Особенности современного этапа развития науки

ТЕМЫ И ПЛАНЫ

96. ГЛАВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

ПЛАН

1. Идеи и методы синергетики.

2. Укрепление парадигмы целостности.

3. Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) ко­эволюции.

4. Внедрение времени во все науки, все более широкое распростране­ние идеи развития («историзация», «диалектизация» науки).

5. Изменение характера объекта исследования и усиление роли меж­дисциплинарных комплексных подходов в его изучении.

6. Соединение объективного мира и мира человека, преодоление раз­рыва объекта и субъекта.

7. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках.

8. Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличиваю­щийся уровень их абстрактности и сложности.

9. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, одно­сторонности любой методологии — в том числе рационалистичес­кой (включая диалектико-материалистическую).

97. ПРЕДПОЛАГАЕТ ЛИ ОСВОЕНИЕ САМОРАЗВИВАЮЩИХСЯ

СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ НОВЫЕ СТРАТЕГИИ НАУЧНОГО

ПОИСКА?

ПЛАН

1. Что такое синергетика?

2. Г. Хакен о синергетике.

3. Новые приоритеты современной картины мира, которые включила в себя синергетика.

4. В чем состоит основополагающая идея синергетики?

5. На что опираются новые стратегии научного поиска в связи с необходимостью осво­ения самоорганизующихся синергетических систем?

6. Каково понимание хаоса в постнеклассической науке?

7. Какая стратегия принята для освоения самоорганизующихся синергетических систем?

98. КАКИМИ ПОНЯТИЯМИ ОПИСЫВАЕТСЯ НЕЛИНЕЙНАЯ ДИНАМИКА САМООРГАНИЗУЮЩИХСЯ СИСТЕМ?

ПЛАН

1. С какими понятиями связана стратегия освоения самоорганизующихся синергетических си­стем?

2. Бифуркация.

3. Флуктуации.

4. Что такое диссипативная система?

5. Аттракторы.

6. Исследование феноменаонтологической неопределенности как приоритетное направление новой парадигмы.

7. Вероятность и случайность.

8. Статистические закономерности.

9. «Достоверно то, что подавляюще вероятно» как постулат современной науки.

10. Принципиальная гипотетичность научного знания.

11. Неустойчивость как «случайное движение внутри вполне определенной области параметров».

12. Междисциплинарность, интерсубъективность «нелинейного» инструментализма синергетики.

99. ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ И ТИПЫ ЭВОЛЮЦИИ,

КОТОРЫЕ ОН В СЕБЯ ВКЛЮЧАЕТ

ПЛАН

1. Какие идея и представление лежат в основе глобального эволюционизма?

2. Четыре типа эволюции.

3. Стремление интегрировать естественнонаучное, обще­ствоведческое, гуманитарное и техническое знание как цель глобального эволюционизма.

4. Три научных подхода, используемых для обоснования глобального эволюционизма.

5. Антропный принцип и его значение в понимании глобального эволюционизма.

6. Глобальный эволюционизм и противо­речия между положениями эволюционной теории Дарвина и вторым началом термодинамики.

7. Химическая форма глобального эволюционизма.

8. Биологическая форма глобального эволюционизма.

9. Социальная форма глобального эволюционизма.

100. СВОБОДНА ЛИ НАУКА ОТ ЦЕННОСТЕЙ?

ПЛАН

1. Объективность как главная ориентация науки.

2. Восстание против безличности науки.

3. Противопоставление факта и ценности.

4. Аксиология: три подхода к пониманию сущности ценностей.

5. Проблемавнутринаучных ценностей.

6. Что относят к внутринаучным ценностям?

7. Отличие внутринаучных ценностей от субъективных ценностей.

8. Принцип объективности как главная когнитивная ценность.

101.ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ И

ВНУТРИНАУЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

ПЛАН

1. Осмысление взаимосвязей социальных и внутринаучных ценностей как проблема.

2. Социальные ценности как своеобразные индикаторы состояния общества.

3. Социальные ценности.

4. Общезначимость социальных ценностей.

5. На что направлены социальные ценности?

