Семинар по теме « Общество как объект философского анализа».

Учебные вопросы:

1. Общество как способ бытия человека и его специфика.

2. Основные сферы и формы общественной жизни.

3. Духовная жизнь общества. Культура и цивилизация.

4. Проблема направленности социально-исторического процесса. Формационные и цивилизационные теории развития общества.

Основные понятия по теме.

Общество Община Эволюция

Общественное бытие Государство Революция

Общественное сознание Гражданское общество Реформа

Литература по теме:

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».

3. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Основная:

1. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Изд-во Московского ун-та, 2013.

2. Философия: учебник. / Под ред. В.Н.Лавриненко. М. «Юрайт». 2013.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. 3-е изд. М. «Юрайт», 2014.

4. Философия. Учебник для юридических вузов. Изд. 4-ое, исправленное и дополненное /под ред. Кудина В.А., Балахонского В.В., Джегутанова Б.К, – СПБ.: СПбУ МВД России, 2010.

Дополнительная:

1. Нижников С.А Философия: Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.

2. Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие.- М.: Юрайт-Издат,2008.

3. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2008.

4. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.

Темы докладов

1.Социальные революции и реформы, их роль в развитии общества.

2.Материалистическое понимание истории.

3.Духовная жизнь общества и ее специфика.

4.Социально-философские теории постиндустриального общества (Дж. Гэлбрейт), сверхиндустриального общества (О. Тоффлер) и технотронного общества (З. Бжезинский).

5.Цивилизационная концепция понимания истории. (О.Шпенглер, А.Тойнби).

Методические рекомендации.

1. Первый вопрос «Общество как способ бытия человека и его специфика» предполагает уяснение понятий «общество», «общественное бытие». Следует различать философский и социологический подходы в понимании общества. Философский подход изучает общество как совокупность людей, связанных определенными отношениями в их историческом развитии, то есть понятие общества в самом широком смысле слова. Бытие общества принципиально отличается от бытия природы.

Специфика общественного бытия определяется сознательной целенаправленной деятельностью людей, наделенных волей, свободой. В процессе деятельности происходит не только создание какого-то продукта, но и становление, совершенствование самого человека. Но социальное бытие наряду с объективной стороной включает и субъективную сторону, которая выражается в культурной деятельности. Свои моральные, эстетические и религиозные ценности человек объективирует в предметной форме от орудий труда до произведений искусства. Культура является единственным способом воспитания человеческого в человеке. Важное значение в общественном бытии играет ментальность, то есть душевный склад, мышление общества, которые выражаются в семейных отношениях, образе жизни, в особенностях быта и традициях. Немаловажное значение в бытии общества играет язык как средство общения и элемент культуры.

Следует уяснить, что бытие общества развивается по своим специфическим законам, отличным от законов природы. Законы общества менее долговечны, в них определенную роль может играть субъективный фактор, они тенденциозны.

2. Второй вопрос«Основные сферы и формы общественной жизни» посвящен более детальному изучению общества. В основе жизни общества лежит материально-производственная сфера. Это базовая, определяющая жизнь общества сфера, где происходит производство, распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг. Необходимо выяснить сущность производства, потребления и обмена материальных благ.

Далее следует уяснить сущность социальной сферы жизнедеятельности общества и значимость в ее структуре социальных групп, наций, народностей, социальных слоев, классов, конфессиональных объединений. Социальная сфера – это система внутреннего устройства, основанная на разделении труда, собственности на средства производства и на национальном факторе.

Материальная и социальная сферы неразрывно связаны с политико-правовой, в которой важное значение имеет государство и его ветви власти, а также общественные организации и институты. Политическая сфера – это совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп и осуществляют руководство обществом.

Вопрос об основных формах жизни общества следует рассматривать в историко-хронологическом аспекте, то есть с появления и значимости общины, основанной на кровных или соседских связях, общественной форме собственности и отсутствии личной свободы. Государство возникает исторически с разрушением общины и играет важную роль в жизни человека, выполняя внутренние и внешние функции, и основывается на общности территории, языка и относительной свободе его граждан в зависимости от форм правления.

