Оральный и артикуляционный пракенсы
Диалогическая речь
Больным с грубым речевым дефектом недоступно поддержание диалога. При меньшей грубости речевого нарушения больные способны участвовать в ситуативном диалоге, но при этом отмечаются частые эхолалии. прямое использование текста вопроса для ответа. Может наблюдаться стереотипность ответов, персеверации (застревание на фрагментах предыдущих ответов). Выражены трудности переключения с одного фрагмента слова на другой. Наиболее доступен ситуативный диалог.
При легкой степени выраженности афазии диалогическая речь в общем сохранена и близка к норме, хотя нередко остается некоторая стереотипность формулировок, недостаточная развернутость вопросно-ответных видов речи. Имеются также специфические произносительные трудности.
Называние
Некоторым больным даже с грубой формой эфферентной моторной афазии доступно воспроизведение отдельных высокочастотных номинаций, артикуляционное выражение которых является высоко упроченным преморбидно. Вместе с тем называнию серьезно препятствуют персеверации, проявляющиеся в трудностях артикуляционных переключений внутри слов.
При средней степени выраженности данной формы афазии название как функция нарушена не грубо. Однако трудности звуковой (артикуляционной) организации слова довольно значительны. Отсутствует способность воспроизводить слова на основе их кинетических мелодий. Слоговая структура часто нарушена.
У больных с легкой эфферентной моторной афазией называние в общем сохранено, однако имеется определенный словарный дефицит. Больные редко продуцируют малочастотные называния, избегают слов со сложной звуковой структурой.
Фраза по сюжетной картинке
Больным с грубым речевым дефектом составление фраз по сюжетной картинке практически недоступно. Они конструируют лишь очень простые по синтаксической структуре фразы. Часты пропуски названий действий, реже— предметов, служебных частей речи, в окончаниях и т.п., однако кроме этих элементов «телеграфного стиля» имеются и произносительные трудности.
В случае средней и легкой степени выраженности речевого нарушения больные справляются с составлением по сюжетной картинке фраз относительно простых грамматических моделей. Встречаются отдельные аграмматизмы.
Пересказ текстов
У больных с грубой и средней степенью выраженности эфферентной моторной афазии обнаруживаются дефекты, сходные с теми, которые имеются у больных с афферентной моторной афазией. Это объясняется тем, что и те и другие лишены полноценных артикуляционных опор.
При легкой афазии пересказ текстов сопровождается отдельными трудностями конструирования фразы, имеются элементы аграмматизма типа телеграфного стиля. Высказывания несколько бедны просодически, есть отдельные артикуляционные застревания.
Понимание речи
Первичные расстройства функции понимания отсутствуют даже у больных с грубой афазией. Однако имеют место и трудности восприятия речи из-за отсугствия полноценных артикуляционных опор, а также инертности в области переключения слухового внимания. Отмечается неполное понимание речевых конструкций, в которых грамматические элементы несут существенную смысловую нагрузку.
При средней и легкой степени выраженности эфферентной моторной афазии особенности понимания речи менее выражены и аналогичны особенностям нарушения речи у больных с грубой эфферентной моторной афазией.
Объем слухо-речевой памяти
Клинические проявления нарушений слухо-речевой памяти те же. что и при афферентной моторной афазии.
Состояние функции чтения
У больных с грубой степенью выраженности эфферентной моторной афазии чтение практически отсутствует. Имеется способность к прочитыванию отдельных букв, поскольку связь «артикуле-ма— графема» сохранена. Прочитывание слогов происходит со значительными артикуляционными затруднениями. Чтение слов недоступно больному, т.е. имеются трудности артикуляционной деятельности, связанной с необходимостью воспроизведения не единичных, а серий графем. Вместе с тем у большей части больных имеются некоторые возможности глобального чтения (раскладывание подписей под картинками и т.д.). При меньших степенях грубости эфферентной моторной афазии чтение в значительной мере сохранно.
Состояние функции письма
У больных с грубой степенью выраженности эфференой моторной афазии дефекты письма качественно те же, что и при грубой степени афферентной моторной афазии. При меньшей грубости дефекта в письме под диктовку больные допускают большое число литеральных парафазии, выступающих в виде персевераций, пропусков не только согласных, но и гласных звуков. В основном это обусловлено нарушениями звуко-буквенного анализа состава слова, а именно трудностями организации его сукцессивной звуковой структуры.
ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Спонтанная речь
У больных с грубой динамической афазией спонтанная речь практически отсутствует, за исключением отдельных упроченных в прежней речевой практике речевых штампов, преимущественно разговорно-бытового характера. При их воспроизведении не обнаруживается каких-либо произносительных трудностей, однако интонационная картина отличается однообразием. Речевая активность низкая. Часты эхолалии. Больные постоянно нуждаются в стимулировании речи извне.
У больных со средней степенью выраженности афазии спонтанная речь состоит из коротких фраз, однообразных по синтаксической структуре. Имеется аграмматизм «телеграфного стиля». В целом высказывание выглядит бедным, однообразным по интонированию. Словарный состав без резких ограничений. Произносительных дефектов не отмечается. Речевая активность низкая. Преобладает диалогическая речь. Отмечаются эхолалии. Часто встречаются речевые штампы как разговорные, так и профессиональные.
В случае легкой степени выраженности афазии спонтанное высказывание достаточно развернуто, но отличается обеднением со стороны логических построений и стереотипностью синтаксической структуры. Часто повторяются одни и те же обороты речи, упроченные ранее в бытовой и профессиональной речи. Общий рисунок характеризуется недостаточной интонационной выразительностью. Морфологическая структура речи отличается уменьшением модально-оценочных слов, служебных частей речи и т.д. У некоторых больных встречаются аграмматизмы согласования. Произносительные трудности не выявляются. Речевая активность ниже нормы. Эхолалии возникают в основном «на истощении».
Речевые автоматизмы
Больные всех трех степеней выраженности дефекта легко справляются со всеми видами прямой автоматизированной речи. Обратный счет, перечисление дней недели, месяцев в обратном порядке сопровождается персеверациями, истощением внимания, соскальзыванием на прямой порядок перечисления и т.д.
Повторная речь
У больных с грубой степенью выраженности речевого дефекта повторная речь носит в основном характер эхолалии. Повторяемые слова и фразы, как правило, не осмыслены. Выражены персеверации в виде «добавочной» речевой продукции, обусловленной персеверациями по типу застревания на предыдущих фрагментах или же по типу звукового и смыслового соскальзывания.
При средней степени выраженности дефекта повторная речь «опережает» остальные виды речевой деятельности, однако в ней имеются эхолалии и недостаточное осмысление. Встречаются штампы, возникающие непроизвольно, персевераторно. Просодический компонент изменен в сторону снижения выразительности, эмоциональной однозначности.
У больных с легкой динамической афазией повторная речь в целом сохранена, за исключением наличия отдельных эхолалии «на истощении».
Диалогическая речь
Диалогическая речь больных с грубой степенью выраженности речевого дефекта практически отсутствует. Они в состоянии лишь отвечать словами «да» или «нет», а также используют в качестве ответов отдельные междометия. Возможно участие больных в диалоге, однако ответы стереотипны, преобладают речевые штампы. Наиболее доступен ситуативный диалог.
При меньшей степени выраженности афазии диалогическая речь в целом сохранена, но отмечается некоторая стереотипность формулировок, недостаточная развернутость вопросно-ответных форм речи.
Называние
Даже при грубой степени выраженности динамической афазии больные, как правило, могут найти и назвать обиходные предметы. При средней степени выраженности речевого дефекта номинативная функция речи вообще без грубых нарушений, однако предметный словарь существенно превосходит глагольный. В случае легкой динамической афазии называние в общем сохранено.
Фраза по сюжетной картинке
При грубой степени выраженности динамической афазии больные не в состоянии составить фразу по сюжетной картинке. При средней степени грубости дефекта составление простой фразы по сюжетной картинке возможно, однако часто возникают трудности речевого программирования на уровне глубинной структуры фразы (неспособность устанавливать субъектно-предикативные, субъект-но-объектные отношения и т.п.), а также на уровне поверхностного синтаксиса: ошибки во флексиях, предлогах и других грамматических элементах высказывания.
Больные с легкой динамической афазией, как правило, справляются с конструированием фразы по сюжетной картинке.
Пересказ текстов
Пересказ текстов больным с грубым речевым дефектом практически недоступен.
Больные с менее грубой афазией пересказывают текст чаще всего в форме ответов на вопросы или по очень подробному плану. При этом обнаруживается явная «привязанность» ответов к синтаксической модели вопроса.
