Свои классификации наук предлагали в. дильтей и основатели баденской школы неокантианства в. виндельбанд и г. риккерт.
6. Классификации наук по Ф.Энгельсу. На материалистической и вместе с тем на диалектической основе проблему классификации наук решил Ф. Энгельс.
Опираясь на современные ему естественнонаучные открытия, он в качестве главного критерия деления наук взял формы движения материи в природе.
Отсюда следовало, что науки располагаются естественным образом в единый ряд — механика, физика, химия, биология, — подобно тому, как следуют друг за другом, переходят друг в друга и развиваются одна из другой сами формы движения материи — высшие из низших, сложные из простых.
При этом особое внимание Энгельс обращал на необходимость тщательного изучения СЛОЖНЫХ И ТОНКИХ ПЕРЕХОДОВ от одной формы материи к другой.
В связи с этим он предсказал (и это впоследствии многократно подтвердилось — и подтверждается до сих пор), что именно на стыках основных наук (физики и химии, химии и биологии ит. п.) можно ожидать наиболее важных и фундаментальных открытий.
«СТЫКОВЫЕ» НАУКИ ВЫРАЖАЮТ НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ, СУЩЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА И ОТНОШЕНИЯ, ПРИСУЩИЕ СОВОКУПНОСТИ ФОРМ ДВИЖЕНИЯ.
17. КЛАССИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ НАУК
ПЛАН
1. Критерии классификации современных наук.
2. Частные науки и частнонаучные дисциплины.
3. Философия как наука о наиболее общих законах мира.
4. Фундаментальные и прикладные науки.
5. Классификация наук по основанию «материя», «жизнь», «человек», «Земля», «Вселенная».
6. Классификация гуманитарных наук.
7. Классификация наук по Б.М. Кедрову.
1. Критерии классификации современных наук. Что касается классификаций современных наук, то они проводятся по самым различным ОСНОВАНИЯМ (критериям).
А)ПО ПРЕДМЕТУ И МЕТОДУ ПОЗНАНИЯ можно выделить:
а) науки о природе — естествознание,
б)науки об обществе — обществознание (гуманитарные, социальные науки),
в)науки о самом познании, мышлении (логика, гносеология, эпистемология и др.),
г)отдельную группу составляют технические науки,
д)очень своеобразной наукой является современная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления.
2. Частные науки и частнонаучные дисциплины. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению.
Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, геология, биология и др., каждая из которых подразделяется на целый ряд отдельных НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН.
3. Философия как наука о наиболее общих законах мира. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке.
4. Фундаментальные и прикладные науки. По своей «удаленности» от практики науки можно разделить на два крупных типа:
А) фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориентации на практику, и
Б)прикладные — как непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем, опирающееся на закономерности, установленные фундаментальными науками. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны.
5. Классификация наук по основанию «материя», «жизнь», «человек», «Земля», «Вселенная». Могут быть и другие критерии (основания) для классификации наук. Так, например, выделение таких главных сфер естественных наук, как материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная, позволяет сгруппировать эти науки в следующие ряды:
1) ФИЗИКА -- ХИМИЧЕСКАЯ ФИЗИКА -- ХИМИЯ;
2) БИОЛОГИЯ -- БОТАНИКА -- ЗООЛОГИЯ;
3) АНАТОМИЯ – ФИЗИОЛОГИЯ -- ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ -- УЧЕНИЕ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ;
4) ГЕОЛОГИЯ -- МИНЕРАЛОГИЯ -- ПЕТРОГРАФИЯ -- ПАЛЕОНТОЛОГИЯ -- ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ и другие науки о Земле;
5) АСТРОНОМИЯ -- АСТРОФИЗИКА -- АСТРОХИМИЯ и другие науки о Вселенной.
6. Классификация гуманитарных наук. Гуманитарные науки также подразделяются внутри себя:
А)история,
Б) археология,
В)экономическая теория,
Г)политология,
Д)культурология,
Е)экономическая география,
Ж)социология,
З)искусствоведение и т. п.
7. Классификация наук по Б.М. Кедрову. В 60-х гг. прошлого века свою классификацию наук предложил известный отечественный философ и историк науки Б. М. Кедров (1903—1985).
