Обследование состояния слухового самоконтроля
Для развития не только звуковой речи, но и интона-мшяпюй стороны речи необходим активный слуховой
■ адоконтроль.
Обследование включает два вида инструкций: 1-я инструкция — выполнение задания; 2-я инструкция — оценка ребенком качества выпол-*«f пия задания.
Материал для обследования: ритмические удары, зву-> и, слоги, слова-квазиомонимы, слова сложной слого-мпй структуры, предложения с разными типами интонации, лексический материал для воспроизведения моду-< щий голоса по высоте и силе, для изменения тембра и irMiia речи.
Обследование состояния слухового самоконтроля hi нючает 11 проб-заданий.
При необходимости задание повторяется для ребенка 1 2 раза.
I) Характер самоконтроля ребенка при воспроизве-м'иии ритмического рисунка простых и акцентированных ударов.
Инструкция № 1: «Повтори удары за мной».
Изолированные — ///, //, /; Серии простых — // // //, /// ///; Акцентированные — / U / U, // U, UU /.
Условные обозначения: / — громкий удар,
U — тихий удар. Инструкция № 2. «Ты правильно выполнил?»
2) Характер самоконтроля ребенка при воспрои дении ряда гласных звуков.
Инструкция № Г. «Повтори за мной звуки».
АУ
АУО
АОУИ
Инструкция № 2 «Ты правильно повторил?»
3) Характер самоконтроля ребенка при воспроиз дении слогов.
Инструкция № 1: «Повтори за мной слоги».
КА-ГА-КА
БУ-ПУ-БУ
КА-ТА-ЧА
ДА-ДЯ-ТА-ТЯ
Инструкция № 2. «Ты правильно повторил?»
4) Характер самоконтроля ребенка при воспроиз^ дении слов-квазиомонимов.
КОСА-КОЗА КРЫША-КРЫСА УТОЧКА-УДОЧКА КОРА-ГОРА ПАШНЯ-БАШНЯ МЫШКА-МИШКА |
ТАЧКА-ДАЧКА НОРА-КОРА БОЧКА-ПОЧКА КАДУШКА-ПОДУШ! НОРКА-КОРКА ТОЧКА-ДОЧКА |
Инструкция № Г. «Повтори за мной два слова. Ск жи, это одинаковые или разные слова?»
Инструкция № 2. «Ты правильно ответил?» 5) Характер самоконтроля ребенка при воспроизве дении слов сложной слоговой структуры.
Инструкция № 1: «Повтори за мной слова».
КОСМОНАВТ МИЛИЦИОНЕР
СНЕГОВИК ЭКСКУРСИЯ
• ЩОСВАЛ ПУТЕШЕСТВЕННИК
ЧИТЕЛЬНИЦА АКВАРИУМ
ПУГОВИЦА ВЕЛОСИПЕД
I «'ЛИОВЩИК ИНДЕЕЦ
Инструкция № 2. «Ты правильно сказал слова?»
><) Характер самоконтроля ребенка при воспроизве-» "ми предложений, включающих слова сложной слого->|н i фуктуры.
Инструкция № Г. «Повтори за мной».
Космонавт живет в космическом аппарате два ме-
Весело журчали весенние ручьи. Учительница учит учеников на уроке. На сковороде жарятся пять котлет. Экскурсовод проводит экскурсию в музее.
Инструкция № 2. «Ты правильно сказал?»
/) Характер самоконтроля ребенка при изменении мнншации.
Инструкция № 1: «Я скажу предложение, а ты измени» интонацию так, чтобы прозвучал вопрос».
Машина остановилась на светофоре. ...?
- В лесу выросли грибы. ...?
- Котенок вылез из-под дивана. ...?
Инструкция № 2. «Ты правильно сказал? У тебя поучился вопрос?»
8) Характер самоконтроля ребенка при изменении (шического ударения в, предложении.
Инструкция № 1: «Вот предложение из трех слов. Это цн'дложение нужно сказать три раза. Сначала голосом «мдслить первое, потом второе, а затем третье слово. <ю поможет передать главную мысль».
