Они оказались связанными с попытками построения синтетических теорий.
· Со стороны математики революция в стиле мышленияестествоиспытателей была произведена Николаем Ивановичем Лобачевским (1792—1856).
Он открыл миру дотоле неизвестную истину, что помимо Евклидовой геометрии может существовать другая, реальная геометрия нашего мира, отвечающая всем критериям научности.
· В сферу психофизики и физиологии выдающийся русский физиолог Иван Михайлович Сеченов(1829—1905) ввел идеи рефлексологии, утверждавшей, что по способу происхождения все акты сознательной и бессознательной жизни суть рефлексы, в которых выделялись два признака:
ü быть орудием различения условий действия и
ü быть регулятором последнего.
СЕЧЕНОВ ПЫТАЛСЯ ВСКРЫТЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
· По инициативе выдающегося специалиста по невропатологии, психиатрии и психологии Владимира Михайловича Бехтерева (1857— 1927) в 1918 г. был создан Институт Мозга, который впоследствии возглавила его внучка Наталья Бехтерева.
Бехтерев предлагал взглянуть на психические процессы с точки зрения их энергетического содержания, связать психические явления с реакцией на физические и социальные раздражители, обратить энергетический подход на сферу общественных явлений.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ЗАСТАВЛЯЛ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА ВЛИЯНИЕ КОСМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ.
· Нобелевский лауреат, русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849—1938) — родоначальник объективного экспериментального изучения высшей нервной деятельности — выразил свой подход в трех главных положениях:
ü детерминизм,
ü связь динамики с конструкцией,
ü единство анализа и синтеза.
Следует особо подчеркнуть, что ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КИБЕРНЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ, МОДЕЛИРУЮЩИХ КОНКРЕТНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА, опирались на результаты естественнонаучных разработок Павлова.
ВЫВОД О СИГНАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО БЫЛ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЯ О ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Существо принципа сигнализации состоит в том, что он определяет такие формы приспособления организма, когда последний в своих ответных действиях предвосхищает течение будущих событий.
Огромное значение для философии науки имеет и концепция возникновения второй сигнальной системы, понимаемой в качестве физиологической основы абстрактного мышления.
Павлов был уверен: ЕСЛИ НАШИ ОЩУЩЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, ЕСТЬ ДЛЯ НАС ПЕРВЫЕ СИГНАЛЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, КОНКРЕТНЫЕ СИГНАЛЫ, ТО КИНЕСТЕЗИЧЕСКИЕ РАЗДРАЖЕНИЯ, ИДУЩИЕ В КОРУ ОТ РЕЧЕВЫХ ОРГАНОВ, ЕСТЬ ВТОРЫЕ СИГНАЛЫ, СИГНАЛЫ СИГНАЛОВ.
· Отечественный исследователь Петр Кузьмич Анохин (1898—1974), ученик В.М. Бехтерева и И.П. Павлова, ввел в современную культуру и научно обосновал потенциал идеи опережающего отражения.
Он исходил из того, что живая материя в процессе эволюции как бы «вписалась» в уже готовую пространственно-временную структуру мира и не могла не отразить на себе ее свойства.
Возникла необходимость приспособления к существующим условиям, в процессе которого огромное значение имели внешние временные параметры.
Взаимодействия, подчиненные природным ритмам, действуют на организм миллионы лет.
Они фиксируются в самом устройстве организмов, благодаря чему он оказываются способным к опережающему отражению.
Примером опережающего отражения может служить следующее: осень, опадает листва, физиологические процессы замедляются, деревья обезвоживаются, готовясь встретить зиму, однако холода еще не наступили. Следовательно, изменение организма (субъекта) произошло раньше, чем на него подействовали внешние обстоятельства (объект).
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОТРАЖЕНИЕ — ЭТО РЕАКЦИЯ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА, ПОДГОТОВЛЕННАЯ СЕРИЯМИ ПРЕЖНИХ ПОВТОРЯЮЩИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЙ СО СТОРОНЫ НЕОРГАНИЧЕСКОГО МИРА, ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Опережающее отражение возможно вследствие РАЗНОВРЕМЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО (ВНЕШНЕГО) И БИОЛОГИЧЕСКОГО (ВНУТРЕННЕГО) ВРЕМЕНИ.
