Экзистенция Фальсификация Феноменология
Герменевтика Верификация Бессознательное
Структурализм Парадигма Архетип
Литература по теме:
Основная:
1. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Изд-во Московского ун-та, 2013.
2. Философия: учебник. / Под ред. В.Н.Лавриненко. М. «Юрайт». 2013.
3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. 3-е изд. М. «Юрайт», 2014.
4. Философия. Учебник для юридических вузов. Изд. 4-ое, исправленное и дополненное /под ред. Кудина В.А., Балахонского В.В., Джегутанова Б.К, – СПБ.: СПбУ МВД России, 2010.
Дополнительная:
1. История философии. Учебник для вузов. 2 изд., переработ. и доп. - Ростов/н Д: Феникс, 2010.
2.Никоненко С.В. Современная английская философия. – СПб.: СПбГУ, 2008.
3. Никоненко С.В. Современная западная философия. – СПб.: СПбГУ, 2010.
4. Рассел Б. История западной философии. – М.: Высшая школа, 2010.
5. Сизов В.С. История философии. Учебное пособие. - М.: Экономист, 2008.
6. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.
Темы докладов:
1. «Философия жизни» Ф.Ницше. Идея сверхчеловека.
2. О.Конт и формирование философии позитивизма, ее эволюция.
3. Психоанализ и философия неофрейдизма.
4. Экзистенциальная философия: основные положения, проблемы, понятия.
5. Философская антропология, ее сущность и главные представители.
6. Философия неотомизма.
Методические рекомендации.
1. Классическая философия была огромным прогрессом теоретической мысли Запада по сравнению со всем предшествующим философским развитием. Но, как и весь прогресс, философский прогресс был глубоко противоречивым: в момент высшего подъема классической философии в ее недрах уже стали действовать тенденции, направленные на ее разложение и отрицание.
В первые десятилетия XIX века в противоположность Гегелю, развивавшему систему абсолютного диалектического идеализма, появляется иррационалистическая философия А. Шопенгауэра, признавшего сущностью всего Мировую волю как бессознательный хаотический порыв. Параллельно деятельности материалиста Л. Фейербаха О. Конт выдвигал свои позитивистские концепции, а Къеркегор пропагандировал иррационалистические идеи христианского предэкзистенциализма. Эти три учение положили начало радикальному изменению характера философствования, смене содержания многих основных понятий и проблем, стиля и манеры философского рассуждения. Так на смену классической философии пришла постклассическая с множеством различных направлений и школ. Причем иногда один и тот же мыслитель может быть отнесен к различным направлениям, ибо в своей философии он синтезирует различные идеи, поэтому процесс изучения философии данного периода достаточно сложен.
При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на понимание сущности позитивизма, его эволюцию от классического (О. Конт) через эмпириокритицизм (Э. Мах Р. Авенариус), неопозитивизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн) к постпозитивизму (Т. Кун, И. Лакатос). Особо следует осмыслить понимание в позитивизме предмета философии и ее основных проблем, затем вопросы познания и методологии, основные методы (верификация, фальсификация, когеренция, конвенция), разработанные неопозитивизмом, и, наконец, философские проблемы науки и техники. Иррационалистические концепции
2. В рамках второго вопроса анализ иррационалистических концепций философской мысли следует начинать с “философии жизни”. Основные представители: Ницше, Дильтей, Шпенглер – в Германии; Бергсон – во Франции. В центре этой философии лежит понятие жизни как целостного органического процесса. Главное в “философии жизни” – это ее противоположность классическому рационализму гегелевского типа. Жизнь нельзя понять с помощью разума, она постигается интуитивно, доступна лишь переживанию. Некоторые идеи “философии жизни” послужили истоками экзистенционализма.
Философия экзистенциализма принципиально пересмотрела предмет философии в противоположность позитивизму и марксизму, поэтому при подготовке к данному вопросу следует обратить внимание на понятие «экзистенция» и сущность экзистенциализма, понимание мыслителями этого направления бытия человека как главной проблемы философии. Следует уяснить как понимается свобода и ее значение в жизни человека, а также значимость социальной среды в развитии и разрушении личности. Различают экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Шестов) и атеистический (Сартр, Камю).
3. В постклассической философии ХХ века одной из центральных проблем становится проблема человеческого бытия, что есть человек, какова его сущность и как соотносятся существование и сущность, проблема самоидентификации, соотношения «Я» и «Другого». Данные проблемы осмысливаются в философии экзистенциализма, философской антропологии и персонализма.
