Динамика науки как процесс порождения нового знания
ТЕМЫ И ПЛАНЫ
56. ЧТО ТАКОЕ ДИНАМИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ?
ПЛАН
1. Динамика как важнейшая характеристика знания.
2. Логический позитивизм: его характеристические черты.
3. Проблема роста, развития знания как центральная проблема в современной западной философии науки.
4. Проблема роста, развития знания как центральная проблема в современной западной философии науки.
5. Что такое эволюционная эпистемология?
6. Что такое постпозитивизм?
7. Постпозитивистские модели развития науки как частные случаи общих эволюционных процессов в мире.
8. Вывод.
57. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РОСТА ЗНАНИЯ В
КОНЦЕПЦИИ К. ПОППЕРА
ПЛАН
1. Как Поппер рассматривает знание в любой его форме?
2. Как Поппер понимает эволюцию знания?
3. Для чего К. Поппер использовал идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного развития?
4. Какие факторы по Попперу препятствуют научному прогрессу?
5. Что является по Попперу необходимыми средствами роста науки?
6. Три основных требования к росту знания.
7. Какой схемой Поппер изображает модель роста научного знания?
58. ПОНИМАНИЕ Т. КУНОМ И И.
ЛАКАТОСОМ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ
ПЛАН
1. Два основных этапа историко-научного процесса по Т.Куну.
2. Что, по Куну, происходит с правилами-предписаниями («дисциплинарная матрица») в ходе развития науки?
3. Какой процесс происходит в ходе научной революции?
4. Что такое «научно-исследовательская программа» И. Лакатоса?
5. Структура научно-исследовательской программы.
6. Что представляет собой рост зрелой науки по Лакатосу?
7. «Диалектическая струя» в концепции И. Лакатоса о природе научного метода и об источниках и механизмах развитии научного знания.
59. ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ РОСТА ЗНАНИЯ В КОНЦЕПЦИИ П.
ФЕЙЕРАБЕНДА
ПЛАН
1. Принцип историзма П. Фейерабенда.
2. Как П. Фейерабенд понимает историю науки?
3. П.Фейерабенд о единстве и взаимодействии науки, ее истории, ее философии.
4. В чем видит П.Фейерабенд недостаточность неопозитивистского подхода к анализу роста, развития знания?
5. Из чего следует исходить, по П. Фейерабенду, при построении новой теории развития науки?
6. Как П.Фейерабенд подходит к изменению в науке «методологических директив»? Его методологическое кредо.
7. Как П.Фейерабенд представляет науку?
60. ЧТО ТАКОЕ КУМУЛЯТИВИЗМ И АНТИКУМУЛЯТИВИЗМ?
ПЛАН
1. Два крайних подхода к анализу динамики развития научного знания.
2. Что такое кумулятивизм?
3. Как сторонники кумулятивизма представляют развитие научного знания?
4. Что такое антикумулятивизм?
5. Как истории науки представляется представителям антикумулятивизма?
_________________________________________________________________________________________
61. ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
ПЛАН
1. Какую роль в научном познании играет модель?
2. Модель и субъект научного познания?
3. Первичные модели научного познания как метафоры.
4. Евклидова программа как программа тривиализации знания.
5. Эмпиристская программа как программа, располагающая истину «внизу».
6. Индуктивистская программа как результат попытки создать канал «течения» истины «снизу-вверх».
7. Последний удар К. Поппера по индуктивной логике.
8. В чем состоит главная особенность теоретических схем по В.С. Степину?
9. Каковы важные характеристики теоретической модели?
10. Важность положения К. Поппера для процесса формирования первичных теоретических моделей.
11. Выдвижение гипотезы и формирование первичных теоретических моделей.
12. Абстрактные объекты (теоретические конструкты) как «кирпичики» научной модели.
13. Какие смыслы передают теоретические объекты?
14. Каковы особенности логики формирования первичных теоретических моделей, дающих новое знание?
62.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОВ
ПЛАН
1. На что указывает понятие «закон»?
2. В чем состоит отличие законов как норм человеческого сосуществования от законов естественных наук?
