Суть процессов, происходивших в РСФСР и СССР с 1921 по 1953 год.

В 1920-1921 гг. Ленин, в том числе и на отрицательном опыте с Цектраном, понял, что рабочие не готовы прямо сейчас взять на себя руководство государством. Это стало и причиной ещё больших разногласий Ленина с Троцким и Кº, которые были в реальности сторонниками административно-командных методов работы (военщины, способствующей обюрокрачиванию). - А первые разногласия коммунистов-большевиков и меньшевиков-троцкистов начались ещё во время подготовки к вооружённому восстанию в октябре 1917 года, когда Зиновьев и Каменев не только проголосовали против восстания (сам Троцкий хитро воздержался, подставив своих соратников), но и раструбили в меньшевистской газетёнке о том, что большевики готовят восстание, фактически предупредив об этом Временное правительство. - Собственно, поэтому опыт профсоюза Цектран был плачевным - как только большевики отстранили от управления троцкистов, профсоюз стал недееспособен. Собственно, лишь подтвердились ранние слова Ленина о том, что любая кухарка и чернорабочий не могут прямо сейчас начать управлять государством. Ну а Троцкий этого не понимал (или делал вид, что не понимает) и настаивал на том, что профсоюзы должны быть и школой коммунизма и управлением. То, что Троцкий и другие примазавшиеся меньшевики являются врагами Советской власти, Ленину и его соратникам было понятно ещё в 1921 году, но нельзя было допустить действий, ведущих к расколу партии, который в свою очередь мог стать причиной для новой Гражданской войны. Это ясно видно из черновиков некоторых работ Ленина о профсоюзах и пр. Но это только присказка...

В итоге, Ленин пришёл к выводу, что на установление полной (в научном смысле) диктатуры пролетариата потребуется несколько десятков лет: нужно было поднять разрушенную двумя войнами промышленность, нужно было крестьян (бывших тогда мелкой буржуазией с феодальными пережитками) сделать сельскими рабочими, нужно было объединить городских и сельских рабочих в единый класс пролетариат, а попутно обучить как можно больше сельских и городских рабочих до уровня, при котором они могли бы полностью взять на себя управление государством.

Вот только одна из многих (см. многие труды, речи, черновики... в т. 41-45 ПСС Ленина) попыток Ленина доказать товарищам по партии необходимость переходного периода к переходному периоду от капитализма к коммунизму: «...Анализируя текущий политический момент, мы могли бы сказать, что переживаем переходный период в переходном периоде. Вся диктатура пролетариата есть переходный период, но теперь мы имеем, так сказать, целую кучу новых переходных периодов...», (Ленин, ПСС 5 изд., т. 42, с. 216).

В общем, в 1921 году Ленин разработал план переходного периода к переходному периоду от капитализма к коммунизму, который для краткости называли переходным периодом к социализму, - Социализм устанавливается в начале первой фазы переходного периода от капитализма к коммунизму, вследствие установления полной диктатуры пролетариата, когда управлять государством начинает целый класс, пролетариат. Главной особенностью этого переходного периода к переходному периоду было то, что даже при отсутствии буржуазии, как правящего класса, должна была оставаться эксплуатация городских и сельских рабочих, чтобы они становились (и оставались) пролетариатом. Поэтому Лениным и было принято решение о том, что в роли эксплуататора должно выступить государство как "идеальный совокупный капиталист" (см. работы Энгельса), - отсюда и получилось, что была введена Новая экономическая политика и государственно-монополистический капитализм, который Ленин назвал не совсем капитализмом, поскольку государство пролетарское.

Вот поэтому-то, с этого момента, в решениях всех Съездов Советов, всех Съездов и пленумов ЦК РКП(б)/ВКП(б) (и даже в учебнике Политэкономии 1954 года) фигурирует переходный период к социализму, а не к коммунизму. Ну а всё остальное относится лишь к вопросам тактики достижения главной цели, которой было установление революционной диктатуры пролетариата и социализма, как начального этапа длительного переходного периода от капитализма к коммунизму.

Итак, решение о необходимости введения переходного периода к периоду диктатуры пролетариата, было принято в 1921 году. Ленин писал, что для этого потребуется долгое время - несколько десятилетий. См. "IX Всероссийский Съезд Советов, О внутренней и внешней политике республики", Ленин, ПСС, изд. 5, т. 44. с. 289-329) - там всё расписано очень подробно. Вообще рекомендую коммунистам тщательнейшим образом изучить все тома с 33 по 45 ПСС Ленина (и даже черновики и наброски работ), где ясно видно, как постепенно, в соответствии со многими факторами, формировалась и изменялась тактика достижения главной цели – установления революционной диктатуры пролетариата.

В 1935-1936 годах коммунисты-большевикиошибочно (очень серьёзная ошибка, с далеко идущими последствиями!) посчитали, что преодолено тред-юниотское состояние городских и сельских рабочих, которые к тому времени уже были одним рабочим классом, и, что пролетариат уже способен самостоятельно начать управлять государством. В результате было заявлено о построении социализма (спешка объясняется необходимостью психологически сломить сопротивление контрреволюционных элементов) и принята Конституция 1936 года, главным в которой было то, что декларировались всенародные выборы в Верховный Совет, в результате которых в СССР должна была наступить диктатура пролетариата, - Сельские и городские рабочие, вместе с семьями, к тому времени стали абсолютным большинством избирателей.

Но, планы коммунистов-большевиков по установлению диктатуры пролетариата были нарушены, с одной стороны, внезапным всплеском антисоветских выступлений (вплоть до саботажа, вредительства, диверсий, убийств коммунистов и рядовых колхозников) контрреволюционных банд-формирований, как раз во время проведения предвыборной кампании. О причинах этого резкого подъёма антисоветских выступлений именно в период предвыборной кампании можно уверенно сказать, что буржуазией специально производились действия против установления диктатуры пролетариата. С чего вдруг вся эта орава начала бунтовать именно перед выборами? Один священник даже сумел собрать более 10 тысяч рублей с обманутых верующих. Многие кричали, что из-за этих выборов свершится конец света... И всё это сопровождалось активными действиями вооружённых кулацких банд и др. бандитских группировок. Родного брата моей бабушки кулаки застрелили из обреза только за то, что он был секретарём партийной ячейки колхоза, - подло, застрелили, поздно вечером, через окно хаты. С другой стороны, контрреволюционные элементы увидели в свободных выборах шанс вновь прийти к власти и начали агитировать за своих кандидатов. (Во всём этом Вы разглядели коммунизм, уважаемый тов. Попов? Ну а все коммунисты-большевики включая Сталина, согласно тов. Попову - полные идиоты, не видели своего «счастья» и продолжали строить социализм. Эти полные идиоты за 35 лет, начиная с 1917 г., построили одно из самых мощнейших государств, которое буржуа потом разрушали 38 лет, с 1953 года, да так до конца и не разрушили экономику – им пришлось физически уничтожать СССР, разорвав его на кусочки. «Хороший» же получился «коммунизм» в 1930-х годах, если до сей поры даже рабочие боятся слова диктатура, ассоциируя её с 1937-1938 гг.! Несколько товарищей из Новороссии мне заявляли: «мы хотим социализм, но без диктатуры. А Паша Губарев заявил – дай Шилов нам план построения народовластия, но без марксизма! Я начал составлять проект социалистического государства, с учётом опыта СССР, - без марксизма никак не обходится. И остался «народный» «лидер» Губарев без плана – пока не дойдёт до него, что социализм, народовластие, это и есть диктатура пролетариата. Губарев, кстати, книженцию написал о своей борьбе - на каждой странице национализм и лицо его учителя, проф. Дугина, между строк проглядывает. И ещё – только при настоящем коммунизме, когда не станет классов и государства, не будет и диктатуры.)

Разумеется, коммунистам-большевикам пришлось срочно наводить порядок в стране. Возможно, что инициатива по созданию троек (это ещё одна существенная ошибка, которая была на руку контрреволюционной оппозиции!) исходила от перекрашенных в коммунистов троцкистов – советчиков, вроде Куусинена. Ну и перекрасившиеся в коммунистов троцкисты постарались - во время наведения порядка в стране, под шумок, расстреляли приличное количество настоящих коммунистов, мешавших троцкистам делать карьеры, чтобы захватить власть внутри партии. А в 1939 году большевикам пришлось чистить (да неудачно – хорошие конспираторы меньшевики, особенно финны, способностями к конспирации которых восхищался даже Ленин, не разглядевший в Куусинене и Кº врагов) партию, НКВД и Армию уже от этих троцкистов - некоторым из них припомнили прошлые заслуги, которые вскрылись в результате расследований. Например, нескольких приговорили к расстрелу за участие в организации Кронштадтского мятежа в 1921 году (графа Кукель-Краевского в том числе – я лично знаком с его сыном преклонного возраста, который до сей поры числится в КПРФ), за участие в покушении на Кирова и Жданова...

Это только сейчас стало совершенно ясно, что всплеск контрреволюционных выступлений был хорошо срежиссирован меньшевистско-белогвардейскими разветвлёнными организациями, пустившие корни даже в партии и, особенно(!), в Армии и НКВД, - Этому сильно способствовала та самая военщина (которая гарантированно ведёт к обюрокрачиванию и обуржуазиванию), поддерживаемая и насаждаемая троцкистами, с которой коммунисты-большевики усиленно боролись, начиная с 1921 года. Особенно нужно учесть тот факт, что несмотря на все чистки партии, в её руководящих органах, в НКВД и Красной Армии оставалось ещё слишком много меньшевиков, перекрасившихся в большевиков, поэтому, контрреволюционное подполье было хорошо осведомлено о планах коммунистов-большевиков. Троцкисты, и прочие контрреволюционные элементы, прекрасно осознавали, что после установления настоящей, а не декларативной(!) революционной диктатуры пролетариата в СССР, им уже невозможно будет взять власть в свои, и именно поэтому так яростно, всеми силами, старались не допустить установления диктатуры пролетариата.

Помимо того, что в 1937 году коммунисты-большевики были вынуждены применить репрессивные меры против вооружённых контрреволюционных банд-формирований, самым главным событием стала фактическая отмена свободных выборов в Верховный Совет. События 1937 года наглядно показали, что ещё слишком велико влияние контрреволюционных элементов на общественное сознание рабочих и, особенно, на сознание сельских рабочих, которые находились ещё под сильным влиянием мелко-буржуазных (и даже феодальных!) пережитков в сознании. «Но мы не утописты и знаем истинную цену буржуазных «аргументов», знаем также, что следы старого в нравах известное время после переворота неизбежно будут преоб­ладать над ростками нового. Когда новое только что родилось, старое всегда остается, в течение некоторого времени, сильнее его, это всегда бывает так и в природе и в обще­ственной жизни», (Ленин, «Великий почин»). Поэтому, коммунисты-большевики приняли решение, что время для установления диктатуры пролетариата ещё не наступило, и нужно по-прежнему назначать только своих кандидатов на выборы и, соответственно, назначать своих кандидатов на ключевые государственные посты. Вначале это было сделано с помощью уловки в виде «единых» кандидатов на выборы от коммунистов и беспартийных. А затем руководство ВКП(б) продолжило, начатую ещё Лениным в 1921 году, политику выдвижения только своих кандидатур на выборы и назначения своих кандидатур на все руководящие посты в государственных органах власти (Верховный Совет, др. Советы, Совет министров и т.д. и т.п.). Само собой разумеется, что никто не стал отменять положения Конституции об общенародных выборах, и никто не стал говорить, что объявление о построении социализма было сделано преждевременно, поскольку это могло иметь далеко идущие последствия. Но, на мой взгляд, это было тоже серьёзнейшей ошибкой, в дальнейшем увеличившей шансы контрреволюционной оппозиции, – нужно было вспомнить, как публично признал свои «ошибки» Ленин, когда доказывал необходимость введения НЭПа и госкапитализма, а ведь период военного коммунизма помог одержать победу в гражданской войне: «Отступаем (не будем бояться признать это; не страшно отступление, страшны иллюзии и самообманы, губительна боязнь истины)», (Ленин, ПСС, т. 44, с. 487). Просто не были внесены изменения в действующее законодательство о выборах согласно Конституции и не были внесены изменения в Устав партии, которые бы сделали невозможным влияние партии на избирательный процесс и назначение только своих кандидатов на руководящие посты в государственных органах власти. Напоминаю, что с 1936 года главным органом власти стал Верховный Совет СССР, который выбирал президиум, председателя президиума и назначал министров. Поэтому, коммунистам-большевикам (особенно Сталину), пользующимся огромным авторитетом у трудящихся, было легко выдвигать свои кандидатуры на все ключевые посты.

Таким образом, установление диктатуры пролетариата в 1937-1938 гг. не состоялось.

***

Затем началась Вторая мировая война, а вслед за ней и Великая отечественная война, и тут коммунистам-большевикам стало уже не до установления диктатуры пролетариата, но и пришлось усилить централизацию власти, ограничив её узким кругом лиц. Затем был тяжёлый период восстановления народного хозяйства.

За время ВОВ погибли самые лучшие, самые сознательные, представители пролетариата, которые были авангардом пролетариата внутри партии - более 3-х миллионов человек. К тому же, за время ВОВ погибло и более 4-х миллионов комсомольцев - пролетариат лишился грамотного, сознательного, пополнения для партии.

За годы войны приличная часть пролетариата оказалась деклассирована - многие рабочие (в т.ч. члены партии) были оторваны от производства, а в партию напринимали несколько миллионов членов за боевые заслуги (марксизм они вряд ли знали).

Поскольку коммунисты, в подавляющем большинстве, всегда были впереди, это позволило выиграть страшную войну, но деклассировало и саму партию. После войны многие коммунисты по-привычке применяли административно-командные методы работы, что привело к военщине и обюрокрачиванию партийных вертикалей. То же самое наблюдалось и после Гражданской войны, когда коммунистам-большевикам стоило огромных трудов, чтобы преодолеть военщину, поддерживаемую троцкистами. В 1924 году этот вопрос был решён ленинским набором в партию рабочих от станка и продвижению их на руководящие должности - тогда, в течение короткого срока, пролетариат составил более 60% от общего числа членов партии, а буржуазные элементы (меньшевики-троцкисты были лишены возможности взять управление партией в свои руки.

После Великой Отечественной войны ситуация стала иной, чем после Гражданской войны: за годы войны и за годы восстановления народного хозяйства контреволюционные элементы успели основательно укрепиться в руководящих вертикалях власти, этому способствовала та самая военщина, обюрокрачивание и деклассирование партийного пролетариата. Частично классовое сознание коммунистов было восстановлено в период восстановления народного хозяйства, когда коммунистов направляли на самые важные участки и стройки.

К 1952 году вопрос необходимости установления диктатуры пролетариата встал на первое место - производительные силы начали сильно опережать в развитии производственные отношения, поскольку административно-командное управление через обюрокраченный партийный аппарат уже не соответствовало уровню развития производительных сил. Поэтому, на XIX Съезде ВКП(б) был принят новый Устав, фактически лишавший партийную верхушку возможности влиять на выборы, назначения министров, и отстранявший ЦК КПСС и Президиум ЦК КПСС от власти в СССР. Политбюро и Оргбюро были упразднены, а Президиуму были назначены полномочия лишь прежнего Оргбюро. Должность Генерального секретаря или Первого секретаря Президиума ЦК в новом Уставе вообще отсутствовала. Состав Президиума был значительно расширен, по сравнению с прежним Политбюро, и должен был стать более демократичным.

В результате простых изменений в Устав партии Конституция СССР начинала действовать в полном объёме - следующие выборы в Верховный Совет должны были пройти без непосредственного влияния руководства партии на выдвижение кандидатов. Таким образом, после выборов в Верховный Совет в марте 1954 года в СССР должна была установиться революционная диктатура пролетариата, ведь пролетариат был абсолютным большинством трудоспособного населения.

***

А всё остальное в периоде истории СССР с 1921 по 1952 гг. относится лишь к вопросам тактики достижения главной цели, которой было установление революционной диктатуры пролетариата. То есть, не нужно путать политические решения и лозунги, временные компромиссы, относящиеся к вопросу лишь тактики, с тем основным курсом, который был обозначен Лениным для установления революционной диктатуры пролетариата и, как следствия, социализма, как первого этапа (фазы) длительного переходного периода от капитализма к коммунизму.

***

Наши рекомендации