Отрицательная эвристика запрещает применять опровержения к жесткому ядру программы.
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ЭВРИСТИКА РАЗРЕШАЕТ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ И РАСШИРЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ.
10. Важность положения К. Поппера для процесса формирования первичных теоретических моделей. В процессе формирования первичных теоретических моделей весьма значимо положение, выдвинутое К. Поппером: «ВЫДВИГАЙ ГИПОТЕЗЫ, ИМЕЮЩИЕ БОЛЬШЕЕ ЭМПИРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЧЕМ У ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ».
11. Выдвижение гипотезы и формирование первичных теоретических моделей. Формирование первичных теоретических моделей также связано с этапом выдвижения гипотезы и последующим ее обоснованием.
12. Абстрактные объекты (теоретические конструкты) как «кирпичики» научной модели. В качестве теоретических конструктов, этаких «кирпичиков» научной модели, выступают абстрактные объекты.
Они направлены на замещение тех или иных связей действительности, но они не могут существовать в статусе реальных объектов, так как представляют собой идеализации.
На выбор абстрактных объектов оказывает существенное влияние научная картина мира, которая стимулирует:
· развитие исследовательской практики,
· определение задач и
· способов их решений.
АБСТРАКТНЫЕ ОБЪЕКТЫ, КОТОРЫЕ ИНОГДА НАЗЫВАЮТ ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ ИЛИ КОНСТРУКТАМИ, ЯВЛЯЮТСЯ ИДЕАЛИЗАЦИЯМИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
В НИХ МОГУТ СОДЕРЖАТЬСЯ ПРИЗНАКИ, КОТОРЫЕ СООТВЕТСТВУЮТ РЕАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ, А МОГУТ ПРИСУТСТВОВАТЬ СВОЙСТВА, КОТОРЫМИ НЕ ОБЛАДАЕТ НИ ОДИН РЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ.
13. Какие смыслы передают теоретические объекты? Теоретические объекты передают смысл таких понятий, как «идеальный газ», «абсолютное черное тело», «точка», «сила», «окружность», «отрезок» и пр.
В реальности не существует изолированных систем, которые бы не испытывали никаких воздействий, поэтому вся классическая механика, ориентированная на закрытые системы, построена с помощью теоретических конструктов.
14. Каковы особенности логики формирования первичных теоретических моделей, дающих новое знание?
Особенности таковы:
· конструктивное видоизменение наблюдаемых условий,
· полагание новых идеализаций,
· созидание иной научной предметности, не встречающейся в готовом виде,
· интегративное перекрещивание принципов на «стыке наук», ранее казавшихся не связанными друг с другом.
62.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОВ
ПЛАН
1. На что указывает понятие «закон»?
2. В чем состоит отличие законов как норм человеческого сосуществования от законов естественных наук?
3. Статистические и динамические законы.
4. На что нацелены законы науки?
5. Как понимали законы науки Кеплер, Коперник, Кант, А. Пуанкаре и Э.Мах?
6. Что предполагает формирование законов?
7. Что реально осуществляется на всех стадиях научного исследования?
8. В.С. Степин о двух стадиях построения в классической физике частных теоретических схем как гипотез?
9. Общие законы как цель научного исследования.
1. На что указывает понятие «закон»? Понятие «закон» (о чем шла речь в вопросе 49) указывает на наличие внутренне необходимых, устойчивых и повторяющихся связей между событиями и состояниями объектов.
ЗАКОН ОТРАЖАЕТ ОБЪЕКТИВНО СУЩЕСТВУЮЩИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРИРОДЕ И В ЭТОМ СМЫСЛЕ ПОНИМАЕТСЯ КАК ПРИРОДНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ.
ЗАКОНЫ НАУКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОТРАЖЕНИЕ ПРИРОДНОЙ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ФОРМУЛИРУЮТСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИСКУССТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ СВОЕЙ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОБЛАСТИ.
2. В чем состоит отличие законов как норм человеческого сосуществования от законов естественных наук? Законы, выработанные человеческим сообществом как нормы человеческого сосуществования, значительно отличаются от законов естественных наук и имеют, как правило, КОНВЕНЦИАЛЬНЫЙ характер.
3. Статистические и динамические законы. Выделяют «вероятностные» (статистические) законы, основанные на ВЕРОЯТНОСТНЫХ ГИПОТЕЗАХ относительно взаимодействия большого числа элементов, и «динамические» законы, т.е. законы в форме УНИВЕРСАЛЬНЫХ условий.
4. На что нацелены законы науки? Законы науки отражают наиболее общие и глубинные природные и социальные взаимодействия, они стремятся к адекватному отображению закономерностей природы.
Однако сама мера адекватности и то, что законы науки есть обобщения, которые изменчивы и подвержены опровержению, вызывает к жизни весьма острую философско-методологическую проблему о природе законов.
5. Как понимали законы науки Кеплер, Коперник, Кант, А. Пуанкаре и Э.Мах? Не случайно Кеплер и Коперник понимали законы науки как гипотезы.
Кант вообще был уверен, что законы не извлекаются из природы, а предписываются ей.
Французский математик Анри Пуанкаре доказывал, что законы геометрии вовсе не являются утверждениями о реальном мире, а представляют собой произвольные соглашения о том, как употреблять такие термины, как «прямая линия» и «точка».
Мах пришел к выводу, что законы отвечают нашей психической потребности упорядочить физические ощущения.
Причем:
· исследовать законы связи между представлениями должна психология;
· открывать законы связи между ощущениями — физика;
· разъяснять законы связи между ощущениями — психофизика.
6. Что предполагает формирование законов? Формирование законов предполагает, что обоснованная экспериментально или эмпирическиГИПОТЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ имеет возможность для превращения в СХЕМУ.
· Причем теоретическая схемаВВОДИТСЯ ВНАЧАЛЕ КАК ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ, но затем она АДАПТИРУЕТСЯ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ СОВОКУПНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТОВ и в этом процессе ОБОСНОВЫВАЕТСЯ КАК ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА.
· Затем должен следовать этап ее применения к качественному многообразию вещей, т. е. ее КАЧЕСТВЕННОЕ РАСШИРЕНИЕ.
· И лишь после этого — этап КОЛИЧЕСТВЕННОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ в виде уравнения или формулы, что и знаменует собой фазу появления ЗАКОНА.
ИТАК, МОДЕЛЬ — СХЕМА — КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ РАСШИРЕНИЯ — МЕТАМАТИЗАЦИЯ — ФОРМУЛИРОВКА ЗАКОНА — ВОТ АПРОБИРОВАННАЯ НАУКОЙ ЦЕПОЧКА.
7. Что реально осуществляется на всех стадиях научного исследования? На всех без исключения стадиях научного исследования реально осуществляется КОРРЕКТИРОВКА как самих абстрактных объектов, так и их теоретических схем, а также их количественных математических формализаций.