Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи
Различают три типа голосообразования (голосов атаки).
1. Придыхательный— когда смыканию голосов складок предшествует прохождение воздушной стру при этом они вовлекаются в работу постепенно и ме ленно, обеспечивая спокойное образования звука.
2. Твердый— плотно смыкаются голосовые складк перекрывая дыхательные пути, давление воздуха под н ми резко увеличивается, воздушная струя толчком ра мыкает их.
3. Мягкий— дыхание и включение в работу голос вых складок происходит одномоментно, что обеспечив* ет интонационную точность, и спокойное, плавное, толчков и придыхания, начало звука.
Упражнения для формирования навыка мягкой голос подачи.
Проговаривать перечисленные ниже фразы и стихо* творения. Гласный в начале предложения необходимо произносить с придыханием, в сопровождении дирижи» рования (на слог).
Ах! Какое яркое солнце!
Их, ну и крепкий мороз!
Vx, какая тяжелая сумка!
Лх, эти грибы
it сметанном соусе...
Ой-ой-ой, я уколол палец.
Лй-ай-ай, я опять опоздала.
Лх, этот дождливый осенний вечер.
Лх! Играем мы в футбол. Ох! Красивый будет гол. '•)х! Промазал в этот раз... Ух! Вратарь команду спас!
* * *
И тихо дремлют рощи, И шорох по лесам...
Унылая пора, очей очарованье...
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало...
Лх ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло.
Л ткачиха с Бабарихой Да с кривою поварихой Около царя сидят, Злыми жабами глядят.
А орешки не простые, Скорлупы-то золотые... Ядра — чистый изумруд, Белку холят, берегут.
А. С. Пушкин
Формирование темпо-ритмической организации речи
Упражнения: чтение пословиц, поговорок и чистог ворок.
Согласование речи с плавным движением кисти в душей руки. {Движение рук дирижера.)
Мимозы Мила/ маме купила.//
Маму я молю упрямо://
«Молочка налей мне,/ мама,/
Мам,/ мам,/ мам,/ — молока бы нам».//
(Вторую и третью строчки надо канючить.)
Вы малину мыли ли?/ Мыли,/ но не мылили.//
Мама Милу мылом мыла,/ Мила мыла не любила,/ Но не ныла Мила.//
Медный ковш упал на дно / — И обидно,/ и досадно,/ Ну да ладно,/ всё одно./
Арина грибы мариновала,/ Марина малину перебирала.//
И волки сыты,/ и овцы целы.//
Ищи ветра в поле.//
Один в поле не воин.//
Из-за леса,/ из-за гор/ Едет дедушка Егор.//
Не красна изба углами,/ А красна/ — пирогами.//
Яблоко от яблони/ I !сдалеко падает.//
Язык без костей.//
Влизок локоток,/ да не укусишь.//
Терпение и труд/ всё перетрут.//
Водливой корове/ Бог рог не дает.//
Не зная броду,/ не суйся в воду.//
Всё хорошо,/ что хорошо кончается.//
Всякому овощу/ свое время.//
На воре и шапка горит.//
Стеша спешила,/ рубашку шила,//
Да поспешила/ — рукава не пришила.//
Век живи/ — век учись.//
Не всё коту масленица,/ Бывает и Великий пост.//
Готовь сани летом,/ а телегу — зимой.//
Москва не сразу строилась.//
Свет не без добрых людей.//
Чует кошка,/ чье мясо съела.//
Дорога ложка к обеду.//
Любишь кататься/ — люби и саночки ношть.//
На горе Арарат/
Растет крупный виноград.//
Не рой яму другому,/ Сам в нее попадешь.//
Что в лоб,/ что по лбу.//
По бревну бобры бредут./
Улов у Поликарпа/ — Три карася, три карпа.//
На болоте, на лугу/ Стоит миска творогу.//
Прилетели две тетери,/ Поклевали — улетели.//
Погода размокропогодилась.//
Проворонила ворона вороненка.//
Труба трубит,/ труба поет,/ Трубач по улице идет.//
Чтобы не было беды,/ Наберите в рот воды.//
Чтение текстов:
ПРЕМУДРЫЙ ПИСКАРЬ
Жил-был пискарь.// И отец и мать у него были умные;/ помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху,/ ни к щуке в хайло не попали.// И сыну то же заказали.// «Смотри,/ сынок,/ — говорил старый пискарь,/ умирая,/ — коли хочешь жизнью жуировать,/ так гляди в оба!»//
А у молодого пискаря ума палата была.// Начал он этим умом раскидывать и видит:/ куда ни обернется/ — везде ему мат.// Кругом,/ в воде,/ всё большие рыбы
>' мнают,/ а он всех меньше;/ всякая рыба его заглотать )и,кст,/ а он никого заглотать не может.// Да и не пони-*ич:/ зачем глотать?// Рак может его клешней пополам
<к ререзать,/ водяная блоха/ — в хребет впиться и до черти замучить.// Даже свой брат пискарь/ — и тот,/
i iiii увидит,/ что он комара изловил,/ целым стадом так
к Просятся отнимать.// Отнимут и начнут друг с друж-
> ий драться,/ только комара задаром растреплют.//
А человек?// — что это за ехидное создание такое!// • .ншх каверз он ни выдумал,/ чтоб его,/ пискаря,/ *ш красною смертью погублять!// И невода,/ и сети,/ и № риш,/ и норота,/ и наконец...// уду!// Кажется,/ что 1ижет быть глупее уды?// — Нитка,/ на нитке крючок,/ ни крючке — червяк или муха надеты...// Да и надеты-то i ПК?..// в самом,/ можно сказать,/ неестественном положении!// А между тем именно на уду всего больше пис-1 ирь и ловится!//
Отец-старик не раз его насчет уды предостерегал.// Пуще всего берегись уды!// — говорил он,/ — потому •по хоть и глупейший это снаряд,/ да ведь с нами,/ пис-i ирями,/ что глупее,/ то вернее.// Бросят нам муху,/ t UOUHO нас же приголубить хотят;/ ты в нее вцепишься/ — ни а мухе-то смерть!»//
Рассказывал также старик,/ как однажды он чуть-■iVfь в уху не угодил.// Ловили их в ту пору целою ар-нлью,/ во всю ширину реки невод растянули,/ да так персты с две по дну волоком и волокли.// Страсть,/
► нолько рыбы тогда попалось!// И щуки,/ и окуни,/ и
шловли,/ и плотва,/ и гольцы,/ — даже лещей-лежебо-
I (И) из тины со дна поднимали!// А пискарям так и счет
потеряли.// И каких страхов он,/ старый пискарь,/ на-
иерпелся,/ покуда его по реке волокли,/ — это ни в сказ-
ы' сказать,/ ни пером описать.// Чувствует,/ что его ве-
т\/ а куда — не знает.// Видит,/ что у него с одного
Мжу/ — щука,/ с другого/ — окунь;/ думает:/ вот-вот,/
t ей час,/ или та,/ или другой его съедят,/ а они/ — не
цюгают...// «В ту пору не до еды,/ брат,/ было!»// У всех
ицно на уме:/ смерть пришла!// а как и почему она при
нта/ — никто не понимает.// Наконец стали крылья у
нецода сводить,/ выволокли его на берег и начали рыбу
л i мотни в травувалить.// Тут-то он и учиал,/ что такое
v*iii.// Трепещется на песке что-то красное;/ серые обла-
ка от него вверх бегут;/ а жарко таково,/ что он сразу разомлел.//
И без того без воды тошно,/ а тут еще поддают.../ Слышит — «костер»,/ говорят.// А на «костре» на этом черное что-то положено,/ и в нем вода,/ точно в озере,/ во время бури,/ ходуном ходит.// Это/ — «котел»,/ говорят.// А под конец стали говорить:/ вали в «котел» ры-. бу — будет «уха»!// И начали туда нашего брата валить.// Шваркнет рыбак рыбину/ — та сначала окунется,/ потом,/ как полоумная,/ выскочит,/ потом опять окунется/ — и присмиреет.// «Ухи»,/ значит,/ отведала.// Валили-ва-' лили сначала без разбора,/ а потом один старичок глянул на него и говорит:/ «Какой от него,/ от малыша,/ прок для ухи!// пущай в реке порастет!»// Взял его под < жабры,/ да и пустил в вольную воду.// А он,/ не будь глуп,/ во все лопатки/ — домой!// Прибежал,/ а писка-риха его из норы ни жива ни мертва выглядывает...//
И что же!// сколько ни толковал старик в ту пору,/ что такое уха и в чем она заключается,/ однако и поднесь в реке редко кто здравые понятия об ухе имеет!//
Но он,/ пискарь-сын,/ отлично запомнил поучения пискаря-отца,/ да и на ус себе намотал.// Был он пис-карь просвещенный,/ умеренно-либеральный,/ и очень твердо понимал,/ что жизнь прожить — не то что мутовку облизать.// «Надо так прожить,/ чтоб никто не заметил,/ — сказал он себе,/ — а не то как раз пропадешь!»/ — и стал устраиваться.// Первым делом нору для себя такую придумал,/ чтоб ему забраться в нее было можно,/ а никому другому — не влезть!// Долбил он носом эту нору целый год,/ и сколько страху в это время принял,/ ночуя то в иле,/ то под водяным лопухом,/ то в осоке.// Наконец,/ однако,/ выдолбил на славу.// Чисто,/ аккуратно/ — именно только одному поместиться. впору.// Вторым делом,/ насчет житья своего решил так:/ ночью,/ когда люди,/ звери,/ птицы и рыбы спят/ — он будет моцион делать,/ а днем/ — станет в норе сидеть и дрожать.// Но так как пить-есть все-таки нужно,/ а жалованья он не получает и прислуги не держит,/ то будет он выбегать из норы около полден,/ когда вся рыба уж сыта,/ и,/ бог даст,/ может быть,/ козявку-другую и промыслит.// А ежели не промыслит,/ так и голодный в
поре заляжет,/ и будет опять дрожать.// Ибо лучше не гч'ть,/ не пить,/ нежели с сытым желудком жизни лишиться.//
Так он и поступал.// Ночью моцион делал,/ в лунном свете купался,/ а днем забирался в нору и дрожал.// Только в полдни выбежит кой-чего похватать/ — да что н полдень промыслишь!// В это время и комар под лист иг жары прячется,/ и букашка под кору хоронится.// Поглотает воды/ — и шабаш!//
Лежит он день-деньской в норе,/ ночей не досыпает,/ куска не доедает,/ и все-то думает:/ «Кажется,/ что и жив?// ах,/ что-то завтра будет?»//
Задремлет,/ грешным делом,/ а во сне ему снится,/ что у него выигрышный билет и он на него двести тысяч ны играл.// Не помня себя от восторга,/ перевернется на яругой бок/ — глядь,/ ан у него целых полрыла из норы пысунулось...// Что,/ если б в это время щуренок побли-юсти был!// ведь он бы его из норы-то вытащил!//
Однажды проснулся он и видит:/ прямо против его норы стоит рак.// Стоит неподвижно,/ словно околдо-шишый,/ вытаращив на него костяные глаза.// Только усы по течению воды пошевеливаются.// Вот когда он праху набрался!// И целых полдня,/ покуда совсем не пемнело,/ этот рак его поджидал,/ а он тем временем псе дрожал,/ все дрожал.//
В другой раз,/ только что успел он перед зорькой в нору воротиться,/ только что сладко зевнул,/ в предвкушении сна,/ — глядит,/ откуда ни возьмись,/ у самой поры щука стоит и зубами хлопает.// И тоже целый день t'ro стерегла,/ словно видом его одним сыта была.// А он и щуку надул:/ не вышел из норы,/ да и шабаш.//
И не раз,/ и не два это с ним случалось,/ а почесть что каждый день.// И каждый день он,/ дрожа,/ победы и одоления одерживал,/ каждый день восклицал:/ «Слана тебе,/ Господи!// жив!»//
Но этого мало:/ он не женился и детей не имел,/ хотя у отца его была большая семья.// Он рассуждал так:/ »()тцу шутя можно было прожить!// В то время и щуки Ьыли добрее,/ и окуни на нас,/ мслючгу,/ не зарились./ / А хотя однажды он и попал было и уху,/ так и тут нашелся старичок,/ который его вымолил!// А нынче,/
как рыба-то в реках повывелась,/ и пискари в честь попали.// Так уж тут не до семьи,/-а как бы только самому прожить!»//
И прожил премудрый пискарь таким родом слишком сто лет.// Все дрожал,/ все дрожал.// Ни друзей у него,/ ни родных;/ ни он к кому,/ ни к нему кто.// В карты не играет,/ вина не пьет,/ табаку не курит,/ за красными девушками не гоняется/ — только дрожит да одну думу думает:/ «Слава Богу!// кажется,/ жив!»//
Даже щуки,/ под конец,/ и те стали его хвалить:/ «Вот,/ кабы все так жили/ — то-то бы в реке тихо было!»// Да только они это нарочно говорили;/ думали,/ что он на похвалу-то отрекомендуется/ — вот,/ мол,/ я!// тут его и хлоп!// Но он и на эту штуку не поддался,/ а еще раз своею мудростью козни врагов победил.//
Сколько прошло годов после ста лет/ — неизвестно,/ только стал премудрый пискарь помирать.// Лежит в норе и думает:/ «Слава богу,/ я своею смертью помираю,/ так же,/ как умерли мать и отец».// И вспомнились ему тут щучьи слова:/ «Вот кабы все так жили,/ как этот премудрый пискарь живет...»// А ну-тка,/ в самом деле,/ что бы тогда было?//
Стал он раскидывать умом,/ которого у него была палата,/ и вдруг ему словно кто шепнул:/ «Ведь этак,/ пожалуй,/ весь пискарий род давно перевелся бы!»// <...>
М.Е. Салтыков-Щедрин
7.7. Практические упражнения и задания для формирования интонационной стороны речи.
(Образцы логопедических упражнений
для преодоления нарушений просодической
стороны речи)
Упражнение 1. Тренировать ритмические движения под музыку:
а) участники группы двигаются произвольно под
музыку;
б) двигаются и напевают мелодию;
в) стоят и мячом или ладонями отстукивают ритм
мелодии;
г) двигаются и отстукивают ритм мелодии.
Упражнение 2. Изобразить интонационно и верит ьно:
~ грозного владыку,
— кокетливую барышню,
— деревенского дурачка,
— лазутчика.
Упражнение 3. Изобразить интонационно следующие t остояния, (произносить перед зеркалом звук «А» с разным настроением):
— нейтральное, — хмурое,
— простодушное, — враждебное,
— саркастическое, — радостное,
— злое, — усталое,
— немного сердитое, — грустное,
— недовольное, — скорбное,
— возмущенное, — удивленное,
— притворно радостное, — расстроенное,
— сомневающееся, — скептическое.
Упражнение 4. Письменное задание — проанализировать эмоциональное состояние.
1. Предлагается список предложений для заверше
ния:
• Мне хорошо, когда...
• Мне грустно, когда...
• Я чувствую себя глупо, когда...
• Я сержусь, когда...
• Я чувствую себя неуверенно, когда...
• Я боюсь, когда...
• Я чувствую себя смело, когда...
• Я горжусь собой, когда...
2. Нарисовать выражение лица, когда чувствуешь
себя:
— хорошо,
— глупо,
— грустно,
— сердито,
— неуверенно,
— испуганно,
— смело,
— радостно.
Упражнение 5. Интонационно выразить:
— радость,
— грусть,
— злость,
— печаль,
— скорбь,
— недовольство,
— объясниться в любви,
— сказать комплимент,
— рассердиться,
— объяснять бестолковому,
— передать сплетню,
— поздравить с праздником,
— произнести лозунг. Каждое слово заменить сочетанием гласных «АОУИ»
или «АОУ».
Упражнение 6. «Имитация диалогов». Все слова в предложении замещаются сочетанием гласных «АОУ*; или «АОУИ» с сохранением интонационно-мелодического оформления высказывания:
— учитель — ученик,
— врач — пациент,
— милиционер — правонарушитель,
— знакомство юноши с девушкой.
Упражнение 7. «Звукоподражательное изображение животных».
Инструкция:
Представьте себя каким-нибудь животным и воспроч изведите его пластику и голос.
Упражнение 8. Рассматривать воображаемые фото
графии; выражать положительное, отрицательное, без
различное отношение, озвучить. )
Упражнение 9. Передать воображаемые эмоции, предметы и объекты (радость, удивление, гнев, ежик, ги-; ря, котенок и т.д).
Упражнение 10. Инсценировать сказки на языке' «АОУИ» или «АОУ»:
Пародия на программу «Спокойной ночи, малыши!». ПО
Инструкция:
— Мимика, жест, движения, интонация — утриро-
ншно-выразительные; все слова в предложениях заме-
нцнотся сочетанием гласных «АОУИ» или «АОУ».
Упражнение 11. Выразить эмоциональное отношение по кругу.
Инструкция:
— Изобразить различные эмоциональные состояния; м щучить сочетанием гласных «АОУИ» или «АОУ»:
— гнев, — любовь,
— радость, — забота,
— раздражение, — смятение чувств,
— презрение, — подавленность,
— недоумение, — отверженность,
— восторг, — отчужденность,
— огорчение, — стыд,
— удовольствие, — агрессия,
— грусть, — апатия.
Упражнение 12. «Пение диалогов» (Лиса Алиса — Кот Базилио; Пьеро — Мальвина).
Упражнение 13. Постановка оперы (могут быть использованы сюжеты сказок).
