Упражнения для воспитания навыков правильно полного вдоха и выдоха
Данные упражнения выполняют первоначально л жа, затем сидя и стоя. Упражнения направлены на к ординацию ротового и носового дыхания, на выработ нижнереберного, типа дыхания при активном участи диафрагмы.
Упражнение 1. Руки положить на область диафрагм Выдохнуть остатки воздуха, плавно и неторопливо вдо нуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стен живота выпятилась вперед, поднимая руки. Выдох про изводится через рот плавно и по возможности полне При этом живот опускается и в конце выдоха втяги ется. Для контроля ротового выдоха рекомендуется П" износить звуки «шшш...» или «ффф...».
Упражнение 2. На область диафрагмы положить khj гу или журнал. Выдохнуть остатки воздуха, плавно и н торопливо вдохнуть так, чтобы верхняя передняя стен живота выпятилась вперед, поднимая книгу. Выдох про изводится через рот плавно и по возможности полне* При этом живот опускается и в конце выдоха втягива ется — книга опускается. Для контроля ротового вьщох рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...».
Упражнение 3. Плавно и неторопливо вдохнуть так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед. С поочередным подтягиванием колен к животу осу-90
п. пишется выдох. Вьщох производится через рот плавно !> -•*•* иозможности полнее. При этом живот опускается и -I |,ппце выдоха втягивается. Для контроля ротового й!>«>вд, рекомендуется произносить звуки «шшшш...» |i 'ч ффф...».
Упражнение 4. Плавно и неторопливо вдохнуть так, п мы верхняя передняя стенка живота выпятилась впе-j<■ < С одновременным подтягиванием колен к животу I- штвляется выдох. Выдох производится через рот и < «нно и по возможности-полнее. При этом живот опус-» < и--ц и в конце выдоха втягивается. Для контроля ji итого выдоха рекомендуется произносить звуки •нпкиш...» или «ффф...».
Упражнение 5. Руки положить ладонями на ребра (на Г'чы, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) |>1.,м|уть. Не поднимать плечи. Ваши руки ощутят, как 1«> чодятся ребра под напором входящего в грудь (в лег-• ш1) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный ■M.t'M воздуха. Сбросить дыхание, выдохнуть. Руки (милшы ощутить, как опали ребра.
Упражнение 6. Сидя на полу: руки развести в стороны и глубоко (до пупка) вдохнуть. Не поднимать плечи, наклонить туловище три раза спокойно и плавно впе-|ач(, — выдыхать в три «рывка», на выдохе произносить
Вели наступила усталость, то упражнения на дыха-mw можно чередовать с упражнением «Тряпичная кук-|'К все тело максимально расслаблены, руки «болтают-ф>, как у Пьеро. На выдохе следует «выстанывать» гласные звуки: «Аааа...», «Оооо...», «Уууу...», тем самым иырабатывается навык «мягкого» голосоведения, что не-хНходимо для преодоления смыкательного гортанного >■ поэма.-
2. Упражнения для воспитания навыков правильногополного выдоха
Упражнение 1. Очень глубоко и резко взять дыхание крез нос (в нижние ребра). Следить, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохнуть через рот. 1ю упражнение очень активизирует дыхательный аппа-ii.ii', осуществляя хороший массаж связок активной воз-•1УИШОЙ струей.
Упражнение 2. «Задуть воображаемую свечу». Пол жить ладони рук на ребра. Вдохнуть и «подуть на свеч Воздух из легких выходит плавно и постепенно, реб опадают не мгновенно, а постепенно, по мере выдуван
Упражнение 3. «Фиксированный выдох». После сп койного вдоха сделать плавный выдох через рот, пер одически изменяя величину раствора губ (слегка увел чивая и уменьшая отверстие между губами, регулир интенсивность выдоха). Следить за правильной осанко и за расслабленностью мышц плечевого пояса, шеи, лиц
Упражнение 4. Проделать упражнение «фиксирован ный выдох» с мысленным счетом. Распределить выдо на 10—12—15 и более секунд.
3. Упражнение для воспитания навыков фиксирова) ного выдоха со звуком и слогом
Данная группа упражнений базируется на упражне ниях для воспитания правильного выдоха в сочетании включением голоса, начиная с произнесения отдельнь звуков до произнесения цепочек слогов. Примеры уп ражнений:
Упражнение 1. Проделать упражнение «фиксирован ный выдох», сочетая его с произнесением звуков «с-с-с» «ш-ш-ш», «ф-ф-ф», «м», «н», «л» и т.д. Необходимо про тянуть звук как можно дольше, контролируя длитель ность выдоха секундомером. Особое внимание обраща ется на плавность выдоха.
Упражнение 2. На выдохе протяжно произносятс слоговые цепочки: сначала с глухими звуками,, затем с' звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличи вать количество слогов на выдохе,
а) полунапевно произносить на выдохе:
ммаммоммуммэммиммы
ннанноннуннэнниннунна
б) произносить на выдохе:
мму!ммо!мма!
м м э ! м м и ! м м о !
в) протяжно произносить на выдохе:
маанааваазаа
Упражнение 3. Активно взять дыхание, а на выдохе
произносить слог «да-да-да». Говорить, ощущая корни
\- 4 тих зубов, щелочку между двумя передними зуба-И" "Офез которую «идет ниточка воздуха». Язык дробно $ ■■ ч<ф' !' по твердому небу около верхних резцов. Нижняя Ц. on lb свободна, но не падает. Следить, чтобы дыхание Ли »н плавным, без толчков.
Упражнение 4. Произнести два слога, на втором сде-*н><> ударение, гласный второго слога потянуть, послу-m «и, «ма-ма». Между слогами пауз не делать. Дыхание Л|мн(, когда оно заканчивается. Следить, чтобы смена • i"i,i, смена гласного не меняла окраски звука, его силы п .ьм»ма.
мима на-на ва-ва за-за
т мо на-но ва-во за-зо
Mil му на-ну ва-ву за-зу
М(1°ми на-ни ва-ви за-зи
мп-мэ на-нэ ва-вэ за-зэ
4, Дыхательные упражнения, сочетающиеся с голосоми снижениями
I(римеры упражнений:
Упражнение 1. Поворачивать голову вправо-влево и
шинрсменно с каждым поворотом делать вдох носом
«■мрнионно. Медленно и плавно выдохнуть через рот,
н|<ии шося «пффф».
Упражнение 2. «Лесорубы». Сделать вдох, выдох де-miii с наклоном, выдыхая порционно в три раза и про-ишоеить «ах-ух-ох», имитируя удар топора.
Упражнение 3. «Спустить мяч». Сделать вдох. Руки на (ншис груди. Сжимаем воображаемый мяч, произнося
«мук «с-с-с».
Упражнение 4. «Раздвинем стены». Делается аналогиями упражнению «спустить мяч», только используются разный звуки: вперед — звук «ж», назад — «з», в стороны — «и», вверх — «с».
5. Упражнения для удлинения продолжительности рентного выдоха (синхронизация речи с движением при про-м (несении каждого слога — «встречное дирижирование») Рекомендации при выполнении упражнений:• Обращать внимание на равное распределение выдо-I на протяжении всего высказывания.
• Придерживаться умеренного темпа речи с четк договариванием слова в полном его объеме.
• При чтении стихотворений, произнося возраст щее количество строк на одном выдохе, соизмерять рход воздуха с величиной текста.
Упражнение 1. Использование люфт-паузы (во добирается после каждой строчки).
Пример: С радости-веселья /
Хмелем кудри вьются, / С горести-печали / Русые секутся. //
В дальнейшем произносится возрастающее количе во слов на одном выдохе.
Упражнение 2. «Трубач». Сделать вдох. К губам пр жать воображаемый мундштук горна или трубы. Без 3i ка одним воздухом нужно «выдышать» мелодию на о, ном выдохе.
Пример: Ах, вы сени, мои сени, Сени новые мои, Сени новые,
Кленовые,
Решетчатые. Выходила молода За новые ворота, За новые,
Кленовые,
Решетчатые.
Упражнение 3. Сделать вдох. На выдохе посчитат Счет прямой, обратный, порядковый, десятками и т.' По аналогии: перечисление дней недели, названий м сяцев. Следить за проговариванием, равномерностью длительностью выдоха.
Упражнение 4. Распределение речевого дыхания: чте ние стихотворения «Дом, который построил Джек».