Упражнение 53. ОШИБОЧНЫЕ ЦЕЛИ
Упражнение 54. ИСПОРЧЕННЫЕ ЦЕЛИ
Упражнение 55. СОГЛАСОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ
ПРИМЕР: Согласованные цели
- Быть хорошим профессионалом в своей области. ("Я чувствую гордость за себя и свою профессию, когда нахожу неожиданное решение сложной технической проблеме. Мне приятно быть в курсе всех новинок программирования, многие в этом случае обращаются ко мне за советом, и я с удовольствием подсказываю решение проблемы".)
- Научиться красиво танцевать танго.
- Отдохнуть в Крыму, сначала – на побережье, затем – в горах.
- По воскресеньям вместе совершать конные прогулки.
ВРЕМЯ И МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАСЛАЖДЕНИЯ
"Завершите как можно скорее все неприятные дела, начиная с самого неприятного, и начинайте как можно чаще заниматься тем, что вам доставляет удовольствие. Реже встречайтесь с неприятными людьми и чаще – с приятными". |
Это простое правило мало известно людям, но от этого оно не становится менее эффективным. Очень многим свойственно оттягивать завершение неприятных дел, и эта привычка часто имеет одно неприятное следствие – отложенные неприятные дела мешают получать удовольствие от объективно приятных событий. Чем больше оттягивается завершение неприятных дел, тем труднее обычно за них взяться. Завершим их немедленно!
Упражнение 56. НЕПРИЯТНЫЕ ДЕЛА
Упражнение 57. ЧТО МНЕ ДОСТАВЛЯЕТ УДОВОЛЬСТВИЕ?
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ НАСЛАЖДЕНИЯ
Существует множество попыток определения понятия социальной компетентности, и едва ли какую-либо из них можно назвать удовлетворительной. Простое перечисление навыков и способностей, которыми обладают компетентные люди, неизбежно заводит в тупик бесконечного накопления все новых и новых навыков компетентности.
В контексте тренинга наслаждения можно было бы предположить, что компетентность означает способность "брать от жизни всё", получать максимум наслаждения, возможного при данных социальных условиях. Но и это определение вряд ли можно считать удовлетворительным, поскольку некоторые типы наслаждения приводят к страданию – собственному и окружающих [55].
Наиболее разумным нам представляется использование в тренинге наслаждения определения социальной компетентности, данное в работе Краппманна (1971), в котором социальная компетентность понимается как способность находить компромисс между самореализацией (стремление быть таким, как никто другой) и социальным приспособлением (быть как все другие).
Немного перефразируя это определение, мы считаем социально компетентным такое наслаждение, которое создает, при данных социальных условиях, максимум положительных эмоций как самому человеку, так и окружающим его людям.
В тренинге наслаждения, как и в других типах поведенческого тренинга, социальная компетентность приобретается в два шага как результат полноценного усвоения базовых навыков наслаждения (первый шаг) и осознания сферы применения этих навыков в социальной среде, а также возможных последствий для окружающих.
Таким образом, тренинг социальной компетентности наслаждения заключается в формировании способности к компромиссу между двумя крайними, экстремальными стратегиями (стремления наслаждаться самому, с одной стороны, и умения доставлять наслаждение людям, с другой) в реальных жизненных ситуациях, в которых две крайние тенденции смешиваются в присущей только данной конкретной ситуации пропорции. В идеале собственное наслаждение и наслаждение окружающих взаимно дополняют и обогащают друг друга. Хотя этого и трудно достичь (наслаждение у каждого свое собственное).
Тренинг социальной компетентности – не легкое дело, и он не предполагает каких-то особых упражнений. Компетентность формируется внимательным отношением к окружающим и умением извлекать радость, делая им приятное, и воздерживаться от наслаждений, которые могут навредить окружающим.
Тренинг социальной компетентности одновременно и дело легкое. Счастливые люди склонны делиться радостью с окружающими. Если тренинг наслаждения сделал кого-либо немножко более счастливым, то ему обычно достаточно просто указать на принцип (см. выше) и дать простое задание.