Оно делает живые системы надежными и устойчивыми в мире, полном изменений.
У человека способность к опережающему отражению перерастает в форму НАУЧНОГО ПРЕДВИДЕНИЯ И ПРОГНОСТИКИ.
· В отечественной науке после острого увлечения проблематикой бессознательного в ее психоаналитическом варианте новый интерес к ней возник благодаря деятельности Дмитрия Николаевича Узнадзе (1886—1950) — грузинского психолога и философа, одного из организаторов Тбилисского университета, который в качестве альтернативной модели фрейдовского «бессознательного» предложил «ТЕОРИЮ НЕОСОЗНАВАЕМОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ».
Согласно последней, действия, реакции, поступки и мысли человека всегда зависят от особого психического состояния — готовности к данному процессу.
КАРДИНАЛЬНОЙ ФОРМОЙ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ОКАЗЫВАЕТСЯ УСТАНОВКА, СВЯЗАННАЯ С НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ НА АКТИВНОСТЬ В КАКОМ-ЛИБО ВИДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬЮ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Установка возникает при встрече двух факторов:
ü потребности и
ü ситуации удовлетворения этой потребности.
Она определяет НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ПСИХИКИ и ХАРАКТЕР ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТА.
Установка обладает сложной структурой, содержит различные аспекты предрасположенности к восприятию или действию в отношении социальных объектов и ситуаций.
Это:
ü эмоциональные аспекты,
ü смысловые аспекты и
ü поведенческие аспекты.
Д. УЗНАДЗЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО И ТЕОРЕТИЧЕСКИ ДОКАЗАЛ, ЧТО УСТАНОВКА КАК НЕОСОЗНАВАЕМАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ СОСТАВЛЯЮЩИМ ЭЛЕМЕНТОМ ЛЮБОГО АКТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.
ОСОБЕННО ВЕЛИКА ЕЕ РОЛЬ В ТВОРЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ, В ОБЛАСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ, В СФЕРЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЙ АКТИВНОСТИ.
71. ЗАВИСИМОСТЬ ДЕФОРМАЦИИ НАУКИ ОТ ИДЕОЛОГИИ
ПЛАН
1. Период деформации института науки в связи с тоталитарным режимом и системой репрессивно-террористического контроля.
2. Необходимость противодействия «вражеским проискам и элементам» как специфический механизм тоталитарного управления наукой.
3. 60-е годы XX в.: ликвидация урона.
1. Период деформации института науки в связи с тоталитарным режимом и системой репрессивно-террористического контроля. Анализируя проблему включения теоретических представлений в культуру в контексте отечественной философии науки, невозможно обойти период деформации института науки в связи с тоталитарным режимом и системой репрессивно-террористического контроля в истории нашей страны, установленного над всеми сферами общества, когда угроза давления ненаучных, идеолого-политических принципов и ориентировок нависала над судьбой не только отдельных ученых, но и целых научных направлений.
Широко известный в марксизме тезис о классовой борьбе в науке обернулся многообразными акциями разоблачения «вредительства».
Классический тип кабинетного ученого был назван чучелом и пугалом и подвергался всяческой критике.
Лозунги типа: «Догнать и перегнать природу!», «Борьба с природой!», «За революцию в природе!» — выдавали чудовищно агрессивный настрой лженауки.
В контексте лженауки — евгеники — планировалась и борьба за перестройку собственно человеческой природы.
В качестве критерия «истины» выступали идеи и замечания «корифея всех наук» и «отца всех народов» — товарища Сталина. Бесконечный страх, переходящий в ужас перед государственной репрессивной машиной, делал науку угоднической лженаукой. «Отец всех народов» волюнтаристски определял правильность или ошибочность направлений многообразных научных исследований.
2. Необходимость противодействия «вражеским проискам и элементам» как специфический механизм тоталитарного управления наукой. Кроме жесткого механизма насилия советская тоталитарная система использовала еще один специфический механизм — необходимость противодействия «вражеским проискам и элементам».
