Трансцендентный Абсолютная идея Антропология

Трансцендентальный Панлогизм Отчуждение

Априорный «Вещь в себе» Практика

Категорический императив Антиномии Формация

Литература по теме:

Основная:

1. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Изд-во Московского ун-та, 2013.

2. Философия: учебник. / Под ред. В.Н.Лавриненко. М. «Юрайт». 2013.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. 3-е изд. М. «Юрайт», 2014.

4. Философия. Учебник для юридических вузов. Изд. 4-ое, исправленное и дополненное /под ред. Кудина В.А., Балахонского В.В., Джегутанова Б.К, – СПБ.: СПбУ МВД России, 2010.

Дополнительная:

1. Нижников С.А Философия: Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.

2. Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие.- М.: Юрайт-Издат,2008.

3. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2008.

4. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.

Темы докладов и рефератов:

Методические рекомендации

1. Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны и 1831 г. - годом смерти Гегеля-с другой. Тем не менее по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития.

Классическая немецкая философия представляет собой преемственный ряд философских учений Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Оригинальность их подхода заключается в том, что главной философской проблемой стала проблема тождества субъекта и объекта, которая решалась в рамках идеалистической традиции. Как бы альтернативой идеалистической философии в немецкой классике является антропологический материализм Л.Фейербаха. Немецкая философская классика завершает историю западной философии от Сократа до Гегеля. Она продемонстрировала возможности и границы рационально-логического философствования.

Родоначальником немецкой классики является И. Кант, прошедший в своем творчестве два периода: докритический и критический, принципиальные отличия которых, в обязательном порядке, следует уяснить курсантам. Наибольший интерес представляет критическая философия И.Канта, сущность которой изложена в трех работах: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Для понимания сущности философии Канта, необходимо представлять структуру познания: от чувственности через рассудок к разуму с его антиномиями, а также такие понятия, как «априорность», «трансцендентальность», мир феноменальный и мир ноуменальный. Важное значение в его философии имеет соотношение мира «вещей в себе» и «мира явлений», а также нравственные проблемы, сущность категорического императива.

Главная заслуга Канта заключается в новом подходе к природе познания, его возможностям и границам. Он впервые предложил понимать знание не как отражение действительности, а как ее конструирование сквозь призму присущих разуму и рассудку априорных схем и принципов. Кант был убежден, что одних средств науки недостаточно для создания полной и адекватной картины мира. Указав науке ее пределы, Кант провозглашает самостоятельность эстетического и нравственного мышления.

2. Второй вопрос, посвященный философии Гегеля, следует начинать с рассмотрения понятия «Абсолютная идея» и выявление сущности принципа тождества мышления и бытия, затем уяснить предмет философии как «науки наук», сущность системы и значимость диалектического метода не только для его философии, но и для последующей философской мысли.

При работе над вопросом предлагается следующий план:

- истоки гегелевской философии;

- основные принципы гегелевской диалектики: историзм и системность;

- тождество субъекта и объекта у Гегеля;

- история как сознание свободы, три уровня философско-исторического

процесса по Гегелю;

- идея “конца истории”;

- философско-правовая концепция Гегеля.

Следует четко представлять составные части гегелевской системы: логику, философию природы и философию духа, а также сущность противоречия между системой и методом его философии. Заслуга Гегеля заключается в том, что он смог показать диалектический характер развития действительности, где философия является способом и средством самопознания действительности, познание разумом самого себя. Именно историзм сообщает гегелевской философии диалектический характер, но, поскольку источником развития является здесь теоретическая, а не практическая деятельность, эту односторонность его учения пытается преодолеть Л. Фейербах.