Он исходил из того, что общая классификация наук основывается на раскрытии ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕХ ГЛАВНЫХ РАЗДЕЛОВ научного знания:
А)естествознания,
Б)общественных наук и
В)философии.
Каждый из главных разделов представляет целую группу (комплекс) наук.
Общая классификация наук Б. М. Кедрова выглядит следующим образом:
1) Философские науки: диалектика, логика.
2) Математические науки: математическая логика, математика (включая кибернетику).
3) Естественные и технические науки:
• Механика (и прикладная механика и космонавтика).
• Астрономия и астрофизика (и техническая физика).
• Физика:
• химическая физика,
• физическая химия.
• Химия и геохимия.
• Геология.
• География.
• Биохимия.
• Биология (и сельхознауки, и медицинские науки).
• Физиология человека.
• Антропология.
4)Социальные науки:
A. История. Археология. Этнография.
Экономическая география. Социально-экономическая статистика.
Б. Науки о базисе и надстройке:
• политическая экономия,
• науки о государстве и праве (юридические науки),
• история искусств и искусствоведение.
B. Языкознание. Психология. Педагогические науки.
Науки об отдельных формах общественного сознания.
К настоящему времени наиболее обстоятельно разработана классификация естественных наук, хотя и тут немало дискуссионных, спорных моментов. Например, существует ли геологическая форма движения материи и каково в связи с этим место геологии в иерархической лестнице наук?
Пока еще слабо разработана классификация социально-гуманитарных наук.
18. РОЛЬ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ И ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
ПЛАН
1. Наука и образование.
2. Воздействие науки на образовательный процесс.
3. Образование, общество и личность.
4. Образование как интегративный процесс.
5. Образование и культура.
6. Изменения в образовании как производное от изменений наки и техники.
7. Наука, образование, гуманизм.
8. Наука и уровни образования.
9. Активные формы образования.
10. Негативы современного образовательного процесса.
11. Общие для науки и образования функции.
1. Наука и образование. Наука вплетена во все сферы человеческой деятельности, она внедряется и в БАЗИСНЫЕ ОСНОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ самих людей.
Особенно значима роль науки в образовании. В основании современного образовательного процесса лежат НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА и НАУЧНО ОБОСНОВАННЫЕ ПОДХОДЫ.
Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса:
А)цели,
Б)средства,
В)результаты,
Г)принципы,
Д)формы и
Е)методы.
Научные принципы выступают основными ЕДИНИЦАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МАТРИЦЫ, они включают личность обучаемого в реальный процесс жизнедеятельности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВЫСТУПАЕТ В КАЧЕСТВЕ «ИСХОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ», НА КОТОРОЙ ПРОИСХОДИТ ПОДГОТОВКА ЧЕЛОВЕКА К ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДАННОМ ОБЩЕСТВЕ, ФОРМИРОВАНИЕ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ, ВСТРЕЧА ИНДИВИДА С НАУКОЙ.
2. Воздействие науки на образовательный процесс. Наука оказывает направленное воздействие на образовательный процесс и может в случае необходимости САНКЦИОНИРОВАТЬ ИЗМЕНЕНИЕ ВСЕЙ СТРУКТУРЫ ОБУЧЕНИЯ.
Научно-мировоззренческие принципы присутствуют в самих воспитательных и образовательных доктринах, в составе мыслительной деятельности педагога, пронизывают все содержание учебно-образовательного процесса.
Они опираются на достижения многообразных НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ: антропологии, педагогики, психологии, физиологии, дидактики и пр.
Образовательный процесс имеет не только собственные технологии, среди которых информационные в настоящее время заявляют о своем приоритетном положении, но и закономерности.
3. Образование, общество и личность. Целостный процесс образования должен служить интересам общества и личности.
Формирование СОВРЕМЕННОГО ТИПА личности предстает не просто как передача тех или иных знаний, но и как целостный процесс окультуривания, «возделывания» личности учащегося.
4. Образование как интегративный процесс. Образование — это интегративный процесс.
В нем присутствуют:
А) компонента обучения,
Б)компонента передачи и сохранения традиций,
В)творческая компонента, предполагающая развитие эвристической и поисковой деятельности.
