Игра 4.2.3. «Волшебные превращения»
Цель. Развитие умения изменять тембр голоса.
Материал. Картинки с изображениями сказочных животных: медведя с корзинкой – в ней 5 боровиков; ежика с наколотыми на иголки 6-ю лисичками; белки, развесившей на ветке 5 подберезовиков.
Описание. Педагог: Не только мы собирали грибы. Жители леса тоже сделали припасы. Посчитай, сколько грибов у каждого животного? (Один боровик, два боровика, три, четыре, пять боровиков.)
Представь, что ты медведь (белка, ежик). Посчитай грибы, подражая его «голосу».
Игра 4.2.4. «Превратись в птицу»
Цель. Развитие силы и расширение высотного диапазона голоса, формирование умения изменять темп и тембр речи.
Описание. Взрослый предлагает ребенку рассказать о птицах (о важном гусе, заботливой утке, торопливой курице, хвастлавом индюке), стараясь передать голосом особенности их внешного вида и характера. Сначала взрослый сам описывает птицу (от 1-лица).
Например:
Я – гусь. Я большой, красивый, с длинной шеей и красными лапами.
Я – курица. Я маленькая, пестрая, очень быстрая и шумная.
Я – индюк. Я гордый, необыкновенно красивый и смелый.
Я – уточка. Я небольшая, серая, спокойная, внимательная.
Произносить важно, громко, медленно.
Произносить с повышением голоса, быстро, отрывисто.
Произносить гордым тоном, немного хвастливо.
Произносить тихо, спокойно, ласково.
Игра 4.2.5. «Барабек»
Цель. Развитие умения изменять тембр голоса. Учить соотносить темп движений и темп речи.
Робин Бобин Барабек Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с
ноги на ногу, низким голосом, как Барабек.
Скушал сорок человек Взявшись руками за голову, удивляются, произнося текст с
удивленной интонацией.
И корову, Приставляют указательные пальцы к голове - «рога», говорят
низким голосом.
И быка, Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка
наклонив голову, - «упрямый бык».
И кривого мясника, Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными
пальцами, ноги ставят косолапо - «кривой мясник».
И телегу, Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в
стороны - «сидят на телеге».
И дугу, Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь
кончиками пальцев, - «дуга».
И метлу, Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней
«метла».
И кочергу, Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое
движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают –
«кочерга в печи».
Скушал церковь, Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы
рук поднимают вверх и соединяют - это «свеча», голову наклоняют вниз, смотрят на «свечу», произнеся текст серьезно
и негромко - «мы в церкви».
Скушал дом,Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики
пальцев соединяют друг с другом - «крыша дома».
Скушал кузню с кузнецом, Двумя руками берут воображаемый молот, широко
замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по «наковальне»,
говорят активно, энергично, в ритме движений.
А потом и говорит: Разводят руки в стороны.
- У меня живот болит!!! Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким
голосом, жалостливо.
(«Как дразнить обжору» из английского фольклора, пер. К. Чуковского)
Игра 4.2.6. «Как у бабушки Наташи»
Цель. Развитие умения изменять тембр голоса. Учить соотносить темп движений и темп речи.
Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на
голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.
Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой - делают «тарелку», показывая
ее всем, стоящим справа и слева.
Каша пшенная с дымком, Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным
пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий
от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст
произносят нараспев, «глиссандируя».
Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка»,
с левой - «дымок».
С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону,
внутреннюю сторону ладони вниз - «ломоть хлеба».
С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».
С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх
большие пальцы рук - «кружка».
Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и
разводят в стороны - две «ложки».
Съели все до самой крошки! Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу»,
поднося «ложки» ко рту.
Вот какая каша Снова делают «тарелку» и показывают ее всем, стоящим
справа и слева.
У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят
по-старушечьи.
(слова народные)
УДАРЕНИЕ
Упражнение 5.1.1. «»
Цель. Развитие умения правильно ставить ударение в слове.
Описание. Проговорить слова, разделив их на слоги, выделяя голосом ударный слог, с одновременным движением рук: на безударный слог выполнить хлопок ладонями, на ударный – хлопок по коленям.
Например: У-ли-ца, пло-щадь, фо-нарь, му-зей, те-атр, парк, прос-пект, го-род.