Раздел 7. особенности современного этапа развития науки
РАЗДЕЛ 7. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ
96. ГЛАВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ
ПЛАН
1. Идеи и методы синергетики.
2. Укрепление парадигмы целостности.
3. Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) коэволюции.
4. Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития («историзация», «диалектизация» науки).
5. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении.
6. Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта.
7. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках.
8. Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности.
9. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии — в том числе рационалистической (включая диалектико-материалистическую).
1. Идеи и методы синергетики. Широкое распространение идей и методов синергетики — теории самоорганизации и развития систем любой природы.
В этой связи становится все более укрепляющееся представление о мире не только как о саморазвивающейся целостности, но и о как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного.
Эти фундаментальные характеристики мироздания сегодня выступают на первый план, что, конечно, не исключает «присутствия» в Универсуме противоположных характеристик. (Подробнее об этом см. темы 97, 98.)
2. Укрепление парадигмы целостности, т. е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир.
Сегодня стало очевидным, что принятие диалектики целостности, включенности человека в систему — одно из величайших научных достижений современного естествознания и цивилизации в целом.
В чем проявляется парадигма целостности?
· В целостности общества, биосферы, ноосферы, мироздания и т.п. Одно из проявлений целостности состоит в том, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри его.
Он всегда лишь часть, познающая целое.
· В формировании нового — «организмического» — видения (понимания природы). Последняя все чаще рассматривается не как конгломерат изолированных объектов и даже не как механическая система, но как целостный живой организм, изменения которого могут происходить в определенных границах.
НАРУШЕНИЕ ЭТИХ ГРАНИЦ ПРИВОДИТ К ИЗМЕНЕНИЮ СИСТЕМЫ, К ЕЕ ПЕРЕХОДУ В КАЧЕСТВЕННО ИНОЕ СОСТОЯНИЕ, КОТОРОЕ МОЖЕТ ВЫЗЫВАТЬ НЕОБРАТИМОЕ РАЗРУШЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ СИСТЕМЫ.
Здесь уже центральное место занимает принцип органической целостности применительно и ко всей природе, и к ее различным подсистемам.
Организм, вид, биоценоз, биогеоценоз — основные формы организации жизни, уровни (стадии) ее организации.
· Для начала XXI в. характерной является закономерность, состоящая в том, что естественные науки объединяются, и усиливается сближение естественных и гуманитарных наук, науки и искусства. Идеи и принципы, получающие развитие в современном естествознании (особенно в синергетике), все шире внедряются в гуманитарные науки, но имеет место и обратный процесс.
Освоение наукой саморазвивающихся «человекоразмерных» систем стирает прежние непроходимые границы между методологией естествознания и социального познания.
ПЛАН
Что такое синергетика?
Г. Хакен о синергетике.
3. Новые приоритеты современной картины мира, которые включила в себя синергетика.
В чем состоит основополагающая идея синергетики?
5. На что опираются новые стратегии научного поиска в связи с необходимостью освоения самоорганизующихся синергетических систем?
Каково понимание хаоса в постнеклассической науке?
ПЛАН
1. С какими понятиями связана стратегия освоения самоорганизующихся синергетических систем?
2. Бифуркация.
3. Флуктуации.
4. Что такое диссипативная система?
5. Аттракторы.
6. Исследование феноменаонтологической неопределенности как приоритетное направление новой парадигмы.
7. Вероятность и случайность.
8. Статистические закономерности.
9. «Достоверно то, что подавляюще вероятно» как постулат современной науки.
10. Принципиальная гипотетичность научного знания.
11. Неустойчивость как «случайное движение внутри вполне определенной области параметров».
12. Междисциплинарность, интерсубъективность «нелинейного» инструментализма синергетики.
1. С какими понятиями связана стратегия освоения самоорганизующихся синергетических систем? Своеобразная организационная открытость мира предполагает различные сценарно-структурные сцепления материальных взаимодействий.
Стратегия освоения самоорганизующихся синергетических систем связана с такими понятиями, как бифуркация, флуктуация, хаосомность, диссипация, странные аттракторы, нелинейность, неопределенность и др.
Они используются для объяснения поведения всех типов систем: доорганизмических, органических, социальных, деятельностных, этнических, духовных и пр.
