Объект и субъект научной деятельности. Проблемы истины
1. Развитие знания – сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Этот процесс можно рассматривать как движение от «преднауки» к науке, от классической науки к неклассической и далее к постнеклассической и т.д.,
В современной западной философии второй половины XX в. проблема роста, развития знания является центральной в философии науки, представленной в точках эволюционной эпистемологии и постпозитивизма. Эволюционная эпистемология – направление в западной философии, основная задача которого – выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе и пострении на этой основе теории эволюции единой науки. Эволюционная эпистемология пытается создать обобщенную теорию развития науки, положив в основу принцип историзма и пытаясь опосредовать крайности рационализма и иррационализма, эмпиризма и рационализма, когнитивного и социального, естествознания и социально-гуманитарных наук и т.д.
Эволюционная эпистемология науки строит свои модели развития научного знания на основе общей теории органической эволюции, и, прежде всего, сходства механизмов развития, действующих в живой природе и познании.
Один из известных вариантов эпистемологии – генетическая эпистемология швейцарского психолога и философа Ж. Пиаже. В ее основе - принцип возрастания инвариантности знания под влиянием изменений условий опыта. Пиаже считал, что эпистемология - это теория достоверного познания, которое всегда есть процесс, а не состояние. Важная ее задача - определить, каким образом познание достигает реальности, т.е. какие связи, отношения устанавливаются между объектом и субъектом
Генетическая эпистемология Ж. Пиаже пытается объяснить генезис знания вообще, и научного в частности, на основе воздействия внешних факторов развития общества, т.е. социогенеза, а также истории самого знания и особенно психологических механизмов его возникновения. Изучая детскую психологию, ученый пришел к выводу, что она составляет своего рода ментальную эмбриологию, а психогенез является частью эмбриогенеза, который не заканчивается при рождении ребенка, так как ребенок непрерывно испытывает влияние среды, благодаря чему происходит адаптация его мышления к реальности.
Фундаментальная гипотеза генетической эпистемологии, - указывает Пиаже, - состоит в том, что существует параллелизм между логической и рациональной организацией знания и соответствующим формирующим психологическим процессом. Соответственно этому, он стремится объяснить возникновение знания на основе происхождения представлений и операций, которые в значительной мере, если не целиком, опираются на здравый смысл.
Особенно активно проблему роста знания разрабатывали, начиная с 60-х гг. XX столетия сторонники постпозитивизма.
Основные черты данного течения: а) отсутствие абсолютизации формальной логики и ограничение ее притязаний; б) активное обращение к истории науки как диалектическому процессу; в) переключение усилий с анализа формальной структуры научного знания на содержательное изучение его динамики, изменения, развития, его противоречий; г) отказ от каких бы то ни было жестких разграничений эмпирии и теории, науки и философии, науки и вненаучных форм знания; д) стремление представить общий механизм развития знания как единство количественных и качественных изменений; анализ социокультурных факторов возникновения и развития науки; ж) резкое изменение отношения к философии, подчеркивание ее роли как одного из важных факторов научного исследования; з) замена верификации фальсификацией — методологической процедурой, посредством которой устанавливается ложность гипотезы или теории в результате ее эмпирической проверки.
Обратившись лицом к истории, развитию науки, представители постпозитивизма стали строить различные модели этого развития, рассматривая их как частные случаи общих эволюционных процессов, совершающихся в мире.
2. Традиционная классическая гносеология описывает движение научно-познавательного процесса как ход мышления, простирающийся от вопроса к проблеме, затем к гипотезе, которая после своего достаточного обоснования превращается в теоретическую модель. Таким образом, скрепляет развивающееся научное знание гносеологическая цепочка: вопрос—проблема—гипотеза—теория.
«Проблема» - синоним понятия «затруднение». Научная проблема – это одна из форм представления научного знания. Она является специфической разновидностью вопроса, для решения которого не существует разработанного алгоритма. Решение проблемы имеет существенную новизну, т.е. значительный прирост научного знания. Проблема – это совокупность суждений, включающая в себя как ранее установленные факты, так и суждения о еще непознанном содержании объекта. К этапам постановки проблемы относятся:
1) Предварительная постановка проблемы;
2) Анализ проблемы;
3) Оценка проблемы;
4) Выдвижение проблемы.
На первом этапе происходит фиксация недостаточности знаний в данной проблемной ситуации. Задачей второго этапа является уточнение цели будущего исследования границы, как самой проблемы, так и будущего исследования. На этапе оценки требуется некоторый научный прогноз – умение предвидеть, какие эффекты приносит решение этой проблемы, каковы должны быть практические шаги по ее разработке.
На этапе выдвижения проблемы производят интерсубъективную проверку и обсуждение предыдущих этапов разработки научной проблемы. Ученые обсуждают, насколько правильно поставлена данная проблема. Ученые обсуждают, насколько правильно поставлена данная проблема: истинно ли заключение исследователя о том, что обнаруженное неизвестное действительно неизвестно, действительно ли существенна предполагаемая новизна решения, насколько адекватен исследовательский проект содержанию проблемы и ее методологическим аспектам. При этом изучаются доводы «за» и «против» как постановки самой проблемы, так и оценки актуальности и реализуемости проблемы; выдвигаются и обсуждаются альтернативные варианты, устанавливаются ее взаимосвязи с другими проблемами данной научной области, принимаются теоретические и организационные решения и т.п.
Под гипотезой понимают научное утверждение, которое:
1) по своей логической характеристике имеет статус предположения;
2) по своему содержанию представляет собой некоторое новое знание;
3) по своей цели должно существенно продвинуть научное познание;
Выделяют также следующие стадии работы над гипотезой:
1) обнаружение проблемы;
2) выдвижение гипотезы;
3) разработка гипотезы;
4) проверка гипотезы.
Если при проверке гипотеза согласует между собой факты, свяжет их в единую картину и даже предвосхитит обнаружение новых, еще неизвестных фактов, то она превратится в теории, которая на определенный исторический срок может занять господствующие позиции в том или ином разделе научного знания.
Термин теория употребляется в разных значениях. В наиболее широком смысле этот термин применяется как общая характеристика мышления. Обычно это имеет место при анализе соотношения теории и практики.
Другое, нередко употребляемое понимание теории как некоторой доктрины, учения, также имеет довольно широкое значение.
Для теории характерно наличие некоторого специфического отношения между образующими ее высказываниями. Таким отношением является логическая выводимость. С этой точки зрения теория может быть охарактеризована как система высказываний, связанных отношением логической выводимости.
Научная теория опирается на некоторые исходные положения, из которых логически выводятся все остальные ее положения. К таким исходным положениям относятся: некоторые основополагающие понятия, фундаментальные законы и принципы, предварительные гипотезы и допущения. Все эти исходные положения являются основой для логического развертывания любой, достаточно развитой научной теории и образуют как бы «ядро» ее структуры. Теория – это форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений данной предметной области. [7]
Научные теории можно классифицировать по разным признакам. Например, существует классификация теорий по степени их общности. Такая классификация исходит из степени общности фундаментальных законов, которые входят в структуру теорий. Законы – важнейший элемент каждой теории. Теоретические системы отличаются друг о друга характером включенных в них законов. Основополагающие законы существуют в любой области научного знания. Существует следующая классификация научных теорий:
1) Эмпирическая (описательная) теория
2) Математизированные научные теории, использующие аппарат и модели математики.
3) Дедуктивные теории, строящиеся обычно в особых формальных языках.
3. Понятие метод означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Так, Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов, которую принято именовать методологией. Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.
Методы научного познания принято подразделять по степени их общности.
Первую группу методов познания образуют общие философские методы, которые имеют всеобщий характер. Это диалектический и метафизический методы.
Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки. междисциплинарный спектр применения.
Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Эмпирический метод (наблюдение, измерение, эксперимент) позволяет собрать информацию об объектах, а теоретические методы (идеализация, абстрагирование, формализация) раскрывают глубокие существенные связи, закономерности, присущие изучаемым объектам и явлениям. Они взаимосвязаны между собой.
К третьей группе методов н6аучногг познания относятся частнонаучные методы, которые используются в конкретных науках.
4. Субъектно-объектные отношения в познании являются одной из главных проблем философской гносеологии. Казалось бы, все ясно: субъект – это познающий человек, а объект – момент объективной реальности, познаваемый этим человеком. На самом деле, объектом познания часто является нечто субъективное – наши ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения. С другой стороны, субъект познания не может быть отождествлен с отдельно взятым человеком в следствии того, сознание – социальный феномен, а, следовательно, даже самый гениальный ученый представляет в своем познании не столько себя, сколько практически все человечество на данной ступени его развития.
