Семинар по теме «Философия средних веков и эпохи Возрождения».
Учебные вопросы:
1. Специфика и основные этапы средневековой философии.
2. Философия Ф.Аквинского как образец схоластики.
3. Философия эпохи Возрождения: основные направления и представители
Основные понятия по теме:
теоцентризм креационизм теодицея
патристика эсхатология универсалии
схоластика тринитарная проблема номинализм
реализм двойственная истина антропоцентризм
Литература по теме:
Основная:
1. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Изд-во Московского ун-та, 2013.
2. Философия: учебник. / Под ред. В.Н.Лавриненко. М. «Юрайт». 2013.
3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. 3-е изд. М. «Юрайт», 2014.
4. Философия. Учебник для юридических вузов. Изд. 4-ое, исправленное и дополненное /под ред. Кудина В.А., Балахонского В.В., Джегутанова Б.К, – СПБ.: СПбУ МВД России, 2010.
Дополнительная:
1. Нижников С.А Философия: Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.
2. Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие.- М.: Юрайт-Издат,2008.
3. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2008.
4. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.
Методические рекомендации
1. При изучении первого вопроса необходимо уяснить, что средневековая философия представляет собой синтез теологии и античной философской мысли. Она сохранила преемственность интеллектуальных навыков и развила понятийно-логический аппарат, созданный в античной культуре. Важнейшими особенностями средневековой философии являются: теоцентризм, состоящий в том, что главной регулятивной основой философии становится идея Бога; абстрактность теоретических построений, оторванных от практики; рассмотрение текста и слова Библии в качестве основы и источника философского познания (что определило ведущую роль таких методов, как дедукция и интерпретация).
Далее следует обратить внимание на понимание смысла самого названия первого этапа средневековой философии. Это название связано с созданием работ “отцов церкви”, заложивших основы Священного предания. Важнейшими философскими темами становятся: учение о Христе как посреднике между Богом и человеком; тринитарная проблема, т.е. учение о соотношении ипостасей Бога-отца, Бога-сына и святого духа; креационизм - учение о творении мира Богом; теодицея -объяснение, почему в мире существует зло, если Бог добр и справедлив, и эсхатология- учение о конечных судьбах мира и человека. Следует обратить внимание на проблему соотношения веры и разума, которая в эпоху патристики рассматривается через их противопоставление друг другу, при этом высказывается достаточно широкий спектр мнений, от полной непримиримости веры и разума (Тертуллиан- “Верю потому, что нелепо”) до идеи их взаимодополнения (Августин - “Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь”).
2. При изучении второго вопроса курсанты должны понять, что термин «схоластика» обязан своим названием “школьным”, университетским курсам философии. В этот период происходит переосмысление главной задачи, стоящей перед философией. Она трактуется как обоснование и систематизация религиозных дóгматов. Считается, что потенциально “абсолютная истина” дана в Библии и трудах Аристотеля, но ее надо актуализировать, т.е. логически вывести путем правильных умозаключений. Соответственно этому, меняется и трактовка соотношения веры и разума, они уже не противопоставляются друг другу, а рассматриваются в отношении определенной взаимосвязи. Важно обратить внимание на средневековый спор об универсалиях. Его предметом явился вопрос о том, что существует в действительности: общее или единичное? Были высказаны две позиции: 1) реалистов, которые, вслед за Платоном, считали, что общее существует самостоятельно, независимо от единичного, а единичное либо совсем не существует, либо в своём существовании зависит от общего и является второстепенным, временным, преходящим (Ансельм Кентерберийский, Аврелий Августин); 2) номиналистов, полагавших, подобно Аристотелю, что реальным существованием обладает лишь единичное, а общее существует только в сознании человека, как имя, даваемое для группы сходных предметов (Росцелин, Пьер Абеляр и др.).
Философия Ф. Аквинского представляет собой всеохватывающую системурационального обоснования и систематизации христианской догматики, на основе аристотелевской философии, применительно к новым историческим условиям, сложившимся в Западной Европе в XIII веке. Проблематика его философии чрезвычайно обширна. Нет возможности, да и необходимости, рассматривать ее всю, тем более что основная ее часть – это проблематикатеологическая, а не философская. Мы остановимся лишь на центральной проблеме философии Ф. Аквинского - проблемесоотношения знания и веры. Сутьконцепции самого Ф. Аквинского состоит в следующем.Цель философии и теологии одна - познание истины. Существуеттри пути познания истины:с помощью разума, путем откровения и с помощью интуиции. Каждый из этих путей ведет к истине, но они далеко неравноценны.
