Понятие истины. Концепции истины.
Истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой какая она есть вне и независимо от сознания. Категория истины характеризует результаты познавательной деятельности с т. з. их объективного содержания. Объективная истина исторически развивается, с каждым новым открытием ее полнота возрастает. Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности , строгости и полноты, которая достигнута на данном этапе познания, называют относительной истиной. Совершенно полное и точное знание о каком либо явлении называют абсолютной истиной. Каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной
Заблуждение - неадекватное отражение действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно - исторической практики и знания, а также абсолютизацией наличных взглядов, приемов, подходов. Понятие З фиксирует состояние значения качественно отличное как от истины так и от лжи. В противоположность истине З. Есть одностороннее, иллюзорное воспроизведение действительности. В отличии от лжи З. Есть непреднамеренное искажение действительности. Заблуждение может быть следствием как необдуманных, поспешных выводов, предубеждений, так и необоснованных экстраполяций истины за пределы ее применимости. Ложь – преднамеренное искажение действительности.
3 концепции истины:
1) Корреспондентная - соответствие теории экспериментальным данным. Теория проверяется верифицируется экспериментом. Либо она проходит проверку, либо нет. Поппер нашел здесь пробел: т. к. теории рано или поздно опровергаются, фальсифицируются, то он считает. Что соответствия эксперименту не являются проверками.
2) Когерентная – все научные утверждения образуют единое целое. Новые теории и эксперименты д - е проходят проверку на соответствие с уже известными доказательствами.
3) Прагматическая – практика – критерий истины.
Критерии научности: 1) Последовательность, обоснованность и желательность доказуемости результатов. 2) Логический – отсутствие противоречий 3) Воспроизводимость результата 4) Отсутствие чего - либо сверхъестественного в соответствии с существующей картиной мира. 5) Простота (эстетический критерий) 6) Соц - психологический (авторитет, когда нет информации).
Непосредственная цель познания – постижение истины, т. е. действительного знания о мире и человеке.
Автор классической концепции истины – Аристотель. Ее суть: истина – соответствие знания об объекте объективному содержанию этого объекта. Именно с Аристотеля истина понимается как отношение, а не как самостоятельная сущность.
Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектического материализма: познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.
Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная, научная истина и т. д. Истина также бывает абсолютной и относительной, объективной и субъективной.
Классически истина может быть только одна. Истина – понятие однозначное. Истина объективно может быть разнообразна. Впервые удар был нанесен естественными науками, убравшими грань между объектом и субъектом. Знание может быть разнообразно, т. к. субъект в процессе познания получает субъективные знания. При познании объекта мы не просто должны включать знание субъекта, мы не можем исключить субъекта из результата знания.
Сам факт многообразия истины подводит нас к многомерности истины: одна истина может иметь множество измерений (толкований). Но истина должна быть однозначной. Истина не определяется фиксированным набором познавательных актов. Истина – не результат, а процесс. Очень близко к пониманию истины примыкает понимание плюрализма (множественности) истины. Именно плюрализм позволяет ввести в научный оборот мнение как содержательный компонент истинного знания.
Проблема критерия истины до конца не разрешена.
Истина сама по себе может являться сущностью. С точки зрения философской концепции истины: истина – то, чем предмет должен стать (а не то, что есть).
Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т. о. , истина существует как субъективная реальность в ее информативном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания. Знание есть отражение и существование в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть отражением и наличного бытия, и прошлого.
Т. о. истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Это придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением.
Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение – это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективную действительность. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.
Т. е. заблуждения имеют гносеологические, психологические, социальные основания, они отличны от лжи как нравственно - психологического феномена. Ложь – искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого - то в обман. Ложь – измышление о том, чего не было, или сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть логически неправильное мышление.
Правда – не ложь, но правда не есть истина. Это точка видения, понимание какого - либо субъекта. В правде доля истины может быть больше или меньше.
Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных мнений, убеждений, так же, как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.
Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины – всего лишь призрак. Любой объект познания неисчерпаем, он меняется, обладает множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки.