Своеобразие современной философии науки.
1. Методологическая и онтологическая ориентации философии науки. Современные западные ученые предполагают различение той или иной ОРИЕНТАЦИИ ФИЛОСОФИИ НАУКИ,
А)МЕТОДОЛОГИЧЕСКИориентированная философия науки (критический рационализм К. Поппера);
Б) ОНТОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ философия науки (А. Уайтхед).
Приоритеты МЕТОДОЛОГИЧЕСКИориентированной философии науки — в рассмотрении МНОГООБРАЗНЫХ ПРОЦЕДУР научного исследования: обосновании, идеализации, фальсификации, а также анализ содержательных предпосылок знания.
Приоритеты ОНТОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ философии науки--- в построении ЕДИНОЙ КАРТИНЫ МИРА, ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗА УНИВЕРСУМА.
2. Трактовка философии науки в историко-философском аспекте. Иногда о философии науки говорят в более широком ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ КОНТЕКСТЕ с учетом представлений конкретных авторов, исследующих науку на протяжении многовекового развития философии.
Так: можно получить НЕОКАНТИАНСКУЮ философию науки, философию науки НЕОРЕАЛИЗМА и пр.
3. Сциентистская и антисциентистская версии философии науки. К версиям философии науки относят СЦИЕНТИСТСКУЮ и АНТИСЦИЕНТИСТСКУЮ философии науки, которые по-разному оценивают статус и значение науки в культурном континууме XXI в.
4. Разнообразие оценок места философии науки. По-разному оценивается МЕСТО ФИЛОСОФИИ НАУКИ:
А) ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ, основывающего свои выводы исключительно на РЕЗУЛЬТАТАХ И МЕТОДАХ науки (Р. Карнап, М. Бунге).
Б) ПОСРЕДСТВУЮЩЕЕ ЗВЕНО между естественнонаучным и гуманитарным знанием (Ф. Франк).
В) ОБЛАСТЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА научного знаний (И. Лакатос).
Г) Философия науки есть ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕКУЛЯЦИЯ НА НАУКЕ, вредную и для нее, и для общества (П. Фейерабенд).
5. Типологизация Дж.Лоузи представлений о природе философии науки. Типология ПРЕДСТАВЛЕНИЙ о природе философии науки, предложенная Дж. Лоузи, включает в себя:
А) понимание философии науки как МИРОВОЗЗРЕНИЯ, основанного на научных теориях;
Б) как ОБЛАСТЬ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ;
В) как СФЕРУ ЭКСПЛИКАЦИИ ПОНЯТИЙ И ТЕОРИИ;
Г)как МЕТАНАУЧНУЮ МЕТОДОЛОГИЮ, определяющую, какими методами должны пользоваться ученые, каковы необходимые условия корректности, научного объяснения, в чем состоит когнитивный статус научных законов.
6. Стержневая проблематика философии (1-ая треть ХХ века, 2-ая треть ХХ века, последняя треть ХХ века). Если выделить СТЕРЖНЕВУЮ ПРОБЛЕМАТИКУ философии науки, то
---ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX В.:
А) построение ЦЕЛОСТНОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА;
Б)исследование СООТНОШЕНИЯ ДЕТЕРМИНИЗМА И ПРИЧИННОСТИ;
В)исследование ДИНАМИЧЕСКИХ И СТАТИСТИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ.
Внимание привлекали также и СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ: соотношение логики и интуиции; индукции и дедукции; анализа и синтеза; открытия и обоснования; теории и факта.
----ВТОРАЯ ТРЕТЬ XX В.:
А)анализ ЭМПИРИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ НАУКИ, выяснении, достаточен ли для науки ФУНДАМЕНТ ЧИСТО ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ;
Б)соотнесение ОНТОЛОГИЧЕСКОГО и ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО смысла проблемы теоретической нагруженности опыта;
В)изучение процедур ВЕРИФИКАЦИИ, ФАЛЬСИФИКАЦИИ, ДЕДУКТИВНО-НОМОЛОГИЧЕСКОГО объяснения;
Г)обоснование ПАРАДИГМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ научного знания, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ, проблемы ТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА науки.
----- ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕТЬ XX В.
А)обсуждается РАСШИРЕННОЕ ПОНЯТИЕ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ;
Б) обостряется КОНКУРЕНЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ РОСТА НАУКИ;
В) обостряется КОНКУРЕНЦИЯ ПОПЫТОК РЕКОНСТРУКЦИИ ЛОГИКИ НАУЧНОГО ПОИСКА;
Г) вновь актуальными становятся: критерии научности, методологические нормы и понятийный аппарат постнеклассической стадии развития науки.
Д)возникает осознанное стремление к ИСТОРИЗАЦИИ НАУКИ;
Е)выдвигается ТРЕБОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ФИЛОСОФИИ НАУКИ С ЕЕ ИСТОРИЕЙ;
Ж)остро встает ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛЬНОСТИ МЕТОДОВ И ПРОЦЕДУР, применяемых в рамках философии науки;
З) вновь ставится вопрос о СОЦИАЛЬНОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ научного знания, актуальными становятся проблемы ГУМАНИЗАЦИИ НАУКИ.
7. Своеобразие современной философии науки. Современная философия науки:
А) выступает ОТ ИМЕНИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ;
Б)пытается понять МЕСТО НАУКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ в ее многообразных отношениях к ЭТИКЕ,ПОЛИТИКЕ, РЕЛИГИИ. Тем самым философия науки выполняет и ОБЩЕКУЛЬТУРНУЮ ФУНКЦИЮ, не позволяя ученым стать невеждами, абсолютизирующими узкопрофессиональный подход к явлениям и процессам. Она призывает ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА ФИЛОСОФСКИЙ ПЛАН любой проблемы, на ОТНОШЕНИЕ НАУЧНОЙ МЫСЛИ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ во всей ее полноте и многоаспектности, предстает как РАЗВЕРНУТАЯ ДИАГРАММА ВОЗЗРЕНИЙ НА ПРОБЛЕМУ РОСТА (РАЗВИТИЯ) научного знания.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ «ЗНАНИЕ», «ПОЗНАНИЕ», «НАУКА»
ПЛАН
Что есть сознание человека?
Что есть знание?
3. Что есть познание?