Больные с легкой степенью данной формы афазии в общем справляются с пересказом текста, однако имеются трудности конструирования сложных фраз. Встречаются также отдельные аграмма-тизмы.
Понимание речи
Больные с грубым дефектом понимают речь неполностью главным образом вследствие истощения внимания, персевераций. Выявляются элементы «полевого поведения»: больной отвлекается на то, что находится в пределах зрения. Иногда затруднено понимание грамматически сложно построенной речи. Отмечаются явления «псевдоотчуждения смысла слова» из-за трудностей включения в задание.
Картина расстройств понимания у больных с более легким речевым дефектом в основном та же.
Объем слухо-речевой памяти
Объем слухо-речевой памяти при грубой динамической афазии исследовать затруднительно из-за дефектов понимания. Объем слухо-речевой памяти у больных с более легким дефектом первично сужен, имеются элементы «отвлечения» внимания при восприятии речевых рядов.
Чтение
Чтение отдельных букв в простых словах доступно даже больным с грубой динамической афазией. Чтение фраз с искажениями, вызванными персеверациями, приводящими к застреванию на отдельных словах и невозможности переключиться на следующие. В более легких случаях чтение как функция сохранено, однако имеются явления «застревания» на отдельных фрагментах текста, пропуски слов и целых словосочетаний. При применении специальных приемов, концентрирующих внимание больного, возможности понимания в значительной мере расширяются. Понимание прочитанного текста иногда не совсем полное, главным образом из-за недостаточности функции внимания.
Письмо
Письмо отдельных букв и простых слов большинству больных с грубой степенью данной формы афазии доступно, так же, как и списывание. Однако при письме под диктовку более сложных слов и фраз больные допускают ряд искажений, в основном в виде пропусков и персевераторных «добавок» элементов текста. Письмо «от себя» практически недоступно из-за общего снижения речевой активности.
У больных с более легкой динамической афазией не выявляется грубых нарушений в области звуко-буквенного анализа состава слова, хотя имеются ошибки в результате недостаточности в сфере внимания. Письмо «от себя» ограничивается стереотипными речевыми конструкциями, свидетельствующими о речевой аспонтанно-сти не только в устной, но и в письменной речи. Имеются ошибки персевераторного характера, некоторым больным свойственны аг-рамматизмы согласования.
При легкой степени выраженности динамической афазии письмо как функция не страдает, однако имеются определенные особенности письменной речи: бедность формулировок, их стереотипность, недостаточная степень развернутости как результат прежде всего недостаточной речевой активности и трудностей программирования письменного высказывания.
СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ
Понимание речи
У больных с грубой сенсорной афазией объем понимания речи крайне ограничен. Больные в состоянии понимать лишь сугубо ситуативную речь, близкую им по тематике. Выявляется грубое отчуждение смысла слова при показе частей тела и предметов. Устные инструкции не выполняются или выполняются с грубыми искажениями. В основе этих явлений — первичное грубое нарушение фонематического слуха. При восприятии речи больные усиленно опираются на мимику, жест, интонацию собеседника.
Больные с менее грубым речевым дефектом в общем понимают ситуативную речь, однако понимание более сложных внеситуативных видов речи затруднено. Имеются ошибки в осмыслении — па-рагнозии, отчуждение смысла слова на названия отдельных предметов и частей тела. В их основе лежат первичные расстройства фонематического слуха. Иногда больные в состоянии дифференцировать слова с оппозиционными фонемами, но в соответствующих слогах допускают ошибки. Резко выраженной диссоциации между возможностью понимания слов с абстрактным и конкретным значениями не выявляется, хотя предметная отнесенность страдает чаще, чем переносный смысл слова. На способность понимания речи оказывает существенное влияние темп речи собеседника и ее просодические особенности. В задании оценить правильность речевой конструкции больные, как правило, отличают грамматически искаженные конструкции от правильных, но не замечают в них смысловых несоответствий. Они в состоянии заметить лишь грубые смысловые искажения. Устные инструкции выполняются с частыми ошибками.
При легкой степени дефекта больные относительно свободно понимают речь, однако имеются определенные трудности восприятия развернугых текстов, требующих совершения ряда последовательных логических операций. Иногда в усложненных условиях обнаруживаются элементы отчуждения смысла слова. Поэтому дефекты фонематического слуха также проявляются редко, в основном в условиях истощения слухового внимания. Устные инструкции доступны.
