Моральное отношение должно быть распространено на всю биосферу и все аспекты жизнедеятельности человека.

Этос науки указывает на нравственные основы научной дея­тельности, совокупность ценностных принципов, принятых в науч­ном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистичес­кий аспект науки.

Установки этоса науки, разработанные американ­ским социологом Р. Мертоном, обращают внимание на эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей, которые считаются обяза­тельными для ученого.

2. Чем обусловлен обширный класс этических проблем? Обширный класс этических проблем обусловлен тем, что СОВРЕ­МЕННАЯ ТЕХНИКА, ПОМЕЩАЯ ЧЕЛОВЕКА В ДАЛЕКИЕ ОТ НОРМАЛЬНОГО ФУНК­ЦИОНИРОВАНИЯ УСЛОВИЯ ТЕХНОЛОГИЗИРОВАННОГО ПРОСТРАНСТВА, ЗАДАЕТ НЕ­ОБХОДИМОСТЬ НОВЫХ ФОРМ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬ­НОСТИ.

Значительное расширение технических возможностей общества сопровождается тем, что в ряде исследований объектом воздействия становится сам человек, что в свою очередь создает определенную уг­розу его здоровью и существованию.

Физики-ядерщики были первы­ми, кто столкнулся с проблемами подобного рода.

Сейчас эти риски и угрозы затрагивают и область молекулярной биологии, генетики, ме­дицины, психологии и пр.

3. Особое место этики ученого. Особое место занимают проблемы этики ученого.

Здесь наибо­лее важными являются проблемы:

· авторства научных открытий,

· пла­гиата,

· компетентности и

· фальсификации научных открытий.

Этос на­уки направлен и на защиту науки от лже-, псевдонауки и воинствую­щего оккультизма.

В научном сообществе принято устанавливать до­статочно жесткие санкции за совершение фальсификаций и плагиата.

УЧЕНЫЙ МОЖЕТ ОШИБАТЬСЯ, НО НЕ МОЖЕТ ФАЛЬСИФИЦИРОВАТЬ.

Научное сообщество отторгает исследователей, занимающихся плагиатом, бой­котирует их, прерывает с ними всяческие научные контакты, отказы­вается от совместной работы.

4. Институт ссылок. Для исследований, претендующих на научный статус, строго обя­зателен институт ссылок, благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей.

ИНСТИТУТ ССЫЛОК — ЭТО «АКАДЕМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯ­ЮЩАЯ НАУКИ».

Он обеспечивает селекцию того нового, которое свиде­тельствует о росте научного знания, привязывая его к конкретному автору или группе ученых.

ПСЕВДООТКРЫТИЯ, КАК ПРАВИЛО, НЕ ДОЛГОВРЕМЕННЫ.

На нашей памяти открытие уникального лекарства от СПИДа под названием «арменикум» очень скоро обнаружило свой псев­донаучный статус.

5. Проблема одержимости ученого. Особое значение имеет проблема одержимости ученого, когда он при интенсивных занятиях научной деятельностью отрывается от ре­ального мира и превращается в подобие робота.

Очень часто ученые тяготеют к значительному преувеличению своего личного вклада по сравнению с деятельностью своих коллег.

Это также порождает массу проблем, обнаруживаемых в проведении научной полемики, и влечет за собой нарушение научной корректности и научной этики.

6. Проблемы повседневного бытия ученых. В сферу этики науки попадают и проблемы повседневного бытия ученых.

Т. Парсонс особо отмечал необходимость адекватных взаи­мообменов с обществом, позволяющих членам научных профессий обеспечивать свою жизнь за счет только своих профессиональных за­нятий.

7. Ответственность ученого перед обществом. Ученый выступает в качестве поставщика специализирован­ных знаний, он компетентен в своей достаточно ограниченной, дис­циплинарной области.

СТРОГО ГОВОРЯ, ОН ОТВЕТСТВЕН ЛИШЬ ЗА ДОСТОВЕРНОСТЬ ПРЕДЛАГАЕ­МЫХ ЗНАНИЙ, А НЕ ЗА ПОСЛЕДСТВИЯ ИХ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ.

Воз­никает острое противоречие между профессиональной и социальной ответственностью ученого.