В познании мы часто имеем дело не с самим объектом, а его знаком, который может к тому же вовсе ни в чем представлять обозначаемое. Г. Гадамер в своей работе «Истина и метод» (1960) пишет «Бытие, которое может быть понято, есть язык». Мы можем иметь дело только с «лингвистически оформленным» миром, запечатленном в языке. «Мы живем внутри языка».
Поэтому прежде чем что-то познавать, необходимо «раскрыть герменевтическое измерение в его полном объеме и основополагающем значении для всего нашего миропонимания, во всех его проявлениях, от межчеловеческой коммуникации до общественной манипуляции, от опыта отдельного человека как в этом обществе, так и с этим обществом, от построенной из религии и права, искусства и философии традиции и до эмансипаторской энергии рефлексии революционного сознания».
Чтобы убедить своего читателя в том, что единственной реальностью, которая выступает для человека объектом познания является язык, Гадамер предлагает следующую схему познания:
О
Фиксация Интерпретация
S1 S2
Понимание
Герменевтический треугольник. О – объект (или речь), S1 – автор этого текста, S2 – интерпретатор (исследователь).
Целью любого познания является истина. Р. Декарт утверждал, что истинным можно признать только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать это сомнению». Предложенные Декартом критерии истинного суждения "ясность, отчетливость и очевидность" относятся к субъективной формевысказывания.
А.А. Богданов (Малиновский) представил истину как "организующую форму коллективного опыта". Соответственно, критерием истины он представил общезначимость – то, с чем согласно большинство работающих в данной сфере. У. Джеймс определил истину как полезность или работоспособность идеи: «истинное - это просто выгодное в образе нашего мышления». Такое определение истины является наиболее важным пунктом доктрины прагматизма. На лицо абсолютизация роли успеха, превращение его не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержание понятия истины. Однако практическую пользу, большой успех может принести не только истина, но и ее намеренное искажение – ложь.
В философии неопозитивизма получил статус критерия истинности высказывания принцип "верификации"- возможность сопоставления высказывания с непосредственными данными чувственного опыта. Критерий верификации не тождествен критерию практики. Кроме того, не поддаются сопоставлению с непосредственным чувственным опытом принципиально ненаблюдаемые процессы в микромире и многие взаимодействия мегауровня. Помимо всего прочего, чувственный опыт всегда субъективно ограничен и абстрагирован, что дает основание квалифицировать принцип верификации как субъективно-идеалистический критерий истины.
Выяснение несостоятельности принципа верификации привело представителей неопозитивизма, прежде всего О.Нейрата и Р.Карнапа, к созданию концепции когеренции, согласно которой истинным надо признавать высказывание внутренне логически непротиворечивое и не противоречащее другим высказыванием в составе данной теории. Однако такой подход опять представляет собой отождествление объективного содержание суждения, с которым и может быть только сопоставлена проблема его истинности) и его формы, логической структуры.
Единственный метод позволяет человеку выяснить, не заблуждается ли он в своих взглядах, - метод практической проверки. Вопрос о практической проверке истинности наших суждений о мире не может быть решен без уточнения понятия «практика» и определения места и роли практики в познании.
Практика – это чувственно-предметная совместная и целенаправленная деятельность людей по освоению и преобразованию природных и социальных процессов.
Практика включает три основных вида деятельности:
1. Материально-производственная;
2. Общественно-политическая;
3. Научно-экспериментальная.
Практика – единственный проверенный тысячелетиями истории общества критерий истинности знания, воплощенного в суждении.
Процесс практического подтверждения истинности суждений связан с применением различных методов и форм познания. Не все суждения можно немедленно проверить в практической деятельности. Практика должна созреть до возможности проверить некоторую гипотезу. Например, практическая проверка положений специальной теории относительности А.Эйнштейна могла быть осуществлена только после изобретения и использования синхротронов, фазотронов, синхрофазотронов и других ускорителей элементарных частиц.
Выделяются следующие критерии научной истины, находящиеся между собой во взаимосвязи. А именно:
-объективность - независимость от внешних факторов;
-системность - использование совокупности принципов, теорий, гипотез и т. п.;
-рациональная доказательность - опора на логические экспериментальные основания;
-возможность проверяемости - на экспериментально практическом уровне.