2. Бифуркация. В условиях, далеких от равновесия, действуют бифуркационныемеханизмы, предполагающие наличие точек раздвоения и неединственность продолжения развития.
Результаты их действия труднопредсказуемы.
Бифуркационные процессы свидетельствуют об усложнении системы.
3. Флуктуации. Флуктуации в общем случае означают возмущения и подразделяются на два больших класса:
· создаваемых внешней средой и
· воспроизводимых самой системой.
ВОЗМОЖНЫ СЛУЧАИ, КОГДА ФЛУКТУАЦИИ БУДУТ СТОЛЬ СИЛЬНЫ, ЧТО ОВЛАДЕЮТ СИСТЕМОЙ ПОЛНОСТЬЮ, ПРИДАВ ЕЙ СВОИ КОЛЕБАНИЯ, И ПО СУТИ ИЗМЕНЯТ РЕЖИМ ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ.
Они выведут систему из свойственного ей «типа порядка», но обязательно ли к хаосу или к упорядоченности иного уровня — это особый вопрос.
4. Что такое диссипативная система? Система, по которой рассеиваются возмущения, называется диссипативной.
ПО СУТИ ДЕЛА — ЭТО ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРИ ФЛУКТУАЦИЯХ, КОТОРЫЕ ОХВАТИЛИ ЕЕ ПОЛНОСТЬЮ.
Основное свойство диссипативной системы — необычайная чувствительность к всевозможным воздействиям и в связи с этим чрезвычайная неравновесность.
5. Аттракторы. Ученые выделяют такую структуру, как аттракторы — притягивающие множества, образующие собой как бы центры, к которым тяготеют элементы.
К примеру, когда скапливается большая толпа народа отдельный человек, двигающийся в собственном направлении, не в состоянии пройти мимо, не отреагировав на нее.
В теории самоорганизации подобный процесс получил название «сползание в точку скопления».
АТТРАКТОРЫ СТЯГИВАЮТ И КОНЦЕНТРИРУЮТ ВОКРУГ СЕБЯ СТОХАСТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ТЕМ САМЫМ, СТРУКТУРИРУЯ СРЕДУ И ВЫСТУПАЯ УЧАСТНИКАМИ СОЗИДАНИЯ ПОРЯДКА.
6. Исследование феномена онтологической неопределенности как приоритетное направление новой парадигмы. Приоритетное направление новой парадигмы — анализ нестабильных, неравновесных систем — сталкивается с необходимостью исследования феномена онтологической неопределенности, который фиксирует отсутствие реального референта будущего.
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ — ЭТО ВИД ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ, ЛИШЕННЫХ КОНЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОЙ ФОРМЫ.
Она может быть производна от гетерономной, комплексной природы объекта-события, когда последнее происходит, как говорится, прямо «на глазах», опережая всевозможные прогнозы, расчеты и ожидания.
ФЕНОМЕН НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ОТОЖДЕСТВИМ С ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ПОЛНОТОЙ ВСЕХ ВОЗМОЖНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРЕДЕЛАХ СУЩЕСТВУЮЩИХ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КОНСТАНТ.
7. Вероятность и случайность. Вероятность предполагает устойчивое распределение признаков совокупности и нацелена на исчисление континуума возможных изменений.
В новой стратегии научного поиска демонстрирует свою актуальность категория случайности, которая предстает как характеристика поведения любого типа систем, не только сложных, но и простых.
СЛУЧАЙНОСТЬ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА ОТДЕЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ ИЗМЕНЯЮТ СВОИ ЗНАЧЕНИЯ НЕЗАВИСИМЫМ ОБРАЗОМ И НЕ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПЕРЕЧНЕМ ХАРАКТЕРИСТИК ДРУГИХ ЯВЛЕНИЙ.
В одной из последних интерпретаций такую случайность назвали динамическим хаосом.
ПОРОЖДЕННАЯ ДЕЙСТВИЕМ ПОБОЧНЫХ, НЕРЕГУЛЯРНЫХ, МАЛЫХ ИЛИ ВЗАИМОПЕРЕПЛЕТЕНИЕМ КОМПЛЕКСНЫХ ПРИЧИН, СЛУЧАЙНОСТЬ — ЭТО КОНКРЕТНО-ОСОБЕННОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.
Категорией возможность отражается будущее состояние объекта, она нацелена на соотнесение предпосылок и тенденций развивающегося явления и предполагает варианты последующих изменений.
ПЛАН
1. Какие идея и представление лежат в основе глобального эволюционизма?
2. Четыре типа эволюции.
3. Стремление интегрировать естественнонаучное, обществоведческое, гуманитарное и техническое знание как цель глобального эволюционизма.
4. Три научных подхода, используемых для обоснования глобального эволюционизма.
5. Антропный принцип и его значение в понимании глобального эволюционизма.
6. Глобальный эволюционизм и противоречия между положениями эволюционной теории Дарвина и вторым началом термодинамики.
7. Химическая форма глобального эволюционизма.
8. Биологическая форма глобального эволюционизма.
9. Социальная форма глобального эволюционизма.
1. Какие идея и представление лежат в основе глобального эволюционизма? Глобальный эволюционизм выступает как интегративное направление, учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального миров.
ОН ОПИРАЕТСЯ НА ИДЕЮ ЕДИНСТВА МИРОЗДАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ ЭВОЛЮЦИИ.
Концепция глобального эволюционизма оформилась в 80-е гг. XX в.
2. Четыре типа эволюции. Глобальный эволюционизм охватывает четыре типа эволюции:
· космическую,
· химическую,
· биологическую и
· социальную, объединяя их генетической и структурной преемственностью.
3. Стремление интегрировать естественнонаучное, обществоведческое, гуманитарное и техническое знание как цель глобального эволюционизма. Наряду со стремлением к объединению представлений о живой и неживой природе, социальной жизни и технике, одной из целей глобального эволюционизма явилось стремление интегрировать естественнонаучное, обществоведческое, гуманитарное, а также техническое знание.
В этом своем качестве концепция глобального эволюционизма претендует на создание нового типа целостного знания, сочетающего в себе научно-методологические и философские основания.
ПОЯВЛЕНИЕ СИНЕРГЕТИКИ ТАКЖЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ПОИСКЕ ГЛОБАЛЬНЫХ И ОБЩЕЭВОЛЮЦИОННЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ, УНИВЕРСАЛЬНО ОБЪЕДИНЯЮЩИХ РАЗВИТИЕ СИСТЕМ РАЗЛИЧНОЙ ПРИРОДЫ.
4. Три научных подхода, используемых для обоснования глобального эволюционизма. Обоснованию глобального эволюционизма способствовали три важнейших современных научных подхода:
· теория нестационарной Вселенной,
· концепция биосферы и ноосферы,
· идеи синергетики.
5. Антропный принцип и его значение в понимании глобального эволюционизма. В понимании глобального эволюционизма важное значение имеет антропный принцип, который фиксирует связь между свойствами расширяющейся Вселенной и возможностью возникновения в ней жизни.
Свойства нашей Вселенной обусловлены наличием фундаментальных физических констант, при небольшом изменении которых структура нашей Вселенной была бы иной, отличной от существующей.
· «Слабый» антропный принцип указывает: то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей.
· «Сильный» антропный принцип утверждает: Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей, она должна обладать свойствами, позволяющими возникновение жизни и человека.
Из факта существования человека делается вывод о физических свойствах Вселенной, устанавливается определенное соотношение между наличием жизни и человека и физическими параметрами Вселенной.
ГИПОТЕТИЧНОСТЬ АНТРОПНОГО ПРИНЦИПА НЕ СНИЖАЕТ ЗНАЧИМОСТИ КОСМИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ.
6. Глобальный эволюционизм и противоречия между положениями эволюционной теории Дарвина и вторым началом термодинамики. Глобальный эволюционизм вскрывает противоречия между положениями эволюционной теории Дарвина и вторым началом термодинамики.
· Эволюционная теория Дарвина провозглашает отбор и усиление упорядоченности форм и состояний живого.
· Второе начало термодинамики провозглашает рост энтропии — меры хаотизации.
7. Химическая форма глобального эволюционизма. Химическая форма глобального эволюционизма прослеживает совокупность межатомных соединений и их превращений, происходящих с разрывом одних атомных связей и образованием других.
В ее рамках изучаются различные классы соединений, типы химических реакций (например, радиационные реакции, реакции каталитического синтеза и пр.).
