Какие глобальные проблемы существуют в отношениях «индивид-общество»? Прочтите текст.

К. Лоренц. Отрывок из книги "Восемь смертных грехов цивилизованного человечества" (1973).

«Мы рассмотрели восемь различных, но тесно связанных причинными отношениями процессов, угрожающих гибелью не только нашей нынешней культуре, но и всему человечеству как виду.

Это следующие процессы:

1. Перенаселение Земли, вынуждающее каждого из нас защищаться от избыточных социальных контактов, отгораживаясь от них некоторым в сущности "не человеческим способом", и, сверх того, непосредственно возбуждающее агрессивность вследствие скученности множества индивидов в тесном пространстве.

2. Опустошение естественного жизненного пространства, не только разрушающее внешнюю природную среду, в которой мы живем, но убивающее в самом человеке всякое благоговение перед красотой и величием открытого ему творения.

3. Бег человечества наперегонки с самим собой, подстегивающий гибельное, все ускоряющееся развитие техники, делает людей слепыми ко всем подлинным ценностям и не оставляет им времени для подлинно человеческой деятельности - размышления.

4. Исчезновение всех вильных чувств и аффектов вследствие изнеженности. Развитие техники и фармакологии порождает возрастающую нетерпимость ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие. Тем самым исчезает способность человека переживать ту радость, которая дается лишь ценой тяжких усилий при преодолении препятствий. Приливы страданий и радости, сменяющие друг друга по воле природы, спадают, превращаясь в мелкую зыбь невыразимой скуки.

5. Генетическое вырождение. В современной цивилизации нет никаких факторов, кроме "естественного правового чувства" и некоторых унаследованных правовых традиций, которые могли бы

производить селекционное давление в пользу развития и сохранения норм общественного поведения, хотя и с ростом общества такие нормы все более нужны. Нельзя исключить, что многие проявления инфантильности, делающие из значительных групп нынешней "бунтующей" молодежи общественных паразитов, могут быть обусловлены генетически.

6. Разрыв с традицией. Он наступает, когда достигается критическая точка, за которой младшему поколению больше не удается достичь взаимопонимания со старшим, не говоря уже о культурном отождествлении с ним. Поэтому молодежь обращается со старшими как с чужой этнической группой, выражая им свою национальную ненависть. Это нарушения отождествления происходит, прежде всего, от недостаточного контакта между родителями и детьми, вызывающего патологические последствия уже у грудных младенцев.

7. Возрастающая унификация человечества. Увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же культурной группе, вместе с усовершенствованием технических средств воздействия на общественное мнение приводит к такой унификации взглядов, какой до сих пор не знала история. Сверх того, внушающее действие доктрины возрастает с массой твердо убежденных в ней последователей, быть может, даже в геометрической прогрессии. Уже и сейчас во многих местах индивид, сознательно уклоняющийся от воздействия средств массовой информации, например, телевидения, рассматривается как патологический субъект. Эффекты, уничтожающие индивидуальность, приветствуются всеми, кто хочет манипулировать большими массами людей. Зондирование общественного мнения, рекламная техника и искусно направленная мода помогают крупным капиталистам... держать массы в своей власти.

8. Ядерное оружие навлекает на человечество опасность, но ее легче избежать, чем опасностей от описанных выше семи других процессов»[51].

Какие признаки современной цивилизации выводит К.Лоренц в работе?

Объясните суть указанных процессов? Почему он называет их смертельными грехами? Как можно избежать этих опасностей, угрожающих человеческой культуре?

Захарова О.В.

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методический комплекс. Методические указания по самостоятельной работе для студентов всех направлений,

изучающих курс «Философия», очной формы обучения

Подписано в печать_______________ Формат______________

Объем_____________ Тираж____________ Заказ___________

Издательство Тюменского государственного университета

625000, г.Тюмень, ул.Семакова, 10

[1]Основы философии в вопросах и ответах. Ростов н/Д.:Издательство «Феникс», 1997. С.8.

[2] Основы философии в вопросах и ответах. Ростов н/Д.:Издательство «Феникс», 1997. С.8-9.

[3] Основы философии в вопросах и ответах. Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1997. С.10-14.

[4] Основы философии в вопросах и ответах. Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1997. С.18-20.

