Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи

Различают три типа голосообразования (голосов атаки).

1. Придыхательный— когда смыканию голосов складок предшествует прохождение воздушной стру при этом они вовлекаются в работу постепенно и ме ленно, обеспечивая спокойное образования звука.

2. Твердый— плотно смыкаются голосовые складк перекрывая дыхательные пути, давление воздуха под н ми резко увеличивается, воздушная струя толчком ра мыкает их.

3. Мягкий— дыхание и включение в работу голос вых складок происходит одномоментно, что обеспечив* ет интонационную точность, и спокойное, плавное, толчков и придыхания, начало звука.

Упражнения для формирования навыка мягкой голос подачи.

Проговаривать перечисленные ниже фразы и стихо* творения. Гласный в начале предложения необходимо произносить с придыханием, в сопровождении дирижи» рования (на слог).

Ах! Какое яркое солнце!

Их, ну и крепкий мороз!

Vx, какая тяжелая сумка!

Лх, эти грибы

it сметанном соусе...

Ой-ой-ой, я уколол палец.

Лй-ай-ай, я опять опоздала.

Лх, этот дождливый осенний вечер.

Лх! Играем мы в футбол. Ох! Красивый будет гол. '•)х! Промазал в этот раз... Ух! Вратарь команду спас!

* * *

И тихо дремлют рощи, И шорох по лесам...

Унылая пора, очей очарованье...

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало...

Лх ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло.

Л ткачиха с Бабарихой Да с кривою поварихой Около царя сидят, Злыми жабами глядят.

А орешки не простые, Скорлупы-то золотые... Ядра — чистый изумруд, Белку холят, берегут.

А. С. Пушкин



Формирование темпо-ритмической организации речи

Упражнения: чтение пословиц, поговорок и чистог ворок.

Согласование речи с плавным движением кисти в душей руки. {Движение рук дирижера.)

Мимозы Мила/ маме купила.//

Маму я молю упрямо://

«Молочка налей мне,/ мама,/

Мам,/ мам,/ мам,/ — молока бы нам».//

(Вторую и третью строчки надо канючить.)

Вы малину мыли ли?/ Мыли,/ но не мылили.//

Мама Милу мылом мыла,/ Мила мыла не любила,/ Но не ныла Мила.//

Медный ковш упал на дно / — И обидно,/ и досадно,/ Ну да ладно,/ всё одно./

Арина грибы мариновала,/ Марина малину перебирала.//

И волки сыты,/ и овцы целы.//

Ищи ветра в поле.//

Один в поле не воин.//

Из-за леса,/ из-за гор/ Едет дедушка Егор.//

Не красна изба углами,/ А красна/ — пирогами.//

Яблоко от яблони/ I !сдалеко падает.//

Язык без костей.//

Влизок локоток,/ да не укусишь.//

Терпение и труд/ всё перетрут.//

Водливой корове/ Бог рог не дает.//

Не зная броду,/ не суйся в воду.//

Всё хорошо,/ что хорошо кончается.//

Всякому овощу/ свое время.//

На воре и шапка горит.//

Стеша спешила,/ рубашку шила,//

Да поспешила/ — рукава не пришила.//

Век живи/ — век учись.//

Не всё коту масленица,/ Бывает и Великий пост.//

Готовь сани летом,/ а телегу — зимой.//

Москва не сразу строилась.//

Свет не без добрых людей.//

Чует кошка,/ чье мясо съела.//

Дорога ложка к обеду.//

Любишь кататься/ — люби и саночки ношть.//



Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи - student2.ru На горе Арарат/

Растет крупный виноград.//

Не рой яму другому,/ Сам в нее попадешь.//

Что в лоб,/ что по лбу.//

По бревну бобры бредут./

Улов у Поликарпа/ — Три карася, три карпа.//

На болоте, на лугу/ Стоит миска творогу.//

Прилетели две тетери,/ Поклевали — улетели.//

Погода размокропогодилась.//

Проворонила ворона вороненка.//

Труба трубит,/ труба поет,/ Трубач по улице идет.//

Чтобы не было беды,/ Наберите в рот воды.//

Чтение текстов:

ПРЕМУДРЫЙ ПИСКАРЬ

Жил-был пискарь.// И отец и мать у него были ум­ные;/ помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху,/ ни к щуке в хайло не попали.// И сыну то же заказали.// «Смотри,/ сынок,/ — говорил старый пискарь,/ умирая,/ — коли хочешь жизнью жуировать,/ так гляди в оба!»//

А у молодого пискаря ума палата была.// Начал он этим умом раскидывать и видит:/ куда ни обернется/ — везде ему мат.// Кругом,/ в воде,/ всё большие рыбы

>' мнают,/ а он всех меньше;/ всякая рыба его заглотать )и,кст,/ а он никого заглотать не может.// Да и не пони-*ич:/ зачем глотать?// Рак может его клешней пополам

<к ререзать,/ водяная блоха/ — в хребет впиться и до черти замучить.// Даже свой брат пискарь/ — и тот,/

i iiii увидит,/ что он комара изловил,/ целым стадом так

к Просятся отнимать.// Отнимут и начнут друг с друж-

> ий драться,/ только комара задаром растреплют.//

А человек?// — что это за ехидное создание такое!// • .ншх каверз он ни выдумал,/ чтоб его,/ пискаря,/ *ш красною смертью погублять!// И невода,/ и сети,/ и № риш,/ и норота,/ и наконец...// уду!// Кажется,/ что 1ижет быть глупее уды?// — Нитка,/ на нитке крючок,/ ни крючке — червяк или муха надеты...// Да и надеты-то i ПК?..// в самом,/ можно сказать,/ неестественном поло­жении!// А между тем именно на уду всего больше пис-1 ирь и ловится!//

Отец-старик не раз его насчет уды предостерегал.// Пуще всего берегись уды!// — говорил он,/ — потому •по хоть и глупейший это снаряд,/ да ведь с нами,/ пис-i ирями,/ что глупее,/ то вернее.// Бросят нам муху,/ t UOUHO нас же приголубить хотят;/ ты в нее вцепишься/ — ни а мухе-то смерть!»//

Рассказывал также старик,/ как однажды он чуть-■iVfь в уху не угодил.// Ловили их в ту пору целою ар-нлью,/ во всю ширину реки невод растянули,/ да так персты с две по дну волоком и волокли.// Страсть,/

► нолько рыбы тогда попалось!// И щуки,/ и окуни,/ и
шловли,/ и плотва,/ и гольцы,/ — даже лещей-лежебо-
I (И) из тины со дна поднимали!// А пискарям так и счет
потеряли.// И каких страхов он,/ старый пискарь,/ на-
иерпелся,/ покуда его по реке волокли,/ — это ни в сказ-
ы' сказать,/ ни пером описать.// Чувствует,/ что его ве-
т\/ а куда — не знает.// Видит,/ что у него с одного
Мжу/ — щука,/ с другого/ — окунь;/ думает:/ вот-вот,/
t ей час,/ или та,/ или другой его съедят,/ а они/ — не
цюгают...// «В ту пору не до еды,/ брат,/ было!»// У всех
ицно на уме:/ смерть пришла!// а как и почему она при­
нта/ — никто не понимает.// Наконец стали крылья у
нецода сводить,/ выволокли его на берег и начали рыбу
л i мотни в травувалить.// Тут-то он и учиал,/ что такое
v*iii.// Трепещется на песке что-то красное;/ серые обла-





Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи - student2.ru Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи - student2.ru ка от него вверх бегут;/ а жарко таково,/ что он сразу разомлел.//

И без того без воды тошно,/ а тут еще поддают.../ Слышит — «костер»,/ говорят.// А на «костре» на этом черное что-то положено,/ и в нем вода,/ точно в озере,/ во время бури,/ ходуном ходит.// Это/ — «котел»,/ го­ворят.// А под конец стали говорить:/ вали в «котел» ры-. бу — будет «уха»!// И начали туда нашего брата валить.// Шваркнет рыбак рыбину/ — та сначала окунется,/ по­том,/ как полоумная,/ выскочит,/ потом опять окунется/ — и присмиреет.// «Ухи»,/ значит,/ отведала.// Валили-ва-' лили сначала без разбора,/ а потом один старичок гля­нул на него и говорит:/ «Какой от него,/ от малыша,/ прок для ухи!// пущай в реке порастет!»// Взял его под < жабры,/ да и пустил в вольную воду.// А он,/ не будь глуп,/ во все лопатки/ — домой!// Прибежал,/ а писка-риха его из норы ни жива ни мертва выглядывает...//

И что же!// сколько ни толковал старик в ту пору,/ что такое уха и в чем она заключается,/ однако и под­несь в реке редко кто здравые понятия об ухе имеет!//

Но он,/ пискарь-сын,/ отлично запомнил поучения пискаря-отца,/ да и на ус себе намотал.// Был он пис-карь просвещенный,/ умеренно-либеральный,/ и очень твердо понимал,/ что жизнь прожить — не то что мутовку облизать.// «Надо так прожить,/ чтоб никто не заме­тил,/ — сказал он себе,/ — а не то как раз пропа­дешь!»/ — и стал устраиваться.// Первым делом нору для себя такую придумал,/ чтоб ему забраться в нее бы­ло можно,/ а никому другому — не влезть!// Долбил он носом эту нору целый год,/ и сколько страху в это время принял,/ ночуя то в иле,/ то под водяным лопухом,/ то в осоке.// Наконец,/ однако,/ выдолбил на славу.// Чис­то,/ аккуратно/ — именно только одному поместиться. впору.// Вторым делом,/ насчет житья своего решил так:/ ночью,/ когда люди,/ звери,/ птицы и рыбы спят/ — он будет моцион делать,/ а днем/ — станет в норе сидеть и дрожать.// Но так как пить-есть все-таки нужно,/ а жалованья он не получает и прислуги не держит,/ то бу­дет он выбегать из норы около полден,/ когда вся рыба уж сыта,/ и,/ бог даст,/ может быть,/ козявку-другую и промыслит.// А ежели не промыслит,/ так и голодный в

поре заляжет,/ и будет опять дрожать.// Ибо лучше не гч'ть,/ не пить,/ нежели с сытым желудком жизни ли­шиться.//

Так он и поступал.// Ночью моцион делал,/ в лун­ном свете купался,/ а днем забирался в нору и дрожал.// Только в полдни выбежит кой-чего похватать/ — да что н полдень промыслишь!// В это время и комар под лист иг жары прячется,/ и букашка под кору хоронится.// Поглотает воды/ — и шабаш!//

Лежит он день-деньской в норе,/ ночей не досыпа­ет,/ куска не доедает,/ и все-то думает:/ «Кажется,/ что и жив?// ах,/ что-то завтра будет?»//

Задремлет,/ грешным делом,/ а во сне ему снится,/ что у него выигрышный билет и он на него двести тысяч ны играл.// Не помня себя от восторга,/ перевернется на яругой бок/ — глядь,/ ан у него целых полрыла из норы пысунулось...// Что,/ если б в это время щуренок побли-юсти был!// ведь он бы его из норы-то вытащил!//

Однажды проснулся он и видит:/ прямо против его норы стоит рак.// Стоит неподвижно,/ словно околдо-шишый,/ вытаращив на него костяные глаза.// Только усы по течению воды пошевеливаются.// Вот когда он праху набрался!// И целых полдня,/ покуда совсем не пемнело,/ этот рак его поджидал,/ а он тем временем псе дрожал,/ все дрожал.//

