Понятие об интонации в психолингвистике
Как определяет И.Г. Торсуева, «с точки зрения акус-<ши интонация — взаимосвязанные изменения частоты
в ионного тона и интенсивности, развертывающиеся во ■семени» (Торсуева, 1990). Психологически эти акусти-
<(vi«ie характеристики воспринимаются как: изменения
«ипжения мелодии (вверх — вниз, плавное — резкое), «I шипения мелодического диапазона (широкий — уз-* nil), изменения громкости (тихо — громко) и изменения темпа речи (быстрый — медленный). Повторяющие-и наборы данных характеристик образуют ритм речи к 1орсуева, там же).
В психолингвистике единицей интонации является ■нионема. Интонема — это набор интонационных ауди-шниых характеристик, который позволяет различить шичения двух или более высказываний, одинаковых по f иосму словесному составу и разных по интонационному иформлению. Интонема передает коммуникативный тип имсказывания (сообщение, побуждение, вопрос и т.д.), 1 кисже смысловую важность каждой части высказывания — синтагмы (см. раздел 2.1.2. «Понятие о синтаг-Mt'»). Интонема выделяет в высказывании ту информацию, которую говорящий считает новой для слушающе-ш, неизвестной ему. Например, если в высказывании
Истин зонтик лежит на полке» интонационно подчерки пается слово «Петин», значит, говорящий полагает, >по именно сведения о принадлежности зонтика Пете, а не кому-то другому, неизвестны слушателю, и именно t ю ему важно узнать в первую очередь (а тот факт, что «штик лежит на полке, ему уже известен). Если в том до высказывании интонационно выделяется словосоче-шние «лежит на полке» — значит, полагает, что слушающий хочет узнать о местонахождении зонтика, а хозяин юнтика ему уже известен.
Наряду с термином «интонема» употребляются и другие термины для обозначения единицы интонации —
«фонема тона» и «интонационная конструкция» (ИК; Термином «интонационная конструкция» (ИК), в част ности, пользуется Е.А. Брызгунова, которая наиболб полно и подробно описала основные типы ИК (Брызгу нова, 1981). В каждой ИК определяется центр, или ядр ИК — это тот слог в высказывании, который интонаци* онно выделен, — на нем значительно изменяются мело дические характеристики (уровень высоты тона, направ ление движения тона), интенсивность и длительност! произнесения слога. В зависимости от места расположения центра ИК и изменения аудитивных характеристик в этом центре Брызгунова различает семь типов ИК. Вся что они собой представляют.
Основные типы ИК
1) ИК-1. Здесь происходит понижение тона на глас
ном центра ИК и в заударных слогах (если они есть).
Центром ИК является ударный слог последнего слова в
высказывании. Такой тип ИК связан с выражением за-*
вершенности в повествовательном предложении. ■
Таня идет домой.
Двери закрылись*. -.
■
2) ИК-2. Гласный центра произносится с усилением:
ударения, движение тона ровное или с небольшим по-:
вышением. Такой тип ИК характерен для специального
вопроса (то есть вопроса с вопросительным словом),
центром ИК становится ударный слог вопросительного-
слова.
Ктб идет домой? Где эта улица?
3) ИК-3. Тон резко повышается на гласном центра и ]
может сразу же понизиться. Центром ИК является удар- ]
ный слог того слова, к которому относится вопрос. Та
кой тип ИК реализуется при повторении вопроситель
ного высказывания в ответе и в общем вопросе (вопросе «
без вопросительного слова, требующем ответа «да» или .''
«нет»). j
'Здесь и в дальнейших примерах: слоги, подчеркнутые одной \ чертой, произносятся более низким тоном, подчеркнутые двумя \ чертами — более высоким тоном.
кI и спрашиваешь,) где эта Л улица? «I ниоряший переспрашивает, повторяя вопрос свое-i ' "«(нч'сдника).
*ш ЛТаня? Таня иЛдет домой?
11 И К-4. Тон понижается на гласном центра, а затем
• ■"••пишется и остается на высоком уровне. Такой тип
Hi чпрактерен для сопоставительного вопроса (вопроса
><i наставительным союзом «а»). Центром ИК является , • «1<ш.| й слог того слова, к которому относится сопос-
• и. нние.
Д УТаня? Пойдет ли о\/на домой?
(Говорящий противопоставляет Таню другому лицу, • «мором уже известно, что оно идет домой.)
i) ИК-5. Этот тип реализуется при выражении оцен-
• н М такой конструкции два центра: первый — ударный
• «Mi слова, экспрессивно подчеркивающего оценку
• i iiiv», «какой» и т.п.), второй — ударный слог слова, к
• мнфому относится оценка. На гласном первого центра
■ чц повышается и остается высоким до второго центра,
и 1 котором тон понижается.
Какбй сегодня день!
Кйк она пойдет домой?
()) ИК-6. Происходит повышение тона на гласном hi игра, и высокий уровень сохраняется до конца ИК. Iiiuoli тип ИК появляется: а) при выражении недоумении, когда центром становится ударный слог экспрес-пиного относительного местоимения («как», «какой» и i п.); б) в оценочных высказываниях — тогда центром ПК становится ударный слог того слова, к которому от-ниеится оценка, при этом длительность его произнесении увеличивается.
а) Какие дома на этой улице!
б) Какой дом на этой улице!
7) ИК-7. Происходит резкое повышение тона на 1 пионом центра, при этом гласный заканчивается смычкой голосовых складок. Этот тип ИК реализуется при ныражении экспрессивного отрицания. Центром являет-
ся экспрессивно окрашенное слово (обычно относител ное местоимение «какой» и т.п.). Какбй это дом!
Интонационные конструкции могут реализовывать как на целом высказывании, так и на его части — си: тагме (Брызгунова, 1981).
Какова же «физическая основа» интонации, как органы речи отвечают за ее воспроизводство, и каки образом они это делают? Этими вопросами занимают еще две дисциплины — психофизиология и акустика.