Основной задачей культуры становится воспитание и возделывание самого человека.
В ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА» ВКЛЮЧАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОТЛИЧИЯ ОБРАЗОВАННЫХ И ВОСПИТАННЫХ ЛЮДЕЙ ОТ «НЕКУЛЬТУРНЫХ И ДИКИХ ВАРВАРОВ».
Исторически идея взаимосвязи культуры и науки прослеживается в греческом понятии «техне», которое указывает на мастерство и умение как ТЕХНОЛОГИЮ ИЗГОТОВЛЕНИЯ, с одной стороны, и ВЫСОКИЙ СТАТУС МАСТЕРА, с другой.
ОРИЕНТАЦИЯ НА «ТЕХНЕ» ПОДЧЕРКИВАЕТ РЕМЕСЛЕННИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ПРИНЦИПИАЛЬНУЮ ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ, БЫСТРУЮ ВНЕДРЯЕМОСТЬ НОВЫХ ИЗОБРЕТЕНИЙ В ЖИЗНЬ.
6. О чем свидетельствует первоначальное этимологическое значение термина «культура»? Тенденция сближения научных ориентиров и культуры заключается также и в первоначальном этимологическом значении термина, когда «культура» представала как АГРОКУЛЬТУРА и толковалась как ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРИРОДУ, ЕЕ ОБРАБАТЫВАНИЕ.
Она (агрокультура-?-Г.Б.) прочитывается как СОВОКУПНОСТЬ ПОПЫТОК УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ОСНОВЕ АДЕКВАТНЫХ ИМ СВОЙСТВ.
КОГДА РЕЧЬ ИДЕТ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ЧЕЛОВЕКА, Т.Е. О ВОСПИТАНИИ, ОБУЧЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ, ЕГО ОСНОВУ ТАКЖЕ СОСТАВЛЯЮТ ПРОЦЕССЫ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ СОВОКУПНОСТИ ПРИВИВАЕМЫХ НОРМ, СПОСОБОВ И ПРИЕМОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ЖЕЛАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА.
Таким образом, КУЛЬТИВИРОВАНИЕ СОДЕРЖИТ В СЕБЕ ПРОГРАММУ ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ОБЪЕКТА ИЛИ СУБЪЕКТА, ПРЕДПОЛАГАЕТ И ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ОПЕРАЦИИ И ЭТАПЫ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ, Т.Е. ОПИРАЕТСЯ НА ОТКРЫТЫЕ НАУКОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
7. Как понимается культура в аспекте интеллектуальной составляющей? Со стороны интеллектуальной составляющей культура всегда понималась как СФЕРА ПРОГРЕССИВНОГО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО УМА, ОТКРЫТОГО ДЛЯ ИННОВАЦИЙ И ПРОГРЕССИВНОГО РАЗВИТИЯ, ЭТАЛОНЫ КОТОРОГО ВСЕГДА ВОСПРИНИМАЛИСЬ КАК ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.
Еще мудрые греки считали, что необходимо быть внимательным к любому новшеству, любому усовершенствованию, которые могли обеспечить большой успех в жизни.
ОСНОВАНИЕМ СБЛИЖЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И НАУКИ ЯВЛЯЕТСЯ ИХ ОБЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НА СОЗИДАНИЕ.
Известно, что пафос подлинной культуры (состоит-?-Г.Б.)в созидании ценностей, и в мире человеческих отношений, и в мире искусства, и в мире хозяйствования и экономики — в этом суть культуры.
8. Этический аспект решения проблемы включения теоретических новаций и представлений в культуру. Проблема включения теоретических новаций и представлений в культуру, помимо общего просвещенческого и когнитивного аспекта, имеет еще и достаточно весомую ЭТИЧЕСКУЮ компоненту, которая ОЦЕНИВАЕТ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И ПОСЛЕДСТВИЯ, РОЖДАЕМЫЕ ИЗ СТРЕМЛЕНИЯ ШИРОКО СЛЕДОВАТЬ НОВАЦИЯМ НАУКИ, НАУЧНЫМ ОТКРЫТИЯМ, ШИРОКО ПРИМЕНЯТЬ И ПРОПАГАНДИРОВАТЬ ИХ, ВНЕДРЯТЬ В ЖИЗНЬ.
