Мировоззрение Философия Онтология Антропология
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НИМ
Семинар по теме "Предмет философии".
Учебные вопросы:
1. Мировоззрение, его структура и основные типы: мифология, религия и философия.
2. Предмет и структура философии как специфической области знания.
3. Сущность основного вопроса философии и исторические варианты его решения.
4. Функции и методы философии.
Основные понятия по теме:
Тесты для самоконтроля
1. Какая мировоззренческая позиция характерна для античной философии?
а) Космоцентризм
б) Теоцентризм
в) Антропоцентризм
2. Кто первым из греческих философов употребил слово “философия”?
а) Аристотель
б) Гераклит
в) Пифагор
г) Фалес
3. Кто из греческих философов говорил, что в одну реку нельзя войти дважды?
а) Пифагор
б) Парменид
в) Гераклит
4. Создателем какой философской традиции считается Платон?
а) Объективного идеализма;
б) Субъективного идеализма;
в) Материализма;
г) Дуализма.
5. Кому принадлежит авторство высказывания: ”Человек есть мера всех вещей”?
а) Платону;
б) Аристотелю;
в) Пармениду;
г) Протагору.
1. Кому из греческих философов принадлежит утверждение о том, что мир состоит из атомов и пустоты?
а) Сократу
б) Гераклиту
в) Демокриту
г) Аристотелю
Темы докладов
1. Периодизация русской философии и ее обоснование.
2. Основные черты русского мировоззрения и русской философии.
3. Славянофилы и западники как культурно-исторические альтернативы русской философии XIX века.
4. Идеи всеединства и общего дела в русской философии.
5. Нравственная философия В.Соловьева.
6. Идеи Н.Бердяева о судьбе России.
7. Развитие русской философской традиции в трудах Н.Лосского и С.Франка.
8. Преступный человек в концепции Достоевского.
9. Философия русского космизма.
10. Русская философия права.
Методические рекомендации
1. Философия России сформировалась значительно позднее, чем философия Запада, поэтому процесс развития отечественной философской традиции имеет несколько иную периодизацию. При подготовке ответа на первый вопрос следует уяснить, прежде всего, специфические черты русской мысли: неразрывную связь с православием, критику западной философии за рационализм, приоритетность онтологических проблем перед гносеологическими, увлечение проблемами философско-историческими, включение нравственности в число критериев истины.
Далее следует обратить внимание на периодизацию философии России:
· Становление философии (X-XVIII в.в.)
· Философия Просвещения конец XVIII- начало XIX в.в.
· Философия славянофилов и западников 30-50-е годы XIX в
· Философия политического радикализма 50-70-е годы XIX в
· Систематический период конец XIX- начало XX в.
· Философия русского зарубежья (20-40-е годы XX в.) и параллельное существование марксистско-ленинской философии в СССР (20-80-е гг. XX в.).
· Современная философия России.
Необходимо изучить основных представителей в каждом из периодов, выяснить специфику проблематики философии каждого периода. Русская философия предстает как многообразие философских доктрин, школ и традиций.
2. Второй вопрос семинара посвящен философским взглядам славянофилов (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, братья Аксаковы) и западников (П.Я.Чаадаев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен), необходимо уяснить противоположность их взглядов в решении философских проблем (бытия, человека, познания и будущего России), а также влияние их идей на последующую мысль России.
Славянофильство выходит за рамки только философии и претендует на оригинальное объяснение судьбы России и ее место в мире. Ядро философии славянофильства – идея православия. Православие трактуется ими как фундамент мировоззрения и познания, обеспечивающий возможности гармонизации всех способностей человека в едином “цельном знании”. Монархия – как идеальная форма правления. Крестьянская община – как идеальный “нравственный мир”, гармонично сочетающий личностное и гармоничное начало.
При изучении славянофильской традиции рекомендуется следующий план:
- антропология славянофилов – учение о целостности человека;
- теория познания славянофилов – концепция “цельного знания”;
- социальная философия славянофилов – принципы общинности и соборности;
- философия истории славянофилов;
- эволюция славянофильства: раннее славянофильство, почвенничество
( А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский), позднее славянофильство (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев).