Ситуация, сложившаяся в отечественной философии науки, отличалась ярым идеологическим неприятием открытий квантовой физики и всех следующих из нее мировоззренческих переориентации, откровенным шельмованием ее сторонников.
Причем работы по созданию атомной бомбы, основанные на превращении вещества и энергии и вытекающие из новых теорий, всячески стимулировались, но в то же время готовилась крупномасштабная кампания по обличению новой физики как псевдонауки.
То, что она не вылилась в массовые репрессии, объяснилось так: «Физики отбились от своей лысенковщины атомной бомбой».
Однако идеологическая кампания была развернута. Она имела своей целью освободиться от самостоятельно мыслящих теоретиков, чьи выводы и исследования были малопригодны для подтверждения ортодоксальных норм сталинизма и примитивно сформулированных положений диалектического материализма.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЗИКОВ РАЗДЕЛЯЛА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КОПЕНГАГЕНСКОЙ ШКОЛЫ БОРА И ГЕЙЗЕНБЕРГА.
А философская реакция не скупилась на ярлыки и обвинения в космополитизме, реставрации махизма, отступлении к идеализму и агностицизму.
Все открытия квантовой физики огульно именовались чертовщиной, провозглашавшей выводы о «свободе воли» у электрона.
Усиление идеологического контроля приводило к отказу от достижений мировой научной мысли, довлела атмосфера резкого неприятия идей новой физики.
3. 60-е годы XX в.: ликвидация урона. Ликвидация урона началась лишь в 60-е гг. XX в., когда в изменившейся социально-политической ситуации, названной «оттепелью», обнаружил себя подлинный интерес к проблемам философии науки в их новой, свободной от диктата идеологии форме.
Одновременно возникают и условия взаимодействия с трудами западных мыслителей.
РЕФЛЕКСИЯ НАД РЕАЛЬНЫМИ ИСТОРИЧЕСКИМИ КОЛЛИЗИЯМИ ВКЛЮЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В КУЛЬТУРУ ПРИВЕЛА К ВЫВОДАМ О СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРОЦЕССА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ЕГО ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ.
Для современного уровня развития отечественной философии науки становится ведущей ТЕНДЕНЦИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИДЕОЛОГИЗАТОРСКОМУ ПОДХОДУ, СТРЕМЛЕНИЕ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ РЕШЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ВОПРОСОВ СПЕЦИАЛИСТАМ В ОБЛАСТИ КОНКРЕТНЫХ НАУК.
72. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
ПЛАН
1. Преемственность в развитии научных знаний.
2. Единство количественных и качественных изменений в развитии науки.
3. Дифференциация и интеграция наук.
4. Взаимодействие наук и их методов.
5. Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации.
6. Теоретизация и диалектизация науки.
7. Ускоренное развитие науки.
8. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма.
9. Новые тенденции и закономерности развития современной науки.
БУДУЧИ ДЕТЕРМИНИРОВАНА В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКОЙ И ЕЕ ПОТРЕБНОСТЯМИ, НАУКА ВМЕСТЕ С ТЕМ РАЗВИВАЕТСЯ ПО СВОИМ СОБСТВЕННЫМ ЗАКОНОМЕРНОСТЯМ, Т. Е. ОБЛАДАЕТ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ВНУТРЕННЕЙ ЛОГИКОЙ СВОЕГО РАЗВИТИЯ.
1. Преемственность в развитии научных знаний. Данная закономерность выражает неразрывность всего познания действительности как внутренне единого процесса смены идей, принципов, теорий, понятий, методов научного исследования.
При этом каждая, более высокая (?-Г.Б.) ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени с удержанием всего ценного, что было накоплено раньше, на предшествующих ступенях.
Объективной основой преемственности в науке является то реальное обстоятельство, что в самой действительности имеет место поступательное развитие предметов и явлений, вызываемое внутренне присущими им противоречиями.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РЕАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ОБЪЕКТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЕ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ, ТАКЖЕ ПРОИСХОДИТ ЧЕРЕЗ ДИАЛЕКТИЧЕСКИ ОТРИЦАЮЩИЕ ДРУГ ДРУГА ТЕОРИИ, КОНЦЕПЦИИ И ДРУГИЕ ФОРМЫ ЗНАНИЯ.