3. Статистические и динамические законы.
4. На что нацелены законы науки?
5. Как понимали законы науки Кеплер, Коперник, Кант, А. Пуанкаре и Э.Мах?
6. Что предполагает формирование законов?
7. Что реально осуществляется на всех стадиях научного исследования?
8. В.С. Степин о двух стадиях построения в классической физике частных теоретических схем как гипотез?
9. Общие законы как цель научного исследования.
63. ЗНАЧЕНИЕ АНАЛОГИЙ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ПОИСКЕ
ПЛАН
1. Почему в современном процессе научного исследования ощутимой становится роль аналогий?
2. Какие аналогии выделяют современные интерпретаторы?
3. Что позволяет делать умозаключения по аналогии?
4. Почему актуален вопрос о достоверности аналогии?
5. Виды аналогии.
6. В чем состоит отличие аналогии от дедуктивного умозаключения?
7. Ложные аналогии.
8. Аналогии в технических науках.
9. Изобретение и аналогия.
64. СПЕЦИФИКА ПРОЦЕДУРЫ ОБОСНОВАНИЯ НАУЧНЫХ
ЗНАНИЙ
ПЛАН
1. Как трактуется процедура обоснования научных знаний?
2. Аналитические (расчленяющие) и обобщающие (синтетические) процедуры.
3. В связи с чем К. Гемпель поднимает проблему обоснования?
4. Когда, по Гемпелю, теоретические понятия становятся излишними?
5. Как может быть представлена «Дилемма теоретика»?
6. Что предполагает процедура обоснования?
7. Структурное равенство процедур обоснования и предсказания.
8. Опора на общие законы как существенная характеристика обоснования.
9. Принцип причинного обоснования.
65. МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ О ЛОГИКЕ НАУЧНОГО ОТКРЫТИЯ?
ПЛАН
1. Осуществима ли задача разработки логики научного открытия?
2. Чему отводится большое место в логике открытия?
3. Как воспринимается эвристика?
4. Поддается ли логика открытия формализации?
5. Междисциплинарность как характерный признак логики открытия?
6. Этапы процесса научного открытия?
7. Три группы теорий, отражающих эвристические стратегии.
8. «Мозговая атака» А.Ф. Осборна.
9. Элементарные модели эвристической деятельности.
10. Специфика эвристических постулатов.
11. Какие постулаты причисляют к классу эвристических постулатов?
12. Какими методами обогащает исследователя эвристика?
13. Модели, полученные при анализе процесса научного открытия.
66. РАЗВИТАЯ НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ИСХОДНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
ПЛАН
1. Процесс построения научной теории.
2. Отношение теории к определенной предметной области действительности.
3. Чем является теория по форме?
4. Три особенности построения развитой научной теории.
5. Роль языка в процессе построения развитой научной теории.
67. ОТЛИЧИЯ КЛАССИЧЕСКОГО И НЕКЛАССИЧЕСКОГО
ВАРИАНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ
ПЛАН
1. Конкуренция теорий как свидетельство развития научного познания.
2. Идеал дедуктивно построенных теорий - классическая стадия развития науки.
3. На какие системы и разновидности сложных объектов ориентируется неклассический вариант формирования теории.
4. Конфликт критериев в рамках неклассического этапа формирования теории.
5. Принцип фальсифицируемости К.Поппера как альтернатива принципу верификации.
6. Неравнозначность различных уровней теоретической организации знания.
7. Лингвистический поворот, характерный для неклассического этапа развития научно-теоретического знания.
8. Типы научного языка.
9. Язык логического анализа как сущность процесса построения теории (Рассел, Витгенштейн, Фреге, Кантор, Куайн).
68. НАСКОЛЬКО УНИВЕРСАЛЬНЫ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И
КАКУЮ РОЛЬ ОНИ ИГРАЮТ В НАУКЕ?
ПЛАН
1. Этап проблемного осмысления как этап формулировки основной проблемы научного исследования.
2. Этап выдвижения гипотезы как необходимого основания создания теоретической модели.
3. Проблемная ситуация как необходимый этап развития научного познания.