Существует ли связь между философами и обществом? Когда философские идеи воплощались в жизни людей?
«Какому обществу нужна и какому не нужна философия?
Философия есть стратегия свободной человеческой жизнедеятельности. Она обосновывает и оправдывает выбор — и личности, и общества в целом. Но такое общество должно быть открытым, демократическим.
В «закрытом», тоталитарном обществе для его граждан «проблем нет» — каждый шаг человека там предписан «начальством». Где нет свободы, там нет и ответственности, а, следовательно, нет места и для таких чувств как вина, раскаяние, сомнение. Последнее особенно важно. «Подвергай все сомнению»— это древний, девиз философии. Не сомневается же ни в чем только глупец. Но тоталитарному обществу и нужны такие глупцы: послушные «винтики» общественного и государственного строя, его «верноподданные».
Могут, однако, спросить: разве не в таком обществе, не в деспотическом ли государстве жили, творили великие философы: Сенека и Лукреций, Бруно и Мор, Кант и Гегель, Хайдеггер и Флоренский? Разве Римская империя, средневековые монархии, гитлеровский рейх и сталинский «социализм» благоприятствовали философским исканиям? Режим не только не благоприятствовал большинству из них, но и был им просто враждебен, свидетельством чему является трагическая судьба многих и многих из них. В тюрьмах и ссылках, у порога эшафота философы творили, мыслили, искали ответы на мучившие их мировые вопросы — вопреки, наперекор обстоятельствам. Канта и Гегеля режим не преследовал (оба философа были на государственной службе) - официальная власть их просто не понимала. Тех же, кого понимали (или полагали, что понимают), — не щадили.
Но и философы не щадили свое время. Они отвергали, критиковали его во имя будущего, обращались к суду потомков, глубоко веря в общечеловеческую значимость своего труда»[6].
Приведите примеры, подтверждающие, что философия связана со свободой неразрывно. Почему в тоталитарном обществе не нужна философия? Только ли для тоталитарного общества то характерно? Как философы относятся к современным им политическим режимам?
«В чем предмет философии?
В современной науке сложились и стали общепринятыми представления о том, как определить предмет любой науки. Для этого необходимо: 1) зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или сознания изучает наука сегодня; 2) определить возможные направления развития науки, т. е. направления исследований; 3) уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или ненаукой. Однако применить эти критерии к философии не представляется возможным. Почему? Потому что философия, по выражению крупнейшего мыслителя современности Бертрана Рассела (1872—1970), «представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно».
И сегодняшнее значение философии в том, «что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки». Например: существуют ли во Вселенной некие универсальные законы, действующие в природе, обществе и мышлении? Имеет ли смысл человеческая история для Космоса? Возможно ли справедливое государство? Что такое душа человека? То есть философия существенно отличается от специальных наук, существующих сегодня в нашем мире, и критерии вычленения «предмета науки», определения последнего к философии полностью не подходят. Как же быть? Можно обратиться к истории философии и посмотреть, как там определялся предмет философии. Классический подход, у истоков которого стоял Аристотель (384—322 до н. э.), в качестве критерия предмета философии выделял степень «общего». Философия занимается более общими вещами, «вечными» и «божественными» первоначалами. Она показывает нам «первоначала бытия и познания». Философия — это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. Так думали и мыслители Нового времени: Декарт, Гегель и др.
В целом, такое понимание предмета философии сохранялось очень долго и считалось «классическим». С некоторыми модификациями это определение предмета философии господствовало в программах и учебниках и в нашей стране. Философия определялась как «... наука о всеобщих законах развития природы общества и мышления». Обычно к этому добавляли, что философия не только наука, но и форма общественного сознания, а также «учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру».
Такое определение является «собирательным»: здесь философия определяется и как наука, и как учение, и форма общественного сознания, а если читать дальше, то и как мировоззрение, способ постижения мира. Все это правильно, но что же главное в предмете философии? Можно отвлечься от классического подхода к философии и посмотреть на другие определения ее предмета.
Существуют такие древние, идущие от Пифагора (V в. до н. э.) определения философии как «любви к мудрости». Именно так переводится само слово «философия» с древнегреческого на русский язык. Тогда предмет философии — мудрость, и возникает проблема, как определить мудрость?
Древние греки определяли мудрость как некий космический «Ум», который правит всей Вселенной, или считали мудростью познание сущности дел божественных и человеческих. Есть другие определения мудрости, их не меньше, чем определений философии. Другие, более поздние мудрецы, например Сенека (I в.) считали, что философия имеет предметом не внешний мир, а человеческую мораль, т. е. предмет философии — это учение о добре и зле.
Философия, прежде всего, учит нас мудро прожить жизнь и с достоинством завершить ее. Такую же мысль развивал философы: Мишель де Монтень (XVI в.), И. Кант (XVIII в.), философ XIX в. Фридрих Ницше, а в XX в. — Альберт Швейцер и др. В Новое время (XVII— XVIII вв.) большинство мыслителей связывали предмет философии с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс). В XIX—XX вв. предметом философии называли «мировое целое», «сущность и законы общества», «изучение наиболее общих понятий», «познание Универсума», науку о ценностях, изучение наилучшей системы общественного устройства и т. д.
Сказанного вполне достаточно, чтобы понять, что предмет философии — это проблема, которая связана с историей развития самой философии. Более того, сегодня возможны разные определения предмета философии, дело зависит от того, на каких позициях находится сам философ, желающий очертить этот предмет.
Возможен такой ход мысли. Существует множество наук, которые изучают реальный мир, объекты, процессы объективной реальности, например, физика, химия, биология, физиология нервной деятельности, история, социология и т. д. Такие науки называются частными. К ним относятся и те из них, которые изучают субъективную реальность. (Например, психология, психопатология и т. д.)
Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет» в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека. Поясним сказанное. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, а философия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур: Древние греки или средневековые мыслители, или философы эпохи Просвещения и т. д. Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения объектов, процессов мира. Главное в предмете философии — это философская рефлексия. Это значит, что философия рассматривает мир через призму субъект-объектных отношений, т. е. отношений человека к миру, обществу, другим людям. Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. С попытки ответить на вопрос — что такое человек? Что есть мир для него, чего может желать и добиться в этом мире человек.
Пытаясь очертить предмет философии в наше время, Бертран Рассел писал об истинно философских проблемах так: «...в чем смысл жизни, если он вообще есть? Если у мира цель, ведет ли куда-нибудь развитие истории, или все это бессмысленные вопросы? ...действительно ли природой управляют какие-то законы, или мы только так думаем из-за того, что нам нравится видеть во всем какой-то порядок? ...разделен ли мир на две в корне различные части — дух и материю, и если это так, то как они сосуществуют? А что мы должны сказать о человеке? Частица ли он пыли, беспомощно копошащаяся на маленькой и незначительной планете, как это видится астрологам? Или он, как это могут представить себе химики, — кучка химических веществ, соединенная вместе хитроумным образом? Или, наконец, человек таков, каким он представляется Гамлету, в основе своей благородный, с безграничными возможностями. А может быть человек — все это вместе? Существует ли один жизненный путь — хороший, и другой — плохой, или не имеет значения, как мы живем. А если существует хороший жизненный путь, то что это такое или как нам научиться жить, следуя ему? Существует ли нечто, что мы можем назвать мудростью, или то, что нам кажется таковой, — просто пустое сумасшествие?» (Рассел Б. Мудрость Запада: историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М., 1998. С.29-30). Эти вопросы являются частью нашего жизненного мира. Именно поэтому мы изучаем философию»[7].
Что такое предмет науки? Как определить предмет любой науки? Почему определение предмета философии представляет собой проблему? Каков классический подход к определению предмета философии, кто его придерживался? Как определялась философия в рамках классического подхода? Какие другие определения предмета философии существуют? Что такое философская рефлексия, какое значение для определения предмета философии она имеет? В чем специфика предмета философии? Чем он отличается от предмета любой другой науки?
Обобщите полученные знания в письменной работе: «Место философии в культуре».
ТЕМА: Формы мировоззрения.
Задание 2.
Что такое мировоззрение? Какие формы мировоззрения Вы знаете? Охарактеризуйте философию как форму мировоззрения. Опираясь на текст, приведенный ниже, составьте характеристику таких форм мировоззрения как мифология, религия, художественное мировоззрение и наука. Чем отличается философия от каждой из этих форм.
Существуют различные формы мировоззрения.
На заре истории человечества человек смотрел на мир сквозь призму мифологии. Мифология являла собой образно-художественный способ объяснения или, говоря строже, попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношения земного и космического начал. Можно выделить ряд моментов характерных для мифологии:
- это попытка объяснения регулятивных сил природы;
- она осуществлялась через олицетворение природы;
- мифология ориентирована на гармонизацию человека, общества и природы;
- объяснение мира осуществлялось в форме рассказа о происхождении и творении;
- мифология закрепляла нравственно-этическое отношение к миру, утверждала принятую в данном обществе систему ценностей, соответствующие нормы поведения и взаимоотношения;
- миф мог объяснить все явления без исключения, для него не существовало ничего невозможного.