Содержание отрицаемых знаний не отбрасывается полностью, а сохраняется в новых концепциях в «снятом» виде, с удержанием положительного.
Новые теории не отрицают полностью старые, потому что последние с определенной степенью приближения отображают объективные закономерности действительности в своей предметной области.
Диалектическое отношение новой и старой теории в науке нашло свое обобщенное отражение в ПРИНЦИПЕ СООТВЕТСТВИЯ, впервые сформулированном Нильсом Бором.
Согласно данному принципу, смена одной частнонаучной теории другой обнаруживает не только различия, но и связь, преемственность между ними.
Новая теория, приходящая на смену старой, в определенной форме — а именно в качестве ПРЕДЕЛЬНОГО СЛУЧАЯ — удерживает ее.
Так, например, обстояло дело в соотношении «классическая механика — квантовая механика».
В процессе развития научного познания возможен обратный переход от последующей теории к предыдущей, их совпадение в некоторой предельной области, где различия между ними оказываются несущественными.
Важный аспект преемственного развития науки состоит в том, что всегда необходимо распространять истинные идеи за рамки того, на чем они опробованы.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, КАЖДЫЙ ШАГ НАУКИ ПОДГОТАВЛИВАЕТСЯ ПРЕДШЕСТВУЮЩИМ ЭТАПОМ, И КАЖДЫЙ ЕЕ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП ЗАКОНОМЕРНО СВЯЗАН С ПРЕДЫДУЩИМ.
Заимствуя достижения предшествующей эпохи, наука непрерывно движется дальше.
Однако это не есть механическое, некритическое заимствование; преемственность не есть простое перенесение старых идей в новую эпоху, пассивное заимствование полностью всего содержания используемых теорий, гипотез, методов исследования.
Он обязательно включает в себя МОМЕНТ КРИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА и ТВОРЧЕСКОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ.
Преемственность представляет собой органическое единство двух моментов:
· наследования и
· критической переработки.
Процесс преемственности в науке (но не только в ней) может быть выражен в терминах «традиция» (старое) и «новация» (новое).
Это две противоположные диалектически связанные стороны единого процесса развития науки: новации вырастают из традиций, находятся в них в зародыше; все положительное и ценное, что было в традициях, в «снятом виде» остается в новациях.
· Новация (в самом широком смысле) — это все то, что возникло впервые, чего не было раньше.
Характерный пример новаций — научные открытия, фундаментальные, «сумасшедшие» идеи и концепции — квантовая механика, теория относительности, синергетика и т. п.
· Традиции в науке — знания, накопленные предшествующими поколениями ученых, передающиеся последующим поколениям и сохраняющиеся в конкретных научных сообществах, научных школах, направлениях, отдельных науках и научных дисциплинах.
Множественность традиций дает возможность выбора новым поколениям исследователей тех или иных из них.
А они могут быть как позитивными (что и как воспринимается), так и негативными (что и как отвергается).
Жизнеспособность научных традиций коренится в их дальнейшем развитии последующими поколениями ученых в новых условиях.
2. Единство количественных и качественных изменений в развитии науки. Преемственность научного познания не есть однообразный, монотонный процесс.
В определенном срезе она выступает как единство постепенных, спокойных количественных и коренных, качественных (скачки, научные революции) изменений. Эти две стороны науки тесно связаны и в ходе ее развития сменяют друг друга как своеобразные этапы данного процесса.
· Этап количественных изменений науки — это постепенное накопление новых фактов, наблюдений, экспериментальных данных в рамках существующих научных концепций.
В связи с этим идет процесс расширения, уточнения уже сформулированных теорий, понятий и принципов.
· Этап качественных изменений науки— на определенном этапе этого процесса и в определенной его «точке» происходит перерыв непрерывности, скачок, коренная ломка фундаментальных законов и принципов вследствие того, что они не объясняют новых фактов и новых открытий.
Это и есть коренные качественные изменения в развитии науки, т. е. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.
