Просодических компонентов речи
1. Перед началом каждого занятия пациента необхо
димо посадить на стул или на табурет и максимальн
расслабить плечевой пояс. Для этого, например, можн
предложить вспомнить и изобразить тряпичную куют
или Пьеро из сказки «Золотой ключик». Слегка откину
голову назад — расслабляем мышцы шеи и затылочны
мышцы. Достигаем ощущения вялости и расслабления
мышцах щек, губ, языка. Губы и зубы слегка разомкну
ты. На лице — «маска покоя». Дыхание спокойное, ров
ное.
Для того чтобы настроить пациента на занятие и вое становить ритм дыхания, можно предложить ему не сколько минут послушать приятную музыку.
2. После достижения определенного уровня релакса^
ции можно переходить к работе над голосом, развитиен
фонационного дыхания и произношением.
После массажа звук голоса целесообразно вызыват на стоне или имитации мычания. Полученный звук го" лоса «м» сочетается с гласными «у», «о», «а», «я» в пря; мых и обратных слогах.
«Мычание» производится пациентом с закрыты ртом, на выдохе, коротко, медленно, сначала тихо медленно, при спокойном положении языка. Звук до жен получиться без напряжения, на низких*нотах. Ата звука мягкая, то есть голосовые складки не должн смыкаться раньше прохождения через голосовую шел выдыхаемой струи воздуха, а должны смыкаться или од, новременно с выдыхаемой струей или несколько позж
Работа над голосом начинается именно с звука «м» так как при произнесении этого звука объем глоточно резонатора сужен, а резонирует носовая полость, и па циент хорошо слышит себя.
Звук «м» — наиболее простой звук с анатомо-физио-логической точки зрения — по участию языка, губ, нёбной занавески. Незначительный импеданс уменьшаем напряжение голосовых складок, создает наиболее щадя щий режим их работы, что особенно важно при имею-
пн
шсйся вокальной судороге при 'тикании, а также и при * мыкательном гортанном спазме.
При произнесении звука «м» большую роль играют [актильно-вибрационные ощущения — ощущения дро-пания губ, щек, крыльев носа, гортани, альвеолярного исростка, нижней челюсти, — которые способствуют рема ксации органов голосообразования и артикуляции.
Начинаем с упражнения «Голос в маску»: голова немного опущена вниз, длительно произносим «мммм-
мм...»
Слоговые ряды произносятся в следующей последо-
пительности:
му-ма-мо-ми-мэ
ум-ам-ом-им-эм
мну-мна-мно-мнэ
мгу-мга-мго-мгэ
ну-на-но-нэ
нгу-нга-нго-нгэ
В сочетании фонационных и простых дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания. »1ия, развития фонационного дыхания подбираются дифференциальные упражнения, тренирующие дифференцированный вдох и выдох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыхательный аппарат к фонации, кимогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно ишнррагмы:
— упражнение «Качалка»: вдох (живот выпячивает-» я) — выдох (подтягивается);
— упражнение «Цветочный магазин» — тренировка 1 нубокого медленного вдоха через нос (контроль нижне-|нЬсрного диафрагмального дыхания);
— упражнение «Свеча» — тренировка ровного, медианного выдоха при дутье на воображаемое или реальное штмя свечи;
— упражнение «Упрямая свеча» — тренировка ин-«г исивного, сильного выдоха;
— упражнение «Погашу свечу» — тренировка интен-
и иного, прерывистого выдоха с произнесением «фу!
Фу'- фу!»;
— упражнение «Насос» — тренировка продолжитель-; ного сильного выдоха при длительном произнесении" звука «ссссс...».
Одно из основных условий правильной речи — до-; статочная громкость голоса, его выразительность и полетность.
При заикании смыкательная голосовая судорога провоцирует жесткую голосоподачу, — первый звук или слог «выдавливается», субъективно появляется крайне неприятное ощущение в области гортани. Поэтому в процессе работы над произношением звуков и слоговых сочетаний, необходимо отрабатывать также и мягкое, ■'< аккуратное, плавное произношение тех или иных зву- \ ков. Звук или звукосочетания произносятся с выдохом \ или даже с некоторой задержкой, вслед за выдохом. Выдох всегда направляем на гласный звук.
Ясность и четкость произношения — еще одно требование, предъявляемое к правильной речи. Произношение гласных звуков «полной» артикуляцией обеспечивает хорошую дикцию. Согласные же звуки необходимо произносить аккуратно, как бы «сдувая с губ», «проскальзывая».
В начале работы можно рекомендовать подчеркнуто ; выразительное произнесение гласных звуков, что явля-. ется залогом четкой артикуляции. При этом нельзя забывать о мягкой голосоподаче.
Упражнение 1
1) Каждый гласный звук проартикулировать без голоса.
2) Каждый звук произнести:
— шепотом;
— тихим голосом;
— голосом средней громкости;
— громко.
А---------------------- :-------------------------------------
О-------------------------------------------------------------
у ------------------------------------------------------------
и--------------------------------------
э--------------------------------------
АЭ----- АУ------ АО ------ АИ------- ОУ------
ОИ------ ОЭ------ ОА------ и т.д.
АОЭ----- ЭОА------ ОУА----- УАО ЭИО------
УИЭ------ ОАО ------ и т.д.
АОУИ — ОУАИ---- ОУЭА — ЭАУО --
ЭОУА-- АУОИ -- ЭОАУ-- и т.д.
Произношение каждого отдельного звука или звука I* составе звукосочетания согласовывается с плавным го-idi юнтальным движением ведущей руки («дирижирование»).
Необходимо отслеживать четкость артикуляции каж-tnio звука, а также громкость и полётность голоса.
Сила голоса зависит от уровня подсвязочного давлении воздуха и плотности смыкания голосовых складок. Умение изменять силу голоса — одно из важных его вы-т штельных средств. Нужно научиться говорить громко, •I»но, четко, постепенно изменяя силу голоса — от гром-| ого произнесения к среднему и тихому, и наоборот:
У-У-0-о-а-а-и-и-э-э-э — постепенно произнесение имуков на одном выдохе все более удлиняется, но сила кнюса остается неизменной.
Произнесение звуковых сочетаний сопровождается лирижированием»:
ауи-эуо-уоа-эуа-иао-оуи-ауэ-уаи-эуо и т.д.
Постепенно звуковой ряд удлиняется:
ауэо-оуаэ-эоуа-эуаи... ауоиа-уаоиэ-эуоаи-уаоуи..
Усиление голоса: артикуляция звука — шепот — тихо — цюмко...
о-о-о-О ауи-ауи-ауи-АУИ
а-а-а-А оуи-оуи-оуи-ОУИ
и-и-и-И оуа-оуа-оуа-ОУА
>э-э-Э эуи-эуи-эуи-ЭУИ
Ослабление голоса: громко — тихо — шепот — арти-t умиция звука...
ОУ-оу-оу-оу...
ОИ-ои-ои-ои...
АИ-аи-аи-аи...
W-эу-эу-эу...
АУИ-ауи-ауи-ауи...
ОУИ-оуи-оуи-оуи...
')УИ-эуи-эуи-эуи...
Усиление голоса с увеличением длительности звуча ния:
а-а-А-А...
у-у-У-У...
о-о-0-0......
и-и-И-И.....
э-э-Э-Э.....
оу-оу-ОУ-ОУ....
аи-аи-АИ-АИ....
уи-уи-УИ-УИ...
Ослабление голоса с увеличением длительности звучания:
А-А-а-а-а....
О-О-о-о-о....
У-У-у-у-у....
Счет десятками с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса.