Гносеологические характеристики мудрости, когда полнота теоретической осведомленности переходит в практическую, обнаруживает себя на уровне утилитарных наставлений, руководства в решении повседневно-жизненных вопросов, имеют огромное значение и оказывают влияние на процесс включения теоретических новаций в культуру.
9. Оценка культуры страны на основании процесса включения новых теоретических представлений в культуру. То новое, что открывает наука, не должно быть потеряно, после экспертных заключений, отслеживающих близкие и дальносрочные последствия данного научного открытия, оно должно быть включено в реальное и повседневное бытие культуры.
Процесс включения новых теоретических представлений в культуру обеспечивает такую оценку культуры той или иной страны как ПЕРЕДОВАЯ, ОТСТАЮЩАЯ или ДОГОНЯЮЩАЯ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОБЩАЯ КУЛЬТУРА, ВСЕСТОРОННЯЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВЕСЬМА ПРЕСТИЖНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ СОВРЕМЕННИКА.
10. Какие качества культивирует в человеке культура? Сфера культуры не остается безучастной к чистой теории, а предъявляет свои требования и, в частности, предполагает культивирование в человеке таких качеств, как:
· доброжелательность,
· деликатность,
· вежливость,
· толерантность.
Эти качества выполняют роль МЕХАНИЗМА ТРАНСЛЯЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ОБРАЗЦОВ, способствующего СДЕРЖИВАНИЮ И СНЯТИЮ ДЕСТРУКТИВНОГО ЭФФЕКТА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.
· ТОЛЕРАНТНОСТЬ:сочетает в себе сложное взаимодействие эмоциональных механизмов и профессионально-творческих способностей, которые помогают АДАПТИРОВАТЬ СИТУАЦИЮ.
НЕ ИСТЕРИКА И ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЙ ВЗРЫВ, А СПОКОЙНЫЙ, ТРЕЗВЫЙ И ВСЕСТОРОННИЙ ВЗГЛЯД НА СИТУАЦИЮ С ОЦЕНКОЙ РАЗЛИЧНОГО РОДА ПОСЛЕДСТВИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЕЕ РАЗВИТИЯ, — ВОТ, ЧТО ХАРАКТЕРИЗУЕТ ПОЗИЦИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ.
Опора на толерантность становится особо значимой, если принять во внимание многообразие раздражающих факторов, сопровождающих процесс включения новаций в актуальный КУЛЬТУРОСОЗИДАТЕЛЬНЫЙ потенциал.
По мнению Э. Роджерса, к их числу можно причислить следующие шесть факторов:
· фактор новизны и нестандартности;
· фактор экстремальности действий;
· фактор целостности профессионального труда;
· фактор постоянной включенности в управленческие связи;
· фактор неопределенности.
70. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ ВКЛЮЧЕНИЯ НОВЫХ
ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В КУЛЬТУРУ В СФЕРЕ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
ПЛАН
1. Идея первоначальной ассимиляции научных и культурных влияний Запада в размышлениях над спецификой развития отечественной научной мысли.
2. Начало XVIII в. Появление первых российских ученых.
3. В чем состояла проблема «книжной учености»?
4. Стремление к построению широких обобщающих конструкций, размах и масштабность проектов, как специфика отечественной установки.
1. Идея первоначальной ассимиляции научных и культурных влияний Запада в размышлениях над спецификой развития отечественной научной мысли. В размышлениях над спецификой развития отечественной научной мысли весьма популярна идея первоначальной ассимиляции научных и культурных влияний Запада.