Во время относительно устойчивого развития науки происходит постепенный рост знания, но ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОСТАЮТСЯ ПОЧТИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
В период научной революции подвергаются ломке именно эти представления.
Революция в той или иной науке представляет собой период коренной ломки основных, фундаментальных концепций, считавшихся ранее незыблемыми, период наиболее интенсивного развития, проникновения в область неизвестного, скачкообразного углубления и расширения сферы познанного.
3. Дифференциация и интеграция наук. Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов — дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук — чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «стыке»).
НА ОДНИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ НАУКИ ПРЕОБЛАДАЕТ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (ОСОБЕННО В ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ В ЦЕЛОМ И ОТДЕЛЬНЫХ НАУК), НА ДРУГИХ — ИХ ИНТЕГРАЦИЯ, ЭТО ХАРАКТЕРНО ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ.
· ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний.
ОНА НЕИЗБЕЖНО ВЕДЕТ К СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗДЕЛЕНИЮ НАУЧНОГО ТРУДА.
Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно «потеря связи целого», сужение кругозора — иногда до «профессионального кретинизма»).
· Одновременно с процессом дифференциации происходит и ПРОЦЕСС ИНТЕГРАЦИИ — объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними.
Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания, как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как:
ü естественнонаучная,
ü общенаучная,
ü философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).
4. Взаимодействие наук и их методов. Разделение науки на отдельные области было обусловлено различием природы вещей, закономерностей, которым последние подчиняются.
Различные науки и научные дисциплины развиваются не независимо, а в связи друг с другом, взаимодействуя по разным направлениям.
Одно из них — это использование данной наукой знаний, полученных другими науками.
ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ПУТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУК — ЭТО ВЗАИМООБМЕН МЕТОДАМИ И ПРИЕМАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ, Т: Е. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ОДНИХ НАУК В ДРУГИХ.
Особенно плодотворным оказалось применение методов физики и химии к изучению в биологии живого вещества, сущность и специфика которого одними только этими методами, однако, не была «уловлена».
Для этого нужны были свои собственные — биологические методы и приемы их исследования.
Следует иметь в виду, что взаимодействие наук и их методов затрудняется неравномерностью развития различных научных областей и дисциплин.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ — характерная особенность современной науки, благодаря которой создаются необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия сущности, законов качественно различных явлений реальной действительности.
НАИБОЛЕЕ БЫСТРОГО РОСТА И ВАЖНЫХ ОТКРЫТИЙ СЕЙЧАС СЛЕДУЕТ ОЖИДАТЬ КАК РАЗ НА УЧАСТКАХ «СТЫКА», ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ НАУК И ВЗАИМНОГО ОБОГАЩЕНИЯ ИХ МЕТОДАМИ И ПРИЕМАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Этот процесс объединения усилий различных наук для решения важных практических задач получает все большее развитие. Это магистральный путь формирования «единой науки будущего».
5. Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации. Одна из важных закономерностей развития науки — усиление и нарастание сложности и абстрактности научного знания, углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации науки как базы новых информационных технологий, обеспечивающих совершенствование форм взаимодействия в научном сообществе.
Сущность процесса математизации, собственно, и заключается в применении количественных понятий и формальных методов математики к качественно разнообразному содержанию частных наук.
ПОСЛЕДНИЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДОСТАТОЧНО РАЗВИТЫМИ, ЗРЕЛЫМИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ, ЧТОБЫ ОСОЗНАТЬ В ДОСТАТОЧНОЙ МЕРЕ ЕДИНСТВО КАЧЕСТВЕННОГО МНОГООБРАЗИЯ ИЗУЧАЕМЫХ ИМИ ЯВЛЕНИЙ.
Именно этим обстоятельством прежде всего определяются возможности математизации данной науки.
ЧЕМ СЛОЖНЕЕ ДАННОЕ ЯВЛЕНИЕ, ЧЕМ БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ ФОРМЕ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ ОНО ПРИНАДЛЕЖИТ, ТЕМ ТРУДНЕЕ ОНО ПОДДАЕТСЯ ИЗУЧЕНИЮ КОЛИЧЕСТВЕННЫМИ МЕТОДАМИ, ТОЧНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ ЗАКОНОВ СВОЕГО ДВИЖЕНИЯ.