3. За исключением немецкой философской классики XVIII – XIX веков, западная рационалистическая философия не считала область права заслуживающей отдельного внимания. Поэтому, хотя говорят о философско-правовых взглядах Платона, Аристотеля или Фомы Аквинского, их нельзя назвать философией права в строгом смысле этого слова. Объясняется это в первую очередь неразвитостью самого права, его незначительной ролью в жизни человека и общества. Гораздо больше внимания в классической традиции уделялось проблемам практической философии, под которой в первую очередь понималась философия морали. В контексте обсуждения таких проблем, как сущность добра, природа справедливости, условия хорошей жизни, предпринимались попытки обоснования нравственных и правовых законов, регулирующих общественный порядок и поведение отдельных индивидов. От Сократа до Канта философская рефлексия права сводилась лишь к обоснованию позитивного права посредством установления его связи с надпозитивным источником. Синонимом философии права вплоть до XIX века было “естественное право”. Основной классической работой по философии права считается труд Гегеля с одноименным названием, где предметом философии права объявляется “… идея права – понятие права и его осуществление”[1]. Гегель, в полном соответствии с традиционным взглядом на философию, полагал, что сущность права предзадана, то есть существует объективно в виде идеи права, а задача философии состоит только в том, чтобы вскрыть, обнаружить, артикулировать эту сущность. Философия права, таким образом, есть метафизика права, снимающая покровы с тайны права, демонстрирующая его подлинный смысл. Сам Гегель объявлял свою философию завершающей ступенью самопознания Абсолютного духа и признавал, что рациональный дискурс исчерпал себя, завершив восхождение от абстрактного к конкретному. Философию Гегеля, поэтому, считают резюмирующей, завершающей философией платоновской традиции.

4. Альтернативой гегелевской философской мысли в немецкой классике является философия Л.Фейербаха, провозгласившего философию будущего не чем иным, как антропологией, главной проблемой которой является человек и его счастье. В этом вопросе следует осмыслить сущность антропологического принципа в философии немецкого мыслителя, понимание сущности человека и сенсуалистической теории познания, а также значимость его работ по философии религии.

Главную ценность в философии Фейербаха представляет учение о человеке. Выработка этого учения происходила в процессе критики религии и идеализма. Критикуя религию за ее стремление парализовать волю человека, Фейербах взамен предлагает культ человека, обоготворяя его, считая, что главными в жизни являются межличностные отношения, основанные на любви и доброжелательности. В центре внимания Фейербаха – не отвлеченное понятие материи, а человек как психофизическое единство, т.е. единство души и тела, поэтому его философия и называется антропологическим материализмом.

Концепция Фейербаха, возникшая как реакция на учение Гегеля, толкует человеческую природу преимущественно биологически и поэтому в дальнейшем была преодолена последующим ходом развития философской мысли.

Тесты для самоконтроля

1.Какая из перечисленных проблем является центральной для немецкой классической философии?

а) Проблема человека;

б) Проблема метода научного познания;

в) Проблема тождества субъекта и объекта;

г) Проблема природы государства и права.

2.Что означает понятие «априорности» в философии Канта?

а) Априорный-значит основанный на опыте;

б) Априорный-значит «доопытный»;

в) Априорный-значит материальный;

г) Априорный-значит недоступный познанию.

3.Кто из названных ниже философов является автором высказываний: «Все действительно разумно, все разумное-действительно»?

а) Декарт;

б) Фихте;

в) Фейербах;

г) Гегель.

4.Что означает в философии Канта термин «вещь в себе»?

а) Внутреннюю структуру предмета

б) Независимое от человека и недоступное его познанию существование мира самого по себе

в) Загадочное и необъяснимое явление

5.Кто из перечисленных мыслителей является теоретиком концепции антропологического материализма?

а) Гегель;

б) Фихте;

в) Фейербах;

г) Лейбниц.

6.Кто из перечисленных мыслителей является автором работы «Феноменология духа».

а) Гегель;

б) Фихте;

в) Фейербах;

г) Шеллинг.

Семинар по теме "Русская философия".

Учебные вопросы:

1. Русская философия: ее проблематика и особенности.

2. Философские взгляды славянофилов и западников.

3. Русская религиозная философия: философия всеединства В.С. Соловьева.

4. Русская философия права (П.И. Новгородцев, И.А. Ильин).

Основные понятия по теме:

Соборность «Философия общего дела» София

Всеединство Интуитивизм Абсолют

«Русская идея» Славянофильство Космизм

Литература по теме:

Основная:

1. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Изд-во Московского ун-та, 2013.

2. Философия: учебник. / Под ред. В.Н.Лавриненко. М. «Юрайт». 2013.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. 3-е изд. М. «Юрайт», 2014.

4. Философия. Учебник для юридических вузов. Изд. 4-ое, исправленное и дополненное /под ред. Кудина В.А., Балахонского В.В., Джегутанова Б.К, – СПБ.: СПбУ МВД России, 2010.

