Эвристические методы интеллектуальной деятельности
Аргументация и эвристика
Направление подготовки:
Философия
Уровень образования:
Магистратура
Форма обучения:
Очная
Ростов-на-Дону
«____» _____________ 2017_____ г. Программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 47.04.01 Философия, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «3» декабря 2015 г. № 1408
Составители:
Бакулов В. Д., д. филос. н., профессор
________________ Стешенко Н.И., к. филос. н., доцент
подпись
«____» _____________ 2017_____ г.
Программа одобрена на заседании кафедры ____________________________________
«____» _____________ 2017_____ г., протокол № _____
Руководитель кафедры:
____________Бакулов В. Д., д. филос. н., профес.
подпись
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели:
-дать студентам магистратуры понятийный аппарат, выражающий содержание теории и практики аргументации с учетом специфики дискуссий в науке и философии.
- сформировать комплексное представление о содержании важнейшего раздела методологии научного познания;
-получить знания различных приемов и методов, их специфики, структуры, а также умением правильно применять эвристические методологические навыки и техники креативности в научном исследовании..
Задачи:
-научить магистрантов приемам анализа текстов с точки зрения теории аргументации (т.е. это предполагает ситуацию спора):
* выделять в текстах тезис, аргументы, формы демонстрации;
* контролировать обоснованность аргументов;
* замечать ошибки в аргументах, в формулировках тезиса, в разновидностях демонстрации.
-выяснить основные методологические понятия и классификации методов;
-познакомиться с общенаучной методологией;
- выработка представлений об основных разделах методологии;
- ознакомление студентов с эвристическими методами познания;
- обучение азам творческого мышления;
- создание предварительного представления о важнейших проблемах научного и философского творчества для последующей ориентации при выборе предметов специализации.
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО
2.1. Учебная дисциплина «Аргументация и эвристика»относится к циклу вариативных дисциплин. Изучается в 1 и 2 семестрах.
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
- Элементарный курс по логике
- Методы анализа социальных процессов;
Исходный теоретический и практический уровень студентов определяется теми знаниями, навыками и умениями, которые они приобрели в процессе предыдущего обучения, особенно в процессе изучения логики. В частности таких ее разделов, как учение о понятии, логический анализ суждений, основные типы умозаключений в языке категорических атрибутивных суждений и в языке логики высказываний.
Знания: истории науки и основных концепций философии науки, особенностей развития научного познания и научной деятельности. Специфики современного этапа развития общества.
Умения: анализировать и творчески осмысливать концептуальные положения по изучаемой проблеме, способность системно организовать свои знания, аргументировано излагать свою позицию.
Навыки: работа с текстами первоисточников, ведение дискуссии, решение исследовательских задач.
2.3. Дисциплина «Аргументация и эвристика» изучается в первом и втором семестрах, поэтому знания, навыки и умения. формируемые данной дисциплиной могут быть использованы в процессе работы над магистерской диссертацией.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины ««Аргументация и эвристика » направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО (ОС ЮФУ) и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурных (ОК):
-способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
-готовность к саморазвитию, использования творческого потенциала (ОК-3)
б) общепрофессиональных (ОПК):
владением углубленным знанием современных проблем философии, готовность предлагать и аргументировано обосновывать способы их решения (ОПК-1);
способностью использования в различных видах профессиональной деятельности знания в области теории и практики аргументации, методики преподавания философии, педагогики высшей школы (ОПК-2);
способность вести экспертную работу в соответствии с направленностью (профилем) своей программы магистратуры и представлять ее итоги в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями (ОПК-3);
в) профессиональных (ПК):
-способностью самостоятельно формулировать конкретные задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку (ПК-1);
-владения методами научного исследования, способность формулировать новые цели и достигать новых результатов в соответствующей предметной области (ПК-2).
Результатом изучения курса должно быть развитие способности публичного изложения и обсуждения изучаемых проблем. сложившееся представление о наиболее важных разделах методологии, о специфике научного и философского творчества в отличие от других сфер творческой деятельности. Студенты должны ориентироваться в методологической проблематике, отличать эвристические проблемы от репродуктивных, знать о наличии в философской методологии разных разделов, что даст им возможность предварительно определить свои интересы для будущей специализации и научной работы.
студентов-магистров по окончанию курса: знание основных эвристических методов научного исследования и креативных техник, умение применять их в своей исследовательской работе.
Знать(модуль 1): основные требования к понятиям, главные схемы выводов в различных логических языках; структуру аргументации; способы аргументации ;приемы стратегии и тактики спора.
Знать(модуль 2):знание основных эвристических методов научного исследования и креативных техник, какие теоретические подходы сформировались при рассмотрении эвристических методов научного исследования, каковы основные тенденции в развитии современной методологии, как трансформируется мировое образовательное пространство, как активизировать собственную образовательную и исследовательскую деятельность с учетом эвристических методов научного исследования.
Уметь(модуль 1): обнаруживать ошибки в определениях понятий, делении объемов понятий; различать фактическое использование тех или иных схем вывода; проверять отношение логического следования между аргументами и тезисом; выделять в текстах тезис, аргументы, демонстрацию; различать и находить возможные ошибки в прямых и косвенных процедурах обоснования и опровержения; применять разрешенные приемы и стратегии и тактики как в собственных спорах, так и применять их при анализе чужих споров.
Уметь(модуль 2): умение применять в своей исследовательской работе основных эвристических методов научного исследования и креативных техник,
критически анализировать основные теоретические подходы к осмыслению эвристических методов научного исследования, проследить историческое развитие эвристических методов научного исследования, характеризовать современный комплекс науковедческих дисциплин, использовать знание о современных особенностях исследовательской и образовательной деятельности при выборе собственной исследовательской и образовательной стратегии, осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность с учетом эвристического потенциала современной науки.
Владеть (модуль 1) навыками работы с понятиями
-навыками построения выводов и доказательств
- приемами анализа различных логических рассуждений.
- приемами и методами устного и письменного изложения базовых логических знаний
- навыками грамотной публичной речи, логическими приемами, аргументации, ведения полемики организации и проведения дискуссий;
Владеть (модуль 2)
-приемами и методами устного и письменного изложения базовых теоретических выводов по проблемам развития эвристических методов научного исследования
-формированию глобального образовательного пространства, технологизации научной деятельности и т.д.,
I. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА МОДУЛЯ 1: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АРГУМЕНТАЦИИ
Трудоемкость дисциплины (1 модуль) составляет 3 зачетные единицы, 108 часов,
в том числе ___1__ зачетная единица ,____36___часов на экзамен
Форма отчетности: экзамен
4.1Содержание дисциплины, структурированное по темам, c указанием видов учебных занятий и отведенного на них количества академических часов
№ п/п | Раздел дисциплины/темы | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Контактная работа преподавателя с обучающимися | Самостоятельная работа | ||||||
Лекции | Семинарские (практические занятия) | Лабораторные занятия | |||||
Подмодуль 1.1 | «Логические основы теории аргументации». | ||||||
Тема 1. | Основные характеристики понятий, виды понятий, отношение между понятиями. Определения, деления понятий. | Решения примеров | |||||
Тема 2. | Суждения. Непосредственные умозаключения. | решение упражнений | |||||
Тема 3. | Традиционная силлогистика. Логика вопросов и ответов | Проверка правильности силлогизмов. Презентация по «Логике вопросов и ответов» | |||||
Тема 4. | Элементы натурального исчисления. | Построения выводов | |||||
Подмодуль 1.2 | Аргументация: теория и практика. | ||||||
Тема 1 | Предмет теории и практики аргументации. | Презентация научных докладов, сообщений; | |||||
Тема 2 | История формирования аргументация. Основные подходы к построению аргументации. | Презентация научных докладов, сообщений; | |||||
Тема 3 | Тезис, аргументы, демонстрация. Требования к тезису и аргументам, демонстрации. | Презентация научных докладов, сообщений; работа в малых учебных группах (team work | |||||