На определенном этапе развития государства возникает новая форма жизни общества – гражданское общество, сущность которого определяется частной собственностью и признанием личной свободы. Гражданское общество – это совокупность социальных институтов и общественных организаций, функционирующая независимо от политической власти и способная влиять на нее. Следует уяснить значимость этого социального института в жизни современного общества.

3. В ходе обсуждения третьего вопроса следует уяснить специфику духовной жизни общества, осмыслить понятия «духовное производство», «духовные потребности», «духовное общение», «общественное сознание», «идеология» и их значимость в жизни человека и общества. Духовная сфера возникает на основе практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как средство ориентации в этом мире, а также взаимодействия с ним. Элементами духовной жизни общества являются: духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности, духовное потребление, индивидуальное сознание, общественное сознание. Далее следует остановиться на характеристике таких форм общественного сознания, как философия, наука, мифология, религия, право, мораль. Необходимо проанализировать соотношение понятий «культура» и «цивилизация», их взаимосвязь и критерии типологизации историко – культурного процесса.

4. Четвертый вопрос посвящен проблеме направленности социально-исторического процесса, а также характеристике формационных и цивилизационных теорий развития общества.

Одной из составных частей философии является философия истории, которая выделяет источники, движущие силы, направленность исторического развития общества.

При подготовке ответа на данный вопрос следует уяснить, что общество имеет свою историю, то есть развивается во времени, его формы и структура постоянно меняются. Общество в своем развитии проходит определенные этапы, которые оцениваются по тому, как в них обеспечивается свобода развития личности и уровень технических и технологических достижений. Целью развития общества является достижение “совершенного” общества, то есть обеспечение возможности свободного, гармоничного развития человека.

Необходимо выяснить источники и движущие силы истории, закономерности ее развития. Следует уяснить, что нет единой позиции по данному вопросу, наибольшим авторитетом пользуются религиозная концепция истории, философия истории Гегеля, материалистическое понимание истории, циклическая концепция исторического процесса. В современной социальной философии проблема крупномасштабного членения общества связана с дискуссией о преимуществах формационного, либо цивилизационного подходов. Попытка полностью заменить формационный подход на цивилизационный себя не оправдала. Необходимо нахождение такого сопряжения формационного и цивилизационного подходов, которое бы позволило сделать само видение истории более многомерным. При подготовке ответа необходимо обратить внимание на такой аспект проблемы истории общества, как тема “конца истории”, для этого следует проанализировать статью Френсиса Фукуямы «Конец истории?»

Контрольные вопросы и задания

1. Если производственные отношения изменяются под воздействием уровня развития производительных сил, то что же обуславливает развитие самих производительных сил?

2. В чем различие социально-философского и экономического подходов к материальному производству?

3. В чем заключается методологическое значение представлений о собственности, о власти и ответственности как формах общественных отношений?

4. Что является предметом социальной сферы общественной жизни?

5. Что означает превращение науки в непосредственную производительную силу общества?

Тесты для самоконтроля

1. Какое определение общества вы считаете правильным?

а) Общество – совокупность людей, связанных определенными социальными отношениями;

б) Общество – совокупность людей, существующих на основе любви друг к другу;

в) Общество – “стадо дерущихся животных”.

2. Каков критерий общественного прогресса?

а) Уровень развития образования и воспитания;

б) Уровень развития производительных сил общества;

в) Уровень развития науки.

3. Кто является теоретиком формационной концепции понимания истории?

а) О. Шпенглер;

б) К. Ясперс;

в) К. Маркс;

г) Г. Гегель.

4. Кто из философов отрицал объективную закономерность в развитии истории и признавал судьбу как движущую силу истории?

а) Ф. Энгельс;

б) О. Шпенглер;

в) О. Кант;

г) Н. Данилевский.

5.Какая из форм жизнедеятельности общества основана на кровнородственных и добрососедских отношений?

а) Государство;

б) Община;

в) Коллектив;

г) Гражданское общество.

6. В чем состоит сущность диалектико-материалистического понимания истории?

а) В утверждении, что материя первична, а сознание вторично;

б) В утверждении, что причина исторических изменений коренится в способе материального производства;

в) В учении о том, что великие личности являются инициаторами и творцами исторических изменений;

г) В обосновании идей Гегеля, что история осуществляется в сфере разума.

Семинар по теме "Человек: его природа и сущность".

