Вспомните, каковы основные характеристики средневековой философии? Что такое креационизм? Какова доктрина креационизма у Августина? Прочтите отрывок из произведения «Исповедь».
«Вначале сотворил Бог небо и землю. Как же ты сотворил их?.. He было ли у тебя под руками какой-нибудь материи, из которой мог ты сотворить небо и землю? Но откуда взялась бы эта материя, не созданная тобою, а между тем послужившая материалом для твоего творчества? Допущением такой материи неизбежно ограничивалось бы твое всемогущество... До творения твоего ничего не было, кроме тебя, и... все существующее зависит от твоего бытия.
Воля Божия присуща Богу и предваряет всякое творение; никакого творения не могло бы быть, если бы не предшествовала воля творца. Воля Божия принадлежит к самой сущности (substantia) божественной.
И кто может поставить себя, хотя на минуту в такое состояние, чтобы проникнуться всеобъемлющею светлостью этой неизменяющейся вечности и сравнить ее со временами... какое бесконечное различие между временем и вечностью? Продолжительность времени не иначе составляется, как из преемственной последовательности различных мгновений, которые не могут проходить совместно; в вечности же, напротив, нет подобного прохождения, а все сосредоточивается в настоящем как бы налицо, тогда как никакое время в целом его составе нельзя назвать настоящим...
Что же такое, еще раз повторяю, что такое время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но, как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик. Между тем вполне сознаю, что если бы ничего не приходило, то не было бы прошедшего, и если бы ничего не проходило, то не было бы будущего, и если бы ничего не было действительно существующего, то не было бы и настоящего времени. Но в чем состоит сущность первых двух времен, т. е. прошедшего и будущего, когда и прошедшего уже нет, и будущего еще нет? Что же касается до настоящего, то, если бы оно всегда оставалось настоящим и никогда не переходило из будущего в прошедшее, тогда оно не было бы временем. А если настоящее остается действительным временем при том только условии, что через него переходит будущее в прошедшее, то как мы можем приписать ему действительную сущность, основывая ее на том, чего нет? Разве в том только отношении, что оно постоянно стремится к небытию, каждое мгновение переставая существовать.
Можно измерять время только текущее, а прошедшей равно как и будущее, которых нет в действительности, не могут подлежать нашему наблюдению и измерению.
Теперь ясно становится для меня, что ни будущего, ни прошедшего не существует, и что неточно выражаются о трех временах, когда говорят: прошедшее, настоящее и будущее; а было бы точнее, кажется, выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующие тому три формы восприятия, а не где-нибудь инде (т. е. не в предметной действительности). Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память или воспоминание; для настоящего настоящих предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание, a для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда. Говоря таким образом, я не затрудняюсь в понимании тройственности времени, оно становится тогда для меня ясным, и я признаю его тройственность. <...>
Времен не было бы, если бы не было творения, которое изменило нечто некоторым движением. Моменты этого движения и изменения и образуют время. Итак, Бог, в вечности которого нет никакого изменения, есть творец и устроитель времени.»[16]
Какой главный вопрос обсуждается в отрывке? Как различает Августин вечность и время? Что такое, по Августину, прошлое, что такое настоящее и будущее? В чем проблематичность восприятия времени? Когда появилось время, что существовало до времени? Как отразился в приведенном отрывке теоцентризм средневековой философии?
ТЕМА: Философия эпохи Возрождения.
Задание 11.
Пико дела Мирандола – итальянский гуманист XVв.
Из речи «О достоинстве человека».
«Сказал Бог: «Не даем мы тебе, о Адам, ни твоего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных Нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого Я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни земным, ни небесным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, формировал себя в образе, который ты предпочитаешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные. О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет»[17].
Как решает Мирандола вопрос о свободе личности и божественном предопределении? Почему именно человеку предоставлена особая свобода? Какие могут быть последствия свободного выбора человека? Почему, тем не менее, для итальянского гуманиста высшее счастье быть тем, кем хочет человек? Какие философские воззрения эпохи Возрождения нашли отражение в данном тексте? Что такое антропоцентризм? Что такое гуманизм? Каких гуманистов этой эпохи Вы знаете? Какое отношение к творчеству сформировалось в эту эпоху? Каким должен быть идеальный человек согласно взглядам философов эпохи Возрождения?