Тема 13. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя как цикл
Цель занятия – рассмотреть «Петербургские повести» Гоголя как единый текст, продемонстрировать на примере «Петербургских повестей» специфику гоголевского повествования и стиля.
1) «Петербургские повести» как несобранный цикл. Образ Петербурга как «призрачного, миражного» (Топоров) города. «Петербургские повести» в рамках Петербургского текста русской литературы (по В. Н. Топорову). Фантастика и гротеск в цикле. Типы героев: «маленькие люди» («Шинель», «Записки сумасшедшего») и художники («Портрет», «Невский проспект»). Травестирование сюжетов романтической литературы. Стилевое своеобразие прозы Гоголя.
2) Сюжетный параллелизм историй художника Пискарева и поручика Пирогова в «Невском проспекте». Гоголевская интерпретация романтического конфликта между мечтой и действительностью (сон Пискарева). Противопоставляет ли Гоголь Пискареву Пирогова, либо, напротив, сопоставляет этих персонажей? «Не писатели» Шиллер и Гофман: почему сапожник и жестянщик носят имена классиков немецкой литературы? Проанализируйте описание Невского проспекта в начале и в конце повести: какими средствами Гоголь создает впечатление обманчивости и призрачности Невского проспекта?
3) Прием гротеска в повестях «Записки сумасшедшего» и «Нос». Фабула мудрости безумца в «Записках сумасшедшего», дневниковый характер повествования, композиционное значение «гуманных мест» в повести. Система фантастических мотивировок в повести «Нос». Проследите по тексту, как объясняют пропажу носа повествователь и персонажи. Стремится ли сам автор найти правдоподобное объяснение этому «необыкновенно странному происшествию»?
4) Тема искусства в повести «Портрет». В чем состоит искушение, которому подвергается Чартков? Как происходит превращение Чарткова из одаренного художника в модного живописца. Демонические черты в образе ростовщика. Почему автор портрета, искупая свою вину, пишет картину на сюжет Рождества Христова? Италия как пространство подлинного творчества и возвышения духа (в противоположность Петербургу).
5) Концепция христианского гуманизма в творчестве Гоголя («Шинель»). Образ Акакия Акакиевича Башмачкина: Башмачкин как «маленький человек» и как подвижник, следующий своему призванию. «Шинель» и «Станционный смотритель» Пушкина: сопоставьте гоголевского персонажа с пушкинским Самсоном Выриным. Каково авторское отношение к Башмачкину? Смысл финала.
Литература
Маркович В. М. Петербургские повести Н. В. Гоголя. Л., 1989.
Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. М., 1988. Гл. «Реальное и фантастическое». С. 55–129.
Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С. 259–320. Или: Он же. Петербургский текст русской литературы: Избр. труды. СПб., 2003. С. 7–66.
Дерюгина Л. В. Пушкинское и Пушкинско-Петербургское в «Невском проспекте» // Литературоведение как литература: Сб. в честь С. Г. Бочарова. М., 2004. С. 84–110.
Проскурина В. Ю. Второй «Портрет» Гоголя // Новые безделки: Сб. ст. к 60-летию В. Э. Вацуро. М., 1995. С. 223–236.
Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б. М. О прозе. О поэзии: Сб. ст. Л., 1986. С. 45–62.
Тема 14. Концепция человека в поэме Н. В. Гоголя
«Мёртвые души» (глава 6)
1. В ходе медленного чтения главы 6 гоголевской поэмы обратите внимание на более сложную, чем в предыдущих главах, структуру текста, а именно философскую тему времени, и биографическую тему, а также на особо активное авторское поведение (целый ряд лирических пассажей, отметьте их). Каково значение этих элементов? Как благодаря им развертывается в главе основная тема гоголевского творчества – гибели и спасения человека?
2. Портрет Плюшкина. Дальний и близкий планы. Плотность вещного фона и его детализация – с одной стороны, с другой – представленное в персонаже живое начало («теплый луч чувства» в лице, еще не потухнувшие глаза и др.). Значение эпизодических образов Прошки и Мавры.
3. Эстетическая многоплановость главы. Карикатура в образе Плюшкина. Каков специально заострённый художественный пафос в главе: гипербола или гротеск? Трагические и лирические интонации в главе. Их смысловая нагрузка. Как бы вы оценили опыт «потенциального литературоведения» (В. Н. Топоров)?
Литература
Основная
1. Топоров В. Н. Вещь в антропоцентрической перспективе (Апология Плюшкина) // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С. 7–11.
2. Белый А. Мастерство Гоголя. 2-е изд. М., 1995.
3. Зеньковский В. В. Н. В. Гоголь // Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М., 1997. С. 142–264.
Дополнительная
1. Смирнова Е. А. Поэма Гоголя «Мертвые души». Л., 1987.
2. Манн Ю. В. В поисках живой души. «Мертвые души» Н. В. Гоголя: писатель – писатель – критика – читатель. М., 1984.