Объем слухо-речевойпамяти
При грубой афазии объем слухо-речевой памяти исследовать в большинстве случаев не удается из-за грубости первичного нарушения фонематического слуха. В менее грубых случаях объем слухо-речевой памяти существенно ограничен. У больных с легкой сенсорной афазией объем слухо-речевой памяти лишь несколько ограничен.
Спонтанная речь
При грубой степени выраженности сенсорной афазии спонтанная речь изменена по типу «словесного салата»: обилие литеральных и вербальных парафазии, логорея. явления звукового и смыслового «соскальзывания». Выявляются многочисленные аграмматиз-мы согласования, но в целом речь больных производит впечатление потока. Интонации богаты, темп несколько убыстрен, имеются ошибки в ударениях; лексика разнообразна. В ней преобладают глаголы, а также междометия и другие служебные части речи. Больные сопровождают высказывание разнообразной адекватной мимикой и жестами. Несмотря на грубые искажения фонематической и лекси-ко-грамматической стороны высказывания, его общая смысловая направленность, как правило, передастся больным. Самоконтроль практически отсутствует.
При менее грубом речевом дефекте спонтанная речь больных также характеризуется наличием литеральных и вербальных парафазии, элементами логореи. Встречаются аграмматизмы согласования. Темп речи несколько убыстрен, однако имеются паузы внутри слов и между словами, обусловленные попытками самоконтроля и самокоррекции. Лексический состав высказывания представлен разнообразными частями речи, среди которых тем не
менее преобладают глаголы, междометия, местоимения, различные модально-оценочные слова. Имеются слова с конкретным и абстрактным значением. Встречаются речевые штампы, в которые вплетаются собственные парафазии, построенные по индивидуально упроченным речевым клише. В результате неспособности изменить высказывание в соответствии с аггуацией речевого общения, отдельные его фрагменты приобретают вычурное причудливо-витиеватое звучание. Несмотря на ограниченность высокоинформативных слов, общий смысл высказывания больным в большинстве случаев удается передать. Интонирование яркое. Мимика и жесты подчеркнуты. Произносительных трудностей не выявляется.
У больных с легкой сенсорной афазией собственная речь больных достаточно развернута, разнообразна по лексическому составу и синтаксической структуре. Отмечаются редкие литеральные и вербальные парафазии, чаще контролируемые больными. I ^сколько повышен удельный вес служебных частей речи, по сравнению со знаменательными. За счет повторяемости фрагментов высказывания создается впечатление склонности к логорее. Темп речи убыстренный. Имеются отдельные ошибки в ударении. Интонации разнообразные, выразительные. Произносительные трудности отсутствуют. Иногда речь имеет затейливый, витиеватый стилистически рисунок. Индивидуальные вербальные парафазии вплетаются больными в речевые конструкции, высокоавтоматизированные в речи больного до его заболевания. Кроме того, характерны метафорические выражения, придающие высказыванию псевдопоэтическую окраску.
Повторная речь
При грубой степени выраженности афазии повторная речь крайне ограничена. В основном больной повторяет лишь хорошо знакомые слова, допуская в них большое число звуковых искажений. В случае менее грубого дефекта речи при повторении звуков отмечаются замены на основе их акустической близости; при повторении слогов обнаруживается тенденция к их трансформации в осмыслении слова. При этом больные опираются на абрис слова. При повторении фраз характерно сохранение длины предложения, его синтаксического и просодического рисунка при грубых искажениях лексического состава.
У больных с легкой сенсорной афазией степень нарушения повторной речи приблизительно соответствует уровню восстановления спонтанной. Из искажений, допускаемых при повторении, наиболее значимы литеральные и вербальные парафазии, имеющие место в сложных речевых конструкциях.
Диалогическая речь
У больных с грубым речевым расстройством диалогическая речь крайне ограничена из-за трудностей понимания вопроса. В тех случаях, когда сугубо ситуативный вопрос оказывается понятным, больные дают на него ответ, который насыщен разнообразными искажениями. Конкретные сведения в ответе практически отсутствуют. Удается лишь уловить, и то не всегда, общую смысловую направленность.
При менее грубой афазии диалогическая речь возможна, но ответы не всегда достаточно информативны. Кроме того, больной часто не понимает лаконичных по форме вопросов, в связи с чем приходится вводить дополнительные слова, поясняющие их.
В случае легкой сенсорной афазии диалогическая речь практически не нарушена, однако отдельные трудности понимания сложных по смысловой структуре вопросов сохраняются.
