Занятие 9. Техническое творчество.
1. Особенности технического и научного творчества. Понятие инженерно-технической рациональности.Цель и структура научно-технического творчества.
2. Понятие технической проблемы, ее обусловленность потребностями общества. Постановка технической проблемы и поиск подходов к ее решению.
3. Феномен изобретения и открытия. Соотношение субъективного и объективного, новаторства и традиции в техническом творчестве.
4. Методика организации творческой стратегии инженера-изобретателя. П.К. Энгельмейер о творчестве в технике, изобретательском поиске и его особенностях. Теория решения изобретательских задач Г.С. Альшуллера.
Литература
1. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер. – Изд-во: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 400 с.
2. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. – Мн.: Беларусь, 1994. – 479 с.
3. Буш, Г.Я. Рождение изобретательских идей /Г.Я. Буш. – Рига: Лиесма, 2007.–126 с.
4. Морозов, А.П. Методы научно-технического творчества: Учебное пособие / А.П. Морозов, А.П. Коптев. - Магнитогорск: Магнитогор. гос. техн. ун-т им. Г.И. Носова, 1999.- 240 с.
5. Мюллер, И. Эвристические методы в инженерных разработках / И. Мюллер. – М.: Радио и связь, 2008. – 144 с.
6. Френкель, В.Я. Эйнштейн – изобретатель / В.Я. Френкель, Б.Е. Явелов. – М.: Наука, 1982. – 160 с.
7. Энгельмейер, П.К. Теория творчества / П.К. Энгельмейер. –М.: Либроком,2010.-. 208 с.
Занятие 10. Проблемы научно-технического прогресса.
1. Научно-техническая политика современных государств и проблема управления научно-техническим прогрессом. Инновационное развитие и высокие технологии.
2. Возможности прогнозирования социальных, экономических и экологических последствий технического развития. Комплексный характер социальной оценки техники и технических проектов.
3. Научно-технический прогресс и глобальные проблемы современности. Концепция устойчивого развития как методологическое основание разработки технических проектов. Необходимость гуманизации и экологизации современной техники.
Литература
1. Данилов-Данильян, В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие: Учебное пособие / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев.- М.: Прогресс-Традиция, 2000.- 416 с.
2. Корнилов, И.К. Инновационная деятельность и инженерное искусство / И.К. Корнилов. – М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1996. – 159 с.
3. Мареева, Е.В. Философия науки: Учеб. пособие для аспирантов и соискателей / Е.В. Мареева, С.Н. Мареев, А.Д. Майданский. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 333 с.
4. Мирский, Э.М. Научная политика XXIвека: тенденции, ориентиры и механизмы /Э.М. Мирский, П.М. Барботько, В.В. Борисов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.pandia.ru/803205/
5. Старжинский, В.П. Методология науки и инновационная деятельность /В.П. Старжинский, В.В. Цепкало. – Минск: Новое знание: М.: ИНФРА-М, 2013.- 327 с.
6. Тодосийчук, А.В. Наука как фактор социального прогресса и экономического роста/А.В. Тодосийчук.– М.: НИИЭНиО, 2005.–428 с.
7. Указ Президента РФ «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» № 899 от 7 июля 2011г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www. kremlin.ru/news/11861/
Самостоятельная работа студентов
В соответствии с программой курса предусмотрен большой объем самостоятельной работы по изучению материала. Основные формы самостоятельной работы студентов:
1. Изучение источников в ходе подготовки к семинарским занятиям и анализ вопросов плана обсуждения темы.
2. Самоподготовка студентов к промежуточном и итоговому контролю знаний.
3. Выполнение исследовательской работы в форме доклада, статьи или реферата по одной из тем. В работе необходимо раскрыть суть проблемы, показать актуальность ее решения. Важно проанализировать не только теоретические материалы, но и практические аспекты проблемы, постараться привести свои примеры.
Примерные темы исследовательских работ
(доклад, статья, реферат)
1. Наука и вненаучные формы знания.
2. Научное знание и заблуждение.
3. Понятие научной картины мира.
4. Школы в науке, их роль в организации и динамике научного знания (на примере отдельных направлений).
5. Продуктивность и эффективность научной деятельности, способы их измерения и оптимизации.
6. Наука как основа инновационной системы современного общества.
7. Философско-правовые аспекты регулирования научной деятельности.
8. Главные изменения в подходе к научной политике в XXI в.
9. Мотивация деятельности ученого.
10. Проблемные ситуации в науке. Постановка проблемы, подходы к ее решению.
11. Роль гипотезы в научном поиске.
12. Метод моделирования в научно-техническом исследовании.
13. Природа и технология в современной научно-технической картине мира.
14. Основные закономерности развития техники.
15. Границы преобразования природы посредством техники, пределы расширения техносферы.
16. Техническое знание в системе культуры.
17. Специфика методов научно-технического исследования (на примере отдельных технических дисциплин).
18. Возникновение проблемных ситуаций в технических науках.
19. Фундаментальные и прикладные исследования в структуре научно-технического знания.
20. Инновационный потенциал технических наук и социально-экономические проблемы его реализации.
21. Роль интуиции и воображения в научно-техническом творчестве.
22. Роль и место эвристики в научно-техническом творчестве.
23. Этические вопросы научно-технического творчества.
24. Техническая задача и ее решение как форма творчества (анализ примеров из отдельных технических дисциплин).
25. Особенности творческого мышления инженера в процессе создания новой техники.