В полемике со славянофильством складывается противоположная интеллектуальная традиция в объяснении судьбы и проблем России. Основные представители этого направления ориентируются на западную цивилизацию, критикуя православие и акцентируя внимание на личностном начале. В сфере познания они последовательно ориентируются на науку, в особенности - на естествознание. Итогом обсуждения данного вопроса должно стать указание на принципиальную незавершенность этого судьбоносного спора для современной России.
3. Третий вопрос представляет огромный интерес, так как именно в религиозной философии возникли первые целостные системы в России (В.С.Соловьев) и именно религиозная философия в XX веке оказала влияние на философию Запада (Н.А.Бердяев). Необходимо выяснить сущность основных религиозно-философских направлений: «философии всеединства» (В.С.Соловьев, С.Н. и Е.Н.Трубецкие), «философии общего дела» (Н.Ф.Федоров), интуитивизма (Н.О. Лосский), «философии права» (П.И.Новгородцев, И.А.Ильин, Н.Н.Алексеев). С учетом юридической направленности образования, рекомендуется обратить особое внимание на философско-правовые концепции в трудах русских мыслителей.
Главные достижения русской философской мысли рубежа XIX-XX в.в. связаны с явлением, получившим название религиозно-философского Ренессанса. Это эпоха взлета в области литературы, живописи, науки, философии. Русская философия этого периода, подобно русской литературе XIX в., может считаться классикой национальной философской традиции. При подготовке этого вопроса рекомендуется придерживаться следующего плана:
- исторические, социальные и теоретические предпосылки возникновения религиозно-философского Ренессанса;
- влияние В.С. Соловьева и Ф.М. Достоевского на формирование “нового
религиозного сознания”;
- религиозные идеалы “нового религиозного сознания”;
- основные представители Ренессанса (Д.С. Мережковский, В.В. Розанов,
Н.А. Бердяев);
- значение религиозно-философского Ренессанса для развития русской культуры.
4. Право в русском сознании приобрело смысл, близкий к правоте, правде и даже праведности, а в западном сознании более сближалось с законностью, формальной упорядоченностью в принятых или установленных пределах. Ни один философ, размышляющий о человеке, обществе, истории, не мог обойти проблем права; точно также ни один теоретик права не мог не философствовать о правовой свободе и ответственности, о соотношении права и нравственности, о формах государственного правления и путях развития государства.
В русской философской и юридической литературе мы постоянно сталкиваемся со сближением нормы и идеала, нормы и наилучшего состояния системы. В этом контексте особое значение приобретает философско-правовое наследие крупнейших русских правоведов – П.И. Новгородцева и его ученика И.А. Ильина, чьи государственно-правовые идеи будут способствовать, безусловно, выработке у будущих сотрудников органов внутренних дел осмысленного мировоззренческо-ценностного выбора норм поведения в конкретных служебных ситуациях.
Русская философия права всегда придерживалась того взгляда, что нравственному разрушению способствует сам человек. Ведь тот, кто стремится к совершенству, никогда не выйдет за рамки запрещенного. Об этом нам повествует еще один выдающийся русский философ И.А. Ильин. Особенно велик вклад Ильина в становление отечественной традиции правосознания и правовой культуры. Ни один человек не может жить на земле, не вступая в контакт с другими людьми. И правопорядок в государстве, по мнению Ильина, должен рассматриваться как система взаимного духовного признания. Поэтому взаимное уважение народа и власти является основой государственного строя.
Контрольные вопросы и задания:
1. На чем основана концепция самобытности русского народа?
2. Каковы истоки и основные периоды развития философского материализма в России?
3. Способна ли русская философия внести вклад в разрешении кризиса современной западной культуры?
4. Философия «общего дела» Н.Федорова – это миф или реальность?
5. В чем состояла суть спора западников и славянофилов?
6. В каком направлении шло развитие идей русского марксизма?
Тесты для самоконтроля:
1.Что, по мнению идеологов славянофильства, является главным фактором превосходства славянской культуры над всеми остальными?
а) Трудолюбие славян;
б) Нравственные качества славян и русских в особенности;
в) Православная религия;
г) Географические особенности России.