В другой раз,/ только что успел он перед зорькой в нору воротиться,/ только что сладко зевнул,/ в предвку­шении сна,/ — глядит,/ откуда ни возьмись,/ у самой поры щука стоит и зубами хлопает.// И тоже целый день t'ro стерегла,/ словно видом его одним сыта была.// А он и щуку надул:/ не вышел из норы,/ да и шабаш.//

И не раз,/ и не два это с ним случалось,/ а почесть что каждый день.// И каждый день он,/ дрожа,/ победы и одоления одерживал,/ каждый день восклицал:/ «Сла­на тебе,/ Господи!// жив!»//

Но этого мало:/ он не женился и детей не имел,/ хо­тя у отца его была большая семья.// Он рассуждал так:/ »()тцу шутя можно было прожить!// В то время и щуки Ьыли добрее,/ и окуни на нас,/ мслючгу,/ не зарились./ / А хотя однажды он и попал было и уху,/ так и тут на­шелся старичок,/ который его вымолил!// А нынче,/

как рыба-то в реках повывелась,/ и пискари в честь по­пали.// Так уж тут не до семьи,/-а как бы только самому прожить!»//

И прожил премудрый пискарь таким родом слишком сто лет.// Все дрожал,/ все дрожал.// Ни друзей у него,/ ни родных;/ ни он к кому,/ ни к нему кто.// В карты не играет,/ вина не пьет,/ табаку не курит,/ за красными девушками не гоняется/ — только дрожит да одну думу думает:/ «Слава Богу!// кажется,/ жив!»//

Даже щуки,/ под конец,/ и те стали его хвалить:/ «Вот,/ кабы все так жили/ — то-то бы в реке тихо бы­ло!»// Да только они это нарочно говорили;/ думали,/ что он на похвалу-то отрекомендуется/ — вот,/ мол,/ я!// тут его и хлоп!// Но он и на эту штуку не поддался,/ а еще раз своею мудростью козни врагов победил.//

Сколько прошло годов после ста лет/ — неизвестно,/ только стал премудрый пискарь помирать.// Лежит в но­ре и думает:/ «Слава богу,/ я своею смертью помираю,/ так же,/ как умерли мать и отец».// И вспомнились ему тут щучьи слова:/ «Вот кабы все так жили,/ как этот премудрый пискарь живет...»// А ну-тка,/ в самом деле,/ что бы тогда было?//

Стал он раскидывать умом,/ которого у него была палата,/ и вдруг ему словно кто шепнул:/ «Ведь этак,/ по­жалуй,/ весь пискарий род давно перевелся бы!»// <...>

М.Е. Салтыков-Щедрин

7.7. Практические упражнения и задания для формирования интонационной стороны речи.

(Образцы логопедических упражнений

для преодоления нарушений просодической

стороны речи)

Упражнение 1. Тренировать ритмические движения под музыку:

а) участники группы двигаются произвольно под
музыку;

б) двигаются и напевают мелодию;

в) стоят и мячом или ладонями отстукивают ритм
мелодии;

г) двигаются и отстукивают ритм мелодии.

Упражнение 2. Изобразить интонационно и вер­ит ьно:

~ грозного владыку,

— кокетливую барышню,

— деревенского дурачка,

— лазутчика.

Упражнение 3. Изобразить интонационно следующие t остояния, (произносить перед зеркалом звук «А» с раз­ным настроением):

— нейтральное, — хмурое,

— простодушное, — враждебное,

— саркастическое, — радостное,

— злое, — усталое,

— немного сердитое, — грустное,

— недовольное, — скорбное,

— возмущенное, — удивленное,

— притворно радостное, — расстроенное,

— сомневающееся, — скептическое.

Упражнение 4. Письменное задание — проанализи­ровать эмоциональное состояние.

1. Предлагается список предложений для заверше­
ния:

• Мне хорошо, когда...

• Мне грустно, когда...

• Я чувствую себя глупо, когда...

• Я сержусь, когда...

• Я чувствую себя неуверенно, когда...

• Я боюсь, когда...

• Я чувствую себя смело, когда...

• Я горжусь собой, когда...

2. Нарисовать выражение лица, когда чувствуешь
себя:

— хорошо,

— глупо,

— грустно,

— сердито,

— неуверенно,

— испуганно,

— смело,

— радостно.

Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи - student2.ru Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи - student2.ru Упражнение 5. Интонационно выразить:

— радость,

— грусть,

— злость,

— печаль,

— скорбь,

— недовольство,

— объясниться в любви,

— сказать комплимент,

— рассердиться,

— объяснять бестолковому,

— передать сплетню,

— поздравить с праздником,

— произнести лозунг. Каждое слово заменить сочетанием гласных «АОУИ»

или «АОУ».

Упражнение 6. «Имитация диалогов». Все слова в предложении замещаются сочетанием гласных «АОУ*; или «АОУИ» с сохранением интонационно-мелодиче­ского оформления высказывания:

— учитель — ученик,

— врач — пациент,

— милиционер — правонарушитель,

— знакомство юноши с девушкой.

Упражнение 7. «Звукоподражательное изображение животных».

Инструкция:

Представьте себя каким-нибудь животным и воспроч изведите его пластику и голос.

Упражнение 8. Рассматривать воображаемые фото­
графии; выражать положительное, отрицательное, без­
различное отношение, озвучить. )

Упражнение 9. Передать воображаемые эмоции, предметы и объекты (радость, удивление, гнев, ежик, ги-; ря, котенок и т.д).

Упражнение 10. Инсценировать сказки на языке' «АОУИ» или «АОУ»:

Пародия на программу «Спокойной ночи, малыши!». ПО

Инструкция:

— Мимика, жест, движения, интонация — утриро-
ншно-выразительные; все слова в предложениях заме-
нцнотся сочетанием гласных «АОУИ» или «АОУ».

Упражнение 11. Выразить эмоциональное отношение по кругу.

Инструкция:

— Изобразить различные эмоциональные состояния; м щучить сочетанием гласных «АОУИ» или «АОУ»:

— гнев, — любовь,

— радость, — забота,

— раздражение, — смятение чувств,

— презрение, — подавленность,

— недоумение, — отверженность,

— восторг, — отчужденность,

— огорчение, — стыд,

— удовольствие, — агрессия,

— грусть, — апатия.

Упражнение 12. «Пение диалогов» (Лиса Алиса — Кот Базилио; Пьеро — Мальвина).

Упражнение 13. Постановка оперы (могут быть ис­пользованы сюжеты сказок).

смущение, скромность, кокетство, гордость, трепет, мстительность, малодушие,

Упражнение 14. Определить, какую эмоцию выража-t i партнер:

— растерянность,

— отчаяние,

— нежность,

— высокомерие,

— восхищение,

— зависть,

— трусость,

— патриотизм.

Упражнение 15. Диалог на заданную тему на языке пЛОУ» или «АОУИ»(по два участника вцентре круга):

— сплетня;

— скандал;

— спор;

— радостная новость;

— поздравление;

Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи - student2.ru Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи - student2.ru скорбная весть;

—ленивый, вялый диалог;

— «светский щебет»;

— агрессия;

— угроза.

Упражнение 16. Инсценировать сказку на языке со-| четаний гласных «АОУИ» и «АОИ»: «Три медведя», «Ко­лобок», «Теремок».

Упражнение 17. «Встреча».

Упражнение выполняется в парах.

Двое идут навстречу друг другу и изображают встречу! эмоционально, с голосовым, мимическим и двигатель-* ным сопровождением:

— друзей;

— врагов;

— братьев;

— сестер;

— подруг;

— соседок;

— детей и родителей;

— одноклассников.

Упражнение 18. «Приветствие».

Инструкция: встать в круг. Положить руки друг друг на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга, выра­зить радость от встречи.

Упражнение 19. «Уникальная личность».

Участники группы рассказывают каждому по очереди о его достоинствах и присваивают звание «самый-ca-f мый» (находчивый, добрый, умный, ловкий, мягкосер­дечный и т.д.).

Упражнение 20. «Подарок ко дню рождения». Инструкция:

— Выберите сказочный персонаж (Красная Шапоч­
ка, Баба-яга, Золушка, Мальчик-с-пальчик, Пеппи^
Длинныйчулок, Карлсон, Винни-Пух и т.д.). Каждые
сказочный герой является именинником. Подумайте,]
что этот герой больше всего ценит на свете, кого любит,!
о чем мечтает, что ему нужно, что бы он хотел получить!

и дар. Вы — волшебники, которые способны дать то, что чочет каждый, и поздравить.

Упражнение 21. Высказать добрые пожелания друг другу.

Упражнение 22. «Письмо другу».

Каждый пишет, а потом зачитывает письмо соседу но группе.

Написать можно добрые слова, пожелания, призна­ния, сомнения. Главное, чтобы письмо принесло ра­дость адресату.

Упражнение 23. Говорить добрые слова друг другу, глядя в глаза.

Движение — «Карусель» (Один круг внутри другого).

Упражнение 24. «Необитаемый остров».

Все члены группы или половина группы участвуют в сочинении сказки, а затем — в ее постановке. Нужно ос-иоить остров и организовать хозяйство, определить, ка­кой будет социальный строй, какая власть, религия, ле­чение, праздники, наказания. Затем осуществить инсце­нировку.

Упражнение 25. «Трехпрограммное радио».

В центре — три стула, на стульях участники тренин­га, а также ведущий. Дотрагиваясь до правого плеча иг­рока, ведущий «включает программу», через 20—30 се­кунд, прикасаясь к левому плечу игрока, «переключает на другую программу».

Возможны пародии на следующие программы: «Про­гноз погоды», «Концерт по заявкам», «Новости культу­ры, спорта», рекламные паузы, передача для детей и т.д.

Упражнение 26. «Сила слова».

Пациенты составляют три списка слов, характерных для людей, неуверенных в себе, уверенных, агрессивных.

Все по очереди зачитывают свои списки. Затем про-иодится их анализ.

Упражнение 27. «Модели поведения».

Ведущий предлагает ситуацию (она может быть инс­ценирована), каждый участник группы должен отреаги­ровать как: уверенный в себе человек; неуверенный; аг­рессивный:





Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи - student2.ru Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи - student2.ru Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи - student2.ru Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи - student2.ru Друг просит одолжить велосипед, а вы считаете егс плохим велосипедистом. Вы говорите ему...

• Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним...

• Собака вашего соседа помяла травку на вашем га­зоне. Вы подходите к соседу и говорите ему...

• Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хо­тите уйти. Вы говорите...

Упражнение 28. Произносить пословицы, чистоговор-ки, скороговорки с различной интонацией.

Упражнение 29. «Диалог».

Один — лидер контакта, другой — пассивный участ-; ник.

Задание: переключить настойчивого собеседника на; интересующую вас тему, перехватить инициативу.

Упражнение 30. Сказка-пародия «Красная Шапоч­ка».

Представить сказку в жанре:

— фильма ужасов;

— мелодрамы;

— детектива (триллер или боевик).

Упражнение 31. Пародия на программу новостей — «Вести» (по два участника):

1-й блок — новости в стране,

2-й блок — зарубежные новости,

3-й блок — новости спорта,

4-й блок — новости культуры,

5-й блок — о погоде (метеосводка).

Один из участников — журналист, который коммен­тирует видеоряд, другие участники изображают события.

Упражнение 32. Интервью с зарубежным гостем на языке племени чунга-чанга (три участника: журналист, гость и переводчик).

Упражнение 33. «Семья»:

• японская;

• русская;

• французская;

• английская.

Сюжеты для разыгрывания:

— знакомство;

— помолвка;

— конфликт по поводу воспитания детей спустя 15 лет.

Упражнение 34. Диалог на заданную тему (по два участника в центре круга):

— сплетня;

— скандал;

— спор;

— радостная новость;

— поздравление;

— скорбная весть;

— ленивый, вялый диалог;

— «светский щебет»;

— агрессия;

— угроза.