26. Теория решения изобретательских задач Г.С. Альшуллера.
27. Теория технического творчества П.К. Энгельмейера.
28. Экологизация техники и развитие экологических технологий.
29. Гуманизация техники и технологии.
30. Культурно-исторические особенности становления инженерии в России.
31. Особенности инженерного проектирования в строительстве.
32. Специфика инженерно-строительного образования в XXI в.
33. Инженерная этика. Этические кодексы профессиональных инженерных сообществ.
34. Архитектура и строительство как форма технического творчества.
35. Социально-экологическая экспертиза инженерных проектов.
36. Проблема комплексной оценки технических проектов.
37. Критерии научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития.
38. Технические эксперты и общественность в оценке научно-технических и хозяйственных проектов: проблемы коммуникации.
Вопросы к итоговому контролю знаний
1. Наука в системе культуры. Оценка роли науки в современном мире: сциентизм и антисциентизм.
2. Понятие науки. Наука и другие формы познавательной деятельности (мифология, искусство, религия, обыденное познание).
3. Философия и наука. Роль философских идей и принципов в обосновании научного познания.
4. Особенности научного познания. Основные критерии научности знания.
5. Становление и развитие науки: основные исторические этапы.
6. Особенности классической, неклассической и постнеклассической науки. Смена типов научной рациональности.
7. Проблема систематизации и классификации наук. Специфика естественнонаучного, социогуманитарного и научно-технического знания.
8. Структура и методы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
9. Динамика научного знания (модели развития науки: Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд). Традиции и революции в науке.
10. Проблема классификации наук. Взаимосвязь естественных, социогуманитарных и технических дисциплин в системе научного знания.
11. Философия техники как особая область философского знания.
12. Понятие техники. Сущностные характеристики техники.
13. Исторические этапы и закономерности развития техники. Обусловленность технического развития природными и социальными факторами.
14. Специфика технического знания и технических наук. Объект и предмет технических наук.
15. Структура научно-технического знания. Эмпирические и теоретические исследования в технических науках.
16. Техническая и инженерная деятельность. Основные виды и формы инженерной деятельности.
17. Становление и развитие инженерной деятельности. Связь инженерии и науки. Отличие научного и инженерного стиля мышления.
18. Инженерная этика. Проблема социальной ответственности инженера в современном мире.
19. Особенности технического и научного творчества.Цель и структура научно-технического творчества.
20. Феномен изобретения и открытия. Соотношение субъективного и объективного, новаторства и традиции в техническом творчестве.
21. Место и роль техники в системе в системе производительных сил общества.
22. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом.
23. Научно-технический прогресс и глобальные проблемы современности.
24. Доминанта техногенного фактора в современном обществе. Техницизм и технофобия в футурологических проектах будущего человечества.
Список основной литературы для самоподготовки
1. Барышев, М.А. Философия техники: учеб. пособие /М. А. Барышев, В.П. Каширин, И.А. Пфаненштиль. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2007.- 156 с.
2. Данилов-Данильян, В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие: Учебное пособие / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев.- М.: Прогресс-Традиция, 2000.- 416 с.
3. Горохов, В. Г. Основы философии техники и технических наук: учеб. для вузов/ В.Г. Горохов. – М.:Гардарики, 2009. - 336 с.
4. Кохановский, В.П. Основы философии науки: Учеб пособие для аспирантов / В.П. Кохановский и др – Ростов н/Д: Феникс, 2005. 608 с.
5. Мареева, Е.В. Философия науки: Учеб. пособие для аспирантов и соискателей / Е.В. Мареева, С.Н. Мареев, А.Д. Майданский. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 333 с.
6. Митчем, К. Что такое философия техники?/К. Митчем. – М.: Аспект Пресс, 1995.- 149 с.
7. Негодаев, И.А. Философия техники: Учебное пособие /И.А. Негодаев. – Ростов н/Д: «Центр ДГТУ», 1997. – 562 с.
8. Никифоров, А.Л. Философия науки: История и теория (учебное пособие) /А.Л. Никифоров. – М.: Идея-Пресс, 2006. – 264 с.
9. Основы философии науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2005. – 544 с.
10. Розин, В.М. Философия техники /В.М. Розин.- М.:Изд-во Эксмо, 2001.- 512 с.
11. Старжинский, В.П. Методология науки и инновационная деятельность /В.П. Старжинский, В.В. Цепкало. – Минск: Новое знание: М.: ИНФРА-М, 2013.- 327 с.
12. Степин, В.С. Философия науки и техники: Учеб. пособие / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М.: Контакт-Альфа, 1995. – 384 с.
13. Черникова, И.В. Философия и история науки: Учебное пособие/ И.В. Черникова. – Томск: Изд-во НТЛ, 2001. – 352 с.
14. Черняк, В.З. История и философия техники/В.З. Черняк. - М.: КНОРУС, 2014. – 572 с.
15. Чешев, В.В. Техническое знание/ В.В. Чешев. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2006. – 267 с.
16. http://www.philosophy2.ru/iphras/library/filtech.html
17. www.bibl.nngasu.ru/.../philosophy/4581_Gryaznova_Fil_voprosy_teh.p...
Содержание
Ведение……………………………………………………….3
Тематическая программа курса………………………….4
Планы семинарских занятий……………………………..8
Самостоятельная работа студентов…………………….16
Примерные темы исследовательских работ
(доклад, статья, реферат)……………………………….16
Вопросы к итоговому контролю знаний………………18
Список основной литературы для самоподготовки…20