ПРОБЛЕМНЫЙ РЯД ХИМИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ГЛОБАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА:
· Объяснение и предсказание новых видов химических соединений.
· Возможность управления химическими реакциями.
· Удовлетворение запросов, предъявляемых химии со стороны промышленности и производства.
· Осмысление негативных последствий в контексте глобальных планетарных процессов составило.
8. Биологическая форма глобального эволюционизма. В рамках глобального эволюционизма большое внимание уделяется эволюции биологической.
Эволюционные учения (Ламарк, Дарвин и др.) воссоздаваликартину:
· естественного исторического изменения форм жизни,
· возникновения и трансформации видов,
· преобразования биогеоценозов и биосферы.
В XX В. ВОЗНИКЛА СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ, В КОТОРОЙ БЫЛ ПРЕДЛОЖЕН СИНТЕЗ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ ДАРВИНА, СОВРЕМЕННОЙ ГЕНЕТИКИ И РЯДА НОВЕЙШИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ.
9. Социальная форма глобального эволюционизма. Человечество как продукт естественной эволюции подчиняется ее основным законам.
Этап медленного, постепенного изменения общества назван эволюцией социальной. Причем изменения, происходящие в обществе, осуществляются не одновременно и носят разнонаправленный характер.
Эволюция человеческого общества происходит при сохранении генетических констант вида Homo sapiens и реализуется через взаимосвязанные процессы развития:
· социальных структур,
· общественного сознания,
· производственных систем,
· науки, техники,
· материальной и духовной культуры.
КАЧЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР ЭТИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ МЕНЯЕТСЯ ВСЛЕДСТВИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА, ТЕХНОЭВОЛЮЦИИ, СКОРОСТЬ КОТОРОЙ В ОТЛИЧИЕ ОТ БИОЭВОЛЮЦИИ ПОСТОЯННО ВОЗРАСТАЕТ.
При большой разнице в скоростях биоэволюции и техноэволюции (три десятых порядка) говорить о коэволюции природы и общества невозможно.
Очаговые и локальные последствия деградации окружающей среды приводят к заболеваниям, смертности, генетическому уродству, они чреваты региональными и глобальными последствиями.
Поэтому важной в теории глобального эволюционизма становится проблема «КОЭВОЛЮЦИИ», обозначающей согласованное существование природы и человечества.
МЕХАНИЗМЫ «ВРАСТАНИЯ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ПРИРОДУ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ БИОЛОГИЧЕСКИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ.
Это сложное интегративное качество взаимодействий микро-, макрореальности и реальности глобального космического масштаба, где один уровень накладывается на другой, видоизменяет под своим давлением третий и т.д.
Человек неотделим от биосферы, он в ней живет и одновременно сам составляет ее часть.
Реализация принципа коэволюции — необходимое условие для обеспечения его будущего.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ВОЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДОЛЖНЫ БЫТЬ СПОСОБНЫМИ ОБЕСПЕЧИТЬ СОВМЕСТНОЕ РАЗВИТИЕ (КОЭВОЛЮЦИЮ) ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА.
100. СВОБОДНА ЛИ НАУКА ОТ ЦЕННОСТЕЙ?
ПЛАН
1. Объективность как главная ориентация науки.
2. Восстание против безличности науки.
3. Противопоставление факта и ценности.
4. Аксиология: три подхода к пониманию сущности ценностей.
5. Проблемавнутринаучных ценностей.
ПЛАН
1.Осмысление взаимосвязей социальных и внутринаучных ценностей как проблема.
2. Социальные ценности как своеобразные индикаторы состояния общества.
Социальные ценности.
4. Общезначимость социальных ценностей.
ПЛАН
1. О роли и значимости научного этоса.
2. Чем обусловлен обширный класс этических проблем?
3. Особое место этики ученого.
4. Институт ссылок.
5. Проблема одержимости ученого.
6. Проблемы повседневного бытия ученых.
7. Ответственность ученого перед обществом.
1. О роли и значимости научного этоса. Коллизии XX в. привели к необходимости глубокого осмысления роли и значимости научного этоса.
ПЛАН
1. Этические проблемы в области биоэтики.
2. Этические проблемы, исходящие из увеличения технизации медицины и появления принципиально новых медицинских технологий и препаратов.
3. Связь науки и бизнеса и особые проблемы этики.
4. Генная инженерия и этические проблемы.
5. Проблемы манипуляции над человеческой психикой.
6. Опасность признания врожденными таких отрицательных черт человека, как насилие, агрессия, угроза, вражда
7. Проблемность природно-эволюционно истолкования стремлений человека к карьерному росту, лидерству, инстинкту власти.
8. Проблемность вопросов о влиянии половых различий на умственную деятельность, генетических и интеллектуальных различий между расами и народностями, мужчинами и женщинами.
9. Проблемность технологии клонирования.
10. Сознание ответственности ученого за судьбу человечества.
1. Этические проблемы в области биоэтики. Этические проблемы в области биоэтики оформились как чрезвычайно острые, требующие своего неотлагательного решения и реакции общества.
СТРЕССОВЫЕ НАГРУЗКИ, КАНЦЕРОГЕНЫ, ЗАСОРЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ серьезно трансформируют человека и разрушают его здоровье, ухудшают генофонд.
Проблемы биоэтики возникли на стыке биологии и медицины.
Они имеют выходы на практику здравоохранения и правительственные программы.
· Чем вызваны проблемы биоэтики? Ряд проблем вызван отношением к пациенту только как к объекту исследования или медицинской практики.
К проблемной сфере относят взаимоотношения «врач — пациент».
В условиях возрастающей формализации обязанностей врача, пациент предстает в роли носителя определенного заболевания, лишаясь всей полноты своих индивидуальных и социальных качеств.
· Патерналистская модель пациента и модель автономной ценности пациента. Пришедшая на смену ПАТЕРНАЛИСТСКОЙ МОДЕЛИ, МОДЕЛЬ АВТОНОМНОЙ ЦЕННОСТИ ПАЦИЕНТА позволяет врачу самостоятельно принимать решения за пациента и даже не информировать последнего о его состоянии и перспективах лечения.
· Биоэтика экспериментирования на животных как проблема. В 70-х гг. XX в. в самостоятельную проблему выделилась биоэтика экспериментирования на животных.
В настоящее время идет процесс выработки основных критериев, допускающих экспериментирование не только на человеке, но и на животных.
2. Этические проблемы, исходящие из увеличения технизации медицины и появления принципиально новых медицинских технологий и препаратов. Особое место занимают этические проблемы, исходящие из увеличения технизации медицины и появления принципиально новых медицинских технологий и препаратов, которые расширяют возможности воздействия на человека.
Современная биомедицина расширяет технологические возможности контроля и вмешательства в естественные проблемы зарождения, протекания и завершения человеческой жизни.
Различные методы искусственной репродукции человека, замены пораженных органов и тканей, замещение поврежденных генов, активное воздействие на процессы старения приводят к тому, что во всех подобных случаях возникают пограничные ситуации, когда достижения научно-технического прогресса не прогнозируемы в их последствиях.
Вместе с тем возникает реальная опасность разрушения исходной биогенетической основы, угроза человеческому естеству, его телесности и психики, функционирование которой сложилась в ходе продолжительной эволюции.
3. Связь науки и бизнеса и особые проблемы этики. Особые проблемы вызывает связь науки и бизнеса, которая ведет к коммерциализации всех сфер взаимодействия: и в области врач—пациент, и в области трансплантации органов, и в области лекарственных препаратов и технологических новаций.
АКТУАЛЬНОЙ ДОЛЖНА СТАТЬ ПРАКТИКА ЭТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В МЕДИЦИНЕ.
4. Генная инженерия и этические проблемы. Генная инженерия за весьма непродолжительный период оказалась на передовом рубеже научно-экспериментальных исследований мира живого.
ПЛАН
1. Сложность техногенной цивилизации.
2. Основная ценность техногенных обществ.
3. Изменения в мировоззренческих ориентациях через принятие ценности «научно-технический прогресс».
4. Различия техногенного и традиционного обществ в аспекте решения проблемы автономии личности.
5. Стадии культурной матрицы техногенного развития.
6. Основные признаки постиндустриального общества по Беллу.
7. Стремление к «технизации» всех сфер общества в целом.
8. Многообразие негативов современного технократического развития.
9. Отсутствие абсолютной гарантии от технологических катастроф.
10. Парадоксальная ситуация: возможны такие негативные последствия, о существовании которых людям лучше не знать.