смущение, скромность, кокетство, гордость, трепет, мстительность, малодушие, |
Упражнение 14. Определить, какую эмоцию выража-t i партнер:
— растерянность,
— отчаяние,
— нежность,
— высокомерие,
— восхищение,
— зависть,
— трусость,
— патриотизм.
Упражнение 15. Диалог на заданную тему на языке пЛОУ» или «АОУИ»(по два участника вцентре круга):
— сплетня;
— скандал;
— спор;
— радостная новость;
— поздравление;
— скорбная весть;
—ленивый, вялый диалог;
— «светский щебет»;
— агрессия;
— угроза.
Упражнение 16. Инсценировать сказку на языке со-| четаний гласных «АОУИ» и «АОИ»: «Три медведя», «Колобок», «Теремок».
Упражнение 17. «Встреча».
Упражнение выполняется в парах.
Двое идут навстречу друг другу и изображают встречу! эмоционально, с голосовым, мимическим и двигатель-* ным сопровождением:
— друзей;
— врагов;
— братьев;
— сестер;
— подруг;
— соседок;
— детей и родителей;
— одноклассников.
Упражнение 18. «Приветствие».
Инструкция: встать в круг. Положить руки друг друг на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга, выразить радость от встречи.
Упражнение 19. «Уникальная личность».
Участники группы рассказывают каждому по очереди о его достоинствах и присваивают звание «самый-ca-f мый» (находчивый, добрый, умный, ловкий, мягкосердечный и т.д.).
Упражнение 20. «Подарок ко дню рождения». Инструкция:
— Выберите сказочный персонаж (Красная Шапоч
ка, Баба-яга, Золушка, Мальчик-с-пальчик, Пеппи^
Длинныйчулок, Карлсон, Винни-Пух и т.д.). Каждые
сказочный герой является именинником. Подумайте,]
что этот герой больше всего ценит на свете, кого любит,!
о чем мечтает, что ему нужно, что бы он хотел получить!
и дар. Вы — волшебники, которые способны дать то, что чочет каждый, и поздравить.
Упражнение 21. Высказать добрые пожелания друг другу.
Упражнение 22. «Письмо другу».
Каждый пишет, а потом зачитывает письмо соседу но группе.
Написать можно добрые слова, пожелания, признания, сомнения. Главное, чтобы письмо принесло радость адресату.
Упражнение 23. Говорить добрые слова друг другу, глядя в глаза.
Движение — «Карусель» (Один круг внутри другого).
Упражнение 24. «Необитаемый остров».
Все члены группы или половина группы участвуют в сочинении сказки, а затем — в ее постановке. Нужно ос-иоить остров и организовать хозяйство, определить, какой будет социальный строй, какая власть, религия, лечение, праздники, наказания. Затем осуществить инсценировку.
Упражнение 25. «Трехпрограммное радио».
В центре — три стула, на стульях участники тренинга, а также ведущий. Дотрагиваясь до правого плеча игрока, ведущий «включает программу», через 20—30 секунд, прикасаясь к левому плечу игрока, «переключает на другую программу».
Возможны пародии на следующие программы: «Прогноз погоды», «Концерт по заявкам», «Новости культуры, спорта», рекламные паузы, передача для детей и т.д.
Упражнение 26. «Сила слова».
Пациенты составляют три списка слов, характерных для людей, неуверенных в себе, уверенных, агрессивных.
Все по очереди зачитывают свои списки. Затем про-иодится их анализ.
Упражнение 27. «Модели поведения».
Ведущий предлагает ситуацию (она может быть инсценирована), каждый участник группы должен отреагировать как: уверенный в себе человек; неуверенный; агрессивный:
• Друг просит одолжить велосипед, а вы считаете егс плохим велосипедистом. Вы говорите ему...
• Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним...
• Собака вашего соседа помяла травку на вашем газоне. Вы подходите к соседу и говорите ему...
• Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите...
Упражнение 28. Произносить пословицы, чистоговор-ки, скороговорки с различной интонацией.
Упражнение 29. «Диалог».
Один — лидер контакта, другой — пассивный участ-; ник.
Задание: переключить настойчивого собеседника на; интересующую вас тему, перехватить инициативу.
Упражнение 30. Сказка-пародия «Красная Шапочка».
Представить сказку в жанре:
— фильма ужасов;
— мелодрамы;
— детектива (триллер или боевик).
