Занятие 5. Динамика и рост научного знания.
1. Механизмы порождения научного знания. Взаимодействие эмпирического опыта и теоретических моделей. Роль картины мира и вненаучных оснований в формировании научного знания.
2. Причины изменения и развития научного знания. Роль внутринаучных и социокультурных факторов. Интернализм и экстернализм.
3. Традиции и революции в науке. Научные революции как перестройка оснований науки. Модели развития науки К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда.
Литература
1. Кун, Т. Структура научных революций /Т. Кун. – М.: АСТ МОСКВА, 2009. – 310 с.
2. Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ /И. Лакатос. – М.: Медиум, 1995. – 236 с.
3. Никифоров, А.Л. Философия науки: История и теория (учебное пособие) /А.Л. Никифоров. – М.: Идея-Пресс, 2006. – 264 с.
4. Поппер, К. Предположения и опровержения: Рост научного знания /К. Поппер. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2004. – 638 с.
5. Степин, В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. /В.С. Степин. – М.: Наука, 2000. – 744 с.
6. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М.: Прогресс, 1986. – 542 с.
Занятие 6. Систематизация и классификация наук.
1. Дифференциация и единство научного знания. Дисциплинарная организация современной науки. Структура научной дисциплины.
2. Проблема классификации наук: исторические и современные примеры построения классификации наук.
3. Специфика естественнонаучных, социо-гуманитарных и технических дисциплин. Их взаимосвязь в системе научного знания.
Литература
1. Кедров, Б.М. Классификация наук /Б.М. Кедров. – М.: Мысль, 1985. – 543 с.
2. Кеттер, Р. К отношению технической и естественнонаучной рациональности// Философия техники в ФРГ. – М.: Прогресс, 1989. С.334-353.
3. Козлов, Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Опыт историко-теоретического исследования/Б.И. Козлов. – Л.: Наука, 1988. – 248 с.
4. Кохановский, В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук (формирование, особенности и методология социального познания)/ В.П. Кохановский. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 320 с.
5. Никифоров, А.Л. Философия науки: История и теория (учебное пособие) /А.Л. Никифоров. – М.: Идея-Пресс, 2006. – 264 с.
6. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук : учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. В. В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006. – 639 с.
Занятие 7. Теоретико-методологические проблемы технических наук.
1. Техническое знание как основа технических наук. Становление и развитие технических наук в процессе развития общества и культуры.
2. Объект, предмет и методы технических наук. Соотношение эмпирических и теоретических исследований в технических науках.
3. Особенности технической теории.
Литература
1. Горохов, В.Г. Введение в философию техники: Учеб. пособие/ В.Г. Горохов, В.М. Розин. - М.: ИНФРА-М, 1098. – 224 с.
2. Грязнова, Е.В. Философские вопросы технических наук: Учеб. пособие /Е.В. Грязнова. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2009. – 140 с.
3. Иванов, Б.И. Философские проблемы технознания/ Б.И. Иванов. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. – 156 с.
4. Козлов, Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Опыт историко-теоретического исследования/Б.И. Козлов. – Л.: Наука, 1988. – 248 с.
5. Чешев, В.В. Техническое знание/ В.В. Чешев. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2006. – 267 с.
Занятие 8. Философские аспекты инженерной деятельности.
1. Техническая и инженерная деятельность. Становление и развитие инженерной деятельности. Связь инженерии и науки. Отличие научного и инженерного стиля мышления.
2. Формирование профессионального сообщества инженеров. Основные виды инженерной деятельности, процессы дифференциации и интеграции.
3. Инженерная деятельность в условиях современной техногенной цивилизации. Системотехника как синтез междисциплинарного знания и практического опыта.
4. Проблемы инженерной этики. Ответственность инженера за результат и последствия своей деятельности.
Литература
1. Горохов, В. Г. Знать, чтобы делать: История инженерной профессии и ее роль в современной культуре / В.Г. Горохов. – М.: Знание, 1987. – 176 с.
2. Митчем, К. Что такое философия техники?/К. Митчем. – М.: Аспект Пресс, 1995.- 149 с.
3. Корнилов, И.К. Основы инженерного искусства / И.К. Корнилов. – М.: МГПУ им. И. Федорова, 2014. – 370 с.
4. Крыштановская, О.В. Инженеры. Становление и развитие профессиональной группы / О.В. Крыштановская. – М.: Наука, 1989. – 144 с.
5. Негодаев, И.А. Философия техники: Учебное пособие /И.А. Неодаев. – Ростов-н/Д.: «Центр ДГТУ», 1997. – 562 с.
6. Орешников, И.М. Философия техники и инженерной деятельности: Учебное пособие / И.М. Орешников. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008. -109 с.
7. Хунинг, А. Инженерная деятельность с точки зрения этической и социальной ответственности // Философия техники в ФРГ. - М.: Прогресс, 1989. – С. 404-419.
8. Шаповалов, Е.А. Общество и инженер: Философско-социологические проблемы инженерной деятельности /Е.А. Шаповалов. – Л.: Наука, 1984. – 184 с.