Так, невозможно математически точно выразить:
· рост сознательности человека,
· степень развития его умственных способностей,
· эстетические достоинства художественных произведений.
Применение математических методов в науке и технике за последнее время значительно расширилось, углубилось, проникло в считавшиеся ранее недоступными сферы.
Эффективность применения этих методов зависит как от специфики данной науки, степени ее теоретической зрелости, так и от совершенствования самого математического аппарата.
АБСТРАКТНЫЕ ФОРМУЛЫ И МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ НЕ ДОЛЖНЫ ЗАСЛОНЯТЬ (А ТЕМ БОЛЕЕ ВЫТЕСНЯТЬ) РЕАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМЫХ ПРОЦЕССОВ.
Применение математики нельзя превращать в простую игру формул, за которой не стоит объективная действительность.
Вот почему всякая поспешность в математизации, игнорирование качественного анализа явлений, их тщательного исследования средствами и методами конкретных наук ничего, кроме вреда, принести не могут.
Рассматривая проблему формы и содержания, В. Гейзенберг, в частности, писал: «Математика — это форма, в которой мы выражаем наше понимание природы, но не содержание. Когда в современной науке переоценивают формальный элемент, совершают ошибку и притом очень важную» (Гейзенберг В. Шаги за горизонт. С. 262.).
В настоящее время одним из основных инструментов математизации научно-технического прогресса становится математическое моделирование.
Его сущность и главное преимущество состоит в ЗАМЕНЕ ИСХОДНОГО ОБЪЕКТА СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛЬЮ и в дальнейшем ее изучении (экспериментированию с нею) на ЭВМ с помощью вычислительно-логических алгоритмов.
6. Теоретизация и диалектизация науки. Наука (особенно современная) развивается по пути синтеза абстрактно-формальной (математизация и компьютеризация) и конкретно-содержательной сторон познания.
Вторая из названных сторон выражается, в частности, терминами «теоретизация» и «диалектизация».
Для современной науки характерно нарастание сложности и абстрактности знания, теоретические разделы некоторых научных дисциплин (например, квантовой механики, теоретической физики и др.) достигли такого уровня, когда целый ряд их результатов не может быть представлен наглядно.
Все большее значение приобретают абстрактные, логико-математические и знаковые модели, в которых определенные черты моделируемого объекта выражаются в весьма абстрактных формулах.
Такой процесс происходит во всех науках, и переход на все более высокие уровни абстрагирования усиливается и расширяется.
· Диалектизация науки как ее важнейшая закономерность означает все более широкое внедрение во все сферы научного познания идеи развития (а значит, и времени).
Причем именно во все науки, а не только в так называемые «исторические науки» — в геологию, биологию, астрофизику, историю и т. п.
Сегодня многие мыслящие представители частных наук все более четко осознают, что «процесс диалектизации давно прошел» и продолжает расширяться и углубляться (?-Г.Б.)— хочется это кому-то или не хочется, нравится кому-то диалектика или нет.
Поэтому необходимо как можно скорее и основательнее «вытравлять» именно извращения диалектики (а не ее саму), дальше творчески развивать диалектический метод, вернуть ту свойственную ему роль, которую он всегда играл в мировой философии, — роль мощного методологического орудия — «стоящего на стороне субъекта средства» (Гегель), с помощью которого он познает и преобразует окружающую действительность, а «заодно» изменяется и сам.
7. Ускоренное развитие науки. Говоря о важной роли науки в жизни общества, Ф. Энгельс в середине XIX в. обратил внимание на то обстоятельство, что НАУКА ДВИЖЕТСЯ ВПЕРЕД ПРОПОРЦИОНАЛЬНО МАССЕ ЗНАНИЙ, УНАСЛЕДОВАННЫХ ЕЮ ОТ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.