Учебные вопросы:

1. Мифологические, религиозные и философские концепции происхождения человека.

2. Проблема сущности человека в истории философии.

3. Человек как единство природного, социального и духовного.

4. Смысл человеческого бытия. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

Основные понятия по теме:

Фатализм Антропосоциогенез Эвтаназия

Волюнтаризм Деятельность Танатология

Отчуждение Потребность Бессмертие

Литература по теме:

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».

3. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Основная:

1. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Изд-во Московского ун-та, 2013.

2. Философия: учебник. / Под ред. В.Н.Лавриненко. М. «Юрайт». 2013.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. 3-е изд. М. «Юрайт», 2014.

4. Философия. Учебник для юридических вузов. Изд. 4-ое, исправленное и дополненное /под ред. Кудина В.А., Балахонского В.В., Джегутанова Б.К, – СПБ.: СПбУ МВД России, 2010.

Дополнительная:

1. Нижников С.А Философия: Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.

2. Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие.- М.: Юрайт-Издат,2008.

3. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2008.

4. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.

Темы докладов

1. Проблема возникновения человека в мифологических, религиозных и философских картинах мира.

2. Проблемы жизни и смерти в философии и религии.

3. Право на смерть в философском и правовом измерениях.

4. Будущее человека и человечества.

5. Соотношение социального и биологического в личности преступника.

Методические рекомендации.

1. При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на самые ранние мифологические точки зрения на процесс возникновения человека. В мифологии различных народов проблема происхождения человека излагается по-разному:

В античной мифологии человек своим появлением обязан богам Олимпа.

В мифологии Древней Индии утверждается, что люди появились из головы предчеловека, называемого Пурушу.

На смену мифологическим пришли религиозные трактовки происхождения человека. Христианская позиция по этой проблеме сводится к следующим принципиальным положениям:

- человек возникает в результате творения Богом;

- Бог наделяет человека душой и телом;

- душа должна главенствовать над телом;

- в процессе творения Бог наделяет человека свободой воли, поэтому человек несет ответственность за свои действия и поступки.

В науке процесс происхождения человека представлен следующими концепциями:

- Человек возникает в результате эволюции биологических видов (эволюционная теория Ч. Дарвина);

- Человек имеет космическое происхождение (концепция внеземного возникновения человека);

- Происхождение человека связано с энергетическим взрывом (мутационная концепция происхождения человека).

2. Интерес к проблеме человека не угасает на протяжении всей истории философии. При подготовке ко второму вопросу следует обратиться к пониманию сущности человека в истории философии. Ответ на данный вопрос может быть выстроен по-разному: либо по эпохам от античности до современности, либо, систематизировав основные философские трактовки человека, по подходам: биологизаторский, социологизаторский, биосоциальный, в которых систематизируется понимание сущности человека.

Следует уяснить сущность биологизаторского подхода, по которому главным в человеке является его биологические характеристики, которые неизмены в процессе жизни. Данный подход представлен в волюнтаристи-ческой философии А. Шопенгауэре и Ф. Ницше, психоаналитической философии З. Фрейда, натуралистической философии Нового времени (Т. Гоббс, О. Конт). Социологизаторский подход признаёт главным в человеке его социальные качества и способность человека изменятся в процессе жизни. Данный подход разрабатывает марксизм, экзистенциализм и религиозная философия.

Следует уяснить, что сущность человека заключается в его разумности, биосоциальной и культурной природе. Усваивая ценности эпохи, в которой он живёт, человек способен к саморазвитию не только интеллектуальному, но и нравственному. Человек существо незавершенное, стремящиеся реализовать свои интересы и потребности и одновременно существо деятельное. Деятельность как способ самореализации человека требует осмысления.

3. Биосоциальный подход признаёт, что сущность человека представляет единство биологических и социальных качеств и он способен развиваться в процессе жизни. Эти идеи разрабатываются неомарксизмом, фрейдомарксизмом, философской антропологией ХХ века. Указанная трактовка позволяет осмыслить человека в единстве его природных, социальных и духовных свойств. Человек в действительности существо противоречивое, незавершённое и находящееся в постоянном развитии.

- Сущность человека заключена в его биосоциальности, которая определяет противоречия между телом и разумом;

- это противоречие определяет все взлёты и падения человека. Противоречие заключается в том, что физическое тело человека имеет пространственно-временные ограничения. Это значит, что человек физически находится в определённом пространстве и времени;

- но разум человека, его сознание не имеет пространственно-временных ограничений, то есть, находясь физически на занятиях, в вашем сознании вы можете переместиться в другое время или в другое место. Следует обратить внимание на то, что в жизни человека важную роль играют чувства (любовь, ревность, ненависть), страсти (позитивные и негативные), свобода.

Биосоциальная сущность человека является основой для сущности второго порядка, которая выражается в деятельности человека. Сущность второго порядка может отчуждаться от человека, приобретать самостоятельное значение и оказывать воздействие как на человека, так и на человечество.

Подводя итоги обсуждения биосоциальной сущности человека, можно сделать следующие выводы. Человек – это:

во-первых, – сложное, противоречивое существо, в котором есть родовое начало, присущее всему человечеству;

во-вторых, имеет духовное начало, то есть, единственный из всех живых существ может оценить себя со стороны и создать предметы, не существующие в действительности (мечты, идеалы, планы и т.д.);

в-третьих, непосредственно связан с космосом и испытывает на себе биоритмы развития космоса;

в-четвертых, как биосоциальное существо не может жить и существовать без деятельности.

4. При ответе на последний вопрос необходимо иметь в виду, что в истории философии были выработаны два подхода к определению смысла человеческого бытия: метафизический и субъективистский. Первый утверждает, что существует общий для всех людей смысл жизни, которому должен следовать каждый человек. Субъективистский подход утверждает, что нет общего смысла жизни, а каждый человек сам для себя решает, зачем и для чего он живёт. Следует уяснить, что смысл жизни - это, скорее качественная характеристика человеческого бытия, а не количественная, смысл жизни не в продолжительности ее, а в том как живёт человек, в её полноте и насыщенности. Поиск смысла жизни возникает, как правило, в “пограничной ситуации”, когда возникает угроза существованию человека, а также перед лицом смерти близких людей или своей.

Возможна и другая классификация точек зрения на проблему смысла жизни:

1. оптимистическая точка зрения утверждает, что человеческая жизнь имеет смысл и этот смысл может быть двояким:

субъективное понимание – каждый человек сам решает, как ему жить и в чём он видит смысл жизни;

объективное понимание – существует общечеловеческий смысл жизни, который заключается в продолжении рода и создании материальных и духовных ценностей для последующих поколений.

2. пессимистическая точка зрения, в которой утверждается, что человеческая жизнь смысла не имеет, так как жизнь представляет собой страдание, борьбу с самим собой или окружающими.

3. современная точка зрения утверждает, что жизнь человека имеет смысл, заключённый в самой жизни, в её насыщенности, полноте, в реализации своих знаний, умений и так далее. Жизнь – это не средство по достижению каких-либо целей. Смысл жизни это качественная, а не количественная характеристика, неважно сколько лет живет человек, важно как он живет. Неспособность человека быть значимым для других людей, получить социальное оправдание своей жизни приводит человека к ощущению одиночества и ненужности, то есть бессмысленности жизни

Тема смерти, несмотря на внешнюю непривлекательность, занимает одно из центральных мест. С точки зрения науки смерть есть неизбежный финал любой живой системы, в том числе и человека. Философию же интересует смерть не как физическое явление, а смысл смерти, то есть её значение в системе бытия. Важнейший смысл смерти состоит в том, что сознание её факта неизбежности заставляет человека более осмысленно относиться к жизни. Если жизнь ограничена во времени, то не стоит её тратить на суетные поступки. Важное место в понимании смысла жизни занимает решение вопроса «право на смерть», эвтаназия (греч.euthanaja), то есть безболезненная, тихая, «блаженная» смерть (в особенности обреченного) человека с позиций не только медицинских, философских, но и юридических.

Контрольные вопросы и задания:

1. Какие концепции возникновения человека вы знаете?

2. Что такое онтогенез, антропогенез, социогенез, антропосоциогенез?

3. В чем вы видите смысл своей жизни?

4. В чем видят смысл человеческого существования различные религиозные конфессии?