Дополнительная:

1. Нижников С.А Философия: Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.

2. Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие.- М.: Юрайт-Издат,2008.

3. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2008.

4. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.

Темы докладов

1. Периодизация русской философии и ее обоснование.

2. Основные черты русского мировоззрения и русской философии.

3. Славянофилы и западники как культурно-исторические альтернативы русской философии XIX века.

4. Идеи всеединства и общего дела в русской философии.

5. Нравственная философия В.Соловьева.

6. Идеи Н.Бердяева о судьбе России.

7. Развитие русской философской традиции в трудах Н.Лосского и С.Франка.

8. Преступный человек в концепции Достоевского.

9. Философия русского космизма.

10. Русская философия права.

Методические рекомендации

1. Философия России сформировалась значительно позднее, чем философия Запада, поэтому процесс развития отечественной философской традиции имеет несколько иную периодизацию. При подготовке ответа на первый вопрос следует уяснить, прежде всего, специфические черты русской мысли: неразрывную связь с православием, критику западной философии за рационализм, приоритетность онтологических проблем перед гносеологическими, увлечение проблемами философско-историческими, включение нравственности в число критериев истины.

Далее следует обратить внимание на периодизацию философии России:

· Становление философии (X-XVIII в.в.)

· Философия Просвещения конец XVIII- начало XIX в.в.

· Философия славянофилов и западников 30-50-е годы XIX в

· Философия политического радикализма 50-70-е годы XIX в

· Систематический период конец XIX- начало XX в.

· Философия русского зарубежья (20-40-е годы XX в.) и параллельное существование марксистско-ленинской философии в СССР (20-80-е гг. XX в.).

· Современная философия России.

Необходимо изучить основных представителей в каждом из периодов, выяснить специфику проблематики философии каждого периода. Русская философия предстает как многообразие философских доктрин, школ и традиций.

2. Второй вопрос семинара посвящен философским взглядам славянофилов (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, братья Аксаковы) и западников (П.Я.Чаадаев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен), необходимо уяснить противоположность их взглядов в решении философских проблем (бытия, человека, познания и будущего России), а также влияние их идей на последующую мысль России.

Славянофильство выходит за рамки только философии и претендует на оригинальное объяснение судьбы России и ее место в мире. Ядро философии славянофильства – идея православия. Православие трактуется ими как фундамент мировоззрения и познания, обеспечивающий возможности гармонизации всех способностей человека в едином “цельном знании”. Монархия – как идеальная форма правления. Крестьянская община – как идеальный “нравственный мир”, гармонично сочетающий личностное и гармоничное начало.

При изучении славянофильской традиции рекомендуется следующий план:

- антропология славянофилов – учение о целостности человека;

- теория познания славянофилов – концепция “цельного знания”;

- социальная философия славянофилов – принципы общинности и соборности;

- философия истории славянофилов;

- эволюция славянофильства: раннее славянофильство, почвенничество

( А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский), позднее славянофильство (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев).

В полемике со славянофильством складывается противоположная интеллектуальная традиция в объяснении судьбы и проблем России. Основные представители этого направления ориентируются на западную цивилизацию, критикуя православие и акцентируя внимание на личностном начале. В сфере познания они последовательно ориентируются на науку, в особенности - на естествознание. Итогом обсуждения данного вопроса должно стать указание на принципиальную незавершенность этого судьбоносного спора для современной России.

3. Третий вопрос представляет огромный интерес, так как именно в религиозной философии возникли первые целостные системы в России (В.С.Соловьев) и именно религиозная философия в XX веке оказала влияние на философию Запада (Н.А.Бердяев). Необходимо выяснить сущность основных религиозно-философских направлений: «философии всеединства» (В.С.Соловьев, С.Н. и Е.Н.Трубецкие), «философии общего дела» (Н.Ф.Федоров), интуитивизма (Н.О. Лосский), «философии права» (П.И.Новгородцев, И.А.Ильин, Н.Н.Алексеев). С учетом юридической направленности образования, рекомендуется обратить особое внимание на философско-правовые концепции в трудах русских мыслителей.

