Обследование речевого дыхания
Начинают обследование речевого дыхания с оценки t рншации вдоха и выдоха. Определяют характер ды-»-ч||« ребенка в покое и в момент речи. Визуально опре-* пин характер дыхания в покое: дышит ли ребенок но-
|« КИИ рТОМ.
Ныделяют 3 типа дыхания: поверхностное ключичное;
грудное;
нижнереберно-диафрагмальное. При поверхностном ключичном дыхании живот на к м\& втягивается, а плечи поднимаются. При грудном — г н ширяется грудь на вдохе. При нижнереберно-диаф-t'4мольном — при вдохе выпячивается живот, а при вы-««•а' живот опадает. Нижнереберно-диафрагмальное ды-«1ИС считается наиболее физиологичным (см. раздел 2.3).
I. Определение типа дыхания
Материал для исследования: состояние покоя, при ко-нфом ребенок может сидеть, лежать, стоять.
Процедура: ребенку предлагается спокойно посидеть, и*(стоять или полежать на кушетке. Руки логопеда располагаются одна на плечах, а другая на животе. При * покойном дыхании ребенка определяется, какая часть ■ уловища поднимается. Если поднимаются плечи, то это гыхание относится к поверхностному ключичному. Если поднимается при вдохе живот, то это диафрагмальное пихание. Если расширяется грудь, то это относится к i рудному типу дыхания.
Инструкция: «Полежи на кушетке спокойно. Мои руки будут проверять, как ты дышишь».
2. Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание
Инструкция: «Покажи, как ты умеешь дышать: вдыхать и "выдыхать. Слушай внимательно и выполняй».
Вдохни носом (понюхай цветок) — выдохнуть носом (2—3 раза). Рот при этом закрыт.
Вдохни носом, а выдохни ртом (погрей руки)
(2—3 раза).
Вдохни ртом (как рыба) — выдохни ртом (погрей руки).
Вдохни ртом, а выдохни носом.
3. Исследование . целенаправленности воздушн струи
Материал для исследования: пузырек, ватный шарй" маленькая свечка для дня рождения.
Инструкция: «Покажи, как ты умеешь дуть».
— Вот мяч, а вот ворота. Подуй на шарик и забе мяч в ворота.
— Вот пузырек. Подуй в него так, чтобы пузырек за свистел.
— Вот свеча, ее зажгли в день рождения ребенка. 'За дуй свечу с первого раза.
4. Исследование силы воздушной струи.
Материал для исследования: граненый карандаш, губ* ная гармошка.
Инструкция: «Проверим, как ты сильно умеешь дуть».
— Вот карандаш (на расстоянии 20 см), подуй на не* го так, чтобы он прокатился по столу. Для этого вдохни носом и сильно выдохни на карандаш. Губы вытяни трубочкой.
— Вот губная гармошка, подуй в нее сильно, чтобы; появился звук.
Критерии оценки:
4 балла — диафрагмальный тип дыхания, дифферен-. цирует ротовой и носовой вдох и выдох, выдыхаемая воздушная струя сильная и целенаправленная.
3 балла — диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует носовой и ротовой вдох и выдох, снижен объем и сила выдоха.
2 балла — диафрагмальный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха.
1 балл — поверхностный ключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, не дифференцирует ротовой и носовой вдох и вы-. дох.
0 баллов — задание не выполняет.
i Исследование особенностей фонационного ДЫХа-hM'I
1) Воспроизведение на одном выдохе предложений с
!■ мичением количества слов.
Процедура: ребенку предлагается вдохнуть через нос it »i i иыдохе произносить предложение.
Инструкция: «Послушай внимательно предложение и ннншри его. Старайся сказать предложение плавно, на
• ■ «ним выдохе».
I, Девочка рисует цветок.
Л Девочка рисует цветок карандашами.
i Девочка рисует красивый цветок карандашами.
4. Девочка рисует красивый цветок цветными каран-
■■ шшми.
2) Воспроизведение на одном выдохе чистоговорки.
Процедура: ребенку предлагается вдохнуть через нос
и на выдохе произносить чистоговорку. Эксперимента-oil» показывает образец выполнения задания.
Инструкция: «Послушай внимательно чистоговорку.
* целай вдох носом и на выдохе произнеси ее, как я».
Жу-жу-жу — я все лужи обхожу. Ша-ша-ша — наша Маша хороша. Ко-ко-ко — мне до речки далеко.
3) Воспроизведение на одном выдохе автоматизиро-
ад иного ряда.
Инструкция: «Посчитай от одного до десяти на одном выдохе».
4) Воспроизведение короткого стихотворения.
Процедура: при прочтении короткого стихотворения
фиксируется, в какой фазе дыхания ребенок начинает речь. Отмечается наличие координации фонации и ды-шиия. Определяется также дискоординация фонации и дыхания.
Инструкция: «Прочитай стихотворение красиво, выразительно, с паузами, как на празднике».
Осень наступила, Высохли цветы. И глядят уныло Голые кусты.
Критерии оценки:
4 балла — речь на выдохе, объем речевого дыхан хороший.
3 балла — речь на выдохе, объем речевого дыхан'
ограничен. '
2 балла — речь на выдохе, но ослаблен речевой в дох.
1 балл — речь возможна на вдохе, дискоординац дыхания и фонации.
О баллов — не справляется с заданиями.