Тема 4 | Прямое обоснование, косвенное обоснование. Прямое опровержение, косвенное опровержение. | Презентация научных докладов, сообщений; работа в малых учебных группах (team work | |||||
Тема 5 | Разновидности спора. Примеры известных в науке споров. | Презентация научных докладов, сообщений; | |||||
Тема 6 | Разрешенные и запрещенные приемы спора. | Презентация научных докладов, сообщений; работа в малых учебных группах (team work | |||||
Форма промежуточной аттестации по 1-му модулю - экзамен | |||||||
Итого часов (1 модуль) |
4.2 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Семестр | Название раздела, темы | Самостоятельная работа обучающихся | Оценочное средство | Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы | ||
Вид самостоятельной работы | Сроки выполнения | Затраты времени (час.) | ||||
Определения, деления понятий. | Решение задач | 1 неделя | Проверка домашних заданий | Любой учебник по логике, например: 1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. - М., 2003. 2.Ивлев Ю.В. Логика М.,2002 3.Кириллов В.И. Старченко. Логика. М., 2002 4.Солодухин О.А. Логика. Ростов н/Д., 2000. 5.Кирилов В.И., Орлов Г.А., Фокин Н.И. Упражнения по логике М., 2001. | ||
Силлогистика | Решение задач | 1 неделя | Проверка домашних заданий | Любой учебник по логике, например: 1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. - М., 2003. 2.Ивлев Ю.В. Логика М.,2002 3.Кириллов В.И. Старченко. Логика. М., 2002 4.Солодухин О.А. Логика. Ростов н/Д., 2000. 5.Кирилов В.И., Орлов Г.А., Фокин Н.И. Упражнения по логике М., 2001. | ||
Элементы натурального исчисления | Решение задач | 2 неделя | Контрольная работа | 1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. - М., 2003. 2.Ивлев Ю.В. Логика М.,2002.Солодухин О.А. Логика. Ростов н/Д., 2000. | ||
Аристотель. Риторика. | Изучение Гл 1. Учебника Д.В. Зайцева. «Теория и практика аргументации». М. 2007 | 1 неделя | Реферат | Любое издание «Риторики» Аристотеля | ||
Возражения некоторых ученых мужей против изложенных выше «Размышления» с ответами автора// Декарт Р. Соч. в 2т. Т.2 М.: Наука 1994 | Указанная работа Р. Декарта | 1 неделя | Презентация, реферат | Указанная работа Р. Декарта. | ||
Требования к тезису и аргументам, демонстрации. Прямое обоснование, косвенное обоснование. Прямое опровержение, косвенное опровержение. Разрешенные и запрещенные приемы спора. | Практикум 1, 2, 3. 4. | 1 неделя | Рефераты | Учебника Д.В. Зайцева. «Теория и практика аргументации» М. 2007 Практикумы 1,2,3,4. | ||
Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час) | ||||||
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час) |
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА МОДУЛЯ 2
Структура модуля
№ п/п | Раздел дисциплины/темы | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Лекции | Семинар | Лабораторные и практические занятия | В интерактивной форме из общего количества аудиторных часов | Самостоятельная работа | |||||
Подмодуль 1 «Место и роль эвристических методов в научной и философской методологии» | 1-6 | ||||||||
1. | Предмет и структура современной методологии научного познания | - | реферат | ||||||
2. | Развитие эвристических навыков и способов познавательной деятельности в истории развития науки и философии | - | - | реферат | |||||
3. | Методологические проблемы современного научного и философского творчества | - | Сообщение на семинарском занятии, реферат | ||||||
4. | Основные понятия современного эвристического знания | 4-5 | - | Сообщение на семинарском занятии, реферат | |||||
5. | Креативные техники как эвристические методы интеллектуальной деятельности: Артур Кестлер и М.К. Петров | тестирование | |||||||
Подмодуль 2. «Основные эвристические методы и техники в интеллектуальной деятельности» | 7-14 | ||||||||
6. | Основные подходы к пониманию эвристического знания в научно-технической сфере. ТРИЗ и ТРТЛ Г.С. Альтшуллера | 7-8 | - | Сообщение на семинарском занятии, реферат | |||||
7. | Основные современные подходы к пониманию природы творческого мышления и способов его развития. Концепция латерального мышления Эдварда де Боно. | 9-11 | Сообщение на семинарском занятии, реферат | ||||||
8. | Современные техники креативности Э. де Бонно: «шесть мыслительных колпаков», CoRT, Direct Attention Tools и другие. | 12-13 | - | - | Сообщение на семинарском занятии, реферат | ||||
9. | Современные техники креативности: бисоциация, синектика, составление ментальных карт, «таблицы Осборна». | - | Сообщение на семинарском занятии, реферат | ||||||
Итого: | |||||||||
4.2 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Недели | Название раздела, темы | Самостоятельная работа обучающихся | Оценочное средство | ||
Вид самостоятельной работы | Сроки выполнения | Затраты времени (час.) | |||
Методы и формы научного познания; современные методологические концепции и подходы. | реферат | 1-2 неделя | Методические указания к выполнению реферата | ||
Компаративный анализ различных методологических подходов, концептов и идей в сфере репродуктивной и творческой видов познавательной и практической деятельности. | реферат | 1-2 неделя | Методические указания к выполнению реферата | ||
Существует ли логика открытия? Соотношение открытия и изобретения. Методы и способы управления креативностью. Научный поиск как открытая система. Взаимодействие творческой личности и ее окружения. Инсайт и вдохновение. | реферат | 3-4 неделя | Методические указания к выполнению реферата | ||
4-5 | Эвристика как решение проблем в условиях неопределенности. Междисциплинарность эвристики. Эвристические постулаты. Методы эвристики. Модели эвристической деятельности. | реферат | 4-6неделя | Методические указания к выполнению реферата | |
5-6 | Концепция научного творчества М.К. Петрова. Анализ М.К. Петровым эвристических методов познавательно-интеллектуальной деятельности. | реферат | 5-7 неделя | Методические указания к выполнению реферата | |
7-9 | Генрих Саулович Альтшуллер (псевдоним - Генрих Альтов) - автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности). Распространение ТРИЗ в СССР, постсоветской России и за рубежом. | реферат | 7-9 неделя | Методические указания к выполнению реферата | |
9-11 | Основные современные подходы к пониманию природы творческого мышления и способов его развития. Концепция латерального мышления Эдварда де Боно. | реферат | 9-11неделя | Методические указания к выполнению реферата | |
12-13 | Техники креативности в современной интеллектуальной деятельности: мозговой штурм, «шесть мыслительных колпаков» (Э. де Бонно), бисоциация, синектика (Уильям Гордон). | реферат | 12-13 неделя | Методические указания к выполнению реферата | |
13-14 | Техники креативности в современной интеллектуальной деятельности: составление ментальных карт. Концепция супермышления Т. Бьюзена. | тестирование | 13-14 | Указания к выполнению теста | |
Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час) | |||||
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час) |
Содержание учебного материала
Т.1.2. Определения, деления понятий.
Операции с понятиями. Определение понятий. Структура определения: определяемое понятие, определяющая часть, отношение равенства между определяемым понятием и определяющей частью. Виды определений. Явные и неявные. Реальные и номинальные определения. Виды явных определений: через род и видовое отличие, генетическое, операциональное, определение через абстракцию. Виды неявных определений: контекстуальные, индуктивные, рекурсивные. Виды номинальных определений: синтаксические и семантические. Приемы, сходные с определением: остенсивные определения, описание. Правила определений и возможные ошибки в определениях.
Обобщение и ограничение понятий. Деление понятий/объемов понятий/. Логическая структура деления понятий: делимое понятие, основание деления, члены деления. Виды деления: по видоизменяющемуся признаку и дихотомическое деление. Правила деления и возможные ошибки при делении понятий. Классификация: естественная и искусственная. Роль логического учения о понятиях, определениях, классификации для правового познания.
Структура аргументации.
Т.3. Тезис, аргументы, демонстрация. Требования к тезису и аргументам. демонстрации.
Структура аргументации: тезис, аргументы, демонстрация.
В традиционной логике под аргументацией имеют ввиду три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы, демонстрация; а) тезис, т.е. то утверждение, которое доказывается либо опровергается; б) - аргументы, т.е. суждения, которые выступают в качестве посылок умозаключений, в заключении которых имеем тезис; в) - демонстрация - переход от аргументов к тезису по некоторым схемам умозаключений - дедуктивным, индуктивным, аналогии.
Все эти элементы аргументации взаимосвязаны. В начале выдвигается тезис, затем подыскиваются подходящие аргументы и схемы умозаключений, по которым из аргументов как посылок следует (дедуктивно, индуктивно, по аналогии) тезис. Отметим, что дедуктивные правила перехода от аргументов к тезису дают достоверное обоснование тезис, индуктивные или аналогия - правдоподобное (вероятностное).
Требования к тезису.
А). Тезис должен нуждаться в доказательстве (не стоит спорить по поводу фактов: для этого есть справочная литература или мнения специалистов; не надо спорить по поводу чьих-то симпатий, антипатий вкусов; надо помнить, что в формулировку тезиса могут входить понятия, объем которых установить невозможно, как бы ни уточнялось содержание понятий.
Б).Тезис должен быть ясен. Все понятия, которые входят в формулировку тезиса должны быть однозначно понимаемыми то ли в силу определений, то ли по соглашению. В противном случае вы будете защищаться от вопросов оппонента, если он опытный. Задавать вопросы в споре выгодно по многим причинам. Чтобы точно сформулировать понятия, входящие в состав тезиса, надо хорошо разбираться в материале, связанном с отношениями между понятиями, определениями, делением и классификацией понятий.
В). Тезис и вид суждения. Тезис, выраженный общим суждением, легко опровергается, но трудно доказывать. Тезис, выраженный частным суждением, тяжело опровергать, но легко доказывать. Требования к тезису, выраженного сложным суждением, по условиям истинности. Возможные эквивалентные преобразования тезиса, выраженного сложным суждением. Тезис может формулироваться в том и ли ином языке: категорические атрибутивные высказывания, язык логики высказываний, язык логики предикатов первого порядка, язык модальной логики. В последних трех языках свои правила оперирования со сложными суждениями: их надо знать. В противном случае вы не в состоянии контролировать своего оппонента, сами будете беспомощными под напором оппонента.
Г). После всех уточнений тезис не должен изменяться. Логические ошибки в отношении тезиса: потеря тезиса, подмена тезиса (полная или частичная). Это вовсе не значит, что тот или иной элемент тезиса нельзя уточнять: на стадии формулировки тезиса мы этим и занимаемся. Но в том случае, когда стороны высказали согласие относительно содержания и формы (форма суждения, в которой выражен тезис) тезиса, любые изменения тезиса запрещены. В противном случае оппоненты либо возвращаются к стадии уточнения содержания и формы тезиса, либо один из оппонентов молчаливо, тайком, фактически разрушает тезис.
Требования к аргументам.
В качестве аргументов в доказательстве могут использоваться: констатация фактов истинность, которых тем или иным способом обоснована; определение понятий; постулаты, законы той сферы знания, к которой относится предмет суждения; ранее доказанные положения в ходе спора, т.е. утверждения, полученные в результате доказательства.
А). Аргументы должны быть истинными утверждениями (в силу соответствия фактам или как прежде доказанные положения). Если мы имеем истинные аргументы и подходящую схему вывода, то получим тезис.
Б). Независимость обоснования аргументов от тезиса. При обосновании аргументов ни сам тезис, ни какая-либо его часть не должны использоваться в обосновании аргументов: ведь тезис еще не доказан.
В). Совокупность аргументов должна быть непротиворечивой
Если она противоречива, то пользуясь законом логики, который носит имя средневекового теолога Дунса Скота, мы можем доказать все, что угодно: из противоречия можно вывести произвольное суждение.
Г). Совокупность аргументов должна быть достаточной для выводатезиса. Это требование отражает простое соображение: для применения того или иного умозаключения, из которого следует тезис, нужно иметь нужное число посылок. Логические ошибки в отношении аргументов: ложный аргумент, противоречивые аргументы, предвосхищение основания.
Требование к демонстрации.
А). Не нарушать правил вывода. Ошибки в демонстрации: логический круг, ошибка "не следует" (т.е. нарушается некоторое правило вывода).
Б).Логические ошибки в отношении тезиса, аргументов, демонстрации.
Любое нарушение требований, предъявленных к тезису, аргументам, демонстрации, ведет к той или иной логической ошибке. Кроме того, надо иметь ввиду нелояльные аргументы как разновидность ошибочных аргументов: аргумент к авторитету, аргумент к публике, аргумент к силе, жалости, тщеславию и др..
Т.5. Разновидности спора. Примеры известных в науке споров.
Обоснование противоположных точек зрения обычно обозначается в русском языке различными словами: дебаты, полемика, дискуссия, спор. Семантическое различие этих слов весьма условно. В курсе используется термин «спор», значение которого дифференцируется по различным признакам. Мы будем следовать в этом за А. Л. Никифоровым (см.: Никифоров А. «Логика», Гл. 7-9).
Разновидности спора.
1). По характеру цели: а) спор ради истины; б) проверка истинности, когда обе или одна из сторон спора сомневаются в истинности некоторого утверждения. Если обе стороны сомневаются, то цель спора – выработка приемлемого мнения; в) навязать оппоненту свое мнение; г) спор ради победы в интеллектуальном состоянии, иногда -победа любой ценой.
2). По количеству участников: а) простой спор (спор двух человек); б) сложный спор (участвуют несколько человек).
3). По наличию либо отсутствию слушателей: а) спор наедине (оппонент, проппонент); б) публичный спор (когда имеются не участвующие в споре наблюдатели спора).
4). Устные и письменные споры.
Условия спора.
1). Должен существовать предмет спора. 2). Должны иметься противоположные точки зрения на обсуждаемый предмет. 3) Общая основа спора (т.е. те положение, с которыми согласны обе стороны спора, например, признавать законы логики). 4) Оппоненты должны иметь некоторые знания о предмете спора. 5). Уважение своего оппонента.
Примеры споров. 1). В философии: между западниками и славянофилами, между Декартом и его оппонентами, между Лейбницем и Кларком. 2). В математике: между формалистами, интуиционистами, логицистами. 3). В физике: между Эйнштейном и Бором. 4). В Биоэтике: спор по поводу абортов, по поводу проекта «Геном человека», эвтаназия.
Чтобы проанализировать указанные споры требуются специальные знания.
V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Для реализации целей освоения дисциплины используются следующие формы организации учебного процесса:
Интерактивно-иллюстративный метод изложения лекционного материала с использованием мультимедийного оборудования;
Метод проблемного изложения (постановка проблемы, формулирование познавательной задачи, раскрытие системы доказательств, сравнение точек зрения, различных подходов);
Метод проектов («развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления») с использованием практикума как формы, закрепляющей теоретические знания;
Работа в малых учебных группах (team work), в ходе которой магистранты выполняют практикующие упражнения, разбирают конкретные ситуации, готовят групповые проекты и участвуют в деловых играх;
В качестве основных форм самостоятельной работы магистрантов предполагается выполнение индивидуальных проектных заданий по личной инициативе магистранта; подготовка к докладу на семинарском занятии.
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Основная литература.
Список литературы (подмодуль 1).
1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. - М., 2003.
2.Ивлев Ю.В. Логика М.,2002
3.Кириллов В.И. Старченко. Логика. М., 2002
4.Солодухин О.А. Логика. Ростов н/Д., 2000.
5.Кирилов В.И., Орлов Г.А., Фокин Н.И. Упражнения по логике М., 2001.
Список литературы (подмодуль 2)
1. Аристотель. О софистических опровержениях//Аристотель. Соч. в 4-х т., М.: Мысль 1978, Т2.
2. Аристотель. Топика.// Там же.
3. Аристотель. Риторика. //Античная риторика. М.: МГУ 1972. Или любое другое издание
6.Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М.: 1991.
7. Брутян Г.А. Аргументация. Ереван. 1984.
8. Введение в биоэтику.М., 1998.
9 Еемерен Ф.Х., Гроотнедорст Р. Аргументация, коммуникация, ошибки. - П.: Васильевский остров, 1992.
9. Герасимова И. А. Практический курс по аргументации, М., 3003.