[5] Основы философии в вопросах и ответах. Ростов н/Д.:Издательство «Феникс», 1997. С.25-27.

[6] Основы философии в вопросах и ответах. Ростов н/Д.:Издательство «Феникс», 1997. С.28..

[7] Основы философии в вопросах и ответах. Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1997. С.28-31.

[8] Философия: учебное пособие для дистанционного образования. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2003.

[9] Таранов П.С. Многоликая философия. – Д.: Сталкер, 1998. С.275-277.

[10] Таранов П.С. Многоликая философия. – Д.: Сталкер, 1998. С.322.

[11] Таранов П.С. Многоликая философия. – Д.: Сталкер, 1998. С.290-296.

[12] Хрестоматия по философии: Учебное пособие. – М.: Центр, 1998. – 432 с. С.74

[13] Хрестоматия по философии: Учебное пособие. – М.: Центр, 1998. С.74-77.

[14] Аристотель. Метафизика //Сочинения: в 4-х тт. Т.1. – М., 1975. С. 67-69.

[15] Таранов П.С. Многоликая философия. – Д.: Сталкер, 1998. С.410-414.

[16] Хрестоматия по философии./ Составители П.В.Панин, А.В.Алексеев. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. С.394-397.

[17] Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века. – М.: Дрофа, 2002. С.308.

[18] Хрестоматия по философии: Учебное пособие. – М.: Центр, 1998. С.119-122.

[19] Философия: учебное пособие для дистанционного образования. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2003. С.122-124.

[20] Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С.117-120.

[21] Риккерт Г.Науки о природе и науки о культуре. //Культурология ХХ век. Антология. М., 1995. С.208.

[22] Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. – М., 1971. – С.39.

[23] Кун Т. Структура научных революций. – М., 1997. - С.11, 29, 45, 86.

[24] Лакатос И. История науки и ее реконструкция // Структура и развитие науки. М. 1978.

[25] Фейерабенд П. Ответ на критику // Структура и развитие науки. – С. 149.

[26] Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. Т.2. – М., 1990. – С.633.

[27] Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991. – С.97-98.

[28] Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1990. С.264-265.

[29] Фромм Э. Иметь или быть. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006.- 314 с. С.16.

[30] Фромм Э. Иметь или быть. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006.- 314 с. С.17.

[31] Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Собрание сочинений. Т. 20.— С. 42.

[32] Хайдеггер М. Письмо о гуманизме //Бытие и время. – М., 1992. С.202.

[33] Набоков В.В. Стихотворения. М.: Мол. гвардия, 1991. – 221с. С.66

[34] Селиванов Ф.А., Захарова Л.Н., Рожко К.Г., Суровягин С.П. Философия и поэзия. Часть 1. – Тюмень, 1990. – 80с. С.37

[35] Селиванов Ф.А., Захарова Л.Н., Рожко К.Г., Суровягин С.П. Философия и поэзия. Часть 1. – Тюмень, 1990. – 80с. С. 32.

[36] Селиванов Ф.А., Захарова Л.Н., Рожко К.Г., Суровягин С.П. Философия и поэзия. Часть 1. – Тюмень, 1990. – 80с.; С.41.

[37] Основы философии в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. С. 410-413.

[38] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М, 1991. С. 109-113.

[39] Кузнецов Ю.П. Избранное. – М.:Худож. лит., 1990. – 399с.; С.20.

[40] Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа //Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 297.

[41] Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 381-383.

[42] Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры. Проблема человека в западной философии.— М., 2988.— С. 28-30.

[43] Франк С.Л. Смысл жизни //Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы. М., 1993. С.12-23, 25-27, 31-36.

[44] Набоков В.В. Стихотворения. – М.: Мол. гвардия, 1991. С.85.

[45] Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1995. С.416.

[46] Бердяев Н. Философия неравенства. М., 1990. С. 248 - 249.

[47] Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. К итогам ХХ века: Курс для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей вузов. – М.: Флинта: Наука, 1998. С.206-224.

[48] Чумаков А.Н. Римский клуб // Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. – М. – СПб. – Н.-Й.: ИЦ «ЕЛИМА», ИД «Питер», 2006.

[49] Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века. – М.: Дрофа, 2002. С. 498.

[50] Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века. – М.: Дрофа, 2002. С. 499-450.

[51] Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998. С. 58-59.

Наши рекомендации