2. Идеологом какого из течений русской философии считают П. Я. Чаадаева?
а) Славянофильства;
б) Нестяжательства;
в) Западничества;
г) Политического радикализма.
3. Кто из перечисленных мыслителей является родоначальником философии всеединства?
а) Ф.М. Достоевский;
б) В.С. Соловьев;
в) П.И. Новгородцев;
г) М.В. Ломоносов.
4. В чем сущность понятия «всеединства»?
а) Единство души и тела;
б) Свободное объединение в Абсолюте всех элементов бытия;
в) Единство бытия и сознания;
г) Единство знания и веры.
5. Кто из перечисленных мыслителей является автором работы «Философия общего дела»?
а) Н.Ф. Федоров;
б) Е.Н. Трубецкой;
в) Н.А. Бердяев;
г) Н.А. Радищев.
6. В чем заключается сущность человека в философии Н.А. Бердяева?
а) В борьбе за существование;
б) В свободе;
в) В познании действительности;
г) В бессознательном влечении.
Семинар по теме "Основные направления современной философии".
Учебные вопросы:
1. Рационалистическая философия XIX века.
2. Иррационалистические концепции философии XIX века.
3. Человек как основная проблема постклассической философии.
4. Постклассическая философия о содержании и смысле истории.
Основные понятия по теме:
Тесты для самоконтроля
1. Какое определение сознания правильно?
а) Сознание – материальное отражение действительности;
б) Сознание – высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку, представляющая собой совокупность идеальных и психических образов;
в) Сознание – знание о мире, доступное человеку.
2. Определите, какие из указанных черт выражают общественно- историческую природу и сущность сознания.
а) Иррациональность;
б) Идеальность;
в) Материальность;
г) Социальность;
д) Историчность.
3.Какое из определений вы считаете правильным?
а) Самосознание-это знание о мире.
б) Самосознание-это осознание собственного Я.
в) Самосознание-это психический образ.
г) Самосознание-это высшая форма мышления.
4.Какие из указанных элементов включаются в структуру сознания?
а) Бессознательное;
б) Страсть;
в) Самосознание;
г) Гипотеза;
Семинар по теме "Теория познания".
Учебные вопросы:
1. Проблема познания в истории философии. Основные гносеологические направления.
2. Объект и субъект познания. Диалектика категорий познания.
3. Чувственное и рациональное познание, их формы и роль в правоохранительной деятельности.
4. Истина и проблема ее критериев.
Основные понятия по теме:
Субъект Суждение Истина
Объект Умозаключение Ложь
Понятие Заблуждение Правда
Литература по теме:
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».
3. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Основная:
1. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Изд-во Московского ун-та, 2013.
2. Философия: учебник. / Под ред. В.Н.Лавриненко. М. «Юрайт». 2013.
3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. 3-е изд. М. «Юрайт», 2014.
4. Философия. Учебник для юридических вузов. Изд. 4-ое, исправленное и дополненное /под ред. Кудина В.А., Балахонского В.В., Джегутанова Б.К, – СПБ.: СПбУ МВД России, 2010.
Дополнительная:
1. Нижников С.А Философия: Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.
2. Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие.- М.: Юрайт-Издат,2008.
3. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2008.
4. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.
Темы докладов:
1. Проблема критерия истины в истории философии и современности.
2. Понятие истины в различных философских направлениях и школах.
3. Интуиция и творческий подход в деятельности сотрудника МВД.
4. Роль практики в процессе познания. Значение философской теории истины для практики правоохранительной деятельности.
Методические рекомендации
1. Процесс познания представляет собой творческое отражение объективной действительности в чувственных или мысленных образах, а также абстрактно-логическое мышление. Этот процесс имеет сложную поэтапную структуру освоения действительности. Первым познавательным этапом является чувственное освоение действительности, где основными формами является ощущение, восприятие, представление. Необходимо уяснить специфику каждой формы познания и далее проанализировать рациональное познание, которое возникает на основе первого и выяснить сущность его форм: понятие, суждение и умозаключение. Особое внимание необходимо обратить на то, что эти две стороны познания диалектически взаимосвязаны, разрыв приходит к ошибкам в познании.
