Семинар по теме «Философия средних веков и эпохи Возрождения».

Учебные вопросы:

1. Специфика и основные этапы средневековой философии.

2. Философия Ф.Аквинского как образец схоластики.

3. Философия эпохи Возрождения: основные направления и представители

Основные понятия по теме:

теоцентризм креационизм теодицея

патристика эсхатология универсалии

схоластика тринитарная проблема номинализм

реализм двойственная истина антропоцентризм

Литература по теме:

Основная:

1. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Изд-во Московского ун-та, 2013.

2. Философия: учебник. / Под ред. В.Н.Лавриненко. М. «Юрайт». 2013.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. 3-е изд. М. «Юрайт», 2014.

4. Философия. Учебник для юридических вузов. Изд. 4-ое, исправленное и дополненное /под ред. Кудина В.А., Балахонского В.В., Джегутанова Б.К, – СПБ.: СПбУ МВД России, 2010.

Дополнительная:

1. Нижников С.А Философия: Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.

2. Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие.- М.: Юрайт-Издат,2008.

3. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2008.

4. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.

Методические рекомендации

1. При изучении первого вопроса необходимо уяснить, что средневековая философия представляет собой синтез теологии и античной философской мысли. Она сохранила преемственность интеллектуальных навыков и развила понятийно-логический аппарат, созданный в античной культуре. Важнейшими особенностями средневековой философии являются: теоцентризм, состоящий в том, что главной регулятивной основой философии становится идея Бога; абстрактность теоретических построений, оторванных от практики; рассмотрение текста и слова Библии в качестве основы и источника философского познания (что определило ведущую роль таких методов, как дедукция и интерпретация).

Далее следует обратить внимание на понимание смысла самого названия первого этапа средневековой философии. Это название связано с созданием работ “отцов церкви”, заложивших основы Священного предания. Важнейшими философскими темами становятся: учение о Христе как посреднике между Богом и человеком; тринитарная проблема, т.е. учение о соотношении ипостасей Бога-отца, Бога-сына и святого духа; креационизм - учение о творении мира Богом; теодицея -объяснение, почему в мире существует зло, если Бог добр и справедлив, и эсхатология- учение о конечных судьбах мира и человека. Следует обратить внимание на проблему соотношения веры и разума, которая в эпоху патристики рассматривается через их противопоставление друг другу, при этом высказывается достаточно широкий спектр мнений, от полной непримиримости веры и разума (Тертуллиан- “Верю потому, что нелепо”) до идеи их взаимодополнения (Августин - “Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь”).

2. При изучении второго вопроса курсанты должны понять, что термин «схоластика» обязан своим названием “школьным”, университетским курсам философии. В этот период происходит переосмысление главной задачи, стоящей перед философией. Она трактуется как обоснование и систематизация религиозных дóгматов. Считается, что потенциально “абсолютная истина” дана в Библии и трудах Аристотеля, но ее надо актуализировать, т.е. логически вывести путем правильных умозаключений. Соответственно этому, меняется и трактовка соотношения веры и разума, они уже не противопоставляются друг другу, а рассматриваются в отношении определенной взаимосвязи. Важно обратить внимание на средневековый спор об универсалиях. Его предметом явился вопрос о том, что существует в действительности: общее или единичное? Были высказаны две позиции: 1) реалистов, которые, вслед за Платоном, считали, что общее существует самостоятельно, независимо от единичного, а единичное либо совсем не существует, либо в своём существовании зависит от общего и является второстепенным, временным, преходящим (Ансельм Кентерберийский, Аврелий Августин); 2) номиналистов, полагавших, подобно Аристотелю, что реальным существованием обладает лишь единичное, а общее существует только в сознании человека, как имя, даваемое для группы сходных предметов (Росцелин, Пьер Абеляр и др.).

Философия Ф. Аквинского представляет собой всеохватывающую системурационального обоснования и систематизации христианской догматики, на основе аристотелевской философии, применительно к новым историческим условиям, сложившимся в Западной Европе в XIII веке. Проблематика его философии чрезвычайно обширна. Нет возможности, да и необходимости, рассматривать ее всю, тем более что основная ее часть – это проблематикатеологическая, а не философская. Мы остановимся лишь на центральной проблеме философии Ф. Аквинского - проблемесоотношения знания и веры. Сутьконцепции самого Ф. Аквинского состоит в следующем.Цель философии и теологии одна - познание истины. Существуеттри пути познания истины:с помощью разума, путем откровения и с помощью интуиции. Каждый из этих путей ведет к истине, но они далеко неравноценны.