Поэтому ЭТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДОЛЖНО ПРЕДВАРЯТЬ САМ ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА И НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Ситуация, связанная с созданием атомной бомбы, а также новей­ших смертоносных видов вооружения, ставит задачи гуманитарного контроля над наукой в качестве приоритетных и первостепенных.

103. Новые этические проблемы науки начала XXI в.

ПЛАН

1. Этические проблемы в области биоэтики.

2. Этические проблемы, исходящие из уве­личения технизации медицины и появления принципиально новых медицинских технологий и препаратов.

3. Связь науки и биз­неса и особые проблемы этики.

4. Генная инженерия и этические проблемы.

5. Проблемы манипуляции над человеческой психикой.

6. Опасность признания врожденными таких отрицательных черт человека, как насилие, агрессия, угроза, вражда

7. Проблемность природно-эволюционно истолкования стремле­ний человека к карьерному росту, лидерству, инстинкту власти.

8. Проблемность вопросов о влиянии по­ловых различий на умственную деятельность, генетических и интел­лектуальных различий между расами и народностями, мужчинами и женщинами.

9. Проблемность технологии клониро­вания.

10. Сознание ответственности ученого за судьбу человечества.

1. Этические проблемы в области биоэтики. Этические проблемы в области биоэтики оформились как чрезвы­чайно острые, требующие своего неотлагательного решения и реак­ции общества.

СТРЕССОВЫЕ НАГРУЗКИ, КАНЦЕРОГЕНЫ, ЗАСОРЕНИЕ ОКРУЖА­ЮЩЕЙ СРЕДЫ серьезно трансформируют человека и разрушают его здо­ровье, ухудшают генофонд.

Проблемы биоэтики возникли на стыке биологии и медицины.

Они имеют выходы на практику здравоохра­нения и правительственные программы.

· Чем вызваны проблемы биоэтики? Ряд проблем вызван отноше­нием к пациенту только как к объекту исследования или медицинской практики.

К проблемной сфере относят взаимоотношения «врач — па­циент».

В условиях возрастающей формализации обязанностей врача, пациент предстает в роли носителя определенного заболевания, ли­шаясь всей полноты своих индивидуальных и социальных качеств.

· Патерналистская модель пациента и модель автономной ценности пациента. Пришедшая на смену ПАТЕРНАЛИСТСКОЙ МОДЕЛИ, МОДЕЛЬ АВТОНОМНОЙ ЦЕННОСТИ ПАЦИЕНТА позволяет врачу самостоятельно принимать реше­ния за пациента и даже не информировать последнего о его состоянии и перспективах лечения.

· Биоэти­ка экспериментирования на животных как проблема. В 70-х гг. XX в. в самостоятельную проблему выделилась биоэти­ка экспериментирования на животных.

В настоящее время идет про­цесс выработки основных критериев, допускающих экспериментиро­вание не только на человеке, но и на животных.

2. Этические проблемы, исходящие из уве­личения технизации медицины и появления принципиально новых медицинских технологий и препаратов. Особое место занимают этические проблемы, исходящие из уве­личения технизации медицины и появления принципиально новых медицинских технологий и препаратов, которые расширяют возмож­ности воздействия на человека.

Современная биомедицина расширяет технологические возможности контроля и вмешательства в естествен­ные проблемы зарождения, протекания и завершения человеческой жизни.

Различные методы искусственной репродукции человека, за­мены пораженных органов и тканей, замещение поврежденных ге­нов, активное воздействие на процессы старения приводят к тому, что во всех подобных случаях возникают пограничные ситуации, когда достижения научно-технического прогресса не прогнозируемы в их по­следствиях.

Вместе с тем возникает реальная опасность разрушения исходной биогенетической основы, угроза человеческому естеству, его телесно­сти и психики, функционирование которой сложилась в ходе продол­жительной эволюции.

3. Связь науки и биз­неса и особые проблемы этики. Особые проблемы вызывает связь науки и биз­неса, которая ведет к коммерциализации всех сфер взаимодействия: и в области врач—пациент, и в области трансплантации органов, и в области лекарственных препаратов и технологических новаций.

АКТУ­АЛЬНОЙ ДОЛЖНА СТАТЬ ПРАКТИКА ЭТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В МЕДИЦИНЕ.

4. Генная инженерия и этические проблемы. Генная инженерия за весьма непродолжительный период оказа­лась на передовом рубеже научно-экспериментальных исследований мира жи­вого.

Наши рекомендации