2. При рассмотрении второго вопроса семинарского занятия следует иметь в виду, что познавательная деятельность человека использует механизмы психики человека и входит в структуру сознания и представляет собой творческий процесс, а не копирование.
При подготовке к ответу на первый вопрос следует уяснить понятие «субъект познания». Это-тот, кто познает, им может быть человек, группа людей. Понятие «объект познания» означает действительность, на которую направлена деятельность познающего субъекта. Субъект и объект познания диалектически взаимосвязаны, «без субъекта нет объекта, как и без объекта, нет субъекта». Однако следует уяснить, что субъект всегда активен, объект может быть активным, но чаще он пассивен. В результате взаимодействия субъекта и объекта возникает знание, в содержании которого сочетаются субъективное и объективное. Следует уяснить их диалектику.
3. Чувственное и рациональное познание является основой обыденного и практического познания, без этих двух сторон невозможно научное познание, которое будет отличаться от первых двух.
Следует уяснить, что процесс познания представляет собой не только взаимодействие чувственного и рационального в познании, но в этом творческом процессе отражения важную роль играют такие моменты, как объяснение, понимание и интуиция.
Объяснение позволяет раскрыть важные функциональные связи между объектом действительности или внутри объекта. Понимание представляет собой осознание уже имеющегося знания, позволяет это знание расширить, уточнить. Объяснение и понимание взаимосвязаны и дополняют друг друга. Интуиция-постижение истины без логических доказательств, осуществляющаяся в сфере подсознательного, способствует открытию новых знаний. Без этих познавательных моментов не может обойтись познавательная деятельность человека, не может быть выяснена истины.
4. Четвертый вопрос подводит итог познания, так как истина есть результат познания, его цель. При подготовке к семинару следует уяснить соотношение истины и заблуждения, истины и правды, истины и лжи, для этого необходимо знать признаки истинного знания. В истине как результате познания сочетается два момента абсолютность и относительность, которые означают её историчность и конкретность. Следует помнить, что процесс познания противоречив. Истина будет абсолютной в том смысле, что на данный момент времени наше знание о мире не позволяет человеку знать больше, но через некоторое время границы познания расширяются и та истина, что вчера была абсолютной, становится относительной.
При обсуждение проблемы критериев истины следует сравнить позиции марксизма и прагматизма. При подготовке к семинару следует изучить основную и дополнительную литературу, рекомендованную выше.
Контрольные вопросы и задания:
1. Что такое знание и познание, каково их соотношение?
2. Определите предмет и метод гносеологии.
3. Как соотносятся познание и практика.
4. Что может выступать в качестве критерия истины и почему?
Тесты для самоконтроля:
1. Какое из определений правильно?
а) Объективная истина – представления человека о мире;
б) Объективная истина – знание независимое от человека и человечества;
в) Объективная истина – непротиворечивое знание о мире.
2. Что является критерием истинного познания?
а) Опыт;
б) Чувства;
в) Практика;
г) Теория.
3. Какое из приведенных определений гносеологии является правильным?
а) Гносеология – это философское учение о бытие;
б) Гносеология – это философское учение о справедливости;
в) Гносеология – это философское учение о познании;
г) Гносеология – это философское учение о целесообразности и красоте.
4. Что такое агностицизм?
а) Философская позиция, утверждающая, что сущность вещей рано или поздно будет познана;
б) Философское учение, исходящее из того, что первичным и определяющим является материя;
в) Философская концепция, считающая, что сущность вещей в принципе непознаваема;
г) Философская позиция, утверждающая возможность тождества мышления и бытия.
5.Какие из указанных форм являются основными в рациональном познании?
а) Ощущение;
б) Суждение;
в) Восприятие;
г) Умозаключение.
Семинар по теме "Научное познание: его уровни, методы и формы".
Учебные вопросы:
1. Наука, её специфика, структура и проблема классификации.
2. Уровни и формы научного познания.
3. Методы научного познания.
4. Научная революция, сущность и основные этапы ее развития.
Основные понятия по теме:
Проблема Категория Факт Объяснение
Основные понятия по теме.
