Понимание синтагматического строя связной речи
Наряду с овладением парадигматически построенными кодами языка существует еще и процесс усвоения плавной, синтагматически развертывающейся речи; нарушение понимания этой стороны организации речевого высказывания представляет не меньший интерес, чем нарушения декодирования фонологических, лексических и логико-грамматических кодов языка.
Мы уже говорили о том, что плавное синтагматически построенное высказывание, являющееся результатом превращения исходного замысла в развернутое речевое сообщение, обеспечивается передними отделами мозговой коры, при поражении которых предикативная структура высказывания замещается номинативно построенным «телеграфным стилем».
Возникает вопрос: ограничиваются эти нарушения лишь порождением речевого высказывания или они отражаются также и на понимании развернутого речевого сообщения?
Долгое время исследователи считали, что поражение нижних отделов премоторной зоны (зоны Брока) и лобно-височных от-
делов мозга существенно нарушает лишь процесс порождения речевого высказывания и экспрессивную речь, но не влияет на процесс понимания речи. В течение многих десятилетий господствовало представление о том, что понимание речи у этих больных остается сохранным.
Факты, указывающие на кажущуюся сохранность понимания речи больными этой группы, объяснялись тем, что исследователи искали нарушения понимания, подобные тем, которые наблюдаются у больных с поражением задних, гностических отделов мозга в виде нарушений понимания лексического и логико-грамматического состава речевого высказывания. Действительно, понимание парадигматически построенных речевых структур (даже довольно сложных) у больных этой группы остается без существенных изменений. Однако стоит перейти к анализу понимания других синтагматических форм организации речи, чтобы убедиться, что здесь далеко не все благополучно.
В опытах, проведенных в последнее время, больным предлагались грамматические структуры, частью правильные, частью неправильно построенные. Ошибки в грамматических структурах были двоякого характера: в одном случае это были неправильно парадигматически построенные речевые конструкции, в других — ошибки имели чисто синтагматический характер.
К первой группе ошибок относились такие, как «Солнце освещается Землей», «Муха больше слона», «Стол стоит на лампе» и т.д.; ко второй — такие, как «Пароход идет под водой», «Ружье стреляет пули» и т.п. Как показали результаты опытов, больные с поражениями передних отделов речевых зон резко отличались от больных с поражением теменно-затылочных отделов коры.
У «передних» больных ошибки носили чисто синтагматический характер. Больные не могли различить фразы с правильным и неправильным синтаксическим согласованием слов. Они начинали испытывать существенные затруднения при определении имеющейся во фразе ошибки и считали, что фраза «правильная» или «почти правильная». Когда больным предлагалось все же изменить предложение, они вносили ошибочные поправки, например, вместо фразы «Пароход плывет под водой» писали «Пароход плывет по водой» или «Пароход плывет на водой» и т.п.
Нарушение понимания речевого высказывания, характерное для больных этой группы, состоит в невозможности восстано-
вить нужный синтагматически организованный порядок элементов речи, уловить ошибки в правильном синтагматическом построении речевого сообщения.
Второй особенностью больных этой группы является тот факт, что они проявляют значительные дефекты и в понимании интонационно-мелодической (просодической) структуры устной речи, которая остается полностью сохранной у больных с поражением задних гностических отделов коры головного мозга.
Эти наблюдения показывают лишь ту сферу, в которой нужно продолжать изучение нарушений понимания речи у больных с поражением передних отделов мозга. Есть все основания предполагать, что дальнейшие поиски в этом направлении дадут существенные результаты.
ПОНИМАНИЕ ОБЩЕГО СМЫСЛА (ПОДТЕКСТА) РЕЧЕВОГО СООБЩЕНИЯ
Нам остается в кратких чертах остановиться на последней проблеме, о которой можно сказать лишь немногое, так как она осталась почти полностью неразработанной. Речь идет о мозговой организации того аспекта понимания речевого сообщения, который связан с его внутренним смыслом или подтекстом.
Мы уже говорили о том, что понимание подтекста или общего смысла резко отличается от процесса усвоения внешнего содержания речевого высказывания и что проблема «глубины прочтения текста» и перехода к подтексту остается одной из важных проблем психологии и психолингвистики.
Как было показано выше, переход от исходного замысла к развернутому речевому высказыванию представляет совершенно особый процесс, отличный от овладения кодами языка; мозговые механизмы обоих процессов также не совпадают.
Возникает существенный вопрос: какие мозговые механизмы обеспечивают понимание подтекста, т.е. ответственны за «глубину прочтения текста», за процесс перехода от внешнего значения речевого сообщения к его внутреннему, скрытому, эмоциональному смыслу?
В патопсихологии описаны факты нарушения процесса понимания внутреннего смысла речевого высказывания при различных органических поражениях мозга. В качестве экспериментального приема использовался анализ того, как больной понимает
смысл пословицы, переносный смысл выражений, смысл читаемого ему текста и т.п.
Однако эта проблема все еще недостаточно изучена нейро-психологически на больных с локальными поражениями мозга.
Есть все основания предполагать, что понимание не только внешнего, но и внутреннего смысла сообщения малодоступно для больных с поражениями лобных отделов мозга, у которых весь инвентарь лексических и логико-грамматических кодов языка остается сохранным.
Хотя мы не располагаем еще достаточно точными данными относительно нарушения понимания подтекста или внутреннего смысла сообщения у больных с поражениями лобных долей мозга, однако имеющиеся наблюдения заставляют думать, что процесс активного анализа сначала общего значения, а затем и внутреннего смысла речевого высказывания является в этих случаях явно нарушенным.
Больные с массивными поражениями лобных долей легко понимают значение как относительно простых конструкций, формулирующих «коммуникации событий», так даже и более сложных конструкций, формулирующих «коммуникации отношений». Они легко понимают фразы типа «На опушке леса охотник убил волка» или даже «Весна перед летом», «Слон больше, чем муха» и т.п.
Иначе обстоит дело с пониманием более сложно построенных грамматических сообщений, имеющих помимо внешнего значения и определенный внутренний смысл.
Известно, что процесс понимания значения сколько-нибудь сложного речевого сообщения требует активного анализа, сличения разных компонентов сообщения, возвращения к уже предъявленным ранее компонентам и т.д. Этот активный характер процесса понимания текста можно проследить при анализе движений глаз читающего. При этом отчетливо видны возвращения к ранее прочитанным частям текста, сличение их с последующими участками и т.д.
Именно этот активный характер работы над декодированием сообщения резко нарушается у больных с поражениями лобных отделов мозга. Эти больные легко понимают простые фрагменты предъявляемого им сообщения, когда понимание носит непосредственный характер, но испытывают затруднения, если понимание общего значения требует предварительной работы над
текстом. Трудности возникают при понимании дистантно построенных предложений или таких отрывков текста, подлинное понимание которых может быть обеспечено лишь сближением далеко отстоящих частей. Так, в отрывке «Птицы очень полезны: они истребляют вредных насекомых. Они охраняют наши сады» слова «птицы» и «они» отстоят далеко друг от друга, в то время как слова «насекомых» и «они» примыкают друг к другу. Нормальный испытуемый сразу поймет, что слово «они» относится к птицам, а не к насекомым. Больной с выраженным «лобным синдромом», как правило, связывает непосредственно следующие друг за другом слова «насекомые» и «они» и делает вывод, что «насекомые охраняют наши сады».
Аналогичные затруднения выступают и при понимании больными с поражением лобных долей мозга смысловых инверсий. Так, фраза «Я не привык не подчиняться правилам», означающая утверждение («Я привык подчиняться правилам»), обычно ложно понимается такими больными, так как промежуточное звено замены двойного отрицания одним положительным суждением выпадает.
У данной категории больных могут наблюдаться трудности и в понимании сложных логико-грамматических структур (типа «брат отца» и «отец брата», «круг под крестом» и «крест под кругом») с той только разницей, что в отличие от описанных выше больных с поражениями теменно-затылочных отделов коры и семантической афазией больные с поражением лобных долей мозга делают соответствующие ошибки в результате пассивности восприятия текста, отсутствия его активного анализа.
Еще большие трудности возникают у больных с поражением лобных долей мозга и нарушением высших форм активной деятельности в процессах перехода от текста к подтексту и от внешнего значения к внутреннему смыслу.
Такие больные часто обнаруживают склонность к непосредственному пониманию метафоры (понимая выражение «железная рука» как рука, сделанная из железа, или рука, держащая клещи). Понимая как будто бы значение пословицы «Не все то золото, что блестит», они, однако, ошибаются, если им предлагается (как это делала проф. Б. В. Зейгарник) подобрать фразу, выражающую тот же смысл. Такие больные выбирают фразу, имеющую общие слова (типа «золото блестит больше, чем олово»), а не фразу, имеющую общий с пословицей смысл (например: «Человек, не имеющий никаких дипломов, может быть очень умным»).
Таким образом, легко схватывая внешнее значение сообщения, больной с отчетливым «лобным синдромом» часто не в состоянии понять выраженный в нем смысл.
Естественно поэтому, что больные с выраженным «лобным синдромом» обычно выделяют из текста сообщения лишь явные наглядные фрагменты, не делая никаких попыток к их синтезу, передавая лишь внешние события, а не глубинный подтекст сообщения. В связи с этим нарушения процесса понимания текста у больных с поражением лобных отделов мозга выступают прежде всего как нарушения «глубины прочтения текста», расшифровки его внутреннего эмоционального смысла, что и составляет тот вклад, который вносят лобные доли в процесс декодирования текста.
Приведенные выше факты показывают, что нарушение понимания речевого сообщения у больных с поражениями лобных отделов мозга коренным образом отличается от всех тех затруднений понимания текста, которые наблюдаются у больных с поражениями различных гностических зон мозговой коры.
Мы могли убедиться в том решающе важном факте, что локальные поражения мозга не вызывают общего, диффузного нарушения речевой деятельности, а затрагивают лишь различные входящие в ее состав элементы, что и приводит к дифференцированным формам речевых нарушений. Все эти факты убеждают в том, что данные нейропсихологии могут быть использованы для лучшего понимания строения нормальной речевой деятельности.
Речевая деятельность человека проходит сложный путь, состоящий из нескольких этапов: мотива или потребности что-то сказать; формирования общей мысли или первичной смысловой записи, подлежащей воплощению в речи; внутренней речи, предикативное строение которой позволяет перейти к развернутому речевому высказыванию с использованием фонематических, лексических и семантических кодов языка, к порождению речевого сообщения.
Наблюдения показали, что те нарушения, которые возникают при локальных поражениях мозга, очень неоднородны.
При поражениях лобных отделов мозга или передних отделов речевой зоны нарушения проявляются в процессе порождения
речевого сообщения и сказываются главным образом на процессе воплощения исходного замысла в развернутое высказывание. В этих случаях могут страдать либо мотивы высказывания, либо формирование общего замысла, либо перевод этого общего замысла (или исходной семантической записи) в схему последовательного речевого высказывания (что указывает на нарушение внутренней речи), либо, наконец, синтагматическое строение развернутого речевого высказывания.
Наоборот, поражение задних «гностических» отделов коры оставляет незатронутыми мотивы, исходную семантическую запись и предикативную структуру связной синтагматически построенной речи, которая характерна для речевого высказывания человека. В этих случаях страдает процесс овладения фонематическими, лексическими, семантическими или логико-грамматическими кодами языка, что и приводит к нарушениям речевого высказывания.