Завершить анализ философии Ф. Аквинского и всейсхоластики в целом, можно словами Б. Рассела: «В этой философии мало истинного философского духа... Прежде чем Аквинский начинает философствовать, он уже знает истину: она возвещена в католическом вероучении. Если ему удается найти убедительные рациональные аргументы для тех или иных частей вероучения тем лучше; не удается - Аквинскому нужно лишь вернуться к откровению. Но отыскание аргументов для вывода, данного заранее - это не философия, а система предвзятой аргументации».
3. Изучая философию эпохи Возрождения необходимо обратить внимание на следующие моменты: философия Возрождения не только отвергала религиозную ортодоксию, но и опиралась на культуру средних веков. Она синтезировала платонизм и неоплатонизм с реализмом. Эстетическое отношение к религиозному культу позволило преодолеть религиозный консерватизм и, вместе с тем, сохранить уважительное отношение к традиции.
Основными особенностями философии Возрождения являются: 1) антропоцентризм,рассмотрение человека в качестве центра и смысла мироздания; 2) гуманизм, основанный на признании ценности человека как личности, утверждении его прав на свободу, счастье, равенство, справедливость; 3)индивидуализм, проявляющийся в утверждении самоценной, свободной и неповторимой творческой личности; 4) субъективизм, состоящий в раскрытии мира не в его объективной данности, а через призму внутреннего мира человека; 5)секуляризация, означающая отделение философии от теологии и церковных институтов. В заключение данной темы необходимо указать на всемирно-историческое значение средневековой философии и философии эпохи Возрождения.
Контрольные вопросы и задания:
1. Перечислите основные особенности средневековой философии.
2. Вокруг каких проблем разворачивались теоретические дискуссии в период средневековья?
3. В чем суть теории двойственной истины и каково ее значение в средневековой философии?
4. Как менялась трактовка соотношения веры и знания на различных этапах развития средневековой философии?
5. Какие два принципиально новых направления философского познания ввел в научный оборот Августин Аврелий?
6. Кто был самым выдающимся философом эпохи Возрождения?
Тесты для самоконтроля:
1. Из античных учений на средневековую теологию наибольшее влияние оказал:
¾ Атомизм Демокрита и Эпикура.
¾ Скептицизм Пиррона.
¾ Идеи Аристотеля и Платона.
2. Ведущий метод схоластического философствования – это:
¾ Наблюдение.
¾ Рассуждение.
¾ Эксперимент.
3. Пять доказательств бытия Бога разработал:
¾ Иоанн Скот Эриугена.
¾ Пьер Абеляр.
¾ Фома Аквинский.
4. Для средневековой европейской философии наиболее характерно:
¾ Развитие антропологической направленности философской мысли.
¾ Всестороннее развитие диалектики.
¾ Господство схоластической философии.
¾ Формирование и развитие сциентистского направления.
5. К какому направлению средневековой философии относится Фома Аквинский?
¾ Апологетика.
¾ Патристика.
¾ Схоластика.
6. Как называется христианское богословие 1-8 вв., создавшее основу средневековой философии?
¾ Патристика.
¾ Праксиология.
¾ Провиденциализм.
¾ Все ответы неправильные.
7. Наиболее важным учением в Средние Века являлась:
¾ Гносеология.
¾ Теология.
¾ Эстетика.
8. Основной принцип философии Фомы Аквинского .
¾ Христианское учение о морали.
¾ Гармония веры и разума.
¾ “Верую, ибо абсурдно”.
¾ Дуализм.
9. Теория двойственной истины это:
¾ Учение о гармонии веры и разума.
¾ Система доказательства, применявшаяся в богословских спорах.
¾ Учение о взаимной независимости истин богословия и философия и о возможности их противоречия.
¾ Все ответы неправильные.
10. Течение в средневековой философии, утверждавшее, что универсалии (общие понятия) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей:
¾ Реализм.
¾ Концептуализм.
¾ Номинализм.
¾ Аверроизм.
11. Термин «Возрождение» в философских учениях Ренессанса означает:
¾ Возрождение человека после божественного суда.
¾ Возрождение античного представления о человеке.
¾ Возрождение Христа после распятия.
12. Каков основной принцип философии эпохи Возрождения?
¾ Космоцентризм.
¾ Теоцентризм.
¾ Антропоцентризм.
13. Кто из данных мыслителей построил политическую теорию на принципе «цель оправдывает средства»?
¾ Монтескье.
¾ Руссо.
¾ Макиавелли.
Семинар по теме "Философия Нового времени".
Учебные вопросы:
1. Философия Нового времени, специфика и основные проблемы.
2. Эмпиризм, его сущность и основные представители (Ф. Бэкон, Д. Локк, Дж. Беркли).
3. Рационализм, его сущность и основные представители (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).
4. Философия Французского Просвещения (Вольтер, Ж.- Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах).
Основные понятия по теме: