Цель схоластики – доказательство веры при помощи разума.
Начиная с 12 века в Западной Европе появляются университеты-своеобразные корпорации (независимые « города» в городе), объединяющие студентов и учителей (магистров). Главными факультетами были философский\факультет свободных искусств и теологический. Факультет теологии ставил своей целью изучение и истолкование Библии и христианских догм. А изучение свободных искусств строилось ступенчато и включало изучение грамматики, риторики, диалектики; арифметики, геометрии, астрономии и музыки.
Взаимодействие философского и теологического факультетов поражало противостояние между разумом и верой. Кроме того схоластика отрицала чувственное восприятие, а следовательно и опыт( практику), а руководствовалась лишь теоретическими знаниями.
Спор об универсалиях Схоластическое философское мышление сосредоточивалось в сущности на двух проблемах: с одной стороны на споре номинализма и реализма, с другой- на доказательстве существования бога.
2.В период ранней схоластики вновь вспыхнул спор, содержанием которого был вопрос: существуют ли реально универсалии или нет. Эта проблема, будучи главной темой философии ранней схоластики, не исчезает в период расцвета схоластики, а через позднюю схоластику переходит и в философию Нового времени. Проблема универсалий уходит корнями в философию Платона и Аристотеля. Аристотель критиковал учение Платона об идеях как особом мире, реальность которого состояла в неизменности и неподвижности идей, являющихся истинной причиной всех вещей, их свойств и отношений и одновременно их целью. По Аристотелю, идеи не предшествуют чувственно воспринимаемым предметам, не являются причинами вещей.
Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Для реалистов познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее.
Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков. Понятия образуются человеческим разумом как обобщения свойств вещей. Таким образом, понятия или универсалии существуют не до вещей, не в самих вещах, а только после вещей, в уме человека.
В споре средневекового номинализма и реализма намечаются элементы, тенденции борьбы материализма и идеализма. Однако в этот период не было "чистого" материализма и "чистого" идеализма. Номинализм был идеализмом, но содержал материалистические тенденции, ибо исходил из реальности чувственного мира. Он подрывал схоластику изнутри, разрушал "единство" науки и веры, готовил почву для отделения философии от теологии, а также для нового естествознания.
Фома Аквинский (1225-12740) титул присвоенный после смерти-"Ангельский доктор"
Католическая церковь возвела Фому в лик святых. Его философская система признана единственно философской. Главным авторитетом для Фомы был Аристотель, потому что Фома считал, что в философии Аристотеля заложена истна. Его мысли были оригинальны. Его учение- концепция двух истин( веры и разума). Пытался найти вариант чтобы и вера учитывалась, и роль научных знаний, которых в Средние века было оочень много. В общем- пытался избежать крайностей( что-то вроде золотой середины Аристотеля, он же его уважал)
По его мнению есть два типа наук: филосовские, которые придумал человек и "высшая наука, преподанная самим Богом".
Рассуждения о существовании Бога, идея бессмертия души- эти суждения образуют ОБЩЕЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СХОДСТВО ФИЛОСОФИИ И ТЕОЛОГИИ(УЧЕНИЕ О БОГЕ)Все вопросы касающиеся ваимоотношения философии и теологии нужднаются в рациональном обосновании. Пока философия и наука в своих доказательствах не расходятся с утверждениями теологии, то проблем нет. Проблемы появляются, если есть различия в их взглядах. Если есть разногласия, то виоват человеческий разум, которому свойственно ошибаться.
Все науки зависят от божественного знания, которе является наивысшим.
В итоге "Ангельский доктор" утверждает превосходство веры над разумом. Существо его учения сводится у устранению противоречий между ними.
Фома установил иерархию человеческого знания:
1-теология (высшая мудрость)
2-метафизика ( несовершенная форма богооткровенного знания)
3- низшие науки и обыденные(житейские) знания
Доказательства бытия Бога
этот вопрос образует общее содержание филоофии и теологии. Доказательства Бога приводятся в двух работах: " Сумма против язычников"(приводятся аристотелевские источники) и "Сумма теологии" ( стргая форма проведения доказательств)
В этих трудах он рассуждает может ли быть доказано существование Бога . Он рассматривает два противоположных аргумента: 1 то что Бог есть не может быть доказано ибо это очевидно 2 то что Бог есть не может быть доказао, но достигается верой. Но Фома решил, что это все неправильно и обобщил все в космологические доказательства. Их особенность - АПОСТОРИОРНОЕ доказательство, то есть рассуждения идут от следствия к причине, от мира к Богу и каждое строится на каком-то фундаментальном понятии.
в "Сумме теологии" 5 способов существования Бога:
1-доказательство от движения ( все, что движется , приводится в движение чем то другим, т.к ничто не может быть движущим и движимым, в конечном итоге все движит Бог, так как он сам не движим ничем)
2-производящая причина
3-возможность и необхлдимость ( составляющуя причина всего -Бог)
4-неравенство степеней совершенства (причина блага и совершенства- бог)
5-целесооразность( разумная сушность направляющая все истины- Бог)
Доказательства Фомы представляют собой попытку обоснования догмы( учение) о сотворении мира
Философия патристики относится к раннесредневековому периоду и обозначает учения христианских авторов с 1 по 8 век. Философия патристики - синтез христианской религии и античной философии.
Отличительные особенности патристики:
Монотеизм - вера в единого Бога. Истина о Боге, человеке и мире дана в Библии.
Теоцетризм– представление о том, что высшей реальностью является Бог и он все определяет. Он выражен в двух фундаментальных принципах - идея творения мира и человека Богом и идея откровения о Боге.
Креационизм. Идея творения лежит в основе христианской фс: учения о бытии(онтологии), а идея откровения- в основе учения о познании(гносеологии).
Христианство не отрицало значение знания, но отдавало приоритет вере. Знание о боге может быть дано только как откровение, а дело человеческого разума – понять это откровение и сохранить его в целостности.