Вопрос 52: Общая характеристика философии позитивизма.
Позитивизм-это течение в философии, оформившееся в 30-х годах 19 века и существующее до наших дней.
Название происходит от латинского, которое в философском смысле означает «действительный», «основанный на фактах».
Позитивизм-одно из самых влиятельных направлений в западной философии, начиная с 19 века и заканчивая сегодняшним днем. Это связано с тем, что позитивизм ориентируется на науку и полагает, что истинное значение о мире может быть получено только с помощью научного метода.
Основные характеристики:
1. Главенство науки: наука единственный достоверный источник информации о мире.
2. Единственный метод познания-естественнонаучный или эмпирический (чувственный)
3. Наука как единственное средство решения всех проблем. С точки зрения позитивистов, наука способна решить практически любые проблемы в обществе.
4. Оптимизм, которого придерживались позитивисты, связанный с верой в низменность научного прогресса.
5. Борьба с философией, которая манипулирует терминами, которым ничего не соответствовало в реальности, например, свобода, душа, субстанция, и т.п.
Позитивисты считают истинным только то знание, которое опирается на опыт.
Этапы развития позитивизма:
1. Классический позитивизм-учения Конта, Милля, Спенсера.
2. Эмпириокритицизм-Маха, Авенариуса
3. Логический позитивизм(или неопозитивизм):Венский кружок, Ферге, Рассел, Витгенштейн
Критика позитивизма также сыграла важную роль в развитии позитивизма: Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд.
Вопрос 53: Философия Ницше
Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, постановки ценностей через себя, а не через религию и общественное мнение. Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков.
В учении Ницше можно выделить 5 основных идей:
1) Воля к власти
2) “Смерть бога”
3) Нигилизм
4) Переоценка ценностей
5) Сверхчеловек
Ницше считается основателем направления “философия жизни”, реальность понимается как форма жизни, сущность которой можно постичь интуитивно. Жизнь провозглашается абсолютной ценностью. Развитие жизни определяется двумя началами:
Апполонистическим (бог гармонии) и Дионистическим (бог вина, стихия, хаотичная жизненная сила).
“Воля к власти”, “По ту сторону добра и зла”, “Антихристианин”, “Так говорил заратустра”. Основа всякой эволюции - воля к власти, это воля к мощи, самоутверждению. Воля человека не может быть свободной или не свободной, она может быть сильной или слабой. Воля - это аффект (инстинкт)Свобода воли - это аффект превосходства по отношению к повинующемуся.
Будущее человечества - не за слабыми, а за сильными, но в истории наблюдается падение жизненной силы и измельчание человека. Подобно тому как в животном мире есть хищники и ягнята, в человеческом обществе есть люди сильные и слабые, но слабые имеют сильную волю к власти (мстительность, алчность, завистливость - торгаши) Люди превращаются в торгашей - маленьких людей, злобных завистливых и мстительных. Сила в современном мире ассоциируется с негативными последствиями (зло, агрессия), а слабость наоборот (добро).Искажение ценностей связано с развитием христианства.
Сверхчелове́к— образ, введённый в произведении «Так говорил Заратустра» для обозначения существа, которое по своему могуществу должно превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну.
К прототипам Сверхчеловека, являвшими собой «виртуозов жизни», Ф. Ницше относил Александра Македонского, Юлия Цезаря, Чезаре Борджиа и Наполеона.
Сверхчеловек - это воплощенный образ человека гармонии, сильный. Предвестником сверхчеловека должны стать сильнейшие (высшие) - это познающие и созидающие.
Для того чтобы себя изменить и совершить переоценку ценностей, человеческий дух должен пройти 3 стадии:
- Стать верблюдом (взвалить все на себя)
- Львом (свобода)
- Ребенком (новое начинание, чистый холст)
Свобода - это воля к ответственности за самого себя.
Ответственность - это чрезвычайная привилегия, означающая прежде всего власть над собой. Самое главное в высшем человеке это самопреодоление.
Ницше провозглашает любовь к дальнему, т.е. к будущему идеалу человека. Человек - это канат между животным и сверхчеловеком, это мост к будущему идеалу. Это смеющийся Лев.
Насилие - это естественное условие эволюции. Величина прогресса, определяется тем, чем ему пришлось пожертвовать. Ницше был нигилистом, преодолевавшим свой нигилизм. Он хотел возродить этику аристократов, культ благородства и силы, и выступал против самодовольной посредственности. Человек - это мост, а не цель, т.е. то, что может превзойти.
Ницше уточняет шопенгауэровскую «волю к жизни» как «волю к власти», поскольку жизнь есть не что иное, как стремление расширять свою власть. Однако, Ницше критикует Шопенгауэра за нигилизм, за его отрицательное отношение к жизни.
Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов», тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни и разложения.
Ницше создал мораль эгоизма или мораль имморализма. Люди не равны между собой, а делятся точно на два ранга: низшая порода, высшая порода.
Ницше выделяет три этапа становления морали:
• доморальный — оцениваются поступки;
• поступки людей оцениваются из их намерений;
• внеморальный — ценность поступков человека оценивается в том, что они естественны.
Концепция имморализма Ницше заключается в том, что человек является сам себе хозяин. Принципы имморализма: сверхчеловек должен руководствоваться своими инстинктами — в основе их морали лежит эгоизм и ненависть к неравенству; хорошо то, что повышает чувство власти, плохо то, что ведет к слабости. В центре имморализма — стремление не к счастью, а к власти. Высшим людям должны приносить себя в жертву низшая каста.