Досократическую философию (рассматривающую, преимущественно, космогонию и онтологию), период – конец VII – VI века до н.э. €

Философию классического периода, период – V – IV века до н.э.,

Философию периода эллинизма, период - с IV – III вв. до н.э. по I в. до н.э.,

Римскую философию, период – со II – I века до н.э. по V – VI век н.э.

Основная черта античной философии – ее космоцентризм. Космос был основой античной культуры и философии, центральным их понятием. Космос рассматривался как одушевленный предел истины, добра и красоты. Человек был как бы «вписан» в космос, зависел от процессов, в нем происходящих. Мудрость в том и заключается, чтобы жить в соответствии с космическими законами. Полис рассматривался как социальный космос.

Одна из самых ранних философских проблем в досократический период – онтологическая (или проблемы бытия), а ней проблема поисков первоначала, из которого (или из которых) сам собой возник и развивается космос, и проблема движения.Решая проблему первоначала, искали не столько вещество или стихию, сколько единый объясняющий принцип, даже закон, описывающий процесс возникновения. В этой связи уместно вспомнить о возникновении такого важнейшего понятия как «логос», очень напоминающего понятия рита и дао. Понятие «логос» (от греч. «слово», «смысл», «речь», «основание», «закон», «понятие») имело много значений. Одно из важнейших – объективный закон бытия. К числу центральных проблем можно отнести и гносеологическую проблему (т.е. проблему познавательных способностей человека). В числе самых известных представителей философии этого периода – философы Милетской школы (г. Милет) Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, философ из г. Эфес Гераклит и др.Если Гераклит Эфесский мыслил о действительности посредством образов-понятий, художественных сравнений и афоризмов (т.е. он не доказывал, а «показывал» (демонстрировал) свои идеи и положения на конкретных примерах, возвещал их в форме кратких изречений, в духе оракулов и народных пословиц, то следующий этап развития философской мысли греков в лице философа из г. Элея Парменида (VI-V вв. до н.э.) ознаменовался тенденцией противопоставления рационального – чувственному. Парменид обращается к разуму как руководителю в поисках истины, пожалуй, впервые в истории греческой философии обращаясь к собственно философскому доказательству.

В классический период наступил пик развития древнегреческой философии. Труд рабов становится основной экономической силой. Развивается рабовладельческая демократия. Большинство представителей исполнительной власти избирались по жребию и на короткое время, было много судей, повышалась роль народных собраний и общественного контроля за жизнью полиса. Если первые философы, были, в основном, натурфилософами, то в классический период рассматривается весь спектр основных философских проблем.Эта философия более сложна и развита. Большой интерес вызывает проблема человека, которая выходит на первый план. Обсуждаются сущность человека, его познавательные способности, его нравственное состояние. Развивающаяся демократия требовала наличия у человека разнообразных знаний, умений и воспитания. Этому учили, например, софисты, т.е. «учителя мудрости». Софисты впервые подвергли критике распространенное убеждение в возможности достоверного знания и выдвинули идею о субъективном характере и относительности всех человеческих представлений и оценок, согласно которой представление об истине (добре, прекрасном и т.п.) у каждого своё («Что кому как кажется, так оно и есть, сколько людей, столько и мнений»). Можно утверждать, что такие суждения вполне соответствовали начавшемуся в последней четверти V в. до н. э. острому кризису полисной системы и всей культурной жизни греков. Софисты будили мысль, но одновременно наносили серьезный удар по правовым, политическим и нравственным устоям общества.