Образование — процесс непрерывный, который проходит через свои ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ, т.е. совершается как в рамках официальные учебных заведений, имея систематический характер, так и вне их в процессе всей жизнедеятельности людей.
5. Образование и культура. Процесс образования предполагает ПРИОБЩЕНИЕ К БАЗОВЫМ ЦЕННОСТЯМ КУЛЬТУРЫ и объединяет в себе обучение и воспитание.
Образование обеспечивает необходимую подготовку личности к выполнению социальных и профессиональных ролей.
6. Изменения в образовании как производное от изменений наки и техники. Изменения в науке и технике диктуют необходимость изменений образовательной системы, опирающейся на достижения науки.
Без повышения качества и уровня образования невозможно эффективное применение современной техники, ее развитие и внедрение новых научных достижений.
7. Наука, образование, гуманизм. Современная наука обеспокоена созданием таких моделей образовательного процесса, в которых была бы ЗНАЧИМА ЕГО ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ, ОРИЕНТАЦИЯ НА ТОЛЕРАНТНОСТЬ, сбалансировано научное и духовное содержание.
В настоящее время говорят о ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ, весьма актуальном для многонациональной России.
Утверждается ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ модель научного образования, возвращение к национальным и мировым культурно-историческим традициям. Эта задача реализуется с учетом возможностей новых информационных технологий.
8. Наука и уровни образования. Влияние науки на процесс образования ведет к выделению следующих уровней:
А)ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО,
Б)МЕЖОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО,
В)ТАКТИЧЕСКОГО,
Г)СТРАТЕГИЧЕСКОГО,
Д)ГЛОБАЛЬНОГО.
· ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ — предполагает освоение логики учебного предмета,
· МЕЖОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ — предполагает освоение СОВОКУПНОСТИ ДИСЦИПЛИН ДАННОГО УЧЕБНОГО КУРСА,
· ТАКТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ — отвечает за ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ на основании пройденных дисциплин.
· СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ — ставит задачи ИНТЕГРИРОВАНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЗНАНИЯ ВО ВНУТРЕННЮЮ СМЫСЛОВУЮ СТРУКТУРУ ЛИЧНОСТИ.
· ГЛОБАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ свидетельствует о СУЩНОСТНОМ ЯДРЕ личности, предстающей как результат интегрального и направленного образовательного процесса.
9. Активные формы образования. Среди современных методов образования актуальными становятся активные формы:
А)деловые игры,
Б)тренинги,
В)ИЗУЧЕНИЕ ТИПИЧНЫХ И НЕТИПИЧНЫХ СИТУАЦИЙ,
Г)ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ и
Д)ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ПЕРЕМЕНЫ В ОБЩЕСТВЕ ВЕДУТ ЗА СОБОЙ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННОМ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ.
10. Негативы современного образовательного процесса. В настоящее время отмечаются многочисленные негативы современного образовательного процесса, ПОТЕРЯ КАЧЕСТВА из-за вписанных в него отношений коммерциализации, ПРОЯВЛЯЮЩИМСЯ В ДАННОЙ СФЕРЕ БЮРОКРАТИЗМОМ.
ОБРАЗОВАНИЕ НЕЛЬЗЯ КВАЛИФИЦИРОВАТЬ КАК ОДНУ ИЗ РЫНОЧНЫХ УСЛУГ, НАРЯДУ С ДРУГИМИ.
11. Общие для науки и образования функции. Современные исследователи предлагают выделять две общие как для образования, так и для науки функции.
А) ФУНКЦИЯ, ПРЕДПОЛАГАЮЩАЯ НЕОГУМАНИСТИЧЕСКУЮ ОРИЕНТАЦИЮ, в которой присутствуют ценностные ориентации на выживание человечества.
Суть ее сводится к ТРАНСЛИРОВАНИЮ ПОСЛЕДУЮЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ НЕ ТОЛЬКО СОВОКУПНОСТИ НАКОПЛЕННЫХ ЗНАНИЙ, НО ИМПЕРАТИВОВ НА БУДУЩЕЕ, СОДЕРЖАЩИХ ЗАБОТУ О БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЯХ.