Развитие силы голоса:
У-У А-А О-О
У У А А О О
АУ - АУ АУИ - АУИ ОУИ - ОУИ
АУ АУ АУИ АУИ ОУИ ОУИ
Имитация укачивания ребенка, куклы:
А А А А А А
A A AAA
У У У У У У
У У У У У
При работе над тембром голоса у заикающегося перед логопедом стоят следующие задачи:
— выработать звонкость, собранность звучания;
— нивелировать сдавленность голоса путем разна пряжения мышц шеи и гортани;
— снять зажатость челюстей, как препятствие свободному голосотечению;
— выработать ровность, устойчивость, гибкость голоса, уверенное звучание;
— выработать выносливость голоса, т.е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку.
Выработка звонкого, собранного, свободного звучания ,'олоса, развитие диапазона голоса:
— произнесение сонорных согласных «м» и «н» с
(ласными.
Сонорные произносятся на стоне, легко, свободно, естественно, без напряжения. Голос на среднем регистре, в одной тональности:
ммуммоммаммиммаммм
ннунноннаннуннниннн
мммнуммноммнаммниимнаммм
— повышение и понижение голоса на сонорных согласных «м», «н» с паузами и без пауз;
— произнесение фраз слитно, на стоне, монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса:
Маму я молю упрямо: «Молока налей мне мама...» ММАМУЯМОЛЮУПРЯММО, ММОЛОКАННА-ЛЕЙММННЕММАММА.
Мимозы Мила маме купила... ММИММОЗЫММИЛАММ АММЕКУПИЛА...
После длительного произнесения каждого звука или шукосочетания необходимо делать остановку — паузу.
При произнесении звукосочетаний переход от одного звука к другому должен осуществляться плавно, один »вук «перетекает» в другой.
Все предложение произносится как одно многосложное слово.
Упражнение 2
Работа со словом
Гласные звуки, выделенные из слова, произносятся слитно, на одном выдохе, и только затем — само слово. Вдох должен быть легким, начало речи совпадает с началом выдоха. Ударный звук произносится громче:
Аия-Аия-Азия
Ауа-Ауа-Азбука
Ао-Ао-Автор
Аиу-Аиу-Азимут
Оа-Оа-Окна
Оао-Оао-Облако
Эа-Эа-Эра и т.д.
Постепенно можно переходить к многосложным словам с ударением в середине и в конце слова.
Например: Эфиопия. Экспонат. Ананас. Абрикос.
Операция. Образец. Упаковка. Имитация.
Произнесение каждого гласного звука сопровождается «дирижированием».
3. Работа над фразой.
Каждое короткое предложение произносится на одном плавном выдохе, как многосложное слово. Произнесение каждого слога сопровождаете «дирижированием» — горизонтальным движением кисти ведущей руки.
Предложения из двух слов:
Ария известна. Айсберг огромен.
Отпуск окончился. Осы улетели.
Атлас устарел. Окна окрашены.
Эхо отзвучало. Ужин окончен... и т.д.
Предложения из трех слов, начинающихся с гласных звуков:
Аисты улетают осенью.
Автобус остановился у остановки.
Это артист эстрады.
Окна окрашены охрой.
Узкая улица извилиста.
Избы обнесены изгородью.
Предложения из четырех слов:
В лесу много грибов и ягод. У Володи волнистые волосы. В вазу высыпали спелую вишню. Ольга накинула на голову платок. Над водой пролетела стая чаек. Сегодня хороший теплый вечер. Летний день клонился к закату. По лугу расстилался вечерний туман.
Необходимо помнить, что предлоги произносятся в составе следующего за ними слова.