В чем отличие философского мировоззрения от мифологического? Философия возникла много позже мифологии. Свое первоначальное содержание философия черпала из мифов. Проблема возникновения философии — проблема преодоления мифологического способа мышления. Во-первых, философское мировоззрение уже не пытается переносить свойства человека и человеческих взаимоотношений на мир. Во-вторых, это рациональное преодоление иррациональной стихии. В-третьих, философское мировоззрение постепенно заменяет чувственные образы, на которых основан миф, абстрактными понятиями. В-четвертых, вместо ассоциативной связи образов мифа философское мировоззрение пользуется логическими связями понятий. В-пятых, в отличие от мифа, исключающего сомнение, философия не может существовать без сомнения, без рационального обоснования. Миф же достоверен не доказательством, а силой непосредственного переживания (С. Н. Булгаков).
В дальнейшем мифология, вытесненная религией, философией, наукой, не утратила свою значимость. Ее черты присутствуют во всех явлениях культурной жизни.
Не менее сложно и взаимоотношение философии и религии- двух основных форм миросозерцания. Религия - это вера в высшие, абсолютные ценности. Религия, кроме веры в священное, сверхъестественное, предполагает наличие особой организации, культовую деятельность и особые отношения. Религию и философию объединяет следующее. Религиозная вера требует от человека определенного образа жизни, поведения. Но и философия стремится к ценностному, жизнеориентирующему сознанию. Как и религия, философия настроена на проникновение в трансцендентный мир, лежащий за пределами обычно понимаемого человеческого опыта (н-р, смысл).
Милый друг, иль ты не знаешь,
Что все видимое нами –
Только призрак, только тени
От незримого очами…
/В. Соловьев/
О различии этих форм мировоззрения говорят так: философия познается умом, религия воспринимается сердцем. Кроме того, религия не смешивает земное и священное, не требует доказательств.
Также можно выделить художественное мировоззрение. Искусство очень близко философии. И в философии, и в искусстве новые произведения, появившись, не отменяют и не обесценивают уже существующие. Философские системы, как и все творения художников, поэтов, всегда остаются достоянием личности и неразрывно связаны с именем своего творца. Близость философии и искусства проявляется также в том, что в них велико значение синтеза, целостного восприятия. И философия, и искусство удовлетворяют потребность человека в ином, отличном от привычного. И поэт, и философ — выразители сокровенных тайн бытия (М. К. Мамардашвили). Близость искусства (поэзии, прежде всего) и философии заключается в общем для них дистанцировании от обыденной речи. Как и великая поэзия, великая философия непереложима на обыденный язык. Это ведет к профанации, лишает подтекста.
Что отдаляет их друг от друга? Философия — царство понятия, а искусство — образное освоение действительности. Философия на первый план она ставит логику, рациональность, а искусство — чувственное и эмоциональное. Дискурсивное (рассудочное) мышление в философии сужает полет фантазии, который так необходим для искусства.
До сих пор один из острейших вопросов – вопрос о том, является ли философия наукой. Критериями научности считаются следующие: объективность; рациональность; нацеленность на восприятие сущности; системная организация знания; проверяемость. И наука, и философия имеют в качестве своих инструментов категории и методы. Как и наука, философия апеллирует к разуму, пользуется понятиями. Она также является системно-рационализированным мировоззрением. Но философское видение мира неразрывно с переживанием, оно вовсе не есть бесстрастное созерцание сущего. Философия не является холодным абстрагированием. В этом отношении философия близка как к религии, так и к искусству. Философия направлена на общее, а наука — на частное. Установление подлинных целей человеческой жизни не относится к области науки. Оно относится к области философии. Научная истина безлична, философское знание всегда личностно. Философские утверждения нельзя подтвердить их эмпирически (на опыте). А научные утверждения эмпирически подтверждаемы или опровергаемы. В отличие от философии, в частных науках нет вечных проблем. Наука развивается путем смены парадигм. Новая научная теория или отметает старую, или существенно ограничивает область ее применения. Новая парадигма полностью меняет сам способ постановки вопросов. В философии происходит иначе. Новая философская система не обесценивает и не упраздняет ранее существующие системы[8].