Позднее он же, конкретизируя данное положение, подчеркнул, что СО ВРЕМЕНИ СВОЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ (Т. Е. С XVI—XVII ВВ.) РАЗВИТИЕ НАУК УСИЛИВАЛОСЬ ПРОПОРЦИОНАЛЬНО КВАДРАТУ РАССТОЯНИЯ (ВО ВРЕМЕНИ) ОТ СВОЕГО ИСХОДНОГО ПУНКТА.
Констатация ЭКСПОНЕНЦИАЛЬНОГО ЗАКОНА РАЗВИТИЯ НАУКИ (т. е. ускорения его темпов) и есть одна из общих закономерностей ее развития.
Данная закономерность проявляется в УВЕЛИЧЕНИИ ОБЩЕГО ЧИСЛА:
· научных работников,
· научных учреждений и организаций,
· публикаций,
· выполняемых научных работ и решаемых проблем,
· материальных затрат на науки или (и) доходов от нее и т. п.
УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ НАУКИ ЕСТЬ СЛЕДСТВИЕ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА.
Это привело к непрерывному накоплению знаний, в результате чего их масса, находящаяся в распоряжении ученых последующего поколения, значительно превышает массу знаний предшествующего поколения.
По разным подсчетам (и в зависимости от области науки), СУММА НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ УДВАИВАЕТСЯ В СРЕДНЕМ КАЖДЫЕ 5—7 ЛЕТ (А ИНОГДА И В МЕНЬШИЕ СРОКИ).
Одним из КРИТЕРИЕВ УСКОРЕНИЯ ТЕМПОВ РАЗВИТИЯ НАУКИ является сокращение сроков перехода:
· от одной ступени научного познания к другой,
· от научного открытия к его практическому применению.
Если в прошлом открытие и его применение отделялись десятками и даже сотнями лет, то теперь эти сроки исчисляются несколькими годами и даже месяцами.
8. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма. Критика — способ духовной деятельности, основная задача которого — целостная оценка явления с выявлением его противоречий, сильных и слабых сторон и т. д.
Существуют ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КРИТИКИ:
· негативная, разрушительная — беспощадное и полное («голое») отрицание всего и вся;
· конструктивная, созидательная, предлагающая конкретные пути решения проблем, реальные методы разрешения противоречий, эффективные способы преодоления заблуждений.
ЗНАЧЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ КРИТИКИ В НАУКЕ ВОЗРАСТАЕТ ВМЕСТЕ С РОСТОМ ПОТРЕБНОСТИ ВО ВСЕСТОРОННЕМ ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ОБЪЕКТОВ И ПОСТРОЕНИИ НЕ ФРАГМЕНТАРНЫХ, А ЦЕЛОСТНЫХ, СИНТЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ.
Последние предполагают высокую методологическую культуру ученого и его критическое сознание, непримиримое ни с каким монополизмом (в познании — с исключительным правом на истину) и догматизмом.
Догматизм — форма метафизического(?-ну-ну-ну!-Г.Б.) мышления, характеризующаяся застылостью, косностью, окостенелостью, «мертвостью» и неподвижностью, стремлением к авторитарности.
Догматизм игнорирует реальные изменения, не учитывает конкретных условий места и времени.
Его мышление схематично, статично, преувеличивает значение абсолютного момента в истине, выдает этот момент за всю истину в целом, монополизируя ее (Так, называй «отцов» этой позиции-Маркс, Энгельс, Ленин,Сталин-Г.Б.).
9. Новые тенденции и закономерности развития современной науки. В последние годы все чаще говорят о новых тенденциях и закономерностях развития современной науки.
Это, в частности, ПРИНЦИП АКСИОЛОГИЗАЦИИ науки, который требует акцентирования внимания не только на объективных характеристиках предметов изучения, но и на необходимости учета ценностных компонентов познавательного процесса (т. е. его «ценностно-целевых» элементов).
Некоторые исследователи говорят об ЭКОЛОГИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, т. е. о проникновении экологических законов и принципов в сложившуюся систему естественных, технических и социально-гуманитарных наук.
Эту тенденцию (закономерность) подтверждает бурное развитие таких наук, как:
· экология человека,
· биоэтика,
· валеология (комплекс наук о здоровье человека) и др.
РАЗДЕЛ 4