Эмпиризм Пантеизм Монадология

Рационализм Сенсуализм Теодицея

Дуализм Агностицизм Просвещение

Литература по теме:

Основная:

1. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Изд-во Московского ун-та, 2013.

2. Философия: учебник. / Под ред. В.Н.Лавриненко. М. «Юрайт». 2013.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. 3-е изд. М. «Юрайт», 2014.

4. Философия. Учебник для юридических вузов. Изд. 4-ое, исправленное и дополненное /под ред. Кудина В.А., Балахонского В.В., Джегутанова Б.К, – СПБ.: СПбУ МВД России, 2010.

Дополнительная:

1. Нижников С.А Философия: Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.

2. Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие.- М.: Юрайт-Издат,2008.

3. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2008.

4. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.

Темы докладов:

1. Ф. Бэкон – родоначальник английского эмпиризма.

2. Философско-правовые взгляды Д. Локка.

3. Агностицизм Д. Юма.

4. Дуализм Р. Декарта.

5. Пантеизм Б. Спинозы.

6. Монадология Лейбница.

Методические рекомендации

1. Философия Нового времени сформировалась на базе философии эпохи Возрождения. Формирование естествознания в этот период связано с тенденцией познания не единичных фактов, а определенных целостных систем. В философии Нового времени учеными ставится вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышенной значимости гносеологической проблематики.

Ориентация на чувственность и практичность познания не является единственной выразительной чертой формирующейся науки Нового времени, которая повлияла на характер философского мышления времени. Стремление к систематизации, количественный рост и усиливающаяся дифференциация познания, вызывают развитие теоретического мышления. Как эмпирическое, так и рациональное познание ведут к развитию науки как целого, формируют ее характер и проецируются на складывающиеся основные направления философского мышления всего Нового времени. Помимо гносеологических проблем в философии Нового времени разрабатываются проблемы субстанции, человека, общества и его истории, в которой признается прогрессивное развитие.

Идеи значимости разума и просвещения и на этой основе дальнейшего совершенствования общества и государства будут будоражить умы мыслителей Нового времени.

При подготовке к первому вопросу следует уяснить, что семнадцатый век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука, которая переживает период своего становления. Развитие науки и социальных преобразований (формирование капиталистических производственных отношений, секуляризация общественной мысли и жизни) вызвали к жизни и новую ориентацию философии. В философии XVII-XVIII веков гносеологическая проблематика преобладает над онтологической, отчетливо выражен интерес к методологии научного познания, критике религии и теологии, четко прослеживается просветительская направленность и вера в прогрессивное развитие человечества.

Эти специфические черты отражаются и на основных проблемах философии этого периода, во-первых, гносеологических: выяснение границ обыденного, научного и философского познания, соотношение чувственного и рационального познания, разработка методологии познания, проблема истины и классификации наук; во-вторых, онтологические, соотношение единого и многого в субстанции, и, наконец, социальные, соотношение природного и культурного в человеке, выявление сущности права и государства.

В последующих вопросах семинара данные проблемы следует осмыслить. Поскольку проанализировать подробно философские системы данной эпохи не представляется возможным, поэтому следует обратиться к сущности альтернативных гносеологических направлений и наиболее ярким философским системам.

2. При ответе на второй вопрос следует уяснить понятия «эмпиризм» и «сенсуализм», основные идеи данных направлений развивались в философских системах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма. Родоначальником эмпиризма является Ф. Бэкон. Кроме того, он один из первых мыслителей, провозгласивший значимость науки в жизни человека и общества. В его философии следует изучить понимание предмета философии, сущность науки и структуру познания, а также значимость методологии в познании. Главным методом развития науки Ф. Бэкон считал индукцию, опирающуюся на опыт, полученный в результате наблюдения, сравнения, эксперимента и анализа. Но как эмпирик, он явно переоценивал опытное знание и недооценивал роль теории.