Б)Функция, тесно связанная с первой, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ направлена на сохранение природы вообще (ресурсов, Земли, биосферы) и обеспечение максимально благоприятных и гармоничных экологических условий для существования человека.
Современная система образования стремится к изменению парадигмы образовательного процесса в направлении от ТЕХНОГЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ к ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ.
На вопрос о том, выживет ли человечество в техногенном мире, ученые отвечают, что это во многом зависит от того, насколько наука и образование совместными усилиями будут заботиться о нашем будущем.
19. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ И ИХ СПЕЦИФИКА
ПЛАН
1. Многообразие функций науки.
2. Культурная функция науки.
3. Наука, культура, язык и мир.
4. Этическая и ценностная наполненность науки.
5. Социальная регуляция как функция науки.
6. Почему современную науку называют «Большой наукой».
--------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Многообразие функций науки. Главной функцией науки всегда являлось ПРОИЗВОДСТВО НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
Многообразные функции науки можно проследить в процессе ее исторического становления:
А)АНТИЧНАЯ НАУКА демонстрировала значимость функций наблюдения, описания, объяснения.
Б)Изменения картины мира под воздействием и в результате развития наук указывало на мировоззренческую функцию науки.
Действительно, в современном мире именно научное знание составляет существенную основу и ядро формирования мировоззрения личности.
2. Культурная функция науки. Как социокультурный феномен наука всегда опиралась на сложившиеся в обществе КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ, НОРМЫ И ЦЕННОСТИ.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЫЛА ВСЕГДА ВПЛЕТЕНА В БЫТИЕ КУЛЬТУРЫ.
Отсюда становится понятной культурная и технологическая функции науки, которые связаны «с обработкой и возделыванием» человеческого материала, т.е. субъекта практической и познавательной деятельности.
Культурная функция науки несводима только к оценке результатов научной деятельности, которые составляют также и совокупный потенциал культуры.
Культурная функция науки обнаруживает себя как процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания.
Само индивидуальное познание совершается исключительно в окультуренных, социальных формах, принятых и существующих в культуре.
ИНДИВИД ЗАСТАЕТ УЖЕ ГОТОВЫМИ («АПРИОРИ» В ТЕРМИНОЛОГИИ И. КАНТА) СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ, ПРИОБЩАЯСЬ К НИМ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ.
3. Наука, культура, язык и мир. Исторически человеческое сообщество той или иной эпохи всегда располагало и общими языковыми средствами, и общим инструментарием, специальными понятиями и методами — так называемыми «очками», при помощи которых прочитывалась действительность, «линзой», сквозь которую она разглядывалась.
Научное знание, глубоко проникая в быт, составляя существенную основу формирования мировоззрения людей, превратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которой происходит становление и формирование личности.
4. Этическая и ценностная наполненность науки. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность.
Наука стоит перед лицом проблемы социальной ответственности за последствия научных открытий, морального и нравственного выбора, проблемы нравственного климата в научном сообществе.
5. Социальная регуляция как функция науки. Наука в функции фактора социальной регуляции воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления.
ЛЮБАЯ ИННОВАЦИЯ ТРЕБУЕТ АРГУМЕНТИРОВАННОГО НАУЧНОГО ОБОСНОВАНИЯ.
Проявление регулятивной функции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему образования, воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и этосу науки.
6. Почему современную науку называют «Большой наукой». Современную науку называют Большой наукой, которая располагает определенной социальной и профессиональной организацией, развитой системой коммуникаций.
К началу XXI в. численность ученых в мире достигла свыше 5 млн человек.
Наука включает более 15 тыс. дисциплин и несколько сот тысяч научных журналов.
Наше время называют эрой современной науки, открывающей новые источники энергии и информационные технологии.
Возрастают тенденции интернационализации науки, наука становится предметом междисциплинарного комплексного анализа.
К ее изучению приступают не только науковедение, наукометрия, философия науки, но и социология, психология, история и др.
РАЗДЕЛ 1
ТЕМЫ И ПЛАНЫ
1. ГРАНИЦЫ ПРЕДМЕТНОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
ПЛАН
6. Философия науки как направление философии и как дисциплина.
Предмет философии науки.
Статус философии науки.