Упражнение 35. «За спиной».

Имитация сплетни: слишком разговорчивые наказы-наются сидением в кресле спиной к группе и молчат, кока не закончится процесс обсуждения и «проработки».

Упражнение 36. Интонационно и вербально выразить:

— радость,

— грусть,

— злость,

— печаль,

— скорбь,

— недовольство,

— объясниться в любви,

— сказать комплимент,

— рассердиться,

— объяснять что-то бестолковому товарищу,

— рассказать сплетню,

— поздравить с праздником, ~ произнести лозунг.

Можно использовать тексты пословиц, поговорок,

шстоговорок.

Упражнение 37. Возможные ситуации для разыгры-

мниия:

• Четверо пассажиров оказались п одном купе. Воз­никла необходимость познакомиться, чашпать и поддер-

Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи - student2.ru Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи - student2.ru Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи - student2.ru Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи - student2.ru Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи - student2.ru жать разговор. Ситуацию можно усложнить: один пасса жир настроен агрессивно, второй — неуверенный в себе третий — уравновешенный, четвертый — безразличный

• Два незнакомых человека сидят за одним столико в кафе или на одной скамейке в саду, вступают в диалог

• Обратиться с просьбой: к приятелю, к знакомому с которым в ссоре, к руководителю, к девушке, котор; нравится, к чужому человеку, к отцу или матери.

• Встреча одноклассников через двадцать лет поел окончания школы.

• Имитация разговора по телефону. Участники выби рают партнера, встают спиной друг к другу и имитируют; разговор по телефону.

Упражнение 38. «Гастроли» — концертная програм­ма.

В программе:

— сольное и хоровое исполнение песен;

— чтение стихов (это может быть литературно-музы­кальная композиция);

— постановка сцен из спектаклей;

— монологи;

— инсценировка песен;

— инсценировка рассказов классиков, мифов Древ ней Греции и т.д.;

— пародии на постановку оперы и балета.

Упражнение 39. «Художественный фильм». Главная задача: стать режиссером своей жизни. Каждый выступает в роли сценариста, режисс pa-постановщика, выбирает актера на главную роль.

Упражнение 40. Короткий диалог на заданную тем «Здравсиуй! Мне приятно тебе сказать...»

Упражнение 41. «Пассажиры в купе». Пассажиры:

1 — холерик,

2 — сангвиник,

3 — флегматик,

4 — меланхолик. Задание:

— познакомиться;

— завязать и поддержать беседу.

Упражнение 42. «Экскурсия по городу». Выступление на улице. Рассказ о достопримечатель-пистях родного города, поселка и т.п.

Упражнение 43. Диалог по воображаемому телефону:

— с ребенком,

— с начальником,

— с любимым,

— с другом.

Упражнение 44. «Продавец — покупатель».

а) Один — агент по продаже, другой — пассажир
•'К'ктрички.

б) Один — продавец газет и журналов, другой — про-

«»(КИЙ.

и) Один — продавец цветов, другой — прохожий. Задание: уговорить купить товар.

Упражнение 45. «Конкурс».

Придумать текст для рекламы — краткий и инфор­мативный.

Победителям вручается приз!

Концертная программа

1. Групповое музыкально-поэтическое выступле­ние, в котором участвует вся группа.

2. Индивидуальные выступления со стихотворным материалом.

3. Стихотворно-прозаическая композиция.

4. Выступление с прозаическим материалом.

5. Мелодекламация стихотворного и прозаического материала.

6. Композиция из стихотворного и прозаического материала иинсценированных песен.

7. Сцены из спектаклей и инсценированные рас­сказы.

Н. Короткие юмористические сценки с двумя-че-

тырьмя участниками. '). Представление участников. 10. Заключительная песня.

Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи - student2.ru Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи - student2.ru Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи - student2.ru Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи - student2.ru 7.8. Схема индивидуального логопедического занятия

Наши рекомендации