6. К. Поппер о пересечении социальных и внутринаучных ценностях.

7. Критерий фальсификации в прило­жении к социальному анализу.

8. Парадокс науки.

9. Особая ценность аксиологически-дедуктивной системы теоретического описания явлений и процессов.

102. ЗНАЧИМОСТЬ ЭТОСА НАУКИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

ПЛАН

1. О роли и значимости научного этоса.

2. Чем обусловлен обширный класс этических проблем?

3. Особое место этики ученого.

4. Институт ссылок.

5. Проблема одержимости ученого.

6. Проблемы повседневного бытия ученых.

7. Ответственность ученого перед обществом.

103. Новые этические проблемы науки начала XXI в.

ПЛАН

1. Этические проблемы в области биоэтики.

2. Этические проблемы, исходящие из уве­личения технизации медицины и появления принципиально новых медицинских технологий и препаратов.

3. Связь науки и биз­неса и особые проблемы этики.

4. Генная инженерия и этические проблемы.

5. Проблемы манипуляции над человеческой психикой.

6. Опасность признания врожденными таких отрицательных черт человека, как насилие, агрессия, угроза, вражда

7. Проблемность природно-эволюционно истолкования стремле­ний человека к карьерному росту, лидерству, инстинкту власти.

8. Проблемность вопросов о влиянии по­ловых различий на умственную деятельность, генетических и интел­лектуальных различий между расами и народностями, мужчинами и женщинами.

9. Проблемность технологии клониро­вания.

10. Сознание ответственности ученого за судьбу человечества.

104. ОСОБЕННОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ

ОРИЕНТАЦИИ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ПЛАН

1. Сложность техногенной цивилизации.

2. Основная ценность техногенных об­ществ.

3. Изменения в мировоззренческих ориентациях через принятие ценности «научно-технический прогресс».

4. Различия техногенного и традиционного обществ в аспекте решения проблемы автономии личности.

5. Стадии культурной матрицы техногенного развития.

6. Основные признаки пост­индустриального общества по Беллу.

7. Стремление к «технизации» всех сфер общества в целом.

8. Многообразие негативов современного технократического развития.

9. Отсутствие абсолютной гарантии от технологических катастроф.

10. Парадоксальная ситуация: возможны такие негативные по­следствия, о существовании которых людям лучше не знать.

11. Критические, антисциентист­ские позиции и установки как мировоззренческая ориентация.

12. Призывы к оформлению третьего (по отношению к традиционному и техноген­ному) типа цивилизационного развития.

13. Парадигмальный характер науки как мировоззренческая ориентация современной науки.

14. Специфическая мировоззренческая ориентация современного человека: опора на плюрализм и построение альтернативных сценариев жизненных стратегий.

105. СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ

ПЛАН

1. Причина утверждения в XX в. сциен­тистского мировоззрения.

2. Причина утверждения в XX в. антисциен­тистского мировоззрения.

3. Сциентизм и антисциентизм как две остро конф­ликтующие ориентации в современном мире.

4. Философский антисциентизм: противопоставление науки и свободы.

5. Ре­лигиозный антисциентизм: религиозная мотивация всех человеческих проявлений.

6. Универсальный характер ориентаций сциентизма и антисциентизма.

7. Аргументы сциентистов и антисциентистов.

8. Где черпают свои аргументы сциентисты?

9. Где черпают свои аргументы антисциентисты?

10. Сциентисты: в науке - ядро всех сфер человеческой жизни.

11. Антисциентизм об истине.

12. Сциентизм и всеобщая технократизация.

13. Предельная драматизация ситуации антисциентистами.

14. Неприятие сциентистского мировоззрения в истории философской мысли (С.Кьеркегор, Г.Маркузе, М.Полани).

15. Недальновидность позиции крайнего антисциентизма.

16. Чем предстает дилемма «сциентизм-антисциентизм»?

____________________________________________________

106. РОЛЬ НАУКИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ

ПЛАН

16. Усиление техногенного влияния на окружающую среду и порог глобальных кризисов.

17. Ученые о глобальных проблемах современности.

Наши рекомендации