплементарность двух дополнительных форм и т.д. В отличие от семиотического процесса, матричное копирование полностью протекает в плане актуального бытия, в то время как семиозис предполагает, что актуальному бытию принадлежит в первую очередь синтаксис, а с актуальными элементами синтаксиса потенциально связаны их семантические значения. Иными словами структура знака онтологически двуслойна — форма знака принадлежит актуальному бытию, в то время как значение дано как потенциальное бытие знака.

Комбинативно-комплементарная модель живой системы, состоящей из некоторых генетически детерминированных элементов, самопроизвольно организующихся в структуры более высокого порядка. Элементы такой системы независимы друг от друга и могут образовывать внешние комплексы из-за комплементарности (по типу «ключ-замок») входящих в них элементов.

БИЛЕТ 46. Периоды развития клинического мышления.

1 период. Донаучный период. Период со времен античности до 18 века. В это время господствует гуморальная теория,созданная врачами древней Греции .Эта теория утверждала суествования в организме 4 основных жидкостей: крови,флегмы,жетлой и черной желчи. В этот период явная разорванность структур клинического мышления врача между теорией и практиеой.

2 период.Период терапевтического нигилизма. Начинают изучаться причины и механизмы заболевания.Врачи начинают понимать что за клиникой стоят более глубокие и объективные патологические процессы. Впервые клинич.мышление соединяет практику и теорию.

3 стадия. Период количественного метода. В 20 веке особенно со второй половины научные стандарты исследований постепенно распространяют себяи в сферу оценки разного рода методов лечения. С этого момента научный метод мышления в медицине впервые начинает соединять в себе ресурсы теоритического и эмпирического знания как в области диагностики так и лечения.

Согласно Вульфу оказывают 2 фактора на клиническое мышление врача. 1)Научные факторы: дедуктивный компонент (донаучные теории и научные теории) и эмпирический компонент (неконтролируемый и контролируемый). 2) Гуманистическое мышление (эмпатический и этический компонент)

БИЛЕТ 47.

Основной категорией биологии явл. Категория жизни. Биология пытается постичь логос живого в том числе в форме его структурных выражений. Главная проблема биологии – проблема сущности жизни,проблема тоо чем живое отличается от неживого. Главный категорией медицины – категория «меры жизни» - феномен жизни не только дан как самостоятельное относительно автономное качество .но и как состояние, способное дифференцироваться внутри себя на количественные степени- меры,образуя боли сильную или более слабую жизнь. Коротко: есть не просто жизнь, но и степени жизни – жизнь сильная и жизнь слабая. Жизнь характ.своими степенями ,обладая возможностью усиливаться и ослабляться,увеличиваться и уменьшаться,продолжая оставаться жизнью как одним и тем же качеством,несмотря на эти количественные градации.

БИЛЕТ 48 Понятия «объем выживания» и «функция благополучия

Одним из важнейших параметров меры жизни является степень адаптивной пластичности живого организма. Организм может оказываться в различных — более или менее благоприятных — для его существования условиях (например, в ситуациях с разными величинами температур, количества пищи, плотности популяции и т.д.). В одних ситуациях организм способен приспособиться и выжить, в других ситуациях он погибает. В этом случае можно ввести такое понятие, как объем выживания организма — мно жество всех тех возможных ситуаций, в которых организм может остаться живым, приспособившись к условиям этих ситуаций Объем выживания — одна из важных характеристик меры жизни того или иного вида жизни. Чем более — при прочих равных условиях — объем выживания организма, тем большей мерой жизни он обладает. В математической экологии близким к понятию объема выживания является понятие экологической ниши. В этом случае вводится так называемая функция благополучия, которая представляет из себя некоторую интегральную оценку жизнедеятельности организма. Эта функция определяет не только экологическую нишу, но и конкретные количественные показатели благополучия организма в каждой конкретной ситуации, т.е. в каждой точке экологического пространства. Нечто подобное можно представить и для более общего случая, когда мера жизни организма могла бы определяться на основе некоторой функции благополучия этого организма в некотором пространстве возможных ситуаций существования организма.

