Общая характеристика творчества Горация. Сатиры Горация и Ювенала.
Квинт Гораций Флакк (65 - 8 гг. до н. э.) - крупнейший поэт периода. В 44 г. в Афинах появился Брут, знаменитый убийца Цезаря, которому афиняне организовали торжественную встречу, видя в нем "борца с тираном", страдающего за свободолюбие. Брут вместе с Горацием принимал, по-видимому, участие в философских занятиях и увлек юношу своим пламенным республиканизмом. Гораций поступил в коллегию писцов казначейства в Риме. В это время Гораций начал свою поэтическую деятельность и обратил на себя внимание Мецената, став вскоре его приближенным. От предложения Августа стать его личным секретарем Гораций отказался.
Циклы творчества:
- эподы (ямбические стихотворения, написанные двустишиями). 1 кн. 18
- сатиры, написанные гекзаметром. (жанр формы «просвещенной беседы» подходил для изложения «правильных ценностей жизни». Каждой сатире соответствует одна определенная тема) 2 кн. 10 и 8
- оды. 4 кн. 20 различных размеров
Специфика од:
- всегда есть автобиографический момент
- ода строится как философское размышление о фактах жизненного опыта
«Золотая середина» - философия мудрости, рассудительности, красоты, гармонии, уравновешенности, умеренности. Считал правильным довольствоваться малым, ничего сверх меры.
Децим Юлий Ювенал
Родился в г. Аквин, около Рима. Долго был адвокатом и увлекался составлением декламаций, сатиры стал писать стариком, в 5 книгах. Переносит особенности риторического жанра в сатиры.
2 группы по содержанию:
1.1-9 – острообличительные. Клеймит все с позиции человека среднего достатка. Создает и положительную программу с примерами из жизни.
2.10-16 – отвлеченные рассуждения на моральные темы вообще. Протестует против всех пороков общества, социального неравенства, ополчился на аристократов, которые кичатся только имени.
· возмущен нравами и жизнью римлян.
· разврат, обжорство и пустота римской знати
· гиперболы, нагромождает определения, детали
· Вопросы доблести – современные аристократы гордятся родом, но развратники
· только высокие душевные качества делают человека благородным
· порицает жестокость императора
· обличает богачей и сочувствует интеллигентным профессиям (поэт, философ) (длинные генеалогии теряют ценность, если их обладатель недостоин славы предков)
· симпатия к страдающим беднякам
Оды Горация.
Сборник 23 года содержит стихотворения, написанные "алкеевой строфой", "сапфической", "асклепиадовой". Воспроизводя метрическое построение и общий стилистический тон эолийской лирики, Г. во всем остальном идет собственными путями. Использует худ. опыт разных периодов, нередко перекликается с эллинистической поэзией. Древнегреческая форма служит облачением для эллинистически-римского содержания. Мысль и воображение преобладают у Г. над чувством. Склонен к дидактической форме, характерной для античной лирики. Почти все мужские адресаты од - реальные лица, современники поэта, но никто кроме Мецената не удостаивается больше одного обращения. Обращение почти всегда содержит в себе волеизъявление или совет.
Группы:
- группа "увещевательных" стихотворений - лирика размышления.
- Любовная. Его любовь ближе к влюбленности. Возлюбленные: лидия, хлоя, рина, левканоя.
- оды на соц. и полит. темы. Горацицй выступает как пропагандист религиозных и моральных реформ в консервативном духе, возвещенных Августом.
"Наука поэзии " - как бы теоретический манифест римского классицизма времени Августа Г. осуждает "бессодержательные стишки и звучные пустячки" и подчеркивает основополагающее значение содержания. Гораций требует философского образования для поэта. Вместе с тем Г. принимает выдвинутый неотериками лозунг длительной и гщательной отделки поэтического произ-я. Написанное должно быть опубликовано только через 9 лет.
Наука поэзии» Горация.
«Наука поэзии» относится к типу нормативных поэтик, содержащих предписания с позиций определенного литературного направления. Свободная форма «послания» позволяет ему остановиться лишь на некоторых вопросах, более или менее актуальных, с точки зрения борьбы литературных направлений в Риме. Наука поэзии – теоретический манифестримского классицизма эпохи Августа. Осуждает бессодержательные стишки и подчеркивает основополагающее значение содержания. Требует философского образования для поэта. Гораций признавал за поэзией как учительное, так и развлекательное значение и считал техническую выучку столь же необходимой для поэта, как и талант. Произведение должно быть простым, целостным и гармоничным. Асимметрия, отступления, описательные экскурсы, манерность — все это нарушения канона красоты. Из отдельных поэтических жанров Гораций подробно останавливается только на драме. Устанавливаемый им канон предполагает трагедию классического типа. Правило о том, что трагедия должна состоять из пяти актов; оно стало впоследствии одной из основных норм трагедии европейского классицизма.