Список дополнительной литературы по всему курсу
Бердяев H.A. Самопознание. Русская идея. — М., 2011. Дхаммапада. — М., 1960.
Лосский Н. О. История русской философии. — М., 1991. Махабхарата. Рамаяна. — М., 2004. Монтень М. Опыты. Избранные эссе. — М., 2008. Соловьев В. С. Смысл любви // Соч.: в 2 т. — М., 1988. — Т. 2. Фромм Э. Душа человека. — М., 2010. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992. Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч.: в 2 т. 1965. — Т. 2.
М.
Краткий словарь терминов
Агностицизм— философское направление, в соответствии с которым истина о мире недостижима для человека.
Альтруизм— понятие, противоположное эгоизму, когда человек делает что-то не для себя, а для других.
Апперцепция— самосознание; изначальное единство сознания познающего субъекта, обусловливающее единство опыта.
Априори— существующее до опыта.
Атман— индивидуальная душа.
Гедонизм— учение, в соответствии с которым в основе человеческой деятельности лежит стремление к удовольствию.
Гносеология— раздел философии, изучающий сущность, способы, формы и цели человеческого познания мира.
Дхарма— высший моральный закон, а также добродетель, учение, истина, религия, обычай, право.
Имманентный— внутренне присущий какому-либо предмету, явлению.
Интерсубъективный— общечеловеческий, свойственный всем людям как представителям вида Homo sapiens.
Карма— судьба, порождаемая действиями индивидов в предыдущих существованиях.
Категории— наиболее важные философские понятия.
Логика— раздел философии, посвященный изучению правил мышления.
Майя— мир, окружающая природа в противоположность Единому.
Материализм— философское направление, признающее материю первичной, а сознание, идеи — вторичными, результатом развития материи.
Материя— одна из основных философских категорий, означающая реальность, которую человек может воспринимать своими органами чувств (в отличие от идеи).
Медитация— прекращение психической деятельности и очищение сознания от всех его форм для обеспечения контакта с Единым.
Мистицизм— преобладающее использование мистики как отрасли культуры, основанной на непосредственном единстве духовного и материального.
Монизм— учение, признающее одно главенствующее действующее начало или один основной взгляд (от «моно» — один).
Натурфилософия — направление в философии, изучающее общиепринципы развития природы.
Нирвана— состояние слияния с Единым, в котором прекращаются все желания и заблуждения.
Парадигма— совокупность основных теорий, относящихся к данному разделу знаний.
Понятие— логическая форма, представляющая собой абстрактное, сущностное, обобщенное представление о предметах.
Рационализация— тенденция развития рационального мышления как мышления, характеризующегося логичностью (в форме следования законам формальной логики), понятийностью (мышлением с помощью понятий), дискурсивностью (способностью разложить какое-либо суждение на составные части).
Релятивизм— учение об относительности человеческого познания и ценностей.
Рефлексия— философское размышление о наиболее важных вопросах жизни.
Ригведа— букв. «Веда гимнов». «Риг» — хвалебный стих, гимн.
Рита— закон Вселенной, которому подчиняются и боги и люди.
Сансара— круговорот бытия, в который втянуто все живущее; колесо перевоплощений.
Система философская— такая концепция, которая включает в себя важнейшее из предшествующего философского знания и отвечает на все основные философские вопросы.
Солипсизм— признание единственной реальностью индивидуального сознания собственного «Я».
Сциентизм— учение, рассматривающее науку в качестве главного фактора исторического прогресса и средства решения социальных проблем.
Теология(букв, «учение о боге») — систематизированное изложение религиозного учения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека.
Телеология— учение, в соответствии с которым все происходящее имеет свою цель.
Трансцендентальный— изначально присущий рассудку, не приобретенный из опыта, но обусловливающий опыт и предшествующий ему.
Трансцендентный— недоступный познанию, находящийся за пределами опыта.
Утилитаризм— учение, в соответствии с которым главным критерием нравственности поведения служит его полезность для общества.
Экстраполяция— перенос знания с одного объекта на другой.
Эмерджентность— проявление новых свойств у вещей, которых нет у элементов, из которых эти вещи состоят.
Эсхатология— учение о конце истории и ее цели.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