Процесс понимания речи, или декодирования, воспринимаемого речевого сообщения идет обратным путем. Он начинается с восприятия готового развернутого речевого высказывания. Локальные поражения задних отделов мозга могут приводить либо к распаду овладения фонематическим строением речи, либо к нарушению ее лексического состава, либо, наконец, к трудностям понимания тех сложных логико-грамматических структур, в основе которых лежит процесс превращения последовательно предъявляемой информации в симультанные схемы, требующие квазипространственной организации отношений элементов воспринимаемого высказывания.
При поражении передних отделов мозга, которые принимают непосредственное участие в формировании мотива, замысла высказывания, страдает понимание предикативной, синтагматически построенной речи, но может никак не измениться процесс овладения кодами языка — его фонематическим, лексическим, семантическим и логико-грамматическим строем.
Все эти факты свидетельствуют о том, что отдельные системы коры головного мозга левого полушария, и прежде всего тех зон, которые принято называть речевыми зонами коры головного мозга, участвуют в обеспечении сложного процесса речевой деятельности на различных ролях.
Нейропсихологические данные позволяют расчленить тот в норме единый и неделимый процесс, которым характеризуется строение речевого высказывания, и выделить составные элементы, лежащие в его основе. Эти данные имеют огромное значение как для анализа мозговой организации речевого процесса, так и для психологии. Они привели к созданию новой отрасли науки — нейролингвистики, от дальнейшего развития которой можно ожидать очень многого.
Несмотря на то что учение о речевых нарушениях, возникающих при локальных поражениях мозга, — афазиях, возникло более ста лет назад, психолингвистический анализ этих нарушений остается еще незавершенным, и можно с уверенностью сказать, что пройдены лишь первые этапы этого сложнейшего пути.
Однако нет сомнений в том, что этот путь позволит в конечном итоге понять психологическое строение и мозговые механизмы тех сложнейших процессов речевой коммуникации, которые отличают человека от животного и которые являются ключом к анализу организации наиболее сложных форм сознательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Апресян Ю.Д. Идеи и методы структурной лингвистики. М, 1960.
Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические свойства языка. М., 1974.
Артемьева Т.И. Исследование возможности управления семантическими связями с помощью речевой инструкции. Дипл. раб. М, 1963.
Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М., 1975.
Бернштейн Н.А. О построении движений. М, 1947.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л., 1971.
Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию, т. 1-2. М., 1963.
Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. М, 1963.
Брудный А.А. К проблеме семантических состояний // Сознание и действительность. Фрунзе, 1964.
Брудный А. А. Семантика языка и психология человека. Фрунзе, 1972.
Виноградова О.В. О категориях модальности и модальных слов русского языка // Труды ин-та русск. языка АН СССР. Т. 2. М., 1950.
Виноградова О.С. О некоторых особенностях ориентировочной реакции на раздражители второй сигнальной системы у нормальных и умственно отсталых школьников // Вопросы психологии. 1956. № 6.
Виноградова О.С, Эйслер Н.В. Выявление системы словесных связей при регистрации сосудистых реакций // Вопросы психологии. 1959. № 2.
Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1959.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.
Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
Зейгарник Б.В. Патология мышления. М., 1962.
Зейгарник Б. В. Введение в патологию. М., 1969.
Зейгарник Б.В. Основы патопсихологии. М., 1973.
Иванов Б. В. Общеиндоевропейские, анатолийские и праславянскиеязыковые системы. М., 1969.
Карпова С. А. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М., 1967.
Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972.
Клименко А.П. Вопросы психолингвистического изучения семантики. Минск, 1970.
Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. М., 1970.
Кнебель М.О., Лурия А.Р. Пути и средства кодирования смысла // Вопросы психологии. 1971. № 4.
Кольцова М.М. О формировании высшей нервной деятельности у ребенка. Л., 1950.
Коровин К.Г. Построение предложений в письменной речи тугоухих детей. М., 1950.
Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1963.
Леонтьев А. А. Язык, речь и речевая деятельность. М., 1969.
Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы речевого высказывания. М., 1969.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Лурия А.Р. (ред.). Речь и интеллект в развитии ребенка. М., 1928.
Лурия А.Р. (ред.). Речь и интеллект деревенского, городского и беспризорного ребенка. Л., 1930.
Лурия А.Р. К патологии грамматических операций // Известия АПН СССР, вып. 3. 1947.
Лурия А.Р. Травматическая афазия. М., 1947.
Лурия А.Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. М., 1948.
Лурия А.Р. К психофизиологии письма. М., 1950.
Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы, т. I. M., 1963; т. II. М., 1970.
Лурия А.Р. (ред.). Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, т. I. М., 1956; У. II. М., 1958.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1962, 1969.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир. М., 1971.
Лурия А.Р. Историческое развитие познавательных процессов. М., 1974.
Лурия А.Р. Нейропсихология памяти, У. 1. М., 1974; т. 2. М., 1976.
Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.
Лурия А.Р., Полякова А.Г. Наблюдения над развитием произвольного действия в раннем детстве // Доклады АПН РСФСР. 1959. № 3, 4.
Лурия А.Р., Виноградова О.С. Объективное исследование динамики семантических систем // Семантическая структура слова. М., 1974.
Лурия А.Р., Гургенидзе Г.С. Философские приключения извест-ного филолога // Вопросы философии. 1972. № 6.
Лурия А.Р., Хомская Е.Д. (ред.). Лобные доли и регуляция психических процессов. М., 1966.
Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ предикативной структурsы высказывания //Теория речевой деятельности. М., 1968.
Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов. М., 1956.
Морозова Н.Г. О понимании текста // Известия АПН СССР, вып. 7. М., 1947.