10. Герасимова И.А., Новоселов М.М. Аргументация как методология убеждения. //Вопрос. философ. 2003 №10.
11. Есенин-Вольпин А.С. О теории диспутов и логике доверия /Логика. Философия. Защита прав человека. Поэзия. Избранное. М. 1999. Стр. 178-192.
12. Есенин-Вольпин А.С. О логике нравственных наук/Логика. Философия. Защита прав человека. Поэзия. Избранное. М. 1999. Стр.193-240.
13. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. М., 2007.
14.Никифоров А. Логика. М. 2001.
15. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора. //Вопрос. философ.1990 №3.
16. Родос В. Б. Теория и практика полемики. Методическое пособие. Томск. 1989.
17. Роль дискуссий в развитии естествознания. М., 1986
7.2. Дополнительная литература.
1. Античные теории языка и стиля. М., 1956.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.
3. Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика// Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.
4. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
5. Дюбуа Ж. и др. Общая риторика. М., 1986.
6. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.
7. Язык и моделирование социальных взаимодействий. М., 1987.
8. Герасимова А.И., Новоселов М.М. Аргументация как методология убеждения. //Вопрос. философ. 2003 №10.
Интернет-ресурсы
1.Электронная библиотека ЮФУ http://library.sfedu.ru
http://www.philos.sfedu.ru/
http://metod.philos.rsu.ru/
2.http://www.philosophy.ru Библиотека Института философии
3.http://www.auditorium.ru/aud/index.php Библиотека гуманитарных
текстов "AUDITORIUM"
4.http://philos.msu.ru/library Библиотека философского факультета МГУ
им. М.В. Ломоносова
5.Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/
6.Сайт ЮНЕСКО http://www.unesco.org/new/ru/unesco/
7.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
8.Сайт кафедры философии и методологии науки ЮФУ http://metod.philos.rsu.ru/
9.Сайт журнала «В мире науки» http://sciam.ru/anons/
10.Институт геополитики профессора Дергачева http://www.dergachev.ru/book-6/index.html
VIII. МАТЕРИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Программные средства
программное обеспечение (Windows XP/Vista, Microsoft Office 2007.2010)
наглядные пособия.
1.3. Технические и электронные средства
Технические средства обучения (ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска); В учебном процессе используется комплект презентационных материалов по дисциплине.
IX. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Правила оформления реферата
1. Титульный лист. Необходимо указать название учебного заведения, название изучаемой дисциплины, тему, фамилии автора и руководителя исследовательской работы, место и год выполнения.
2. Содержание. Указывается название разделов и соответствующие им начальные страницы.
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Заключение.
6. Список литературы
7. Приложения
Объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта. Поля страницы: левое - 3 см., правое – 1,5 см., нижнее 2 см., верхнее - 2 см. Текст печатается через 1,5 интервала. Текст набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman, размер шрифта - 14 кегль. Каждая структурная часть реферата (введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Номера страниц ставятся верху в середине листа. На титульном листе номер не ставится.
При цитировании в ссылках необходимо указать фамилию, инициалы автора, место издания, год издания, номер тома, страницы. Ссылки на источник помещаются в конце реферата.
Сноски располагаются под чертой внизу страницы. Нумерация сносок является сквозной для всей работы.
Требования к структуре и содержанию презентаций
- На первом слайде должны быть указаны: ВУЗ, факультет, номер группы, название темы, ФИО руководителя, ФИО студента.
-На втором слайде должно быть указано содержание презентации.
-Объем презентации должен составлять не менее 12 слайдов.
- На последнем слайде должен быть указан список использованной литературы
- В слайдах должна быть представлена информация по результатам проведенных исследований и разработанных мероприятий в концентрированном виде.
- Разработка слайдов: в редакторе Microsoft Power Point.
- Использовать контрастные цвета или разные типы штриховок.
- Не использовать звуковые эффекты.
- Не злоупотреблять визуальными эффектами
- Настройка эффектов – по щелчку мыши.
- Использовать только стандартные шрифты.
Х. УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ МОДУЛЬ 1
«Теория и практика аргументации»
Аргументация и эвристика
Направление подготовки:
Философия
Уровень образован