Философская антропологиякак направление в западной мысли ХХ века представляет своеобразное духовно-историческое явление, объединившее различные школы и течения европейской мысли, где главной проблемой и темой исследования становится сущность человека. Родоначальником философской антропологии в научно-исследовательской литературе принято считать Макса Шелера (1874-1928), который в работе «Положение человека в космосе» попытался осмыслить: во-первых, что такое философская антропология?; во-вторых, что такое человек как предмет антропологии?
Биологическая антропологияпредставлена, прежде всего, в философских концепциях Гельмута Плеснера (1892-1985), Арнольда Гелена (1904-1976). Наиболее ярко идеи биологической антропологии выражены в философии Гелена. Культурная антропология представлена в концепциях различных мыслителей (Э. Ротхакер, М. Ландман, Э. Эриксон и др.), хотя каждый из них претендовал на собственное понимание человека, но их объединяет одно общее: во-первых, признание главным в человеке духовного, творческого начала; во-вторых, признание человека не только творцом культуры, но и ее творением.
4. Мыслители современности в противоположность марксистской концепции предложили свои варианты понимания истории, ее сущности и перспектив развития. На смену формационной концепции предлагаются культурологические и цивилизационные теории понимания содержания и смысла истории, которые представлены взглядами О. Шпенглера, А.Тойнби, С. Хантингтона и Ф. Фукуяма.
Освальд Шпенглер (1880-1936), будучи одним из представителей «философии жизни», осмысливает историю человечества как историю различных культур, не связанных друг с другом, сменяющих друг друга и проходящих общие для всех этапы развития. Циклическая концепция понимания истории в цивилизационной ее форме представлена в философии истории Арнольда Тойнби (1889-1975). Несколько иное представление о цивилизационном процессе и его истории изложил Сэмуэль Хантингтон (1927-2008) в своей работе «Столкновение цивилизации». Идеи кризиса цивилизации, высказанные Шпенглером, Тойнби, Хантингтоном, послужили основанием для концепции Фрэнсиса Фукуяма (1952 г. рождения), выдвинувшим мысль о конце истории. Итак, все эти концепции роднит признание кризиса в современном мировом пространстве, признание противоречивости прогресса, или даже отрицания его, а также отказ от идеи закономерности и смысла в истории.
Этим семинаром завершается изучение западной философии, которая в ходе развития разработала и осмыслила основные философские категории и проблематику. Подводя итог, следует сказать, что к концу ХХ века сложились условно три противоположные точки зрения на понимание предмета философии:
- философия - конкретная, позитивная наука;
- философия - наука об общих законах развития бытия, мышления и одновременно мировоззрение;
- философия - «нечто среднее между наукой и искусством», мировоззрение;
Контрольные вопросы и задания:
1. Сделайте анализ философии позитивизма, выявите его достоинства и недостатки.
2. Как решается проблема сущности и существования в философии экзистенциализма?
3. Определите причины живучести неотомизма и привлекательность персонализма.
4. Что такое «отчуждение» и как его понимают в немецкой философии (И.Кант, Г.Гегель), философии марксизма, философии экзистенциализма?
Тесты для самоконтроля:
1. Что такое “базис” в философии марксизма?
а) Совокупность принципов и методов познания;
б) Производственные отношения;
в) Система основополагающих политических институтов;
г) Основополагающие духовные и культурные ценности.
2. Кто из перечисленных философов считается автором термина “позитивизм”?
а) И. Кант;
б) Ф. Ницше;
в) Г. Спенсер;
г) О. Конт.
3. В каком из направлений современной западной философии главной проблемой является проблема человеческого бытия?
а) Позитивизм;
б) Феноменология;
в) Экзистенциализм;
г) Структурализм.
4. Кто из перечисленных философов считается автором и классиком философской феноменологии?
а) М. Хайдеггер;
б) К. Леви-Стросс;
в) Э. Гуссерль;
г) А. Камю.
5. Что является предметом философской герменевтики?
а) Анализ чистого сознания предметов;
б) Разработка методов научного познания;
в) Проблема понимания окружающего мира;
г) Проблема истинного бытия человека.
6. Кто из перечисленных философов считает бессознательное сущностью человека
а) Ж.П. Сартр;
б) З. Фрейд;
в) Дьюи;
г) О. Конт.
Семинар по теме "Философское учение о бытии".
Учебные вопросы:
1. Категория бытия и ее место в системе философского знания. Развитие представлений о бытии в истории философии.
2. Структура бытия и уровни его организации. Основные формы бытия.
3. Философское и естественнонаучное понятие материи. Материя и движение.
4. Пространство и время как онтологические параметры бытия.
Основные понятия по теме:
материя движение детерминизм
дух пространство индетерминизм субстанция время космология
Литература по теме:
Основная:
1. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Изд-во Московского ун-та, 2013.
2. Философия: учебник. / Под ред. В.Н.Лавриненко. М. «Юрайт». 2013.
3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. 3-е изд. М. «Юрайт», 2014.
4. Философия. Учебник для юридических вузов. Изд. 4-ое, исправленное и дополненное /под ред. Кудина В.А., Балахонского В.В., Джегутанова Б.К, – СПБ.: СПбУ МВД России, 2010.
Дополнительная:
1. Нижников С.А Философия: Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.
2. Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие.- М.: Юрайт-Издат,2008.
3. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2008.
4. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.
Методические рекомендации.
1. Курсанты должны представлять, что категория бытия является предельно широкой по своему содержанию, так как она охватывает собой все виды реальности. Это философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует. Бытие как исходная категория философии раскрывает не только факт существования человека, но и его смысл. Анализ проблем бытия – это первый шаг по пути конкретизации нашего отношения к миру. Цель философии – выразить сущность бытия вообще, а через сущность бытия вообще – и сущность бытия отдельных, единичных, конкретных объектов. Необходимо показать, как различные философские направления трактуют понятие «бытие».
Условно можно выделить три этапа в эволюции понятия бытия:
- парменидовский, связанный с первоначальной формулировкой понятия бытия,
- гегелевский, связанный с идеей развития,
- антропоцентристский, ориентирующийся на индивидуальное и свободное бытие человека.
Проведенный анализ показывает, что категория бытия в различные периоды истории философии всегда рассматривается в связке с мышлением, с сознанием. Но поскольку единственным носителем мышления, сознания является человек, то именно человек оказывается связующим звеном между бытием и мышлением.
2. Необходимо отметить, что философия, рассматривая проблему бытия, выделяет и исследует ряд его основных форм, которые несводимы друг к другу и в то же время взаимосвязаны между собой, то есть подчеркиваются универсальные связи бытия.
К основным формам бытия относятся:
а) бытие вещей и состояний природы,
б) бытие общества (общественное бытие),
в) бытие человека и связанное с ним бытие духовного.
Исследование этих основных форм, выявление специфики и характеристики их отношений расширяет наши представления о философском понимании мира и о месте человека в нем. Хотя каждая из форм бытия специфична и развивается в соответствии со своими законами, все они имеют одно и то же основание - материю.
3. Материалистическая линия в философии, идущая со времен античности, объявила материю объективно существующей и первичной по отношению ко всем остальным реальностям. Завершение эта линия получила в начале ХХ века в гносеологическом определении понятия материи, сделанном В.И. Лениным.
Научное познание материи не ограничивается внешним описанием вещей, предметов, явлений и событий. Оно обязательно раскрывает их внутреннюю основу – причину их существования и те свойства, которыми они обладают. В современной науке содержание материи понимается как единство вещества, поля и плазмы. В понятие материи включается также информационный аспект существования всех материальных систем, который выражает порядок веще и явлений в материальном мире. Необходимо также выяснить сущность учения о единстве пространства, времени и движущейся материи.
4. Отвечающему на этот вопрос необходимо рассказать, что в истории философии сложились две концепции пространства и времени: субстанциональная и реляционная.
Субстанциональная концепция, идея которой содержится во взглядах Демокрита, была разработана И.Ньютоном. Согласно этой концепции пространство – это бесконечное вместилище, чистая протяженность, а время – непрерывность, чистая длительность. Пространство и время есть объективные формы, существующие наряду с материей. Ньютон признает абсолютное время и абсолютное пространство независимо от материи.
Реляционная концепция, основы которой заложены Аристотелем, была сформулирована Лейбницем. В отличие от Ньютона он рассматривает пространство и время как формы существования материи. Пространство, по мнению Г. Лейбница, характеризует порядок расположения тел, а время – последовательность изменения их состояния.