1раз - МАМАПРИШЛА ДОМОЙ.
2 раз - МАМА ПРИШЛАДОМОЙ.
3 раз - Nf AMA ПРИШЛА ДОМОЙ.
Инструкция № 2. «Ты смог передать главную мысль? Irtie удалось выделить голосом слова в предложении?
9) Характер самоконтроля ребенка при воспроиз
дении модуляций голоса по высоте и силе.
Инструкция № 1: «Как подают голос взрослые вотные и их детеныши? У кого "толстый" голос, а у к "тонкий" голос?»
СОБАКА ...? ЩЕНОК ...?
КОШКА ...? КОТЕНОК ...?
КОРОВА ...? ТЕЛЕНОК ...?
Инструкция № 2: «У тебя получился "толстый" : тонкий голос?»
Инструкция № 3: «Когда машина гудит далеко, то слышим тихий гудок. Когда машина гудит близко, то м слышим громкий гудок. Как гудит самолет, когда он д леко и близко?»
Инструкция № 4: «Тебе удалось показать гудение с молета далеко и близко?»
10) Характер самоконтроля ребенка при воспроизвв
дении тембра голоса.
Инструкция № 1: «Вспомни, кто пугал колобка и х тел его съесть? Каким голосом говорили заяц, волк, медведь и лиса?»
— Колобок, колобок! Я тебя съем.
Заяц — тоненьким голосом
Волк.— грубым голосом
Медведь — медленным, хриплым голосом
Лиса — ласковым, хитрым голосом.
Инструкция № 2: «У тебя получились голоса зверей?1
11) Характер самоконтроля ребенка при воспроизвел
дении темпа речи.
Инструкция № Г. «Повтори за мной предложения, быстро, медленно и обычно».
— На море во время шторма очень большие волны —< нормальный темп.
— Самолет построим сами и помчимся над горами — быстрый темп.
Улитка носит свой домик на спине — медленный
Инструкция № 2: «Тебе удалось говорить разным и пит: быстро, медленно и нормально?»
Инструкция № 3: «Вот три картинки: черепаха, заяц, t • I ели я покажу черепаху, то говори медленно, если •■ним — то говори быстро, а если ежа, то говори обыч-iin'i темпом. Повтори предложение «Весной тает снег».
Ник заяц — ...? (быстро).
Кик еж — ...? (нормально).
Как черепаха — ...? (медленно).
Инструкция № 4: «Ты умеешь говорить быстро, мед-
Критерии оценки:
4 балла — полностью сформулирован навык само-i-«hiроля. Ребенок замечает все допущенные ошибки в
> "»н гпенной речи.
) балла — стадия завершения формирования навыка ■ *моконтроля. Ребенок замечает примерно 75% допу-•шпшых ошибок в собственной речи.
2 балла — стадия автоматизации навыка самоконтро-и Ребенок замечает примерно 50% допущенных оши-миь в собственной речи.
I балл — начальная стадия формирования навыка са-шнонтроля. Ребенок замечает примерно 25% допущенных ошибок в собственной речи.
0 баллов — нулевая стадия. Отсутствие самоконт-
Примечания:
1. Если ребенок замечает свои ошибки, старается их
in править, но исправление не удается из-за выраженной
' ц'ртой дизартрии, то это можно отнести к моторному
нарушению просодики (условно группа ФН).
2. Если ребенок не замечает своих ошибок, не слы
шит допущенных ошибок и не старается их исправить,
к» )то может быть связано с нарушением слухового вни-
шишя и недоразвитием фонематического слуха. Нару
шение просодики в этом случае можно отнести к сен-
ирному уровню (условно группа ОНР).
3. Смешанный (сенсомоторный) характер нарушен просодики определяется у детей со стертой дизартри у которых задерживается процесс формирования фо матического слуха (условно группа ФФН).
Вопросы и задания
1) Проведение обследования интонационной сторо речи: а) обследование восприятия и понимания и тонации, б) обследование воспроизведения и уп требления интонационных средств.
2) Протоколы обследования интонации.
|мШЛ7
НИНОБЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ. ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