Большую помощь заикающемуся ребенку окажут специальные логоритмические упражнения на согласование речи с движением, то есть чтение стихов на по-
пюговом ритме синхронно с движениями рук, ног, пальцев рук, на шаг и т.д. Например, читаем сопряженно или отраженно стихотворение В. Мирясовой, каждый гпог отхлопывая ладошками:
Балалайка есть у зайки,/ С нею ходит целый день.// И бренчит на балалайке:/ Тренди-брень.//
Или шагаем на месте, скандируя:
Тикают часы — тик-так.// Стрелки двигаются в такт.// Мы заводим их опять,/ Чтобы время точно знать.//
Или с дирижированием:
У-ны-ла-я по-ра,/ О-чей о-ча-ро-вань-е.// (А.С. Пушкин)
На этапе работы с фразой из трех-четырех слов можете переходить от работы с «дирижированием» к ритмической стимуляции, то есть к работе с метрономом. Каждый слог произносите синхронно с щелчком метро-пома. При этом постарайтесь избежать скандирования. Речь должна оставаться слитной и плавной.
На начальных этапах работы скорость метронома необходимо максимально замедлять. Чем выше выраженность судорожного компонента заикания, тем меньше чолжна быть скорость.
Уже на ранних этапах работы для достижения максимальной эффективности метроном можно комбинировать с движением пальцев ведущей руки или ладони (движение — слог).
4. Работа над паузой
До сих пор отрабатывали произношение простых коротких предложений, которые произносятся на одном ш.щохе, так как выдыхаемого воздуха вполне достаточно, чгобы произнести 3—4 слова. Но как в живой разговорной речи, так и при чтении часто встречаются сложные И.пвернутые предложения, состоящие ич двух, трех и бо-но частей. После каждой части или смыслового отрезка
необходимо останавливаться, делать новый вдох продолжения фразы. Фразу тоже надо делить на см ловые отрезки — синтагмы — так, чтобы смысл фр стал понятен для слушателя и чтобы каждая часть фра получила нужное ей звучание.
Паузы в середине предложения короче, чем паузы' конце предложения.
Работу над сложными предложениями можно нач* нать с фраз, в которых встречается одна пауза.
Например:
Любишь кататься / — люби и саночки возить.// Назвался груздем / — полезай в кузов.// Не красна изба углами, / а красна пирогами.// и т.д.
Постепенно можете переходить к чтению тексто сначала в стихах, затем в прозе, лучше описательно^ содержания.
Предварительно в тексте рекомендуется обозначи карандашом паузы (пауза в составе предложения — од вертикальная линия, в конце — две линии). Наприме
Ветер по морю гуляет,/ И кораблик подгоняет/ Мимо острова буяна,/ В царство славного салтана,/ Пушки с пристани палят/ Кораблю пристать велят...// (А. С. Пушкин)
Когда в солнечное утро,/ летом, пойдешь в лес,/ на полях, в траве,/ видны алмазы.// все алмазы эт блестят и переливаются на солнце/ разными цветами/ и желтым,/ и красным,/ и синим.//
5. Следующий этап в речевой работе — изложен прочитанного текста своими словами и практика разг ворной речи.
В помощь вам на ранних этапах овладения навыке пересказа и изложения своих мыслей без предваритель ной подготовки будет метроном.
При пересказе главное внимание нужно уделять пра вильному и грамотному оформлению мыслей. Посколь ку речевые навыки уже достаточно усвоены и автомати
шрованы, то переключение основною внимания с техники речи на ее смысловую сторону на данном этапе ««VHCT своевременным.
Во время пересказа необходимо воспитывать береж-шю отношение к паузам. Использовать паузу для того, побы словесно оформить следующую мысль.
Отработка навыка спонтанной речи осуществляется iiii материале сюжетных картин, серий картин, прочи-миных художественных текстов, речевых импровизаций ил заданную тему. Заикающегося ребенка необходимо vwiTb рассказывать об интересных событиях родным и Фузьям, разговаривать по телефону, общаться с малознакомыми людьми, тем самым закрепляя полученные штыки.
Вопросы и задания
1) Подобрать практический материал для работы над совершенствованием интонационной стороны речи.
2) Разработать фрагменты занятий по коррекции интонационных нарушений речи.
3) Проанализировать упражнения по формированию интонационной стороны речи.
ГЛАВА 8_________________________ •