Подчеркнув историко - философское понимание пространства и времени как атрибутов бытия, можно дать итоговое определение этих понятий.
Пространство – это философская категория, которая характеризует протяженность и взаимное расположение материальных объектов, существование и взаимодействие составляющих их элементов.
Время – это философская категория, которая выражает длительность существования любых объектов, последовательность смены их состояний. Курсант должен дать характеристику важнейших свойств пространства и времени как атрибутов бытия.
Контрольные вопросы и задания
1. Чем отличается социальная реальность от природной?
2. В чем философский смысл проблемы бытия?
3. Какова структура духовного бытия? Что вы понимаете под индивидуализированым духовным и объективным (внеиндивидуализированным) духовным?
4. Каково определение материи как ключевого понятия диалектического материализма?
5. Какова современная научная картина физической реальности?
6. Какие формы движения материи вы знаете?
7. Какие свойства пространства и времени вам известны?
Семинар по теме "Философия о сущности сознания".
Учебные вопросы:
1. Философия и наука о происхождении сознания. Природа идеального.
2. Структура сознания. Самосознание. Бессознательное.
3. Общественное сознание: его уровни и формы.
4. Правосознание и его роль в деятельности сотрудников полиции.
Основные понятия по теме:
Отражение Представление Психика
Сознание Память Восприятие
Ощущение Воля Идеальное
Литература по теме:
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».
3. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Основная:
1. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Изд-во Московского ун-та, 2013.
2. Философия: учебник. / Под ред. В.Н.Лавриненко. М. «Юрайт». 2013.
3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. 3-е изд. М. «Юрайт», 2014.
4. Философия. Учебник для юридических вузов. Изд. 4-ое, исправленное и дополненное /под ред. Кудина В.А., Балахонского В.В., Джегутанова Б.К, – СПБ.: СПбУ МВД России, 2010.
Дополнительная:
1. Нижников С.А Философия: Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.
2. Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие.- М.: Юрайт-Издат,2008.
3. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2008.
4. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.
Темы докладов и рефератов:
1. Проблема сознания в истории философии и естествознании.
2. Сознание как ключевое понятие для анализа целостности духовной жизни человека.
3. Сознание и компьютер.
4. Сознание и идеальное: дискуссии по проблеме идеального (Э. Ильенков, Д. Дубровский, М. Лифшиц).
5. Сознание и язык. Семиотика о роли и месте языка в культуре.
6. Правосознание, его природа и сущность.
Методические рекомендации
1. Сознание является основной характеристикой человека и понятие «сознания» считается основным при изучении всех форм человеческой деятельности как познавательной, так и практической.
Одним из важных вопросов в этой теме является вопрос о происхожде-нии сознания и его решение в религии и религиозной философии, затем в науке и современной философии, где следует выяснить понятие «информа-ционного отражения» его специфику по сравнению с простыми формами отражения: гиломорфизмом и изоморфизмом. Далее необходимо рассмотреть эволюцию форм отражения от раздражимости до психики и возникновения сознания как высшей формы информационного отражения, выраженного в психических и мыслительных образах, свойственного только человеку. Выяснить отличие сознания от психики.
2. Готовясь ко второму вопросу, выясните для себя сущностные моменты сознания такие, как идеальность, соотношение сознания и мозга, социальность, историчность, субъективность и активность.
Чтобы понять всю сложность и многогранность сознания как высшей формы отражения, необходимо выяснить, какие функции оно выполняет в жизни человека и общества: отражательная, творческая, информационная, регулятивная и оценочная, а также сущность каждой из них.
Сознание как любое сложное образование имеет свою структуру, то есть совокупность элементов, соединенных определенным образом. При подготовке к третьему вопросу следует уяснить, что в структуру сознания принято включать: самосознание, осознание собственного «я»; мышление (познавательную форму), волевую способность и бессознательное. Главной системообразующей способностью является самосознание, оно позволяет осуществляться становлению личности, позволяет людям оценивать свои мысли и поступки, регулировать поведение. Мышление же позволяет человеку познавать мир и приобретать знания, которые являются содержательным элементом в структуре сознания. Немаловажное значение играет воля как способность человека концентрировать внутренние усилия для достижения поставленных целей и преодоления препятствий. Бессознательное имеет не меньшее значение, чем вышеназванные структурные элементы сознания. В течение всей своей жизни человек получает массу впечатлений и переживаний, которые используются не в полном объеме. Невостребованные впечатления и переживания остаются на уровне «бессознательного». Бессознательное воздействует скрытным образом на все процессы сознания, мышления, воли, а также влияет на поведение. При изучении бессознательного и его роли следует обратиться к работам теоретиков психоанализа – З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера и других.
3. Третий вопрос предполагает выяснение того, что индивидуальное сознание является основой для возникновения общественного сознания, которое представляет синтез индивидуальных, отражающих жизнь общества в форме идей, теорий, оценок, норм. Общественные сознания, будучи осознанием людей (община, диаспора, общество) своего общественного бытия, имеет сложную структуру. При рассмотрении общественного сознания следует обратить внимание на уровни (обыденный и теоретический, идеология и общественная психология), выяснить их специфику и взаимосвязь, а также формы сознания (политическое, религиозное, эстетическое, научное, правовое).
4. Четвертый вопрос требует осмысления правового сознания, его сущности, структуры и значимости в жизни общества. Учитывая юридическую направленность образования, следует выяснить сущность правовой идеологии и правовой психологии и их взаимосвязь. Осмысливая сущность правосознания необходимо изучить специфику обыденного, научного и профессионального правосознания.
Контрольные вопросы и задания
1. Проведите сравнительный анализ античного и средневекового понимания сознания.
2. Каково содержание марксистской концепции сознания?
3. Какова структура сознания?
4. Каково соотношение мышления и речи?
5. Как соотносится сознательное и бессознательное в деятельности человека?
6. Какое место в обыденном сознании занимает общественная психология?
7. Что объединяет и различает формы общественного сознания?
8. Какие структурные компоненты общественного сознания должны преобладать в индивидуальном сознании работника МВД?
Тесты для самоконтроля
1. Какое определение сознания правильно?
а) Сознание – материальное отражение действительности;
б) Сознание – высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку, представляющая собой совокупность идеальных и психических образов;
в) Сознание – знание о мире, доступное человеку.
2. Определите, какие из указанных черт выражают общественно- историческую природу и сущность сознания.
а) Иррациональность;
б) Идеальность;
в) Материальность;
г) Социальность;
д) Историчность.
3.Какое из определений вы считаете правильным?
а) Самосознание-это знание о мире.
б) Самосознание-это осознание собственного Я.
в) Самосознание-это психический образ.
г) Самосознание-это высшая форма мышления.
4.Какие из указанных элементов включаются в структуру сознания?
а) Бессознательное;
б) Страсть;
в) Самосознание;
г) Гипотеза;
Семинар по теме "Теория познания".
Учебные вопросы:
1. Проблема познания в истории философии. Основные гносеологические направления.
2. Объект и субъект познания. Диалектика категорий познания.
3. Чувственное и рациональное познание, их формы и роль в правоохранительной деятельности.
4. Истина и проблема ее критериев.
Основные понятия по теме:
Субъект Суждение Истина
Объект Умозаключение Ложь
Понятие Заблуждение Правда
Литература по теме:
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».
3. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Основная:
1. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Изд-во Московского ун-та, 2013.
2. Философия: учебник. / Под ред. В.Н.Лавриненко. М. «Юрайт». 2013.
3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. 3-е изд. М. «Юрайт», 2014.
4. Философия. Учебник для юридических вузов. Изд. 4-ое, исправленное и дополненное /под ред. Кудина В.А., Балахонского В.В., Джегутанова Б.К, – СПБ.: СПбУ МВД России, 2010.
Дополнительная:
1. Нижников С.А Философия: Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.
2. Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие.- М.: Юрайт-Издат,2008.
3. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2008.
4. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.
Темы докладов:
1. Проблема критерия истины в истории философии и современности.
2. Понятие истины в различных философских направлениях и школах.
3. Интуиция и творческий подход в деятельности сотрудника МВД.
4. Роль практики в процессе познания. Значение философской теории истины для практики правоохранительной деятельности.
Методические рекомендации
1. Процесс познания представляет собой творческое отражение объективной действительности в чувственных или мысленных образах, а также абстрактно-логическое мышление. Этот процесс имеет сложную поэтапную структуру освоения действительности. Первым познавательным этапом является чувственное освоение действительности, где основными формами является ощущение, восприятие, представление. Необходимо уяснить специфику каждой формы познания и далее проанализировать рациональное познание, которое возникает на основе первого и выяснить сущность его форм: понятие, суждение и умозаключение. Особое внимание необходимо обратить на то, что эти две стороны познания диалектически взаимосвязаны, разрыв приходит к ошибкам в познании.
