Игра 5.2.5. «Кто в каком домике живет?»
Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.
Материал. Предметные карточки лиса, нора, дятел, дупло, птица, гнездо.
Описание. Педагог предлагает ответить на вопросы: «Где живет белка?», «Кто живет на болоте?», «Чей домик – гнездо?» и т.д. Следит за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово-носитель логического ударения. Затем животное можно поселить в его домике.
Игра 5.2.6. «Ходит Леночка»
Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.
Описание. Прочитать стихотворение, выделенные слова интонировать логическим ударением.
Ходит Леночка, вздыхая. (повествовательно)
Что с тобою? (вопросительно)
– Я плохая! (с сожалением)
Я ногой толкнула кошку, (с сожалением)
На пол бросила картошку, (с сожалением)
Кашу манную не ела (с сожалением)
Быть хорошей надоело! (восклицательно)
Усложнение. Проговаривание стихотворения с движением.
Ходит Леночка, вздыхая – шагаем на месте, указательный жест на кого-то из ребят, утрированно вздыхаем.
Что с тобою? – плечи идут вверх, удивление на лицах.
Я плохая! – указательный жест на себя, выражение огорчения на лицах.
Я ногой толкнула кошку – движение ногой, имитирующее удар, волнообразное движение руки – поглаживаем кошку.
На пол бросила картошку– указательный жест на пол, а потом движение, имитирующее бросание.
Кашу манную не ела – отрицательный жест рукой.
Быть хорошей надоело! – взмах руками, выражение недовольства.
Игра 5.2.7 «Доктор»
Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.
Описание. Прочитать стихотворение, выделенные слова интонировать логическим ударением.
Доктор, доктор, Как нам быть? Уши мыть или не мыть? Отвечает доктор гневно: "Надо мыть их ежедневно! Если уши мыли вы, Если уши мыли мы, Если уши вымыл ты, Значит, уши вы-мы-ты!" | с обращением вопросительно вопросительно сердито восклицательно назидательно назидательно назидательно восклицательно |
Усложнение. Проговаривание стихотворения с движением.
Доктор, доктор – расслабленное движение с наклоном вправо-влево.
Как нам быть? – движение, обозначающее вопрос, руки слегка в стороны.
Уши мыть или не мыть? – показать уши рукой, затем развести руки в стороны и сделать головой отрицательное движение.
Отвечает доктор гневно: – резкий указательный жест правой руки в сторону, слегка притопнув при этом ногой, на лице сердитое выражение.
Надо мыть их ежедневно! – указательное движение правой рукой вперед повторить 3 раза, более сильным взмахом руки выделить последнее слово.
Если уши мыли вы,
если уши мыли мы,
если уши вымыл ты, – проговаривать текст как считалку, дирижируя правой рукой в такт проговариванию.
Значит уши вымыты! – указательное движение на ухо.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимова Г.И. «Новые песенки для занятий в логопедическом саду» Изд.КАРО г.Санкт-Петербург, 2008
2. Бодраченко И.В. Статья «Речевые игры: что это такое и как в них играть» Интернет-журнал «Логопед» Рубрика: 2007 :: №3, Речевые игры и упражнения http://www.logoped-sfera.ru/2007/05/285#more-285
3. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет» Москва Изд.ТЦ Сфера 2008
4. Леонова С.В. Статья «Развитие голоса у детей с речевыми нарушениями»
Интернет-журнал «Логопед» Рубрика: Рубрика: 2005 :: №4, Речевые игры и упражнения http://www.logoped-sfera.ru/2005/07/125
5. Османова Г.А., Позднякова Л.А. «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5-6 лет)» Изд.КАРО г.Санкт-Петербург, 2007
6. Панина.Г. «Речевая ритмика, или как использовать физкультминутку для развития речи младших школьников»
http://nsc.1september.ru/2003/41/5.htm
7. Родионова Ю.Н. Статья «Развитие интонационной выразительности речи дошкольников» «Ребенок в детском саду», 2006 №№4-6, 2007 №1
http://www.logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?item_id=183
8. Савицкая Н.М. «Логоритмика для малышей 4-5 лет» Изд.КАРО г.Санкт-Петербург, 2009
9. Сидорова Ю.В. Статья «Дидактические подвижные игры на логопедических занятиях. Звуковой анализ и синтез слова» http://www.logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?storyid=29
Сиротина А.Г. Статья «Обеспечение развития и коррекции эмоциональной сферы ребенка» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://festival.1september.ru/articles/213162/?numb_artic=213162