5. В чем различие философского и научного подходов к проблеме смерти.

Тесты для самоконтроля:

1. Какое из определений вы считаете правильным?

а) Личность – конкретный человек, обладающий индивидуальностью;

б) Личность – разумный человек, наделенный свободой, ответственностью, правами и обязанностями;

в) Личность – любой человек из рода человеческого.

2. Какая из черт выражает сущность человека в концепции К. Маркса?

а) Свобода;

б) Бессознательное;

в) Совокупность общественных отношений.

3. Какое из определений вы считаете правильным?

а) Эвтаназия – безболезненная кончина человека;

б) Эвтаназия – наука, изучающая проблемы смерти;

в) Эвтаназия – безмятежное существование человека.

4.Определите какая из черт характеризует сущность человека, отличающую его от всех живых существ?

а)Инстинкт;

б)Самосознание;

в)Воля;

г)Темперамент.

5.Какое из определений вы считаете правильным?

а)Танатология-наука, изучающая процесс умирания человека во всем его многообразии.

б)Танатология-безболезненная кончина человека.

в)Танатология-наука, изучающая жизнь во всем его многообразии.

г)Танатология-безмятежное существование человека.

6.Кто из перечисленных мыслителей считает, что «жизнь-это цепь безотрадных событий» и не имеет смысла?

а)К.Маркс;

б)А.Шопенгауэр;

в)Г.Гегель

г)М.Хайдеггер.

Семинар по теме "Личность, ее свобода и ответственность".

Учебные вопросы:

1. Индивид, индивидуальность, личность.

2. Личность и ее социальные роли в обществе. Социальная философия о роли личности в истории.

3. Философия о сущности свободы. Историческая необходимость и свобода личности.

4. Специфика свободы и ответственности, прав и обязанностей личности в деятельности сотрудника полиции.

Основные понятия по теме:

Индивид Индивидуализм Судьба

Индивидуальность Свобода Произвол

Личность Ответственность Воля

Литература по теме:

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».

3. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Основная:

1. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Изд-во Московского ун-та, 2013.

2. Философия: учебник. / Под ред. В.Н.Лавриненко. М. «Юрайт». 2013.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. 3-е изд. М. «Юрайт», 2014.

4. Философия. Учебник для юридических вузов. Изд. 4-ое, исправленное и дополненное /под ред. Кудина В.А., Балахонского В.В., Джегутанова Б.К, – СПБ.: СПбУ МВД России, 2010.

Дополнительная:

1. Нижников С.А Философия: Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.

2. Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие.- М.: Юрайт-Издат,2008.

3. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2008.

4. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.

Темы докладов:

1. Личность и ее роль в истории.

2. Идеология индивидуализма и ее историческая роль.

3. Историческая необходимость и свобода личности.

4. Личность сотрудника полиции.

5. Свобода личности в правовом государстве.

Методические рекомендации

1. В первом вопросе необходимо осмыслить понятия “индивид”, “индивидуальность”, “личность”, выявить социальные свойства личности и условия её формирования и развития, а также разрушение и отчуждение личности. Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является «индивид». Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен от других индивидов. Эта отделенность не составляет его существенную характеристику, ибо отделены друг от друга все объекты во Вселенной. Гораздо более содержателен другой термин – «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств (биологических и социальных). Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Процесс социализации проходит несколько этапов: стадия детского негативизма, подростковая стадия, юношество (где формируются основные качества личности), а дальше идет развитие личности. Осмыслите структурность личности: физическое Я, психологическое Я, социально-ролевое Я, деятельностное Я.

Завершая анализ личности, можно дать следующее определение: личность – это индивидуальность, наделённая сознанием, самосознанием, свободой, ответственностью, правами и обязанностями. Личность под воздействием социальных условий, воспитания, образования, выполняя определённые роли, может совершенствоваться, а может и разрушаться.

2. Человек учится выполнять особые социальные роли. Социальная роль – это требования общества, предъявляемые каждому человеку и требующие от него действий. Личностные качества человека проявляются через те роли, которые он играет в жизни общества. Каждая личность, как правило, выполняет множество ролей. Все выполняемые человеком роли можно условно разделить на две группы:

- Роли аскриптивные, то есть по рождению, по естеству, по половому признаку.