2. При рассмотрении второго вопроса семинарского занятия следует иметь в виду, что познавательная деятельность человека использует механизмы психики человека и входит в структуру сознания и представляет собой творческий процесс, а не копирование.
При подготовке к ответу на первый вопрос следует уяснить понятие «субъект познания». Это-тот, кто познает, им может быть человек, группа людей. Понятие «объект познания» означает действительность, на которую направлена деятельность познающего субъекта. Субъект и объект познания диалектически взаимосвязаны, «без субъекта нет объекта, как и без объекта, нет субъекта». Однако следует уяснить, что субъект всегда активен, объект может быть активным, но чаще он пассивен. В результате взаимодействия субъекта и объекта возникает знание, в содержании которого сочетаются субъективное и объективное. Следует уяснить их диалектику.
3. Чувственное и рациональное познание является основой обыденного и практического познания, без этих двух сторон невозможно научное познание, которое будет отличаться от первых двух.
Следует уяснить, что процесс познания представляет собой не только взаимодействие чувственного и рационального в познании, но в этом творческом процессе отражения важную роль играют такие моменты, как объяснение, понимание и интуиция.
Объяснение позволяет раскрыть важные функциональные связи между объектом действительности или внутри объекта. Понимание представляет собой осознание уже имеющегося знания, позволяет это знание расширить, уточнить. Объяснение и понимание взаимосвязаны и дополняют друг друга. Интуиция-постижение истины без логических доказательств, осуществляющаяся в сфере подсознательного, способствует открытию новых знаний. Без этих познавательных моментов не может обойтись познавательная деятельность человека, не может быть выяснена истины.
4. Четвертый вопрос подводит итог познания, так как истина есть результат познания, его цель. При подготовке к семинару следует уяснить соотношение истины и заблуждения, истины и правды, истины и лжи, для этого необходимо знать признаки истинного знания. В истине как результате познания сочетается два момента абсолютность и относительность, которые означают её историчность и конкретность. Следует помнить, что процесс познания противоречив. Истина будет абсолютной в том смысле, что на данный момент времени наше знание о мире не позволяет человеку знать больше, но через некоторое время границы познания расширяются и та истина, что вчера была абсолютной, становится относительной.
При обсуждение проблемы критериев истины следует сравнить позиции марксизма и прагматизма. При подготовке к семинару следует изучить основную и дополнительную литературу, рекомендованную выше.
Контрольные вопросы и задания:
1. Что такое знание и познание, каково их соотношение?
2. Определите предмет и метод гносеологии.
3. Как соотносятся познание и практика.
4. Что может выступать в качестве критерия истины и почему?
Тесты для самоконтроля:
1. Какое из определений правильно?
а) Объективная истина – представления человека о мире;
б) Объективная истина – знание независимое от человека и человечества;
в) Объективная истина – непротиворечивое знание о мире.
2. Что является критерием истинного познания?
а) Опыт;
б) Чувства;
в) Практика;
г) Теория.
3. Какое из приведенных определений гносеологии является правильным?
а) Гносеология – это философское учение о бытие;
б) Гносеология – это философское учение о справедливости;
в) Гносеология – это философское учение о познании;
г) Гносеология – это философское учение о целесообразности и красоте.
4. Что такое агностицизм?
а) Философская позиция, утверждающая, что сущность вещей рано или поздно будет познана;
б) Философское учение, исходящее из того, что первичным и определяющим является материя;
в) Философская концепция, считающая, что сущность вещей в принципе непознаваема;
г) Философская позиция, утверждающая возможность тождества мышления и бытия.
5.Какие из указанных форм являются основными в рациональном познании?
а) Ощущение;
б) Суждение;
в) Восприятие;
г) Умозаключение.
Семинар по теме "Научное познание: его уровни, методы и формы".
Учебные вопросы:
1. Наука, её специфика, структура и проблема классификации.
2. Уровни и формы научного познания.
3. Методы научного познания.
4. Научная революция, сущность и основные этапы ее развития.
Основные понятия по теме:
Проблема Категория Факт Объяснение