Завершить анализ философии Ф. Аквинского и всейсхоластики в целом, можно словами Б. Рассела: «В этой философии мало истинного философского духа... Прежде чем Аквинский начинает философствовать, он уже знает истину: она возвещена в католическом вероучении. Если ему удается найти убедительные рациональные аргументы для тех или иных частей вероучения тем лучше; не удается - Аквинскому нужно лишь вернуться к откровению. Но отыскание аргументов для вывода, данного заранее - это не философия, а система предвзятой аргументации».

3. Изучая философию эпохи Возрождения необходимо обратить внимание на следующие моменты: философия Возрождения не только отвергала религиозную ортодоксию, но и опиралась на культуру средних веков. Она синтезировала платонизм и неоплатонизм с реализмом. Эстетическое отношение к религиозному культу позволило преодолеть религиозный консерватизм и, вместе с тем, сохранить уважительное отношение к традиции.

Основными особенностями философии Возрождения являются: 1) антропоцентризм,рассмотрение человека в качестве центра и смысла мироздания; 2) гуманизм, основанный на признании ценности человека как личности, утверждении его прав на свободу, счастье, равенство, справедливость; 3)индивидуализм, проявляющийся в утверждении самоценной, свободной и неповторимой творческой личности; 4) субъективизм, состоящий в раскрытии мира не в его объективной данности, а через призму внутреннего мира человека; 5)секуляризация, означающая отделение философии от теологии и церковных институтов. В заключение данной темы необходимо указать на всемирно-историческое значение средневековой философии и философии эпохи Возрождения.

Контрольные вопросы и задания:

1. Перечислите основные особенности средневековой философии.

2. Вокруг каких проблем разворачивались теоретические дискуссии в период средневековья?

3. В чем суть теории двойственной истины и каково ее значение в средневековой философии?

4. Как менялась трактовка соотношения веры и знания на различных этапах развития средневековой философии?

5. Какие два принципиально новых направления философского познания ввел в научный оборот Августин Аврелий?

6. Кто был самым выдающимся философом эпохи Возрождения?

Тесты для самоконтроля:

1. Из античных учений на средневековую теологию наибольшее влияние оказал:

¾ Атомизм Демокрита и Эпикура.

¾ Скептицизм Пиррона.

¾ Идеи Аристотеля и Платона.

2. Ведущий метод схоластического философствования – это:

¾ Наблюдение.

¾ Рассуждение.

¾ Эксперимент.

3. Пять доказательств бытия Бога разработал:

¾ Иоанн Скот Эриугена.

¾ Пьер Абеляр.

¾ Фома Аквинский.

4. Для средневековой европейской философии наиболее характерно:

¾ Развитие антропологической направленности философской мысли.

¾ Всестороннее развитие диалектики.

¾ Господство схоластической философии.

¾ Формирование и развитие сциентистского направления.

5. К какому направлению средневековой философии относится Фома Аквинский?

¾ Апологетика.

¾ Патристика.

¾ Схоластика.

6. Как называется христианское богословие 1-8 вв., создавшее основу средневековой философии?

¾ Патристика.

¾ Праксиология.

¾ Провиденциализм.

¾ Все ответы неправильные.

7. Наиболее важным учением в Средние Века являлась:

¾ Гносеология.

¾ Теология.

¾ Эстетика.

8. Основной принцип философии Фомы Аквинского .

¾ Христианское учение о морали.

¾ Гармония веры и разума.

¾ “Верую, ибо абсурдно”.

¾ Дуализм.

9. Теория двойственной истины это:

¾ Учение о гармонии веры и разума.

¾ Система доказательства, применявшаяся в богословских спорах.

¾ Учение о взаимной независимости истин богословия и философия и о возможности их противоречия.

¾ Все ответы неправильные.

10. Течение в средневековой философии, утверждавшее, что универсалии (общие понятия) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей:

¾ Реализм.

¾ Концептуализм.

¾ Номинализм.

¾ Аверроизм.

11. Термин «Возрождение» в философских учениях Ренессанса означает:

¾ Возрождение человека после божественного суда.

¾ Возрождение античного представления о человеке.

¾ Возрождение Христа после распятия.

12. Каков основной принцип философии эпохи Возрождения?

¾ Космоцентризм.

¾ Теоцентризм.

¾ Антропоцентризм.

13. Кто из данных мыслителей построил политическую теорию на принципе «цель оправдывает средства»?

¾ Монтескье.

¾ Руссо.

¾ Макиавелли.

Семинар по теме "Философия Нового времени".

Учебные вопросы:

1. Философия Нового времени, специфика и основные проблемы.

2. Эмпиризм, его сущность и основные представители (Ф. Бэкон, Д. Локк, Дж. Беркли).

3. Рационализм, его сущность и основные представители (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

4. Философия Французского Просвещения (Вольтер, Ж.- Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах).

Основные понятия по теме:

Наши рекомендации