Упражнение 31. Пародия на программу новостей — «Вести» (по два участника):
1-й блок — новости в стране,
2-й блок — зарубежные новости,
3-й блок — новости спорта,
4-й блок — новости культуры,
5-й блок — о погоде (метеосводка).
Один из участников — журналист, который комментирует видеоряд, другие участники изображают события.
Упражнение 32. Интервью с зарубежным гостем на языке племени чунга-чанга (три участника: журналист, гость и переводчик).
Упражнение 33. «Семья»:
• японская;
• русская;
• французская;
• английская.
Сюжеты для разыгрывания:
— знакомство;
— помолвка;
— конфликт по поводу воспитания детей спустя 15 лет.
Упражнение 34. Диалог на заданную тему (по два участника в центре круга):
— сплетня;
— скандал;
— спор;
— радостная новость;
— поздравление;
— скорбная весть;
— ленивый, вялый диалог;
— «светский щебет»;
— агрессия;
— угроза.
Упражнение 35. «За спиной».
Имитация сплетни: слишком разговорчивые наказы-наются сидением в кресле спиной к группе и молчат, кока не закончится процесс обсуждения и «проработки».
Упражнение 36. Интонационно и вербально выразить:
— радость,
— грусть,
— злость,
— печаль,
— скорбь,
— недовольство,
— объясниться в любви,
— сказать комплимент,
— рассердиться,
— объяснять что-то бестолковому товарищу,
— рассказать сплетню,
— поздравить с праздником, ~ произнести лозунг.
Можно использовать тексты пословиц, поговорок,
шстоговорок.
Упражнение 37. Возможные ситуации для разыгры-
мниия:
• Четверо пассажиров оказались п одном купе. Возникла необходимость познакомиться, чашпать и поддер-
жать разговор. Ситуацию можно усложнить: один пасса жир настроен агрессивно, второй — неуверенный в себе третий — уравновешенный, четвертый — безразличный
• Два незнакомых человека сидят за одним столико в кафе или на одной скамейке в саду, вступают в диалог
• Обратиться с просьбой: к приятелю, к знакомому с которым в ссоре, к руководителю, к девушке, котор; нравится, к чужому человеку, к отцу или матери.
• Встреча одноклассников через двадцать лет поел окончания школы.
• Имитация разговора по телефону. Участники выби рают партнера, встают спиной друг к другу и имитируют; разговор по телефону.
Упражнение 38. «Гастроли» — концертная программа.
В программе:
— сольное и хоровое исполнение песен;
— чтение стихов (это может быть литературно-музыкальная композиция);
— постановка сцен из спектаклей;
— монологи;
— инсценировка песен;
— инсценировка рассказов классиков, мифов Древ ней Греции и т.д.;
— пародии на постановку оперы и балета.
Упражнение 39. «Художественный фильм». Главная задача: стать режиссером своей жизни. Каждый выступает в роли сценариста, режисс pa-постановщика, выбирает актера на главную роль.
Упражнение 40. Короткий диалог на заданную тем «Здравсиуй! Мне приятно тебе сказать...»
Упражнение 41. «Пассажиры в купе». Пассажиры:
1 — холерик,
2 — сангвиник,
3 — флегматик,
4 — меланхолик. Задание:
— познакомиться;
— завязать и поддержать беседу.
Упражнение 42. «Экскурсия по городу». Выступление на улице. Рассказ о достопримечатель-пистях родного города, поселка и т.п.
Упражнение 43. Диалог по воображаемому телефону:
— с ребенком,
— с начальником,
— с любимым,
— с другом.
Упражнение 44. «Продавец — покупатель».
а) Один — агент по продаже, другой — пассажир
•'К'ктрички.
б) Один — продавец газет и журналов, другой — про-
«»(КИЙ.
и) Один — продавец цветов, другой — прохожий. Задание: уговорить купить товар.
Упражнение 45. «Конкурс».
Придумать текст для рекламы — краткий и информативный.
Победителям вручается приз!
Концертная программа
1. Групповое музыкально-поэтическое выступление, в котором участвует вся группа.
2. Индивидуальные выступления со стихотворным материалом.
3. Стихотворно-прозаическая композиция.
4. Выступление с прозаическим материалом.
5. Мелодекламация стихотворного и прозаического материала.
6. Композиция из стихотворного и прозаического материала иинсценированных песен.
7. Сцены из спектаклей и инсценированные рассказы.
Н. Короткие юмористические сценки с двумя-че-
тырьмя участниками. '). Представление участников. 10. Заключительная песня.
7.8. Схема индивидуального логопедического занятия