Подводя итог рассмотрению сущности эмпиризма Нового времени, можно сказать, что он не решил проблемы происхождения всеобщих идей. Более того, в крайних субъективистских вариантах, он вообще пришел не только к отрицанию возможности познать мир, но и выразил сомнение в его существовании, что дало повод английскому философу Б. Расселу заявить: «Д. Юм развил эмпирическую философию Локка и Беркли до ее логического конца и, придав ей внутреннюю последовательность, сделал ее неправдоподобной. Взгляды Юма представляют в некотором смысле тупик в развитии философии; в развитии его взглядов дальше идти невозможно».

3. Готовясь к третьему вопросу, обратите внимание на дуалистическую трактовку субстанции в философии Р. Декарта. Выясните понимание им предмета философии и ее места в системе наук. Кроме того, в концепции Декарта наиболее ярко выражена сущность рационализма: теория врожденных идей и сомнения, интеллектуальной интуиции и, наконец, понимание науки и проблемы классификации наук, сущность дедукции и ее связь с другими методами.

Основным признаком рационализма Декарта можно считать выведение факта существования из факта мышления. Это выведение осуществляется с помощью операции дедукции из врожденных разуму идей. В состав врожденных идей Декарт включает: бытие Бога; существование понятия; свободу воли. Образцом научного доказательства, по Декарту, является математическое доказательство, опирающееся на априорные истины разума.

4. Четвертый вопрос «Философия Французского Просвещения». При подготовке ответа на этот вопрос следует уяснить, что рационалистическое мировоззрение вызвало к жизни феномен Просвещения, который заключается в стремлении изменить жизнь, опираясь на разум, образование и сознательность человека. Человек и его бытие становятся главной проблемой философии. Еще в XVII веке встречаются две противоположные точки зрения на понимания сущности человека: человек-злое, эгоистическое существо, «дикий зверь», наделенный разумом, стремящийся к господству над другими (Т.Гоббс) и человек-доброе, миролюбивое, разумное существо, стремящееся к общению (Дж. Локк). Эти идеи получили дальнейшее развитие в философии XVIII века (Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, И. Гердер, Э. Шефстбери).

Предпринятый обзор основных направлений, школ и персоналий философии Нового времени дает основание утверждать, что все философские проблемы решались в перспективе основополагающей мировоззренческой идеи Нового времени — идеи рациональности, согласно которой мир, в принципе, соразмерен человеческому разуму.

Тесты для самоконтроля:

1.Кто из перечисленных ниже философов написал работу «Левифан»?

а) Т. Гоббс;

б) Дж. Локк;

в) Вольтер;

г) Ж.-Ж. Руссо;

2.Какой из принципов Декарт считал единственно пригодным для отыскания надежного основания философии?

а) Вера;

б) Интуиция;

в) Разум;

г) Сомнение;

3.Кто из ниже названных философов является автором высказывания: «Мыслю-следовательно, существую»?

а) Ф.Бэкон;

б) Т.Гоббс;

в) Г.Лейбниц;

г) Р.Декарт;

4.Кто из философов Нового времени употребил для характеристики сознания новорожденного человека понятие «tabula rasa»-«чистая доска»?

а) Дж. Локк;

б) Дж. Беркли;

в) Д. Юм;

г) Г. Лейбниц;

5.Из приведенных определений выберите то, что характеризует сущность эмпиризма:

а) Эмпиризм-это философское учение, утверждающее,что истина находится в самих вещах и добывается через опытное знание;

б) Эмпиризм-это философское учение, утверждающее,что источником истинного знания является разум:

в) Эмпиризм-это философское учение, утверждающее,что единственным критерием истины является соответствие мысли объекту;

г) Эмпиризм-это направление в теории познания, исходящее из единства разума и чувств.

Семинар по теме "Немецкая классическая философия".

Учебные вопросы:

1. Критическая философия И. Канта.

2. Система и метод философии Гегеля.

3. Философско – правовые взгляды И. Канта и Гегеля.

4. Сущность антропологического материализма Л.Фейербаха.

Основные понятия по теме:

Наши рекомендации