Основные стороны бытия науки.
1. Что есть сознание человека? Сознание человека --всегда есть осознанное бытие, выражение его отношения к своему бытию.
2. Что есть знание? ЗНАНИЕ — ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, данная в СОЗНАНИИ человека, который в своей деятельности ОТРАЖАЕТ, ИДЕАЛЬНО ВОСПРОИЗВОДИТ объективные ЗАКОНОМЕРНЫЕ СВЯЗИ РЕАЛЬНОГО МИРА, иначе говоря, ВСЯКОЕ СОЗНАНИЕ СУЩЕСТВУЕТ В ФОРМЕ ЗНАНИЯ, которое есть творческое, динамичное измерение сознания.
3. Что есть познание? ПОЗНАНИЕ — ОБУСЛОВЛЕННЫЙ прежде всего ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКОЙ (?!) процесс ПРИОБРЕТЕНИЯ и РАЗВИТИЯ знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство. Это такое взаимодействие ОБЪЕКТА И СУБЪЕКТА, результатом которого является новое знание о мире.
4. В каких смыслах употребляется термин «знание»? Термин «знание» обычно употребляется в трех основных смыслах:
а) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, КАК что-либо сделать, осуществить;
б) любая познавательно значимая (в частности, адекватная) ИНФОРМАЦИЯ;
в) особая ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЕДИНИЦА, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи со «своим другим» — с ПРАКТИЧЕСКИМ отношением.
Второй и третий аспекты и есть предмет рассмотрения гносеологии (теории познания) и эпистемологии — теории научного познания.
5. Два основных способа постижения и овладения человеком мира. Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных:
А) Первый (генетически исходный) — МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ — производство средств к жизни, труд, практика.
Б) Второй — духовный (идеальный), в рамках которого познавательное отношение субъекта и объекта — лишь одно из многих других.
6. Наука как одна из форм духовной деятельности человека. В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более ДИФФЕРЕНЦИРУЮТСЯ и воплощаются в различных своих формах. Последние хоти и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою СПЕЦИФИКУ.
----Познание как форма духовной деятельности СУЩЕСТВУЕТ В ОБЩЕСТВЕ с момента его возникновения, ПРОХОДЯ ВМЕСТЕ С НИМ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ.
На каждом из них процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ФОРМАХ, выработанных в ходе истории человечества. Поэтому ПОЗНАНИЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ФЕНОМЕН НЕЛЬЗЯ СВОДИТЬ К КАКОЙ-ЛИБО ФОРМЕ, ХОТЯ БЫ И ТАКОЙ ВАЖНОЙ, КАК НАУЧНОЕ, КОТОРОЕ НЕ «ПОКРЫВАЕТ» СОБОЙ ПОЗНАНИЕ КАК ТАКОВОЕ.
Поэтому гносеология не может строить свои выводы, черпая материал для обобщения из одной только сферы — научной и даже только из «высокоразвитого естествознания».
7. Что есть наука? Наука — это ФОРМА ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ людей, направленная на ПРОИЗВОДСТВО ЗНАНИЙ о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной цельюПОСТИЖЕНИЕ ИСТИНЫ и открытие ОБЪЕКТИВНЫХ ЗАКОНОВ на основе обобщения реальных ФАКТОВ в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ действительности и способствовать ее изменению.
8. Наука как творческая деятельность и как ее результат. Наука — это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат деятельности: совокупность знаний (преимущественно в понятийной форме), приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их воспроизводства.
Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания, наука есть СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, а не только «чистое знание».
9. Основные стороны бытия науки. Таким образом, основные стороны бытия науки — это:
А) сложный, противоречивый процесс получения нового специфического знания;
Б) РЕЗУЛЬТАТ этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему (а не простое их суммирование);
В)СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ со всей своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения и т.п.; этос (нравственность) науки, профессиональные объединения ученых, ресурсы, финансы, научное оборудование, система научной информации, различного рода коммуникации ученых и т.п.;
Г)ОСОБАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и важнейший элемент (сторона) культуры.
4. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ ЕДИНСТВЕННОЙ ФОРМОЙ ЗНАНИЯ?
ПЛАН