11. Критические, антисциентистские позиции и установки как мировоззренческая ориентация.
12. Призывы к оформлению третьего (по отношению к традиционному и техногенному) типа цивилизационного развития.
13. Парадигмальный характер науки как мировоззренческая ориентация современной науки.
14. Специфическая мировоззренческая ориентация современного человека: опора на плюрализм и построение альтернативных сценариев жизненных стратегий.
1. Сложность техногенной цивилизации. Современный техногенный мир сложен, техногенная цивилизация ориентирована на ускоренное изменение природной среды, сопровождаемое видоизменением социальных связей людей.
Для нее характерно формированиеТЕХНОСФЕРЫ КАК ИСКУССТВЕННОГО МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА.
Считается, что техногенная цивилизация весьма агрессивна и приводит к гибели многие традиционные культуры и традиции, трансплантирует в них модели западного образца.
2. Основная ценность техногенных обществ. В техногенных обществах основной ценностью являются инновация и новизна, внутренними резервами развития становится дальнейший технологический прогресс.
Внешний мир превращается в арену активной деятельности человека, который выступает ЦЕНТРОМ, ИЗЛУЧАЮЩИМ ТОКИ ПРЕОБРАЗУЮЩЕГО И ПОКОРЯЮЩЕГО ИМПУЛЬСА.
Характеристика общекультурных отношений тесно связана с использованием понятия «СИЛА»: производительные силы, силы знания, интеллектуальные силы.
Базисные ценности техногенной цивилизации оформляют «идеал господства человека над природой, ориентированный на силовое преобразование».
3. Изменения в мировоззренческих ориентациях через принятие ценности «научно-технический прогресс». Изменения в мировоззренческих ориентациях осуществляются в сторону принятия в качестве одной из важных ценностей — научно-технического прогресса, и в связи с ним — ТЕНДЕНЦИИ ВСЕОБЩЕЙ УНИФИКАЦИИ, ПОДЧИНЕНИЮ ОДНИМ СТАНДАРТАМ ТЕХНОГЕННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СО ВСЕВОЗРАСТАЮЩИМ УРОВНЕМ ПОТРЕБЛЕНИЯ.
4. Различия техногенного и традиционного обществ в аспекте решения проблемы автономии личности. В техногенном обществе, в отличие от традиционного, различны отношения к проблеме автономии личности.
· Традиционному обществу автономия личности не свойственна, личность может самореализоваться, лишь принадлежа к какой-либо общности, как элемент корпоративных связей.
· В техногенном обществе отстаивается автономия личности, позволяющая ей внедряться в самые разные социальные общности и культурные традиции.
Значимые мировоззренческие ориентации техногенного общества:
· АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА,
· ПАФОС КРИТИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА И ДЕМОКРАТИИ,
· ОРИЕНТАЦИЯ НА ОБЩЕСТВО ОТКРЫТОГО ТИПА.
5. Стадии культурной матрицы техногенного развития. Культурная матрица техногенного развития проходит:
· прединдустриальную,
· индустриальную,
· постиндустриальную стадии.
Доиндустриальному обществу соответствуют:
· примитивные производственные формы,
· неквалифицированный труд,
· взаимодействие человека с естественной природой и
· социальный порядок обеспечивается на основе традиций.
Индустриальное общество осуществляет развитие производства на основе энергетических ресурсов.
Постиндустриальному (обществу)— свойственна тесная взаимосвязь всех сфер производства на информационной основе.
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПЕРЕХОД ОТ СЫРЬЯ И ЭНЕРГИИ К ИНФОРМАЦИИ КАК К ОСНОВНОМУ ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ РЕСУРСУ.
6. Основные признаки постиндустриального общества по Беллу. По мнению западного ученого Белла, основными признаками постиндустриального общества являются:
· центральная роль теоретического знания,
· создание новой интеллектуальной технологии,
· рост класса носителей знания, интеллектуальной элиты.
7. Стремление к «технизации» всех сфер общества в целом. В техногенном обществе проявляется тенденция экспансии науки и техники во все виды человеческого освоения универсума, стремление к «технизации» всех сфер общества в целом.