Великий философ Сократ по-своему выступил против такого субъективизма и релятивизма, при этом он всячески боролся с человеческим всезнайством и догматизмом. Заметим, что онне только стремился развить у человека способность мыслить, но и заботился о нравственном развитии человека, считая при этом, что мудрость является высшим благом.Самопознание, к которому призывал Сократ, означало для него, прежде всего, познание человеком своей души (которая и есть сущность человека), осознание того, что осмысленная жизнь, духовное здоровье составляют высшее благо, высшую ценность. Исходя из того, что философ – это тот, кто на деле осуществляет свою философию, Сократ утверждает, что любить мудрость означает на деле стремиться стать мудрым. Истинные знания и подлинная мудрость (философия) неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели.Древнегреческие гении Платон (V – IV вв. до н.э.) и Аристотель (IV в. до н.э.) рассматривали онтологические, гносеологические, этические, социально-политические и другие проблемы.Интересно, что рационализм греков сочетался в определенной степени с верой в судьбу.

В период эллинизма в силу изменившихся социокультурных условий особо проявляется интерес к отдельному человеку, его судьбе, его способности достичь счастья.Опора в рассуждениях часто делается на натурфилософию. В IV – III веках до н.э. Греция переживает экономический и политический упадок, попадает под власть Македонии, а позже – Рима. Этот период характеризуется кризисом системы рабовладения. Разоряются мелкие собственники, сокращается число очень богатых земельных собственников. Число рабов увеличивалось, они лишали работы свободных. Рост нищеты, насилия, войны, пожары, совершенная неуверенность в будущем. Труд рабов перестает быт производительным (собственно говоря, он всегда был относительно производительным, ведь раб был не заинтересован в результатах своего труда, ими целиком пользуется рабовладелец, рабу же полагалось столько, сколько нужно, чтобы работать дальше, или же меньше того). Экономика приходит в упадок, жизнь становится неустойчивой, кажется полностью отданной на волю случая. Полисное народовластие превращается в эллинистическую монархию, единовластие, причем власть передается по наследству.Нет больше необходимости участвовать в общественных делах, управлении государством – для этого есть военно-бюрократический аппарат.Не имея возможности установить гармонию с внешним миром, человек обращается к себе самому, к анализу своего внутреннего миру, чтобы хоть там найти покой, свободу, радость, счастье. На первое место в философии выходят этические проблемы, которые рассматриваются во взаимосвязи с онтологическими и гносеологическими. Основные течения – эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

Начиная с III в. до н.э. в Средиземноморье усиливается влияние Рима, который в течение II в. до н.э. завоевывает македонскую монархию, а до этого – Сиракузы. Образовывается мощная и обширная Римская империя. Греческая философия оказала влияние на развитие римской философии, началом которой считают II – I вв. до н.э. В период римской философии продолжают развиваться философские течения, возникшие в период эллинизма. В III – V веках развивается оригинальное течение неоплатонизм.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

(Итог рассмотрения вопроса)

Ø Возникновение философии вызвано нестабильными социокультурными условиями, потребностями общества и человека, и прежде всего, в гармонизации отношений человека и общества, человека и природы, в упорядочении общественной жизни,

Ø Теоретичность рассуждений в той или иной мере сочеталась с присутствием в них мифов,

Ø Теоретическим основанием идеи гармонизации отношений в системе «человек – мир» выступают идеи космического закона или принципа,

Ø К основным понятиям относятся понятия космоса, человека и общества, которые рассматриваются во взаимосвязи,

Ø Постепенно начинают рассматриваться все основные философские проблемы.

Средневековая философия

К основным социокультурным условиям формирования средневековой западноевропейской философии относят:

Ø постепенное зарождение и развитие феодальных отношений,

Ø падение Западной Римской империи с переходом власти к варварским вождям,

Ø интеграция и языковая ассимиляция местных и вторгшихся племен приводили к возникновению новых народностей, впоследствии – современных наций и государств,

Ø развитие христианства, которое стало господствующей идеологией в Европе,

Ø противоречивое влияние философии античности.

Теперь подробнее. Началом исторического периода, называемого «средние века», иногда считают 410 год (когда вестготы напали на Рим и разрушили его, хотя фактически Римская империя распалась на две части еще в 395 г.). Настоящая причина упадка Римской империи – не в нападении вестготов, а в глубоком экономическом, политическом, социальном и духовном кризисе. Рабовладельческая система уже себя изжила. Усиление тирании, обогащение верхушки общества, тяжелое положение рабов и свободной бедноты вело к углублению социального и экономического неравенства, к социально-экономическим и политическим антагонизмам. Во ІІ веке появился колонат, особая форма зависимости сельского населения, прикрепленного к земле. Колон – это арендатор небольшого земельного участка у крупного землевладельца. За пользование землей он платил оброк. Колонат был промежуточным этапом между рабством и крепостничеством и стал экономической основой зарождения феодальных отношений. Поэтому исторический отсчет средневековью иногда начинают именно со ІІ века.

Главной специфической чертой средневековой философии является ее связь с религией. Рассмотрим западноевропейскую средневековую философию, которая по своему содержанию являлась, преимущественно, христианской. Кроме христианства, на ее становление оказало влияние античное философское наследие.

Если античная философия была, преимущественно, космоцентрична, то средневековая – теоцентрична. Бог – ее центральное понятие, все остальные понятия соотнесены с Ним и определяются через Него. Основной онтологический тезис: Бог сотворил мир из ничего, актом Своей доброй воли и продолжает его поддерживать. Такая точка зрения называется теизмом.Время «выпрямляется» и становится линейным, история обретает смысл и направленность – от сотворения мира Богом через явление Иисуса Христа к Страшному Суду.Откровения Бога есть в Библии, изучение которой – основной путь богопознания. Ключ к богопознанию – религиозная вера. Вера выше разума, который ей подчинен. Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, что означает: человек наделен бессмертной разумной душой и свободой воли, т.е. свободой выбора между добром и злом. Все зло в мире проистекает от свободной воли человека.

Основное философское направление в средние века называется схоластика(от слов «школьный», «ученый» – в VIII – IX веках философия преподавалась в школах при монастырях), развитие которой занимает период с конца VIII – IX в. до XIV – XV веков.

Периоду схоластики предшествовали периоды апологетики и патристики.

Апологеты (от греч. «защищаюсь», «оправдываюсь») защищали складывающиеся христианские догматы и обосновывали их. Защищали от Римских властей, влияния языческой религии и античной философии. Апологеты обсуждали догмат о Троице, о сотворении мира из ничего, о природе человека и его душе, о его целях, о двойственной природе Иисуса Христа.

К IV – V векам сложилась патристика (сочинения «отцов церкви») – ранняя христианская философия, в которой формулировались исходные догматы христианско-философской мысли. Основная ее проблематика: связь человека и Бога, разума и веры, философии и теологии, божественного предопределения и свободы воли. К наиболее известным «отцам церкви» относятся Ориген (II – III вв.), считавший, что философия это лучшее введение в христианское вероучение, Тертуллиан (II – III вв.), утверждавший, что вера и разум это два несовместимых способа отношения к миру, и вера не укладывается в каноны разума. Тертуллиан высказался так: «Верую, ибо нелепо». Одним из основных «отцов церкви» был Аврелий Августин (IV – V вв.). Он считал, что вера предшествует пониманию, но все же требует для своего подкрепления разума. Разум должен не дополнить веру, не проверить, а усилить. Подлинная свобода проявляется в осознании необходимости следовать Христу. Сущность человека – в его разумной бессмертной душе, которая приспособлена для управления телом. Душой обладает только человек. Сущность души заключается не столько в разумно-мыслительной, сколько в волевой ее деятельности.

Представители схоластики уже располагали основными христианскими догматами, упорядочивали их дальше, делая их более доступными для людей. Задача философии – не самостоятельное исследование действительности, а поиски рациональных путей доказательства истинности христианских догматов. Не искать истину (она уже дана в Откровении), а изложить ее и доказать с помощью философии (разума). С помощью разума легче проникать в истины веры, исключить критику ее положений. Философия превращается в служанку богословия. Общие проблемы схоластики – соотношение веры и разума, Бога, природы и человека.

Наши рекомендации