Называние
Попытки называния у больных с грубой сенсорной афазией сопровождаются многочисленными искажениями звуковой структуры слова, вербальными парафазиями на основе акустической и смысловой близости слов. Называние распространенных действий несколько легче, чем предметов.
При менее грубом дефекте больные в состоянии называть обиходные предметы и распространенные действия. В менее частотных номинациях ими допускаются разнообразные искажения — литеральные и вербальные.
У больных с легкой сенсорной афазией называние как функция практически не страдает, однако при продуцировании отдельных номинаций имеют место трудности звуковой организации слов-названий.
Фраза по сюжетной картинке
Попытки составить фразу у больных с грубо выраженной афазией сводятся к продуцированию отдельных слов или словосочетаний, не всегда связанных по смыслу и перемежаемых многочисленными междометиями.
Больные с менее грубым дефектом справляются с речевым изложением сюжета картинки, однако чаще всего они составляют всего несколько фрагментарно построенных фраз, в которых нередко сообщаются сведения, не имеющие прямого отношения к сюжету. Задание сказать лаконично (двумя-тремя словами) больным практически недоступно.
Больные с легкой афазией способны составить фразу по сюжетной картинке, однако для нее характерно некоторое «усложнение» синтаксической и лексической структуры.
Пересказ текстов
Пересказ текстов больным с грубой степенью выраженности речевого дефекта недоступен. Больные с более легкой сенсорной афазией пересказывают текст, но часто допускают искажения, характерные для экспрессивной речи в целом. Общая смысловая направленность сюжета больным передается. Нередко отмечаются элементы логореи. некоторая вычурность стиля изложения.
Чтение
У больных с грубой сенсорной афазией чтение в состоянии распада. Больные не могут прочитывать вслух и узнавать отдельные буквы. Ассоциативная связь «фонема—графема» грубо нарушена. Имеются лишь элементы глобального чтения.
При средней степени выраженности афазии чтение вслух возможно, но сопровождается теми же искажениями, что и при других видах экспрессивной речи. Отдельные буквы больной узнает и прочитывает вслух.
Больные с легким речевым дефектом достаточно свободно читают фразы и даже тексты. Иногда отмечаются вербальные и литеральные искажения в сложных по звуковой и смысловой структуре элементах текста.
Письмо
При грубой афазии письмо как функция отсутствует. Больные пишут обычно лишь свою фамилию, имя, наиболее высоко упроченные слова. Списывание букв, слогов и фраз сопровождается многочисленными ошибками, обусловленными звуковой лабильностью. Самоконтроль и попытки коррекции отсутствуют. Звуко-буквенный анализ состава слова грубо нарушен.
При средней степени выраженности афазии отмечаются грубые нарушения письменной речи. Больные списывают слова и даже простые фразы, однако письмо под диктовку изобилует многочисленными литеральными и вербальными искажениями нестандаргного типа. Имеется тенденция «привязать» звук к какому-либо слову и таким образом облегчить соотнесение его акустического и графического образа. При попытках звуко-буквенного анализа состава слова допускаются грубые ошибки в определении количества и качества звуков.
У больных с легкой сенсорной афазией письменная речь без грубых искажений. Имеется письмо не только под диктовку, но и «от себя». Витиеватость формулирования мысли носит в письме еще более выраженный характер, чем в устной речи.
АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Понимание речи и объем слухо-речевой памяти
Больным с грубой акустико-мнестической афазией понимание коротких речевых конструкций, как правило, доступно. При восприятии более развернутых текстов обнаруживаются ошибки осмысления. Больные начинают волноваться, переспрашивать, просят, чтобы говорили медленнее. Показ предметов и частей тела по единичным названиям доступен. При предъявлении серий названий возникает отчуждение смысла слова. Первичных нарушений фонематического слуха не выявляется, однако объем слухо-речевой памяти часто недостаточен для удержания речевого ряда даже из 3-х и более элементов — гласных звуков или слов. Простые (однозначные) устные инструкции больные, как правило, выполняют, многочленные — нет.
При более легкой степени выраженности афазии понимание ситуативной, диалогической и некоторых форм внеситуативной речи страдает незначительно. Однако восприятие развернутых текстов, особенно
по радио, затрудняет больного, как и выполнение многочисленных устных инструкций. При серийном предъявлении названий предметов и частей тела иногда возникает отчуждение смысла слова.
