Своеобразие современной философии науки.

1. Методологическая и онтологическая ориентации философии науки. Современные западные ученые предполагают различение той или иной ОРИЕНТАЦИИ ФИЛОСОФИИ НАУКИ,

А)МЕТОДОЛОГИЧЕСКИори­ентированная философия науки (критический рационализм К. Поппера);

Б) ОНТОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ философия науки (А. Уайтхед).

Приоритеты МЕТОДОЛОГИЧЕСКИори­ентированной философии науки — в рассмотрении МНОГООБРАЗНЫХ ПРОЦЕДУР научного исследо­вания: обосновании, идеализации, фальсификации, а также анализ содержательных предпосылок знания.

Приоритеты ОНТОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ философии науки--- в построении ЕДИНОЙ КАРТИНЫ МИРА, ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗА УНИВЕРСУМА.

2. Трактовка философии науки в историко-философском аспекте. Иногда о философии науки говорят в более широком ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ КОНТЕКСТЕ с учетом представлений конкретных авторов, исследующих науку на протяжении многовекового развития философии.

Так: мож­но получить НЕОКАНТИАНСКУЮ философию науки, философию науки НЕОРЕАЛИЗМА и пр.

3. Сциентистская и антисциентистская версии философии науки. К версиям философии науки относят СЦИЕНТИСТ­СКУЮ и АНТИСЦИЕНТИСТСКУЮ философии науки, которые по-разному оценивают статус и значение науки в культурном континууме XXI в.

4. Разнообразие оценок места философии науки. По-разному оценивается МЕСТО ФИЛОСОФИИ НАУКИ:

А) ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ, основывающего свои выводы исключительно на РЕЗУЛЬТАТАХ И МЕТОДАХ науки (Р. Карнап, М. Бунге).

Б) ПО­СРЕДСТВУЮЩЕЕ ЗВЕНО между естественнонаучным и гуманитарным зна­нием (Ф. Франк).

В) ОБЛАСТЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА научного зна­ний (И. Лакатос).

Г) Философия науки есть ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕКУЛЯЦИЯ НА НАУКЕ, вредную и для нее, и для общества (П. Фейерабенд).

5. Типологизация Дж.Лоузи представлений о природе философии науки. Типология ПРЕДСТАВЛЕНИЙ о природе философии науки, предло­женная Дж. Лоузи, включает в себя:

А) понимание философии науки как МИРОВОЗЗРЕНИЯ, основанного на научных теориях;

Б) как ОБЛАСТЬ ВЫЯВ­ЛЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ;

В) как СФЕРУ ЭКСПЛИКАЦИИ ПО­НЯТИЙ И ТЕОРИИ;

Г)как МЕТАНАУЧНУЮ МЕТОДОЛОГИЮ, определяющую, ка­кими методами должны пользоваться ученые, каковы необходимые условия корректности, научного объяснения, в чем состоит когнитив­ный статус научных законов.

6. Стержневая проблематика философии (1-ая треть ХХ века, 2-ая треть ХХ века, последняя треть ХХ века). Если выделить СТЕРЖНЕВУЮ ПРОБЛЕМАТИКУ философии науки, то

---ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX В.:

А) построение ЦЕЛОСТНОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА;

Б)исследование СООТНОШЕНИЯ ДЕТЕРМИНИЗМА И ПРИЧИННОСТИ;

В)исследование ДИНАМИЧЕСКИХ И СТАТИСТИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ.

Внимание привлекали также и СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ НАУЧНОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ: соотношение логики и интуиции; индукции и дедукции; анализа и синтеза; открытия и обоснования; теории и факта.

----ВТОРАЯ ТРЕТЬ XX В.:

А)анализ ЭМПИРИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ НАУКИ, выяснении, доста­точен ли для науки ФУНДАМЕНТ ЧИСТО ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДО­ВАНИЯ;

Б)соотнесение ОНТОЛОГИЧЕСКОГО и ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО смысла про­блемы теоретической нагруженности опыта;

В)изучение процедур ВЕРИФИКАЦИИ, ФАЛЬСИФИКАЦИИ, ДЕДУКТИВНО-НОМОЛОГИЧЕСКОГО объяснения;

Г)обоснование ПАРАДИГМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ научного знания, НАУЧ­НО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ, проблемы ТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА науки.

----- ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕТЬ XX В.

А)обсуждается РАСШИРЕННОЕ ПОНЯТИЕ НАУЧ­НОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ;

Б) обостряется КОНКУРЕНЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ РО­СТА НАУКИ;

В) обостряется КОНКУРЕНЦИЯ ПОПЫТОК РЕКОНСТРУКЦИИ ЛОГИКИ НАУЧНОГО ПОИСКА;

Г) вновь актуальными становятся: критерии научности, методологические нор­мы и понятийный аппарат постнеклассической стадии развития на­уки.

Д)возникает осознанное стремление к ИСТОРИЗАЦИИ НАУКИ;

Е)выдви­гается ТРЕБОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ФИЛОСОФИИ НАУКИ С ЕЕ ИСТОРИЕЙ;

Ж)ост­ро встает ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛЬНОСТИ МЕТОДОВ И ПРОЦЕДУР, применяе­мых в рамках философии науки;

З) вновь ставится вопрос о СОЦИ­АЛЬНОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ научного знания, актуальными становятся про­блемы ГУМАНИЗАЦИИ НАУКИ.

7. Своеобразие современной философии науки. Современная философия науки:

А) выступает ОТ ИМЕНИ ЕСТЕСТВЕННО­НАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ;

Б)пытается понять МЕСТО НАУКИ В СО­ВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ в ее многообразных отношениях к ЭТИКЕ,ПО­ЛИТИКЕ, РЕЛИГИИ. Тем самым философия науки выполняет и ОБЩЕ­КУЛЬТУРНУЮ ФУНКЦИЮ, не позволяя ученым стать невеждами, абсолю­тизирующими узкопрофессиональный подход к явлениям и процес­сам. Она призывает ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА ФИЛОСОФСКИЙ ПЛАН любой проблемы, на ОТНОШЕНИЕ НАУЧНОЙ МЫСЛИ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ во всей ее полноте и многоаспектности, предстает как РАЗВЕРНУТАЯ ДИАГРАММА ВОЗЗРЕНИЙ НА ПРОБЛЕМУ РОСТА (РАЗВИТИЯ) научного знания.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ «ЗНАНИЕ», «ПОЗНАНИЕ», «НАУКА»

ПЛАН

Что есть сознание человека?

Что есть знание?

3. Что есть познание?

Наши рекомендации