Отрицательная эвристика запрещает применять опровержения к жесткому ядру программы.

ПО­ЛОЖИТЕЛЬНАЯ ЭВРИСТИКА РАЗРЕШАЕТ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ И РАСШИРЕ­НИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ.

10. Важность положения К. Поппера для процесса формирования первичных теоретических моделей. В процессе формирования первичных тео­ретических моделей весьма значимо положение, выдвинутое К. Поппером: «ВЫДВИГАЙ ГИПОТЕЗЫ, ИМЕЮЩИЕ БОЛЬШЕЕ ЭМПИРИЧЕСКОЕ СОДЕР­ЖАНИЕ, ЧЕМ У ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ».

11. Выдвижение гипотезы и формирование первичных теоретических моделей. Формирование первичных теорети­ческих моделей также связано с этапом выдвижения гипотезы и пос­ледующим ее обоснованием.

12. Абстрактные объекты (теоретические конструкты) как «кирпичики» научной модели. В качестве теоретических конструктов, этаких «кирпичиков» науч­ной модели, выступают абстрактные объекты.

Они направлены на за­мещение тех или иных связей действительности, но они не могут су­ществовать в статусе реальных объектов, так как представляют собой идеализации.

На выбор абстрактных объектов оказывает существен­ное влияние научная картина мира, которая стимулирует:

· развитие ис­следовательской практики,

· определение задач и

· способов их решений.

АБСТРАКТНЫЕ ОБЪЕКТЫ, КОТОРЫЕ ИНОГДА НАЗЫВАЮТ ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ ИЛИ КОНСТРУКТАМИ, ЯВЛЯЮТСЯ ИДЕАЛИЗАЦИЯМИ ДЕЙСТВИТЕЛЬ­НОСТИ.

В НИХ МОГУТ СОДЕРЖАТЬСЯ ПРИЗНАКИ, КОТОРЫЕ СООТВЕТСТВУЮТ РЕАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ, А МОГУТ ПРИСУТСТВОВАТЬ СВОЙСТВА, КОТОРЫМИ НЕ ОБЛАДАЕТ НИ ОДИН РЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ.

13. Какие смыслы передают теоретические объекты? Теоретические объекты передают смысл таких понятий, как «иде­альный газ», «абсолютное черное тело», «точка», «сила», «окружность», «отрезок» и пр.

В реальности не существует изолированных систем, ко­торые бы не испытывали никаких воздействий, поэтому вся классичес­кая механика, ориентированная на закрытые системы, построена с по­мощью теоретических конструктов.

14. Каковы особенности логики формирования первичных теоретических моделей, дающих новое знание?

Особенности таковы:

· конструктивное видоизменение наблюдаемых условий,

· полагание новых идеализаций,

· созидание иной научной предметности, не встречающейся в готовом виде,

· интегративное перекрещивание принципов на «стыке наук», ранее казавшихся не связанными друг с другом.

62.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОВ

ПЛАН

1. На что указывает понятие «закон»?

2. В чем состоит отличие законов как норм человеческого сосуществования от законов естественных наук?

3. Статистические и динамические законы.

4. На что нацелены законы науки?

5. Как понимали законы науки Кеплер, Коперник, Кант, А. Пуанкаре и Э.Мах?

6. Что предполагает формирование законов?

7. Что реально осуществляется на всех стадиях научного исследования?

8. В.С. Степин о двух стадиях построения в классической физике частных теоретических схем как гипотез?

9. Общие законы как цель научного исследования.

1. На что указывает понятие «закон»? Понятие «закон» (о чем шла речь в вопросе 49) указывает на нали­чие внутренне необходимых, устойчивых и повторяющихся связей между событиями и состояниями объектов.

ЗАКОН ОТРАЖАЕТ ОБЪЕКТИВ­НО СУЩЕСТВУЮЩИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРИРОДЕ И В ЭТОМ СМЫСЛЕ ПОНИ­МАЕТСЯ КАК ПРИРОДНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ.

ЗАКОНЫ НАУКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОТРАЖЕНИЕ ПРИРОДНОЙ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ФОРМУЛИРУЮТСЯ С ИСПОЛЬ­ЗОВАНИЕМ ИСКУССТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ СВОЕЙ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОБЛАСТИ.

2. В чем состоит отличие законов как норм человеческого сосуществования от законов естественных наук? За­коны, выработанные человеческим сообществом как нормы челове­ческого сосуществования, значительно отличаются от законов есте­ственных наук и имеют, как правило, КОНВЕНЦИАЛЬНЫЙ характер.

3. Статистические и динамические законы. Вы­деляют «вероятностные» (статистические) законы, основанные на ВЕ­РОЯТНОСТНЫХ ГИПОТЕЗАХ относительно взаимодействия большого чис­ла элементов, и «динамические» законы, т.е. законы в форме УНИВЕР­САЛЬНЫХ условий.

4. На что нацелены законы науки? Законы науки отражают наиболее общие и глубинные природ­ные и социальные взаимодействия, они стремятся к адекватному отображению закономерностей природы.

Однако сама мера адек­ватности и то, что законы науки есть обобщения, которые изменчивы и подвержены опровержению, вызывает к жизни весьма острую философско-методологическую проблему о природе законов.

5. Как понимали законы науки Кеплер, Коперник, Кант, А. Пуанкаре и Э.Мах? Не случай­но Кеплер и Коперник понимали законы науки как гипотезы.

Кант вообще был уверен, что законы не извлекаются из природы, а предпи­сываются ей.

Французский математик Анри Пуанкаре доказывал, что законы геометрии вовсе не являются утверждениями о реальном мире, а представляют собой произвольные соглашения о том, как употреб­лять такие термины, как «прямая линия» и «точка».

Мах пришел к выводу, что законы отвечают нашей психической потребности упоря­дочить физические ощущения.

Причем:

· исследовать законы связи меж­ду представлениями должна психология;

· открывать законы связи между ощущениямифизика;

· разъяснять законы связи между ощуще­ниями — психофизика.

6. Что предполагает формирование законов? Формирование законов предполагает, что обоснованная экспери­ментально или эмпирическиГИПОТЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ имеет возмож­ность для превращения в СХЕМУ.

· Причем теоретическая схемаВВОДИТ­СЯ ВНАЧАЛЕ КАК ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ, но затем она АДАПТИРУ­ЕТСЯ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ СОВОКУПНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТОВ и в этом процессе ОБОСНОВЫВАЕТСЯ КАК ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА.

· Затем должен следовать этап ее применения к качественному многообразию вещей, т. е. ее КАЧЕ­СТВЕННОЕ РАСШИРЕНИЕ.

· И лишь после этого — этап КОЛИЧЕСТВЕННОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ в виде уравнения или формулы, что и знаменует собой фазу появления ЗАКОНА.

ИТАК, МОДЕЛЬ — СХЕМА — КА­ЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ РАСШИРЕНИЯ — МЕТАМАТИЗАЦИЯ — ФОРМУЛИРОВКА ЗАКОНА — ВОТ АПРОБИРОВАННАЯ НАУКОЙ ЦЕПОЧКА.

7. Что реально осуществляется на всех стадиях научного исследования? На всех без исключения стадиях научного исследования реально осуществляется КОРРЕКТИРОВКА как самих абстрактных объектов, так и их теоретических схем, а также их количественных математических формализаций.

Наши рекомендации