Спонтанная речь
У больных с грубой акустико-мнестической афазией экспрессивная речь представлена короткими фразами, разнообразными по лексико-грамматической структуре. Вместе с тем имеют место достаточно частые вербальные парафазии и паузы, обусловленные характерными трудностями нахождения нужного слова. В длинных, сложных по звуковой структуре словах, имеются искажения в последовательности звукоряда, составляющего слово: перестановки, пропуски, добавки звуков и слов в результате антиципации, слабости акустических следов. Особенно затрудняет больного продуцирование малочастотных слов.
У больных с более легкой степенью выраженности данной формы афазии экспрессивная речь достаточно развернута, словарный состав разнообразен, фразовая речь представлена предложениями различных синтаксических моделей. Несколько ограничено при этом использование длинных фраз с придаточными предложениями, причастными, деепричастными оборотами и т.д. Иногда выявляются трудности нахождения нужного слова по амнесгическому типу и еще реже— затруднения в организации последовательной звуковой структуры сложных слов.
Повторная речь
Повторная речь у больных даже с грубым речевым дефектом как функция не страдает, но имеют место ошибки, связанные с недостаточностью удержания воспринятого текста. Слова и фразы, доступные для непосредственного восприятия и повторения, оказываются забытыми, «стертыми» после введения какой-либо интерференции (пауза, вопрос, счет и т.п.).
При меньшей выраженности речевого расстройства повторная речь практически сохранена, за исключением повторения развернутых речевых конструкций, серий слов и фраз. Здесь явно сказывается недостаточность объема удержания речевой информации и слабость акустических следов.
Диалогическая речь
Диалогическая речь больных со всеми степенями выраженности данной формы афазии оказывается нарушенной менее остальных видов речевой деятельности, поскольку здесь возможно восприятие речевой информации парциально.
Называние
У больных с грубо выраженным дефектом речи имеются трудности называния, преимущественно предметов. В основе — недостаточность в сфере зрительных представлений. Часто выражены трудности актуализации имен собственных и названий цифр. При более легкой афазии имеются отдельные трудности нахождения в основном малочастотных слов, некоторых имен собственных, чисел, дат. запоминания номеров телефонов.
Фраза по сюжетной картинке
У больных со всеми степенями выраженности данной формы афазии возможности конструирования фразы по сюжетной картинке соответствуют возможностям устной речи.
Пересказ текстов
При грубо выраженной акустико-мнестической афазии пересказ затруднен существенным образом. Качество его прямо зависит от длины рассказа и сложности сюжета, т.е. основным препятствием является трудность удержания фрагментов текста. При менее грубом дефекте пересказ коротких сюжетных текстов полностью доступен. Пересказ развернутых и описательных текстов несколько затруднен.
Чтение
Чтение как функция при данной форме афазии не страдает. Понимание находится в тесной зависимости от длины читаемого текста.
Письмо
У всех больных с акустико-мнестической афазией состояние функции письма «опережает» устную речь, независимо от степени выраженности дефекта. Звуко-буквенный анализ состава слова первично не страдает, однако в письме под диктовку имеют место ошибки, связанные с трудностями удержания воспринимаемого на слух текста: пропуски слов, вербальные парафазии.
СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Экспрессивная речь
Экспрессивная речь у больных с данной формой афазии практически не изменена. Можно отметить лишь ограничение числа сложных логико-грамматических оборотов речи, более редкое (в сравнении с нормой), использование пространственных предлогов и слов с пространственным значением.
Понимание речи
Понимание ситуативной и неситуативной речи доступно в том случае, если в ней отсутствуют сложные логико-грамматические обороты речи. Тексты, содержащие логико-грамматические построения, как правило, понимаются больными с трудом. При этом может иметь место преобладание трудностей понимания сложных конструкций того или иного типа: атрибутивных, возвратных, страдательных, инвертированных, пространственных и т.д. Эти нарушения понимания являются следствием характерного для больных этой группы импрессивного аграмматизма. Больных затрудняет также понимание значений пространственных предлогов и отдельных морфем, например, приставок со значением удаления, приближения и т.д. Кроме того, больные не в состоянии соотнести значение предлога со схемой, изображающей пространственные взаимоотношения объектов.
У большинства больных с семантической афазией имеют место нарушения симультанного зрительного гнозиса. Отмечаются и первичные расстройства функции счета. Страдает, в частности, представление о разрядном строении числа, больные затрудняются в простых счетных операциях «с переходом через десятою).
ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Стадия грубых расстройств
1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания;
— выполнение различных видов неречевой деятельности (рисование, лепка и т.д.);
— оценка искаженных изображений, слов, фраз и т.д.;
— ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;
— прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да», «нет».
2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи:
— автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов: «да», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо» и т. д.;
— автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда», «кто там?», «тише!» и т.д.
3. Преодоление расстройств речевого программирования:
— стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;
— конструирование фраз простейших синтаксических моделей с опорой на фишки и простую сюжетную картинку;
— выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в номинативных формах;
— раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключенному в них сюжету.
4. Преодоление расстройств грамматического структурирования (см. п. 2 разд. «Расстройства средней выраженности при эфферентной моторной афазии»— в программе восстановительного обучения).
5. Стимулирование письменной речи:
— раскладывание подписей под картинками;
— чтение идеограммных слов и фраз.
СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ
СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Зрительные агнозии.
Зрительное восприятие является основным каналом, по которому человек получает информацию об окружающем мире. Как и все психические процессы человека зрительное восприятие— прижизненно формируемый активный процесс. В основе зрительной перцепции лежит рефлекторный акт, содержащий афферентные и эфферентные звенья. Сформированное восприятие обладает свойствами произвольности, избирательности, предметности, константности, категориальное™. Общий принцип работы зрительной системы состоит в симультанности анализа и синтеза зрительной информации.
Выделено несколько основных форм зрительного восприятия: предмет, пространство, движение, цвет, символ.
Зрительные агнозии характеризуются нарушением опознания объектов и изображений действительности, воспринимаемых зрительно при отсутствии элементарных расстройств зрения. Зрительные агнозии являются следствием поражения коркового звена зрительного анализатора, преимущественно 18 и 19 полей по Бродману, чаще нарушения в зрительном восприятии обнаруживаются при двусторонних, но иногда и односторонних поражениях височно-затылочных и теменно-затылочных зон мозга.
Наличие различных видов нарушений зрительного гнозиса свидетельствует о высоко дифференцированном представительстве в зрительной коре различных классов зрительных образов.
В соответствии с формами зрительного восприятия клинические наблюдения позволили выделить следующие виды зрительных агнозий:
а) предметная агнозия;
б) оптико-постранственная агнозия (апрактогнозия);
в) буквенная и цифровая агнозия;
г) агнозия на цвета;
д) агнозия на лица.
Предметная агнозия
Этот вид агнозии характеризуется нарушением узнавания предметов или их изображений. В основе лежат дефекты опознания формы, контуров предмета Как правило, предметная агнозия возникает при двусторонних поражениях височно-затылочных отделов мозга, однако может быть вызвана и односторонним поражением правого или левого полушария.
Двусторонние очаги обусловливают серьезные расстройства предметного гнозиса, больные не узнают даже простых изображений обиходных предметов, путают сходные изображения.
При односторонних височно-затылочных очагах, расположенных в правом полушарии, дефекты опознания предметных изображений проявляются в основном в:
— фрагментарности восприятия образа;
— тенденции к дополнению образа до целого по догадке;
— неспособности выделить индивидуальные характеристики, присущие непосредственно данному, конкретному предмету.
При односторонних очагах, расположенных в задневисочных отделах левого полушария, больные не распознают предметы, изображенные стилизованно, перечеркнутые и наложенные друг на друга предметы. В целом характер расстройств сходен с правопо-лушарными, но, как правило, симптомы нарушений выражены мягче, зачастую необходимы специальные экспериментальные условия для их выявления. Специфичными для левосторонних поражений являются трудности называния объектов, воспринимаемых оптически, т.е. имеет место «оптическая предметная афазия» (по терминологии Е.П. Кок). Характерно, что называние тех же предметов, воспринимаемых не оптически, а тактильно, на ощупь, может не вызывать у больных соответствующих затруднений.
Вариантом оптико-гностических расстройств является симультанная агнозия (синдром Балинта). Этот вид расстройств характеризуется сужением объема восприятия до одного объекта. Больные хорошо воспринимают отдельные предметы, но не в состоянии увидеть группу предметов, охватить ситуацию, изображенную на сюжетной картинке. Симультанная агнозия возникает при правополу-шарном или двустороннем поражении затылочных систем мозга.
Агнозия на цвета