Римская любовная элегия. Своеобразие любовной лирики Овидия. «Наука любви».

Любовная элегия скорее всего оригинальное изобретение римлян, и возникла она во время перехода Рима от республики к принципату. Римская элегия отличается от греческих образцов автобиографическим характером, и тем, что каждое стихотворение является частью цикла или книги с постоянными персонажами. Эти персонажи наделены общими чертами. Главный герой, носящий имя самого поэта, мечтает о прочном союзе с главной героиней; он беден или разорён; ведёт или хочет вести праздную. От другой жизни (солдата, политика, оратора) он сознательно отказывается. Жизненному выбору соответствует выбор литературного жанра. Возлюбленная поэта носит значащий псевдоним; она и адресат стихотворений, и источник вдохновения; она недоступна — из-за своего характера, из-за того, что её сторожит муж или из-за того, что она куда-то уехала или уехал герой. От стихотворения к стихотворению даже в пределах одной книги причины могут меняться, неизменной остаётся невозможность прочного союза. Излечиться от любви герой элегий не может, даже если захочет, он попал в «любовное рабство». Обычно адресат всей книги — покровитель или друг; он — противоположность героя, воплощение традиционных римских ценностей, т. е. деятельной гражданской и военной доблести. Часто наряду с покровителем существуют и другие реальные адресаты — тоже в той или иной мере антиподы героя: эпический поэт, философ и др. Главные элегики Рима — Галл, Тибулл, Проперций, Овидий.

Овидий. С самой ранней юности вошел в круг тогдашних виднейших поэтов Рима. Посещение риторских школ в Риме рано приучило его к изощренному риторически- декламационному стилю. Предпринял путешествие в Грецию и Малую Азию, как было положено в его время для поэта. Вел в Риме легкомысленный образ жизни, своей легкомысленной поэзией вступал в антагонизм с Августом.

1. Первый период его творчества: (до 2г н.э)

Любовные элегии—«Песни любви» (Восхваляется некая Коррина, но навряд ли это была реальная женщина, скорее условно-поэтический образ, обширные риторические декламации. Тематика—разнообразные любовные переживанияи похождения. Любовное чувство отличается непостоянством, излишней откровенностью и почти всегда лишено глубоких элементов, серьезности), «Героини» (показаны мифологические герои и героини, прежде всего чисто художественным стиль, образы любви не повседневного типа, а эстетически. Много глубокого психологизма, героини отличаются яркими индивидуальными чертами, ни одну нельзя отождествлять с другой, изображена разлука и пылкое желание), «Медикаменты для женского лица», «Наука любви». В целом, достаточно легкомысленно.

2.Второй период: первые годы до ссылки. «Метаморфозы»—главное произведение этого периода. Огромное произведение, содержащее примерно 250 разработанных превращений, располагая их в хронологическом порядке. Вся античная мифология начиная с самого древнего превращения—сотворения мира, кончая эпохой Цезаря. Превращение является глубочайшей основой первобытной мифологии, вообще любимый жанр эллинистической литературы. Дает фантастическую мифологию в качестве самостоятельного предмета, в то же самое время, реалистично.

3.Третий период—после ссылки. «Скорбные письма» (искренность тона, глубокое душевное страдание, моление Августа о пощаде) и «Письма с Понта» (письма к друзьям, просьбы о помиловании, однообразие тона, сетование на судьбу).

Метаморфозы» Овидия.

«Метаморфозы» Овидия — поэма в гексаметрах, состоящая из 15 книг; в них собрано свыше 200 сказаний. Овидий задумал не сборник сказаний, а «непрерывную поэму», в которой отдельные повествования были бы нанизаны на единую нить, это прежде всего хронологическая нить. Поэма движется от сотворения мира, которое является первым «превращением», превращением первозданного хаоса в космос, к историческим временам.

Пользуется «рамочным» методом, вводя одно предание внутрь другого как рассказ кого-либо из действующих лиц или как описание изображений на памятниках искусства.

Превращение является глубочайшей основой первобытной мифологии, вообще любимый жанр эллинистической литературы. Дает фантастическую мифологию в качестве самостоятельного предмета, в то же самое время для Овидия это часть философии. 4 идеи:

1. Вечность и неразрушимость материи.

2. вечная ее изменяемость.

3. постоянное превращение одних вещей в др.

4. вечное перевоплощение душ из одних тел в другие.

«Метаморфозы» - мифологическая поэма. Жанр поэмы Овидий определил сам: «песнь вечная». Это название очень важно. Его герои сохраняют душу, но меняют материальную оболочку. Овидий пытается все греческие мифы подверстать под превращения – 200 сюжетов.

Идея превращения связана с идеей движения. Композиция: 15 частей, каждая посвящена одной теме. Внутри они состоят из разного: элегии, послания, речи, диалоги, новеллы. Использует минимум художественных средств. Отбирает самое главное.

Медея собирается сварить зелье, надо за травой облететь 14 областей Греции, каждая область характеризуется одной деталью (Этна-вулкан). Уже в самом начале мы встречаем философское основание, в 15 песне выступает сам Пифагор.

кн 1: сотворение мира из Хаоса. описание четырех веков, потопа, превращение Дафны в лавровое дерево.

кн 2: миф о Фаэтонте, сыне Солнца, попросившем у отца его колесницу и чуть не сжегшем землю.

кн 3: о Нарциссе, отвергшем любовь нимфы Эхо, но влюбившемся в свое собственное изображение

кн 4: новелла о несчастной любви Пирама и Фисбы, получившая огромное распространение в европейской литературе

кн 6: сказание о Ниобе, гордившейся своими детьми и потерявшей их за высокомерную похвалу

кн 7: о ревнивой любви Кефала и Прокриды

кн 8: несчастный полет Дедала и Икара, идиллия Филемона и Бавкиды

кн 10: сказание об Орфее и Эвридике

кн 11: преданная любовь Кеика и Галькионы

Заключительная книга содержит изложение учения Пифагора о переселении душ

Наши рекомендации