Главные достижения русской философской мысли рубежа XIX-XX в.в. связаны с явлением, получившим название религиозно-философского Ренессанса. Это эпоха взлета в области литературы, живописи, науки, философии. Русская философия этого периода, подобно русской литературе XIX в., может считаться классикой национальной философской традиции. При подготовке этого вопроса рекомендуется придерживаться следующего плана:

- исторические, социальные и теоретические предпосылки возникновения религиозно-философского Ренессанса;

- влияние В.С. Соловьева и Ф.М. Достоевского на формирование “нового

религиозного сознания”;

- религиозные идеалы “нового религиозного сознания”;

- основные представители Ренессанса (Д.С. Мережковский, В.В. Розанов,

Н.А. Бердяев);

- значение религиозно-философского Ренессанса для развития русской культуры.

4. Право в русском сознании приобрело смысл, близкий к правоте, правде и даже праведности, а в западном сознании более сближалось с законностью, формальной упорядоченностью в принятых или установленных пределах. Ни один философ, размышляющий о человеке, обществе, истории, не мог обойти проблем права; точно также ни один теоретик права не мог не философствовать о правовой свободе и ответственности, о соотношении права и нравственности, о формах государственного правления и путях развития государства.

В русской философской и юридической литературе мы постоянно сталкиваемся со сближением нормы и идеала, нормы и наилучшего состояния системы. В этом контексте особое значение приобретает философско-правовое наследие крупнейших русских правоведов – П.И. Новгородцева и его ученика И.А. Ильина, чьи государственно-правовые идеи будут способствовать, безусловно, выработке у будущих сотрудников органов внутренних дел осмысленного мировоззренческо-ценностного выбора норм поведения в конкретных служебных ситуациях.

Русская философия права всегда придерживалась того взгляда, что нравственному разрушению способствует сам человек. Ведь тот, кто стремится к совершенству, никогда не выйдет за рамки запрещенного. Об этом нам повествует еще один выдающийся русский философ И.А. Ильин. Особенно велик вклад Ильина в становление отечественной традиции правосознания и правовой культуры. Ни один человек не может жить на земле, не вступая в контакт с другими людьми. И правопорядок в государстве, по мнению Ильина, должен рассматриваться как система взаимного духовного признания. Поэтому взаимное уважение народа и власти является основой государственного строя.

Контрольные вопросы и задания:

1. На чем основана концепция самобытности русского народа?

2. Каковы истоки и основные периоды развития философского материализма в России?

3. Способна ли русская философия внести вклад в разрешении кризиса современной западной культуры?

4. Философия «общего дела» Н.Федорова – это миф или реальность?

5. В чем состояла суть спора западников и славянофилов?

6. В каком направлении шло развитие идей русского марксизма?

Тесты для самоконтроля:

1.Что, по мнению идеологов славянофильства, является главным фактором превосходства славянской культуры над всеми остальными?

а) Трудолюбие славян;

б) Нравственные качества славян и русских в особенности;

в) Православная религия;

г) Географические особенности России.

2. Идеологом какого из течений русской философии считают П. Я. Чаадаева?

а) Славянофильства;

б) Нестяжательства;

в) Западничества;

г) Политического радикализма.

3. Кто из перечисленных мыслителей является родоначальником философии всеединства?

а) Ф.М. Достоевский;

б) В.С. Соловьев;

в) П.И. Новгородцев;

г) М.В. Ломоносов.

4. В чем сущность понятия «всеединства»?

а) Единство души и тела;

б) Свободное объединение в Абсолюте всех элементов бытия;

в) Единство бытия и сознания;

г) Единство знания и веры.

5. Кто из перечисленных мыслителей является автором работы «Философия общего дела»?

а) Н.Ф. Федоров;

б) Е.Н. Трубецкой;

в) Н.А. Бердяев;

г) Н.А. Радищев.

6. В чем заключается сущность человека в философии Н.А. Бердяева?

а) В борьбе за существование;

б) В свободе;

в) В познании действительности;

г) В бессознательном влечении.

Семинар по теме "Основные направления современной философии".

Учебные вопросы:

1. Рационалистическая философия XIX века.

2. Иррационалистические концепции философии XIX века.

3. Человек как основная проблема постклассической философии.

4. Постклассическая философия о содержании и смысле истории.

Основные понятия по теме:

Наши рекомендации