Функция благополучия — один из примеров так называемых критериев оптимальности, которые все чаще в последнее время применяются при решении разного рода задач в биомедицинских науках.

БИЛЕТ 49. Основные понятия медицины

ЗДОРОВЬЕ — «состояние полного телесного, духовного и социального благополучия, т.е. не только отсутствие болезни и увечья, но также и полное телесное, душевное и социальное благополучие», по ВОЗ.

С одной стороны, Болезнь — это всегда страдание и нечто негативное, от чего хочется избавиться, что приносит лишения и ослабление жизни. С другой стороны, особенно в рамках разного рода религиозных систем мировоззрения, болезнь рассматривалась как «наказание за грехи», как нечто осмысленное, что в конечном итоге может вести к благу человека. Болезнь, в терминах Эго-языка, — это одна из сфер гетерономии болеющего Это, и, как правило, — сфера бигетерономии, которая не слишком находит свое оправдание для подавляющего числа страдающих Эго. С точки зрения Эго-языка и Эго-теории, болезнь, тем не менее, может являться одной из областей дополнения расширения опыта Эго, по тем или иным причинам приходящая к болеющему Эго именно таким более жестким путем его развития. Чтобы по - настоящему стать здоровым, нужно впустить в себя болезни, соединить свое Я (Эго) с анти:Я д разного рода сверх-Я. Болезни — это образы большого «психо-соматического» Я, отколовшиеся и противопоставленные малому Я здоровья.

САНОГЕНЕЗ -малого здоровья, противопоставлен патогенезу. Способен впустить в себя патогенез, поставивший его себе на службу – мета – саногенезом.

ПАТОГЕНЕЗ –переходит из статуса разрушителя в состоянии критика и трансформатора.

БИЛЕТ 50

В интегральной медицине организм рассматривается не только как анатомо-физиологическая субстанция, но и как живая пирамида структурных (организационных) биофизических уровней в строгой зависимости и соподчиненности.

Первый уровень - элементарный, фундаментальный, где основное действующее начало элементарные частицы атомов тех веществ, из которых состоит биологический объект - человек. Второй уровень - атомарный, где основное действующее начало - атом. Третий уровень - молекулярный., состоит из множества атомов, соединенных в молекулярные связи и образующих вещества с определенными химическими свойствами: молекулы воды, кислорода, азота, углеводородов. Из них в основном и состоят биологическая ткань, ферменты и многие другие органические и неорганические соединения. Четвертый уровень - клеточный, где главная структурная единица - живая клетка. На этом уровне, являя собой более сложную организацию, появляются свойства дифференцирован-ности и авторитма - характерных признаков живой клетки. Пятый уровень - тканевой, состоит из структурных объединений множества клеток по признакам дифференциации и совместной функции, в зависимости от органной принадлежности самой биологической ткани. Шестой уровень - органный, где разнородные тканевые образования сформированы в анатомические структуры - органы. Седьмой уровень - системный, где группы органов, объединенных взаимосопричастными функциями, образуют системы жизнеобеспечения организма с более широкими функциями:. Восьмой уровень - центральных регуляторов. Это нейроэндокринные структуры мозга, управляющие и согласующие работу всех систем.. Девятый уровень - корковый. Это кора головного мозга с ее громадой нейронов и нейронных связей, лежащих в основе нейропсихической деятельности человека, формирующей его сознание на базе условных и безусловных рефлексовДесятый - уровень независимой субстанции - определяет бессознательную деятельность, яркой категорией которой выступает интуиция и другие трансцендентальные возможности человека. ". ... Человек - не только анатомо-физиологи-ческая субстанция, состоящая из органов и систем, а сложная многоуровневая биофизическая структура - живая пирамида, - существующая в условиях и по законам окружающего пространства и времени, состоящая с ними в сложных энергоинформационных отношениях. Во всех изменениях, наступивших в живой пирамиде, принимают участие всеобъемлющие связи с внешним миром и внутри пирамиды. Всякая полноценная коррекция внутри пирамиды возможна только с учетом сбоев на всех ее уровнях.

Наши рекомендации