- Роли, приобретаемые в процессе жизни.

Можно сделать следующий вывод: человек становится личностью в процессе развития своей индивидуальности, в данной конкретно- исторической обстановке.

Необходимо осмыслить понятие и условия формирования “выдающихся личностей”, их роли и значимость в истории. При подготовке к этому вопросу необходимо познакомиться с работой Г.В. Плеханова “К вопросу о роли личности в истории”. Выдающаяся личность – это конкретно-исторический человек, рожденный в определенную эпоху, наделенный особенными дарованиями, делающими его способным служить великим общественным интересам, способным решать общечеловеческие проблемы и служить идеям прогресса. Выдающиеся личности в истории общества играют неоднозначную роль:

- Их деятельность может быть не только позитивной, способствовать прогрессивному развитию общества, но и негативной.

- На определенном этапе развития общества великий человек может тормозить процесс изменения общества.

- Однако выдающиеся личности не могут изменить объективный характер развития истории и отменить ее закономерности.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества. Взаимоотношения человека и общества существенным образом видоизменялись в ходе истории. Изменялось вместе с этим и конкретное наполнение, конкретное содержание и собственно личности. Ретроспективный взгляд на историю раскрывает перед нами богатство и разнообразие типов личностей, характерных для определенных типов культуры: античности, средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени. Это связано не только с культурными эпохами в истории человечества, но и со сменой общественно – экономических формаций.

3. При подготовке к третьему вопросу, рассматривающему свободу личности, следует выяснить, прежде всего, понятия свободы и необходимости. Свобода – это возможность человека поступать в соответствии со своими желаниями и интересами. Понятие «свобода» связано с ценностной ориентацией человека в мире.

Источником свободы в жизни человека выступает его воля. Воля – это сознательная целеустремлённость человека, направленная на осуществление определённых действий. Воля полагает цель и готовность к действию и является одной из сущностных сил человека. В обществе свобода, воля и произвол неразрывно связаны и сочетаются друг с другом.

В границах общества свобода проявляется не только как самоопределение «я», но и как мера ответственности, сочетается с необходимостью. Свобода одновременно требует самоутверждения «я» и одновременно самоограничение «я», в этом проявляется парадокс свободы. В истории философии сформировалось три точки зрения на понимание соотношения свободы и необходимости:

1) фатализм;

2) диалектическая взаимосвязь свободы и необходимости;

3) волюнтаризм.

4. При подготовке к четвёртому вопросу, рассматривающему свободу и ответственность, права и обязанности личности, следует определить, прежде всего, эти понятия. Ответственность – это сознательное осуществление предъявляемых человеку требований. Регулятором ответственности человека является его совесть. Когда совесть «не срабатывает», регулятором ответственности является закон.

Свобода и ответственность тесным образом связаны с правами и обязанностями человека. Права – это социальные возможности, детерминированные экономическими условиями жизни общества и законодательно закрепленные государством. Обязанности – это объективно необходимые, должные и возможные поступки личности и ее поведения в обществе, предусмотренные правовой нормой. Ответственность человека существует в различных видах: моральная; юридическая; индивидуальная; коллективная; экономическая.

Свобода в обществе возможна на основе приобщения к общечеловеческим ценностям, осознания необходимости действий. Необходимо выяснить сущность парадокса свободы, как единства самоопределения и самоограничения. Кроме того, при подготовке к ответу следует осмыслить, что свобода и ответственность неразрывно связаны: свобода порождает ответственность, а ответственность направляет свободу. Быть личностью – значит, реализовать свои права и обязанности, пользуясь свободой выбора. Взаимосвязь между ними прямая: чем больше прав, тем больше ответственности.

Контрольные вопросы и задания:

1. Каково содержание понятий: индивид, индивидуальность, личность, историческая личность, свобода личности, индивидуализм, конформизм, альтруизм?

2. В чем заключается методологическое значение представлений о собственности, о власти и ответственности как формах общественных отношений?

3. Когда человек становится личностью?

4. Каковы условия, формирующие здоровую личность?

5. Какими чертами личности должен обладать гражданин России?

6. Каково соотношение свободы и ответственности личности?

7. Кого из исторических личностей вы бы взяли себе в пример и почему?

Наши рекомендации