Вопрос 56: Чаадаев и проблема судьбы России как объекта философских споров (западники и славянофилы)
Одним из виднейших представителей русской философии первой половины 19 века был Петр Яковлевич Чаадаев(1794-1856). В центре философии Чаадаева стоят проблемы антропологии и фс истории; его учение – богословие культуры именно потому, что он глубоко ощущал религиозную проблематику культуры. Его взгляд на общественные события как подчиненные религиозной и церковной истории стал отправленным пунктом для социологии славянофилов, а его ориентация на культуру Западной Европы как образец для России была исходным рубежом для воззрений западников.
Положительную роль в развитии русской общественной жизни Чаадаев сыграл не только как “христианский философ”, сколько как мыслитель, поставивший вопросы о причинах отсталости России, особенностях исторического развития страны, сходстве и различии этого развития с историей западно-европейских стран, будущем России, путях уничтожения крепостничества и самодержавия”.
Его труд “Философические письма” свидетельствует о том, что как философ Чаадаев был сторонником объективного идеализма, считал, что религия и философия едины. В “Философических письмах” Чаадаев характеризует тяжелое положение положение русского народа и пытается ответить на вопрос о судьбе России, найти корни современной жизни в истории страны. По его мнению, история человечества движется к определенной цели, указанной Божеством.
“Чаадаев утверждал, что в России отсутствуют идеи долга, справедливости, права, порядка, которые, как он считал в это время, прочно будто бы вошли в сознание и быт европейских народов. Отсутствие этих идей можно, по его мнению, объяснить только тем, что в России не было идейной традиции, которая сделала возможным их укоренение на Западе. А поскольку, по Чаадаеву, не существовало этой традиции, постольку в истории страны не было внутреннего развития, естественного прогресса”. Отсюда он приходит к безотрадному выводу: “… мы жили и сейчас еще живем для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам, которые поймут его; пока, чтобы там не говорили, мы составляем пробел в порядке разумного существования”. Печальную участь России он объясняет тем, что она приняла православие, а не католицизм.
Пессимистические предостережения Чаадаева были услышаны его современниками. Его первое письмо из “Философических писем”, опубликованное в журнале “Телескоп” в 1836 г., было воспринято как пасквиль на Россию и ее народ. Сам Чаадаев был подвергнут лечению в психбольнице и дал подписку, что больше писать не будет. Тем не менее Чаадаев до сих пор остается пророком западничества.
Вопрос 57:
Эволюция философских взглядов Соловьева включает три основных периода. Первый период — начало 80-х гг. — посвящен исследованиям в области теософии, основными работами являются “Чтения о Богочеловечестве”, “Религиозные основы жизни”. Во втором периоде Соловьев исследует проблему теократии, создания справедливого государства, которое осуществит христианские идеи в общественной жизни ,“Россия и Вселенская церковь” . Третий период — исследование проблем теургии, связанных с мистическим искусством, которое, руководствуясь божественной истиной, творит новую жизнь. Основные работы периода — “Смысл любви” , “Оправдание добра” . Необходимо отметить, что на протяжении всего творчества Соловьева одно из центральных мест для него всегда занимала проблема Софии.
Философская система Соловьева одна из первых в России рассматривает всю действительность как целое, исходя из принципа единства мира, основанного на признании Бога как абсолютного сверхприродного идеального начала.
В своей философии Соловьев руководствуется “органическим” мышлением, которое может быть названо методом идеалистической диалектики.
По Соловьеву, в результате синтеза науки, философии и религии знание приобретает объективное значение, и Бог придает миру характер завершенной системы, поэтому познание реальности приводит к христианскому мировоззрению, основанному на учении о богочеловечестве, о воплощенных во Христе божестве и человеке. Он считает, что наиболее полноценной философией является мистическая. Согласно натурфилософии Соловьева, многообразие в природе повторяет изначальное многообразие в сфере идей, по образу которых Бог творит материальный мир, природу. Единство природы реализуется благодаря мировой душе, она занимает промежуточное место между множественностью живых существ и безусловным единством божества.
Преодолению розни в бытии способствует длительный космоэволюционый процесс. Над космическим процессом, шедшим в мире до этого, возвышается теперь исторический процесс, источник развития которого — мировая душа, названная Соловьевым Софией.
Вообще, принцип Софии занимает в философии В. Соловьева важное место и имеет несколько толкований. Это и вечная, совершенная Женственность, духовное существо, получающее свою форму от Бога, процесс реализации которой и представляет собой мировой исторический процесс. София — это и душа мира как центр воплощения божественной идеи мира.
В своей космологии Соловьев подчеркивает и важное значение материи. Это первый субстрат, принадлежность сущего.
Соловьев разрабатывает свое учение об эволюции природы, исходя из посылки, что все в мире стремится к абсолюту, что мир — это всеединство в состоянии становления. Всего Соловьев выделяет пять ступеней эволюции, или, как он их называет, царств: минеральное царство, растительное, животное, человеческое и царство Божие. Пять царств наглядно представляют развитие бытия с точки зрения того, что Соловьев называет нравственным смыслом, осуществляемым в богоматериальном процессе: для того чтобы достичь своей высшей цели, существо должно прежде всего быть (минеральное царство), затем оно должно быть живым (растительное), сознательным (животное), далее — разумным (человеческое), и, наконец, совершенным (царство Божие).
Большое внимание в своем творчестве Соловьев уделяет этике всеединства, основные положения которой он выдвинул в работе “Оправдание добра”. В ее основе — положение о существовании в мире добра как некой идеальной сущности, предпосылки человеческой нравственности. Добро, по Соловьеву, неразрывно связано с космоэволюционным процессом. Его существенными признаками являются незаинтересованность, требующая от человека формально-безусловной воли, и всеединство, которое обусловливает полноту нравственных норм для всех основных отношений практической жизни. Добро — высшая категория этики Соловьева, это образующее и направляющее начало всей истории.
Оно имеет безусловный характер и определяет смысл жизни человека. Нравственное начало является определяющим и для экономических, политических, правовых и других общественных отношений.
Повседневная мораль человека основывается на трех исходных понятиях: стыд, жалость и благоговение . Нравственной целью для человека выступает всеединство как абсолютное состояние. Эта цель должна быть выбрана свободно. Сущность свободы, по Соловьеву, — это добровольное усвоение человеком божественной воли. В эмпирическом мире человек детерминирован механической необходимостью и не может быть свободен, поэтому надо прийти к Богу как основе свободы, ибо абсолют свободен от внешней детерминации.
На пути к полноте бытия, царству Божьему на Земле, люди должны создать общество, основанное на принципах справедливости — свободную теократию, общество, где нравственная власть принадлежит церкви, сила — царю, право живого совета с Богом — пророкам. Христианское государство должно проводить христианскую политику, способствовать мирному сближению народов. Единственная историческая миссия всякого народа — участвовать в жизни Вселенской церкви, в развитии христианской цивилизации, которая должна быть создана на основе органического соединения положительных элементов западной и восточной культур, прежде всего, на основе воссоединения церквей — восточного православия, обладающего богатством мистического созерцания, и западного католичества, установившего наднациональную духовную власть, независимую от государства.
Соловьев говорит о трех силах, определяющих судьбы человеческой цивилизации. Это Запад, Восток и славянский мир с Россией во главе. Первые два уже исчерпали себя, Россия призвана дать миру жизнь и обновление. Божественная сила, дающая развитию человечества его безусловное содержание, проявляется через тот народ, который может дать целостность человечеству, соединить его с вечным божественным началом. Этот народ должен быть свободен от всякой односторонности, привязанности к узким интересам, даже равнодушен к жизни с ее стремлением утвердиться в частной низшей сфере деятельности, но должен быть преисполнен веры в положительную действительность высшего мира. Этим свойством, по Соловьеву, обладают славянские народы, и особенно русский народ. Внешнее богатство, комфортность жизни, порядок не имеют никакого значения, великое историческое призвание России — призвание религиозное в высшем смысле этого слова, готовность скорее отказаться от патриотизма, чем от совести.
Вопрос 58:
Русский космизм – особое мировоззрение, получившее развитие в XIX – XX веках.. Его признаками считаются:
1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связи с космосом 2) активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность человека, в связи с чем предполагается преображение человека
3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса
4) признание необходимости соединения усилий людей, единства (“соборности”) человечества. В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы.
В отечественном космизме выделяют религиозно-философский космизм (В. Соловьев и традиция всеединства, Н. Федоров, Н. Бердяев) и естественнонаучный (Н. Умов, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский).
Один из наиболее ярких представителей религиозного течения в космизме - Н.Ф. Федоров (1829-1903) . В работе “Философия общего дела ” он представил оригинальную религиозную утопию. Мыслитель подчеркивает, что “ человечество призвано быть орудием Божьим в спасении мира ”. В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Остановить этот процесс можно, преобразуя мир на основе соединения науки и религиозной веры, преодоления “небратского” отношения между людьми, объединения их вокруг проекта “Общего Дела”. Спасение мира – задача самого человечества. Решение этой задачи предполагает научное управление природой, преодоление конечности во времени и пространстве: освоение новых миров в космосе и власть над смертью. Особенно оригинальна идея поэтапного воскрешения всех предков на основе использования научных достижений. Лишь устранив несправедливость по отношению к предкам, можно преодолеть разобщенность и достичь всеобщего блага.
Учение К.Э. Циолковского (1857-1935) относится к естественнонаучному направлению, несмотря на его фантастические элементы. Мыслитель рассматривает космос как живое, одухотворенное целое (“панпсихизм”), населенное высокоразвитыми живыми существами. Мир и человек находятся в процессе восходящего развития, разум человека – орудие развития. Ученый обосновывает идею заселения человеком космоса, разрабатывает технические проекты. В 1903 году он представил теорию полета ракеты.
Наиболее значительный представитель естественнонаучного направления в космизме – В.И Вернадский (1863-1945) . Выдающийся ученый, создатель целого комплекса наук о Земле рассматривает феномен жизни в его связи с другими планетными сферами. Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучению жизни, понимаемой им как космическое явление (“всюдность” жизни). Человек рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность. Вернадский сделал вывод о зарождении ноосферы – сферы разума, или управляемой на основе науки природы. Становление ноосферы – объективный процесс, предполагающий развитие отношений между людьми, прекращение войн. Идеи русского космизма особенно актуальны в эпоху экологического кризиса и поиска путей выхода из него.
Вопрос 59: Толстой(1828-1910)
Взгляды Толстого эволюционировали:
1880-1890 –нецерковное учение на основе христианства. Толстой видит принципиальную разницу между подлинными взглядами Исуса, изложенными в Евангелиях и их искажением в догмах исторических церквей.
1990-е эволюция в сторону синтетического учения: меньшее значение личности Христа, толкованию Евангелий
Толстой о Боге
Толстой не предлагает какого-то развернутого определения того, что есть Бог, поскольку определить можно вещь, а Бог радикально отличен от всех этих объектов. Он-исток и основание всякого существования, он дает жизнь и бытие всему сущему. Толстой не предлагает доказательств бытия Бога из внешнего мира, у него религиозно-нравственное обоснование.
«Доказывать, что есть Бог! Может ли быть что-нибудь глупее мысли-доказывать Бога. Доказывать Бога-все равно, что доказывать свою жизнь. Доказывать кому? Зачем? Для чего? Если нет Бога, то ничего нет. Как же его доказывать?»
У Толтого нет разделения творца и творения. Позицию, согласно которой Бог и мир тождественны, называют пантеизмом. Толстой не пантеист, т.к. пантеизм ведет к материализму, а материализм-ложное мировоззрение. Мир не совершенен и полон зла, и если отождествить Бога, то получится что частью природы Бога является зло, а это абсурдно. Согласно мыслителю Бог пребывает вне пространства и времени. Согласно мыслителю мир и человек пребывают в Боге, но Бог не растворяется в мире.
Природа Бога не постижима для человека.
Для людей непросвященных, Бог будет бесконечная в пространстве и времени материя. Для людей же просвященных, понимающих, что начало не в материи, а в духе Бог будет то бесконечное неограниченное существо, которое он сознает в себе в ограниченных временем и пространством пределах.
Идея о том, что единая истина есть во многих религиях
«Два великих принципа принципа Иисуса: Любовь к Богу и любовь к ближнему исповедались с различных точек зрения всеми мудрецами мира: Кришна, Будда, Сократ, Платон.
Толстой о религии
Толстой утверждает, что царство Божие есть каждого человека и церковь соединяет людей, живущих нравственной жизнью и постигших истину, пусть эти люди разделены даже пространством и временем.
Толстой о единой душе
Он отмечает, что одним из главных предметов исследования для человека должна являться душа. Те, кто пытаются вывести душу из материальных вещей, заблуждаются, поскольку сами вещи познаются нами только с помощью души или сознания. Органы чувств определяет то, как мы видим мир, и если бы у нас были другие органы чувств, то и образ мира был бы иным. Единственное, что мы можем постичь достоверно, то это душу. Душевная жизнь Я необъективируема, постигается человеком, в опыте собственного существования. Сознание-можно сделать объектом научного исследования. Оно неоднородно и выделяет 2 типа Я:животного и духовного человека. Животный-эгоистичен, пьет, работает и отдыхает. Духовный человек наблюдает за животным, он проявляет себя как совесть. Согласно Толстому, духовное начало объединяет всех людей: «Мало сказать, что в каждом человеке такая же душа, как и во мне: в каждом человека живет то же самое чувство, что и живет во мне. Все люди отделены друг от друга своими телами, но все соединены тем одним духовным началом, которое дает жизнь всему»
Толстой о ненасилии
«Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб. А я говорю вам не противиться злому». Толстой утверждает, что никогда, ни при каких обстоятельствах человек не вправе поступать против воли другого или повергать его насилию. Бог есть любовь и бесконечная жизнь, а, прибегая к насилию, человек идет против Бога, нарушает его волю. Только Бог вправе карать человека за его грехи и проступки. Толстой критикует не только тех, кто совершает насилие, но и тех , кто ему подчиняется, соглашается существовать в системе социальных отношений, основанной на принуждении. Толстой считал, что со злом стоит бороться, но с помощью мирных методов, аких убеждений, личный пример.