ТЕХНОСФЕРА РАЗРАСТАЕТСЯ И ОБНАРУЖИВАЕТ СТРЕМЛЕНИЕ К ЗАМЕЩЕНИЮ БИОСФЕРЫ, ПО СВОЕЙ МАССЕ ОНА СТАЛА СОПОСТАВИМА С МАССОЙ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА, ЧТО ПАГУБНО ОТРАЖАЕТСЯ НА ЗДОРОВЬЕ ПОКОЛЕНИЙ.
Циклы техногенных процессов во много крат превышают скорость восстановления природных ресурсов и ландшафта.
8. Многообразие негативов современного технократического развития. Негативы современного технократического развития многообразны.
Это и:
· угроза ядерной и экологической катастроф,
· радиоактивное заражение биосферы,
· генетические мутации,
· генная инженерия и клонирование,
· зомбирования нейролептонного характера,
· сциентизиро-ванное мировоззрение.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ОПРЕДЕЛЯЕТ ПАРАМЕТРЫ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ЗАМЕНЯЕТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ПРОСТОМ ТЕХНИЧЕСКОМ СРЕДСТВЕ.
9. Отсутствие абсолютной гарантии от технологических катастроф. Абсолютной гарантии от технологических катастроф не существует. Прогнозирование технического развития — одна из наиболее ответственных сфер, сопряженных с действием многообразных эффектов сложных систем, не поддающихся тотальному контролю.
10. Парадоксальная ситуация: возможны такие негативные последствия, о существовании которых людям лучше не знать. Наряду с острой потребностью в усилении контроля общества над тенденциями современного технического развития, методологи фиксируют парадоксальную ситуацию: возможны такие негативные последствия, о существовании которых людям лучше не знать.
Ибо эти «опасные откровения» относительно общества, подобного пороховой бочке, делают мироощущение современника изначально патологичным, рождают технологический пессимизм и депрессию.
В условиях опасности ядерной катастрофы сама жизнь поколения становится рискованным технологическим экспериментом, что в корне меняет отношение к жизни, заставляет жить одним днем.
11. Критические, антисциентистские позиции и установки как мировоззренческая ориентация. В связи с этим к мировоззренческим ориентациям современного этапа развития следует отнести развитие критических, антисциентистских позиций и установок, которые связаны с образованием многочисленных духовных сект и сообществ, партией зеленых, экологической этики и пр.
12. Призывы к оформлению третьего (по отношению к традиционному и техногенному) типа цивилизационного развития. В этих условиях весьма злободневно звучат призывы к оформлению третьего (по отношению к традиционному и техногенному) типа цивилизационного развития.
С ним связывают новые стратегии научно-технического развития:
· экологическую этику,
· этику ненасилия,
· стратегию регулирования сложных человекоразмерных систем,
· диалог культур и цивилизаций.
13. Парадигмальный характер науки как мировоззренческая ориентация современной науки. Современная наука, раздвигая свои горизонты, во многом способствует изменению мировоззренческих ориентации современника.
Она вышла в область познания микро- и мегамира, достигла таких границ, которые требуют расширения области рационального мировосприятия.
Значение имеет направленность на целостное обобщение имеющейся системы многообразных областей знания, создание единой общенаучной картины мира, объясняющей все многообразие противоречивых явлений действительности.
Важной мировоззренческой ориентацией современной науки является установка на ее парадигмальный характер.
· Для мировоззренческих ориентаций науки классического типа, царившей в XVII— XVIII вв., была характерна НОРМА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, диктовавшая максимальное ограждение науки от культуры и выработку некого универсального научного стандарта.
Как правило, в качестве такового выделялись либо математика с ее аксиоматическим-дедуктивным методом, либо физика, с ее механико-экспериментальным методом.
· Для мировоззренческих ориентации современной, постнеклассической стадии науки характерно УПРАЗДНЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ И ПРИНЯТИЕ ИДЕИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ НАУКИ.
ИДЕАЛОМ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ СТАДИИ НАУКИ ЯВЛЯЕТСЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД СИНЕРГЕТИКИ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ СТРОГИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПОСТИЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ С НАУКОЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ.
Мир предстает как неравновесная, динамическая, сложнорегулируемая система, во многом зависимая от деятельности человечества.
Это предполагает и нацеливает на учет феномена обратной связи и особой роли активности субъекта в познании.
14. Специфическая мировоззренческая ор