Основные стороны бытия науки.

1. Что есть сознание человека? Сознание человека --всегда есть осознанное бытие, выражение его отношения к своему бытию.

2. Что есть знание? ЗНАНИЕОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, дан­ная в СОЗНАНИИ человека, который в своей деятельности ОТРАЖАЕТ, ИДЕ­АЛЬНО ВОСПРОИЗВОДИТ объективные ЗАКОНОМЕРНЫЕ СВЯЗИ РЕАЛЬНОГО МИРА, иначе говоря, ВСЯКОЕ СОЗНАНИЕ СУЩЕСТВУЕТ В ФОРМЕ ЗНАНИЯ, которое есть творческое, динамичное измерение сознания.

3. Что есть познание? ПОЗНАНИЕ ОБУСЛОВЛЕННЫЙ прежде всего ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИ­ЧЕСКОЙ ПРАКТИКОЙ (?!) процесс ПРИОБРЕТЕНИЯ и РАЗВИТИЯ знания, его посто­янное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство. Это такое взаимодействие ОБЪЕКТА И СУБЪЕКТА, результатом которого является новое знание о мире.

4. В каких смыслах употребляется термин «знание»? Термин «знание» обычно употребляется в трех основных смыслах:

а) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомлен­ности, КАК что-либо сделать, осуществить;

б) любая познавательно значимая (в частности, адекватная) ИНФОРМАЦИЯ;

в) особая ПОЗНАВА­ТЕЛЬНАЯ ЕДИНИЦА, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА отношения человека к дей­ствительности, существующая наряду и во взаимосвязи со «своим дру­гим» — с ПРАКТИЧЕСКИМ отношением.

Второй и третий аспекты и есть предмет рассмотрения гносеологии (теории познания) и эпистемоло­гии — теории научного познания.

5. Два основных способа постижения и овладения человеком мира. Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различ­ными способами, среди которых можно выделить два основных:

А) Пер­вый (генетически исходный)МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ — производ­ство средств к жизни, труд, практика.

Б) Второй — духовный (идеаль­ный), в рамках которого познавательное отношение субъекта и объек­та — лишь одно из многих других.

6. Наука как одна из форм духовной деятельности человека. В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более ДИФФЕРЕНЦИРУЮТСЯ и воплощаются в раз­личных своих формах. Последние хоти и связаны, но не тождествен­ны одна другой, каждая из них имеет свою СПЕЦИФИКУ.

----Познание как форма духовной деятельности СУЩЕСТВУЕТ В ОБЩЕ­СТВЕ с момента его возникновения, ПРОХОДЯ ВМЕСТЕ С НИМ ОПРЕДЕЛЕН­НЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ.

На каждом из них процесс познания осуществля­ется в многообразных и взаимосвязанных СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ФОР­МАХ, выработанных в ходе истории человечества. Поэтому ПОЗНАНИЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ФЕНОМЕН НЕЛЬЗЯ СВОДИТЬ К КАКОЙ-ЛИБО ФОРМЕ, ХОТЯ БЫ И ТАКОЙ ВАЖНОЙ, КАК НАУЧНОЕ, КОТОРОЕ НЕ «ПОКРЫВАЕТ» СОБОЙ ПОЗНАНИЕ КАК ТАКОВОЕ.

Поэтому гносеология не может строить свои выводы, черпая материал для обобщения из одной только сферы — научной и даже только из «высокоразвитого естествознания».

7. Что есть наука? Наука — это ФОРМА ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ людей, направленная на ПРОИЗВОДСТВО ЗНАНИЙ о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной цельюПОСТИЖЕНИЕ ИСТИНЫ и открытие ОБЪЕКТИВНЫХ ЗАКОНОВ на основе обобщения реальных ФАКТОВ в их вза­имосвязи, для того чтобы предвидеть ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ действи­тельности и способствовать ее изменению.

8. Наука как творческая деятельность и как ее результат. Наука — это и творческая деятельность по получению нового зна­ния, и результат деятельности: совокупность знаний (преимущественно в понятийной форме), приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их воспроизводства.

Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания, наука есть СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬ­НОСТЬ, а не только «чистое знание».

9. Основные стороны бытия науки. Таким образом, основные стороны бытия науки — это:

А) сложный, противоречивый процесс получения нового специфическо­го знания;

Б) РЕЗУЛЬТАТ этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую сис­тему (а не простое их суммирование);

В)СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИ­ТУТ со всей своей инфраструктурой: организация науки, научные уч­реждения и т.п.; этос (нравственность) науки, профессиональные объе­динения ученых, ресурсы, финансы, научное оборудование, система научной информации, различного рода коммуникации ученых и т.п.;

Г)ОСОБАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и важнейший элемент (сторона) культуры.

4. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ ЕДИНСТВЕННОЙ ФОРМОЙ ЗНАНИЯ?

ПЛАН

Наши рекомендации