Морозова Н.Г. Воспитание сознательного чтения у глухонемых школьников. М., 1953.
Нейрофизиологические механизмы психической деятельности человека / Под ред. Н.П. Бехтеревой. Л., 1974.
Основы теории речевой деятельности / Под ред. А.А. Леонтьева. М., 1974.
Пестова Г.Д. Объективное исследование систем смысловых связей. Дипл. раб. М., 1958.
Пешковский Ю.Ф. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1939.
Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. М., 1974.
Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. Харьков, 1888.
Розенгард- Пупко Т.Л. Речь и развитие восприятия ребенка. М., 1948.
Розенгард-Пупко Т.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. М„ 1963.
Рябова Т.В. Виды нарушения многозначности слова при афазии // Теория речевой деятельности. М., 1968.
Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1962.
Соколов Е.Н. (ред.). Ориентированный рефлекс и вопросы высшей нервной деятельности в норме и патологии. М., 1959.
Соколов Е.Н. Восприятие и условный рефлекс. М., 1958.
Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1951.
Станиславский К.С. Работа актера над ролью. М.; Л., 1956.
Тихомиров О. О формировании произвольных движений у детей дошкольного возраста // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, т. II. М., 1958.
Фрумкина P.M. Вероятность элементов текста и речевое поведение. М., 1971.
Хомская Е.Д. Выработка сенсорного условного рефлекса на фразу. Дипл. раб. М., 1952.
Хомская Е.Д. Исследование влияний речевых реакций на двигательные реакции у детей с цереброастенией // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Т. 1. М., 1958.
Хомская Е.Д. Мозг и активация. М., 1972.
Цветкова Л.С. О нарушении активных форм устной речи при динамической афазии // Вопросы психологии. 1969. № 1.
Цветкова Л.С. Процесс называния предмета и его нарушение // Вопросы психологии. 1972. № 4.
Чуковский К. От двух до пяти. М., 1958.
Шварц Л. А. Слово как условный раздражитель // Бюл. экспер. биол. и медиц. Т. 25, вып. 4. М., 1948.
Шварц Л. А. Звуковой образ слова и его значение как условного раздражителя // Бюл. экспер. биол. и медиц. Т. 27, вып. 6. М., 1949.
Шварц Л.А. К вопросу о слове как условном раздражителе // Бюл. экспер. биол. и медиц. Т. 38, вып. 12. М., 1954.
Швачкин Н.Х. Экспериментальное исследование ранних обобщений ребенка // Изв. АПН СССР, вып. 54. М., 1954.
Antinucci F. & Parisi D. Early Semantic Development of Child Language / E. Lenneberg & E. Lenneberg (eds.). Foundation of Language Development. N. Y., 1975.
Austin J . L . Philosophical Papers. Oxford, 1961. Austin J.L. How we think with words. N. Y., 1962. Austin J.L. Sense and Sensibility. London, 1969. Bartlett F.C. Remembering. Cambridge University Press. N. Y., 1932. Beiswenger H. Luria's model of verbal control of behavior // Merritt — Palmer
Quarterly, v. 14, 1968. В e l l e r t I. Uber eine Bedeutung fur die Koherenz von Texten // F. Kiefer (Hrsg.).
Semantik und Generative Grammatik. Frankfurt, 1972. В e l l u g i U . Some Aspects of Language acquisition // Th. Seboek (ed.). Current
trends in linguistics, v. 12. Mouton, 1974. В e 11 u g i U. & Brown R. W. (eds.). The acquisition of Language // Monogr. Soc.
Res. Child Devel., 1964, v. 29.
Bever T.G.A Survey of some recent work in psycholinguistics // W.J. Plath (ed.). Specification and utilization of a transformational grammar. Cambridge, 1968. Bever T. G . The cognitive bases of linguistic Structures // J.K. Hayes (ed.).
Cognition and the development of Language. N. Y., 1970. Bever T. G . The comprehension and memory of sentences with temporal relations // G.B. Flores d'Arcais & W.J.M. Levelt. Advances in Psycholinguistics. Amsterdam, 1970.
Bever T. G . The influence of speech performance on Linguistic Structures // G.B. Flores d'Arcais & W.J.M. Levelt (eds.). Advances in Psycholinguistics. Amsterdam, 1970.
Bever T. G . The intergrated study of Language behavior // J. Morton (ed.). Biological and social factors in psycholinguistics. London, 1970. Bever T. G . The interaction of perception and linguistic structures // Th. Seboek. Current trends in linguistics, v. 12. Mouton, 1974.
Bever T.G., Fodor I.A. & Weksel W. Theoretical Notes on acquisition of Syntax // Psychol. Rev., 1965, v. 72.
Bever T.G., Lackner I. & Kirk R. The underlying structure sentences in the primary unit of immediate speech processing // Percept. & Psycho-phys., 1969, v. 5. Bierwisch M. On certain problems of semantic representation // Foundation
of Language, 1969, v. 5.
Bierwisch M. & Hei dolph (eds.). Progress in Linguistics. Mouton, 1970. Bierwisch M. Zur Klassifizierung semantischer Merkmale // F. Kiefer (Hrsg.).
Semantik und generative Grammatik. Frankfurt, 1972.
Bloom f i eld L. A Set of postulates for the science of language // Language
1926, v. 2.
Bloom f ield L. Language. N. Y., 1933.
Blumenthal A.R. A historical view of Psycholinguistics//Th. Seboek (ed.). Current trends in linguistics, v. 12. Mouton, 1974.
Braine M.D.S.On learning the grammatical order of words // Psychol. Rev., 1963, v. 70.
Braine M.D.S. The Onthogeny of English Sentence: the first phase // Language, 1963, v. 39.
Brans ford J.D. & Johnson M.K. Contextual prerequisites for understanding // J. verb. Learn, verb. Behav., 1972, v. 11.
Bronckart J.P. Le role regulateur du langage chez l'enfant: critique experi-mentalle des travaux de A.R. Luria // Neuropsychologia, 1970, v. 8. P. 453-461.
Brown R.W. Language and Categories // J. Bruner et al. A study of thinking. N. Y., 1956.
Brown R. W . Linguistic determinants of the parts of speech // J. abnorm. soc. Psych., 1957, v. 55.
Brown R. W. Words and things. Glencoe, 1958.
Brown R.W. How shall a thing be called?//Psychol. Rev., 1965.
Brown R.W. The first Language. Cambridge, 1973.
Brown R.W. & McNeill. The «Tip of tongue» phenomenon // J. verb. learn. verb. Behav., 1966, v. 5.
Bruner J. Beyond the information given. N. Y., 1973.
Bruner J., Goodnow J., Austin G . A study of thinking. N. Y., 1957.
Bühler Ch. & Hetzer H. Das erste Verstandniss fur Ausdruck in erstem Lebensjahr//Zschr. f. Psychol., Bd. 107, 1928.
Bühler К. Tatsachen und Probleme zu einer Psychologie der Denkvorgänge // Arch. f. d. ges. Psychol., Bd. 12, 1908.
Bühler К. Über das Sprachverständniss vom Standpunkt der Normalpsycholo-gie // Berichte d. 3. Kongress der experim. Psychol., 1909.
Bühler К. Die geistige Entwicklung des Kindes. Jena, 1930.
Bühler K. Sprachtheorie. Jena, 1934.
Carey P.W., Mehler J. & Bever Th . Judging of the Veracity of ambiguous Sentences // J. verb. learn. verb. Behav., 1970, v. 9.
Carroll J. В. The study of Language. Cambridge, Harward Univers. Press., 1955.
Carroll J. В . Language and thought. N. Y., 1964.
Carroll J. В . Words, meanings and concepts // Harvard Educat. Rev., 1964, v. 34.
Carroll J. В . Language development in Children // S. Saporta. Psycholinguistics. N. Y., 1961.
Cassirer E. Philosophie des symbolischen Forman. I. Die Sprache. Darmstadt, 1923.
Chomsky С The Acquisition of Syntax in Children from 5 to 10. Cambridge, 1969.
Chomsky N. Syntactical Structures. Mouton, 1957.
Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntax. Cambridge, 1965
Chomsky N. Deep Structures, Semantic Structures and their interpretation //
D. Steinberg, L. Fakubovite (eds.). Semantics. Camridge, 1971. Chomsky N. Language and Mind. N. Y., 1970. Clark H. H. Some structural properties of simple active and passive sentences //
J. verb. learn. verb. Behav., 1965, v. 4. Clark H. H. The problem of recall of simple active sentences // J. verb. learn.
verb. Behav., 1965, v. 5. Clark H. H. Semantic distinction and memory of complex sentences // Quart.
J. exper. Psychol., 1968, v. 20. Clark H.H. Influence of Language in solving three-term serial problems //
J. exper. Psychol., 1969, v. 82. Clark H.H. Comprehending comparatives // G.B. Florais d'Arcais, W.J.M. Levelt
(eds.). Advances in psycholinguistics. Amsterdam, 1970. Clark H.H. Linguistic processing in deductive reasoning // Psychol. Rev., 1969,
v. 76. Clark H.H. Semantic and Comprehension // Th. Seboek (ed.). Current trends
in linguistics, v. 12. Mouton, 1974. Clark H.H. & Clarke E. Semantic disturbances and memory for complex
sentences // Quart. J.exp. Psychol., 1918, v. 20. Collins A.N. & Quillian M.R. Retrieval time to semantic memory //
J. verb. learn. verb. Begav., 1966, N 5. Cole M. & Gay J., Greick J. The cultural context of Learning and
Thinking. N. Y., 1971.
Cole M. & Scribner S . Culture and thought. N. Y., 1974. D e e s e J. From the isolated verbal unit to connected discourse // J. verb. learn.
verb. Behav., 1961, N5.
D e e s e J. On the Structure of associative Meaning // Psych. Rev., 1962, v. 69. D i 1 t h e у W. Die Typen der Weltanschauung. Berlin. 1901. E с с 1 e s J. (ed.). Brain and Conscious Experience. Berl. N. Y., 1966. E с с 1 e s J. Facing Reality. Berl. N. Y., 1970. Ervin S.M. The connotation of gender//Word, 1962, v. 18. E r v i n S.M. Correlates of association frequencies // J. verb, learn, verb. Behav.,
1962, v. 1. Ferguson C.A. & Slobin D.J. (eds.). Studies in Child Development.
N. Y., 1973. Fillenbaum S. Memory for gist: some relevant variable // Language & Speech.,
1966, v. 9.
Fillenbaum S.On the use of memorial techniques to asses syntactical structures // Psychol. Bull., 1970, v. 73. Fillenbaum S. Semantic factors in Memory // Th. Seboek (ed.). Current trends
in Linguistics, v. 12. Mouton, 1974. F i 11 m о г е С h . The Case for Case // E. Bach & R. Harris (eds.). Universals of
Linguistics. Frankfurt, 1967-1968.
F i 11 m о г е С h . Types of lexical information // F. Kiefer (ed.). Studies in Syntax und Semantics. Frankfurt, 1972.
F i 11 m о г е С h . Verben des Urteils // F. Kiefer (ed.). Semantic und Generative Grammatik. Frankfurt, 1972.
F i 11 m о г е С h . Ansatze ze einer Theorie des Deixis // F. Kiefer (ed.). Semantic und Generative Grammatik. Frankfurt, 1972.
Fletscher S.G. Speech as an element of the organization of motor response // J. Speech Hear. Research., 1902, v. 5, p. 292-300.
Flores d'Arcais G.D. & Levelt W.J.M. (eds.). Advances in Psycholinguistics. Amsterdam, 1970.
Flores d'Arcais G.B. On handling comparative sentences // G.B. Flores d'Arcais & W.J.M. Levelt (eds.). Advances in Comparative Linguistics. Amsterdam, 1970.
Fodor J.A. & Bever T. The psychological reality of linguistic Segments // J. verb. learn. verb. Behav., 1966, v. 4.
Fodor J.A. & Garrett M. Some reflection on competence and performance// Psychol. Papers. Edinburgh, 1966.
Fodor J.A. & Garrett M. Some Syntactic determinants of sentential complexity // Perception and Psychophysics, 1967, v. 2.
Fodor J.A. & Bever T.G. & Garrett M. The developments of psychological models for Speech recognition. Cambridge Mass. Reports Dep't of Psychology, 1968.
Fodor J.A. & Katz J. J. (eds.). The Structure of Language. Prehtice Hall, 1964.
Foss D., Bever T.G., Silver M . The Comprehension and verification of ambiguous sentences // Percept. & Psychophys., 1968, v. 4.
F r i s с h К. Über die «Sprache» der Bienen. Jena,Fiseher, 1923.
Gardner T.G. & Gardner R.A. Two-way communication with an infant chimpanzee // A.M. Schrier & F. Stolnitz (eds.). Behavior of non human Primates, v. 4. N. Y., Academic Press, 1971.
Cardner P.A. & Gardner B.T. Teaching sign Language to a chimpanzee//Science, 1969, v. 165.
Goldman-Eisler F. Hesitation, information and levels of Production // De Reuck A.V.S. et al. Disorders of Language. London, 1964.
Goldman-Eisler F. Psycholinguistic experiments in Spontaneous Speech. London, 1968.
Goldstein K. Der Aufbau des Organismus. Mouton, 1934.
Goldstein К. Language and Language disturbances. N. Y., 1948.
Greenberg J.H. Language universals. Mouton, 1966.
Greenberg J.H. Anthropological linguistics. N. Y., 1966.
G r i с e H. P. Meaning // Philos. Review, 1952, v. 66.
G r i с e H. P . Utterance Meaning, Sentence meaning and Word meaning // Foun-dat. of Language, 1968, v. 4.
Grice H.P. Utterance meaning and intentions//Philosoph. Review, 1969, v. 78.
Halle M. & Stevens K.N. Speech recognition: a model and program for research // J.A. Fodor & J.J. Katz (eds.). The Structure of Language. Engle-wood Cliffs, Prentice-Hall, 1964.
Halliday M.A.K. Intention and grammar in British English. Mouton, 1967.
Halliday M.A.K. Language Structure and language function // J. Lyons (ed.). New Horizons in Linguistics. Penguin, 1970.
Halliday M.A.K. Explorations in the functions of Language. London, 1973.
Halliday M.A.K. Learning how to mean // E. Lenneberg & E. Lenneberg (eds.). Foundation of Language Development. N. Y., 1975.
Head H. Aphasia and Kindred disorders of Speech. Cambridge, 1926.
Heidolph K.E. Zur Bedeutung negativer Sätze // M. Bierwisch & K.E. Hei-dolph. Progress in Linguistics. Mouton, 1970.
Hewes G.W. The origins of Language, v. 1. Mouton, 1975.
Hj e 1 m s 1 e v L. La catégorie des cas. Aarhus, 1936.
Hj e 1 m s 1 e v L . La stratification du langage // Word, 1954, v. 10.
Herder I.G. Behandlung über den Ursprung des Sprache. Berlin, 1960.
Hockett Ch. Linguistic elements and their relations // Language, 1961, v. 37.
Hörmann H. Einführung in die Psycholinguistik. Berlin, 1971.
Howes D. On the interpretation of word frequency as a variable affecting Speech recognition // J. exper. Psych., 1954, v. 48.
Howes D . On the relation between the probability of a word as an association and in general linguistic usage // J. abnorm. soc. Psych., 1957, v. 54.
Howes D. & Osgood С .Е . On the combination of associative probabilities in linguistic context // Amer. J. Psychol., 1954, v. 67.
Hull С . L. Knowledge and purpose as habit mechanisms // Psych. Rev., 1930, v. 37.
H u m b о 1 d t W. Über das vergleichende Sprachstudium in Beziehung auf die verschiedene Epochen der Sprachentwicklung. Berlin, 1905.
H u m b о 1 d t W. Über die Verschiedenheiten des menschlichen Sprachbaues und ihren Einfluss auf die geistige Entwicklung des Menschengeschlechts. Berlin, 1907.
Irwin R.I. Can animals talk?// Rescept. & Mot. Skills, v. 18, 1964.
I s s e r 1 i n M. Die pathologische Physiologie der Sprache // Ergebnisse d. Phys-iologie, Bd. 29, 33, 34 — 1929, 1931, 1932.
Jakobson R.Kindersprache, Aphasieu. Allgemeine Lautgesetze. Uppsala, 1942.
Jakobson R. Studies in child language and aphasie. Mouton, 1971.
Jakobson R. Les règies des dégàts grammaticaux // J. Kisteva et al. (eds.). Langue, discours et Société. Paris, 1975.
Jakobson R., Fant C.G.M. & Halle M. Preliminaries to Speech analysis. Cambridge, 1952.
Jakobson R. & Halle M. Fundamentals of Language. Mouton, 1956.
J a r v i s P . E . Verbal Control of Sensory-motor in performance. A test of Luria's hypothesis // Human Development, 1968, v. II, p. 172-183.
Johnson E.G. Verbal Control of motor behavior in the preschool child. Empirical investigation in Luria's theory. Thesis, University of Sydney. Sydney, 1976.
Jung С . G. Diagnostische Assoziationsstudien. Leipzig, v. I — 1906; v. II — 1910
Kainz F. Psychologie der Sprache. Bd. I-V. Stuttgart, 1941-1965.
К a i n z F . Die Sprache der Tiere. Stuttgart, 1961.
Katz J.I. The philosophy of language. N. Y., 1966.
Katz J.I. Recent issues of Semantic theory // Foundations of Language, 1967 v. 3.
Katz J.I. Interpretative Semantics vs generative semantics // Foundations oi Language, 1970, v. 6.
Katz J.I. Generative Semantic interpretation is interpretative Semantics // Linguistic Inquiry. Mouton. 1974.
Katz J.I. Semantic theory. N. Y., 1972.
Katz J.I. & Fodor F.A. The Structure of Semantic Theory // Language. 1963, v. 39.
Katz J.I. & Postal P. M . An integrated theory of linguistic descriptions. Cambridge, 1964.
Kay M. From Semantics to Syntax // M. Bierwisch & K.E. Heidolph (eds.). Progress in Linguistics. Mouton, 1970.
Kent H.G. & Rosanoff A.J. A study of association insanity//Amer. J. of insanity, 1910, v. 67.
Kiefer F. On the Problem of Word Order // M. Bierwisch & K.E. Heidolph. Progress in Linguistics. Mouton, 1970.
К i e f e r F. Studies in Syntax & Semantic. Der Drecht, 1970.
Kiefer F. Über Präsuppositionen / F. Kiefer (Hrsg.). Semantic und Generative Grammatik. Frankfurt, 1972.
L а к о f f G . On the nature of semantic irregularity. Dissert. for the Indiana Universities (or Irregularity of Syntax.). N. Y., 1970.
L а к о f f G . On generative semantics // L. Jacobowits & D. Steinberg (eds.). Semantics. Cambridge, 1969.
L а к о f f G . Linguistics and Natural Logic. N. Y., 1970.
L а к о f f G . Language in context // Language, 1972, v. 48.
Lashley K.S. The Problem of the Serial Organization of behavior // L.A. Jef-fers (ed.). Cerebral Mechanisms of behavior. N. Y., 1951.
Lenneberg E. Cognition in ethnolinguistics// Language, 1953, v. 29.
Lenneberg E. The capacity of Language acquisition // J.A. Fodor & J.I. Katz (eds.). The Structure of Language. N. Y., 1960.
Lenneberg E. New Directions in the Study of Language. Cambridge, 1964.
Lenneberg E. & Lenneberg E. Foundations of Child Development. N. Y., 1975.
Leopold W.F. Bibliography of Child's Language. Evanston. Northwestern Univ. Press. 1952. Revized & Augmented by D. Slobin. Bloomington, 1972.
L о t m a r F . Zum Kenntniss der erschwerter Wortfindung und ihre Bedeutung fur das Denken des Aphasischen // Schweiz. Arch. f. Neurol. & Psychiat., 1919, Bd. 15
L о t m a r F. Zur Pathophysiologie der erschwerten Wortfindung bei Aphasi-schen // Schweiz. Arch. f. Neurol. & Psychiat, 1933, Bd. 30.
L u г i a A. R. The Nature of Human Conflicts. N. Y., 1932.
L u r i a A . R. The role of speech in the regulation of Normal and abnormal behavior. Oxford, 1959.
L u r i a A. R. Higher Cortical Functions in Man. N. Y., 1966.
L u r i a A. R. Problems and facts of Neurolinguistics // Intern. Soc. Sci. Joum., 1967, v. 19.
L u r i a A . R. Traumatic Aphasia. Mouton, 1970.
Luria A.R. Two basic kinds of aphasia//Linguistics, 1973, v. 115.
L u r i a A.R. The Man with a shattered World. N. Y., 1972.
Luria A.R. Language and the Brain // Brain and Language, 1974, v. 1.
Luria A.R. The Working Brain. London, 1974.
Luria A.R. Basic Problems of Neurolinguistics // Th. Seboek (ed.). Current Trends in Linguistics, v. 12. Mouton, 1972.
Luria A.R. Basic Problems of Language in the light of Psychology and Neurolinguistics // E. Lenneberg & E. Lenneberg. Foundations of Language Development. N. Y., 1975.
Luria A.R. Scientific Perspectives and philosophical dead ends in modern linguistics // Cognition, v. 5, 1975.
Luria A.R. Basic Problems of Neurolinguistics. Mouton, 1976.
Luria A.R. Neuropsychology of Memory. Washington, 1976.
Luria A.R. and Yudovich F. Ya. Speech the development mental of mental processes in the child. London, 1956.
Luria A.R. & Subbotski E.V. A contribution to the early onthogenesis of the Regulative function of Speech // P. Dixon. Language Development.
Luria A.R. & Tsvetkova L.S. Towards the mechanisms of «Dynamic Aphasia» // Foundations of Language, 1968, N 4.
Luria A.R. & Vinogradova O.S. An objective investigation of the dynamics of Semantic Systems //British Journ. of Psychol., 1959, v. 50.
Lyons I. Introduction to theoretical Linguistics. Cambridge University Press, 1965.
Mac Kay D.G.To end ambiguous sentences // Perception and Psychophysics, 1966, v. 1.
Mac Kay D.G. In Search of ambiguity// Perception and Psychophysics, 1967, v. 2.
Malinowski B. The problem of Meaning in primitive languages // Ogden O.K., Richards T.A. The meaning of meaning. London, 1923.
Marshall G.R. Psychological aspects of Semantic structure // R. Meetham (ed.). Encyclopedia of Linguistic informat. & control. London, 1969.
Marshall G.R. A note of Semantic theory // G.B. Flores d'Arcais & W.J. Le-velt. Advances in Psycholinguistics. Amsterdam, 1970.
Marschall G.R. Can humans talk? // I. Morton (ed.). Biological Factors in Psycholinguistics. London, 1971.
Marshall G.R. & Newcombe F. Syntactical and Semantic errors in paralexia // Neuropsychologia, 1966, v. 4.
M с С a r t у D . Language development in Children // L. Carmichael (ed.). Manual of Child Psychology. N. Y., 1954.
McCawley J.D. The role of Semantics in Grammar // E. Bach & R.T. Harms (eds.). Universals of linguistic Theory. N. Y., 1968.
McCawley J.D. Syntactic and logical arguments for semantic Structures. 5th Intern. Seminar on Theoretical linguistics.
McCawley J.D. Bedeutung u. die Beschreibung der Sprachen // F. Kiefer (ed.). Semantic u. Generative Grammatik. Frankfurt, 1972.
McCawley J.D. Some Ideas not to live by // Die neueren Sprachen, Heft 2, 1976.
McNeill D. Developmental Psycholinguistics // The Genesis of Language. Cambridge, 1964.
McNeill D . The acquisition of Language. N. Y., 1970.
McNeill D . Explanation verbal universals // I. Morton (ed.). Biological and Social Factors in Psycholinguistics. London, 1972.
McNeill D . Semiotic extension // R. Solso (ed.). Information Processing and Cognition. Hillsdale, L. Erlbaum, 1975.
M e h 1 e r J. Some effects of grammatical transformations in the recall of English Sentences // J. verb, learn, verb. Beh., 1963, v. 2.
M e h 1 e r J. How Sentences are remembered. Doctoral Theses. Harward Univer-syty, 1964.
Mehler J. & Miller G. A . Retroactive interference in the recall of simple Sentences // Brit Joum. of Psychol., 1964, v. 55.
Mehler J. (ed.) Cognitive Psychology Handbook. N. Y., 1975.
Mehler J. & Bever T.G. Sentences can be memorizes in terms of their basic semantic structures. Sympos. for Epistemological genetique. Geneve, 1966.
Mehler J. & Garey P. The role of surface and base structures in the perception of sentences // J. verb, learn, verb. Behav., 1967, v. 6.
Mehler J. & Garey P. The interaction of veracity and Syntax in the processing of Sentences // Percept, and Psychophys., 1968, v. 3.
Mehler J. & Noizet G.(eds.). Textespourunelinguistique. Mouton, 1974.
Miller G. Language and Communication. N. Y., 1951.
Miller G. Some psychological Studies of Grammar // Amer. Psychologist, 1962, v. 17.
Miller G . Language and Psychology // E. Lenneberg (ed.). New directions in the Study of Language. Cambridge, 1964.
Miller G. Some Preliminaries of Psycholinguistics // Amer. Psychologist, 1965, v. 20.
Miller G . The Psycholinguistics // Ch. Osgood & Th. Seboek (eds.). Psycholinguistics. Bloomington, 1965.
Miller G. The Psychology of Communication. N. Y., 1967.
Miller G. The Organization of lexical Memory // G.A. Talland & N. Waugh
(eds.). The Pathology of memory. N. Y., 1969. Miller G. From philosophical Problems of Psycholinguistics // Philosophy of
Science, 1970, v. 37. Miller G., Bruner J.S., Postman . Familiarity ofletter sequences and
tachistoscopical identification //Journ. Genet. Psych., 1954, v. 50. Miller G. & Chomsky N. Finite models of Language User // Handbook
Mathem. Psychol., 1963, v. 2. Miller G. & Isard S. Some perceptual consequences of linguistic rules//
J. verb, learn. verb. Behav., 1963, v. 2. Miller G. & Isard D. Free recall of self embedded English Sentences//
Informat. & Control, 1964, v. 7. Miller G. & McNeill D. Psycholinguistics//The Handbook of Social
Psychol., 1969, v. 3.
Miller G. & Johnson-Laird P h . N. Language and perceptions. Cambridge, 1975. Miller G., Galanter E. & Pribram K. Plans and the structure of
behavior. N. Y., 1960. Miller G. & Sel fridge J. A . Verbal context and the recall of meaningful
material // Amer. J. Psycol., 1954, v. 63. Morton J . The effect of context in the visual duration of threshold words // Brit.
Journ. Psychol., 1964, v. 55. Morton J. A preliminary functional model for Language behavior // Intern.
Audise., 1964, v. 3. Morton J . A model for continuous language behavior // Language & Speech,
1964, v. 7. Morton J. Consideration on language and computation in language behavior.
Cambridge, 1968. Morton J. Interaction of information in word recognition //Psycho]. Rev., 1960,
v. 76.
Morton J. (ed.) Biological and Social factors in Psycholinguistics. London, 1971. Morton J. Psycholinguistics // Brit. Med. Bull., 1972, v. 27. Morton J. & Broadbent D.E. Passive vs. Active recognition models.
Models for the Perception of Speech & visual Form. Cambridge, 1967. Noble C.E. An Analysis of meaning//Psych. Rev., 1952, v. 59. Noble C.E. The role of stimulus meaning in Serial Verbal Learning // J. exp.
Psychol., 1952, v. 43. Noble C.E. Meaningfulness and transfer phenomena in Serial Verbal learning //
J. Psychol., 1961, v. 52.
Notterbaum F. Zoologist's view of some language phenomena with particular emphasis of vocal learning // E. Lenneberg & E. Lenneberg (eds.). Foundations of Language Development. N. Y., 1975.
Osgood Ch.E.A behavioristic analysis of perception and language as cognitive phenomena // J