Упражнение 58. ДАРИТЬ РАДОСТЬ
Заключение
Мы надеемся, что профессиональным психологам, занимающимся тренингом, наша программа будет полезна. Тому мы видим несколько оснований.
Сформулированная Гансом Айзенком еще на заре развития поведенческой психотерапии цель изменения баланса приятных и неприятных чувств в пользу приятных с помощью подкрепления легко достижима. Достижение этой цели не в последнюю очередь зависит от эутимных (теперь это слово вам хорошо знакомо), когнитивных и поведенческих навыков, научиться которым можно и нужно. Конечно, такое обучение требует времени, сил и некоторых затрат, но цель себя оправдывает. Сделать жизнь, которой мы с вами живем, светлее и лучше – разве может быть задача психологов более человечной?
Начиная с древних времен человечество искало пути достижения счастья, находило и теряло эти пути. Находило и снова теряло. Примерно то же самое происходит и в тренинге наслаждения. Не всегда работа бывает ровной и легкой. Людей нелегко учить наслаждению, особенно учитывая старания настроенных на причинение страдания государственных и общественных институтов. Но в этих институтах тоже работают люди и их тоже нужно учить радоваться жизни. Может быть, наша с вами жизнь от этого тоже станет немножко радостнее и светлее.
Мы прекрасно понимаем, что изложить все тонкости тренерской работы в письменной речи очень трудно. Многие и многие навыки передаются путем копирования. Но несколько психологов, читавших эту рукопись, были настолько воодушевлены нашими идеями, что попытались тотчас же применить программу: в детском садике и тюрьме, в больнице и студенческой группе. Результаты были положительными, и это придало нам смелости опубликовать программу.
Поверьте, работая по этой программе с группой, вы сами получите массу удовольствия и наверняка захотите поделиться своими знаниями и опытом с другими людьми.
Мы будем очень рады, если тренинг наслаждения приобретет в нашей стране такую же популярность, как и тренинга управления, продаж и ведения переговоров, часто ориентированные на потребительство.
Кстати, наслаждение от работы, радость удачной покупки или счастье работать с хорошими людьми могут стать еще одним следствием тренинга наслаждения.
Начинайте работать и вы поверите так же, как и мы: "Все будет хорошо!"
Владимир Ромек, Елена Ромек
Приложение 1
ПРАВИЛА ГРУППЫ
1. Честность, искренность и открытость
Группа работает эффективнее, если все участники свободно и открыто выражают свое мнение, не боясь обидеть, не боясь выглядеть глупо или понапрасну отнять время у группы.
2. Прямое выражение чувств
В нашей группе мы занимаемся тренировкой чувств, а потому именно о чувствах мы будем говорить в первую очередь. Чтобы лучше понимать друг друга, имеет смысл называть чувства "по имени". Если слов не хватает, можно привлекать невербальные средства – изобразить, показать чувство так, чтобы это стало понятным другим.
3. "Я"-коммуникации
Каждый в группе обладает своим собственным неповторимым мнением. По этой причине собственное мнение и собственные чувства выражаются в речи с использованием местоимения "Я" (мне, меня, мною).
4. Концентрация на позитивном
Преимущества имеет выражение позитивных чувств. Если возникает необходимость сказать о негативных чувствах, начать все же лучше с позитивного.
5. Активное участие
Каждый участник активно принимает участие во всех упражнениях и дискуссиях. Допускается максимум 3 отказа от участия в упражнениях. Тренеров необходимо поставить в известность, если участник вынужден пропустить какое-либо занятие.
6. Конфиденциальность
События группы и личная информация, которая становится известной в группе, обсуждается только внутри группы.
7. Взаимное участие и взаимопомощь
Участники группы помогают друг другу и тренерам в выполнении упражнений и успешном завершении программы.
Приложение 2
ПРАВИЛА НАСЛАЖДЕНИЯ
1. Наслаждение требует времени
Наслаждению нужно уделить достаточно времени.
2. Наслаждению служит повседневная жизнь
В каждом мгновении жизни есть свое наслаждение.
3. Каждому – свое
Наслаждение у каждого свое собственное.
4. Само собой наслаждение не приходит
Наслаждение требует усилий и концентрации внимания.
5. Позволь себе наслаждаться
Никто не может запретить наслаждаться, если наше наслаждение никому не мешает.
6. Чем меньше, тем больше
Самоограничение ведет к большему наслаждению. Избыточность портит наслаждение.
7. Опыт предшествует наслаждению
Тонкости наслаждения приходят с опытом.
8. Наслаждение внутри нас
Наслаждение – это чувство, а не предмет. Между объектом наслаждения и наслаждением стоит наше умение наслаждаться.
9. Разделенное наслаждение – наслаждение вдвойне
Разделенное с близкими людьми наслаждение не уменьшается, а увеличивается.
10. Наслаждению нужно учиться
И есть люди, которые могут научить наслаждаться жизнью.
Приложение 3
КРИТЕРИИ ЦЕЛИ, СОЗДАЮЩЕЙ УДОВОЛЬСТВИЕ
1. Концентрируйтесь на удовольствии, а не на проблеме.
Плохо. Устранить течь крана в душе.
Хорошо. Сделать так, чтобы душ по утрам приносил удовольствие.
2. Сначала думайте о цели, потом ищите средства.
Плохо. Купить новый кран.
Хорошо. Получить максимум наслаждения от душа завтра утром.
3. Разделяйте глобальные цели на маленькие достижимые шаги.
Плохо. Душ всегда должен доставлять мне удовольствие.
Хорошо. Постараюсь получить максимум удовольствия от душа завтра утром.
4. Ставьте перед собой достижимые цели.
Плохо. Моя ванная комната должна быть лучшей во всем городе (недостижимо).
Хорошо. Получить максимум удовольствия от душа завтра утром (достижимо и зависит только от меня).
5. Концентрируйтесь на целях с максимальной свободой собственных действий.
Плохо. Муж должен, наконец, закончить ремонт в ванной (зависит от воли другого человека).
Хорошо. Получать максимум удовольствия от душа по утрам, а для этого помочь мужу закончить ремонт в ванной (зависит только от собственной инициативы).
6. При возможности устанавливайте временные и количественные критерии достижения цели.
Плохо. Закончить ремонт в ванной как можно скорее (фиксация на средстве, отсутствие критерия, зависит от воли другого).
Хорошо. Получить максимум удовольствия от душа завтра утром и помочь мужу закончить ремонт в ванной до нового года.
Приложение 4
КРИТЕРИИ ЦЕЛИ, НЕ ПРИНОСЯЩЕЙ УДОВОЛЬСТВИЯ
1. Постоянно думайте о проблемах, которым трудно найти решение.
2. Концентрируйтесь на отсутствующих у вас средствах.
3. Ставьте перед собой глобальные цели.
4. Ставьте перед собой труднодостижимые цели.
5. Концентрируйтесь на том, на что вы не имеете никакого влияния.
6. Не утруждайте себя определением сроков и критериев.
Упражнения 1 - 14
Упражнение 1. РАЙСКИЙ САД
Материалы | Не требуется. |
Время | Упражнение – 40 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника. |
Инструкция | "Представьте себе, что мы сейчас находимся в райском саду, где каждому дозволено заниматься своим любимым делом. Никто никого и ни в чем не ограничивает. Единственная цель здесь – наслаждаться, не мешая наслаждаться другим небожителям". Пауза 10-15 минут. "Поговорите друг с другом. Узнайте, кто здесь живет и чем занимается. Если занятия покажутся вам забавными или приятными, можете присоединиться к ним на некоторое время. Постарайтесь узнать как можно больше людей и попробовать как можно больше удовольствий". |
Обсуждение | "Что помогало, а что мешало наслаждению? Были ли чужие наслаждения приятней и интересней, чем собственные?" |
Комментарии | Упражнение проводится по методике "психодраматической пробы будущего". При обсуждении тренер следит за тем, чтобы участники говорили только о своих впечатлениях и ассоциациях и избегали этических оценок и советов. |