Право Легитимность Аксиология
Естественное право Правосознание Герменевтика
Позитивное право Правоприменение Феноменология
Литература по теме:
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».
3. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Основная:
1. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Изд-во Московского ун-та, 2013.
2. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов – 4-е изд. перер. и доп. – М.: Норма, 2012.
3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. 3-е изд. М. «Юрайт», 2014.
4. Философия. Учебник для юридических вузов. Изд. 4-ое, исправленное и дополненное /под ред. Кудина В.А., Балахонского В.В., Джегутанова Б.К, – СПБ.: СПбУ МВД России, 2010.
Дополнительная:
1. Нижников С.А Философия: Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.
2. Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие.- М.: Юрайт-Издат,2008.
3. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2008.
4. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.
Методические рекомендации.
1. При рассмотрении первого вопроса необходимо учитывать, что исторически сложилось два подхода в понимании философии права:
- философский подход, осмысливающий проблемы права от философии к философии права;
- юридический подход, идущий от юриспруденции к философии права.
Оба подхода представляют интерес, так как позволяют конкретизировать предмет философии права. Философия права представляет сложный синтез философии, теории права, отраслевых юридических и других наук. Определение ее предмета предполагает выяснение соотношения и взаимодействия с этими науками, что позволяет вскрыть общность и различие их назначения и роли в познании права. От чистой философии она отличается тем, что использует не только всеобщие законы и категории диалектики, но и общенаучные и частнонаучные методы.
Философия права, как познавательный базис всех юридических наук, представляет собой сложную науку, включающую в себя ряд компонентов:
- систему методов;
- учение о них;
- общие и специальные способы познания.
Философия права, соединив в себе познавательные возможности всех юридических наук, умножает и обогащает исследовательский потенциал каждой из них. Философия права занимается познанием права как необходимой свободы, равенства и справедливости в общественной жизни.
Необходимо обратить внимание на следующие функции философии права:
- Легитимирующаяпроявляется в способности философии права оценивать политико-правовые институты как «пригодные» и «непригодные» для человеческого существования;
- Мировоззренческаяпроявляется в формировании правосознания и правовой культуры;
- Познавательнаявыявляет специфику знания права по сравнению с другими видами гуманитарного познания;
- Методологическая вырабатывает методологические принципы и приемы познания, которые необходимы для конкретных юридических наук;
- Воспитательная способствует осознанию норм права и возможности свободного волеизьявления.
2. При изучении второго вопроса следует учитывать, что основные проблемы философии права осмысливаются в правовой онтологии, правовой гносеологии и методологии, а также правовой аксиологии. В рамках онтологии права, как учения о бытии права, исторически сложилось три основных типа правопонимания:
- легистская онтология, в которой право понимается как позитивный закон, представленный в виде текста соответствующего официального документа, который трактуется (понимается и интерпретируется) в качестве нормативно-правовой акта и источника права;
- естественно-правовая онтология, в которой право понимается как бытие естественного права;
- либертарно-юридическая онтология,в которой находит отражение объективная сущность права и требование принципа формального равенства. Формальное равенство как сущность права выражается в трех основных моментах:
- право как равная мера;
- право как всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях людей;
- право как всеобщая справедливость.
Гносеология права как учение о познании права включает в себя проблемы:
- специфика познания права как социальной действительности;
- специфика правовой истины;
- специфика методов исследования права как особой социальной реальности.
Следующий раздел философско-правовой проблематики связан с аксиологией права. Аксиология права как учение о правовых ценностях включает в себя следующие проблемы:
- понимания и трактовки права как ценности (как цели, долженствования, императивного требования и т.д.)
- ценностные суждения и оценки о правовом значении, ценностном смысле с точки зрения права, фактически данного закона(позитивного права) и публичной власти;
- проблема поведения субъектов права.
3. При обсуждении третьего вопроса основное внимание следует уделить методологическим аспектам изучения права. Философия права как методология права может быть представлена в трех значениях:
- методология познания права,
- методология правового творчества,
- методология применения права.
Методология познания права разрабатывает и предлагает теории права и конкретным юридическим наукам систему принципов, методов и понятий, которые они не способны выработать сами. Философия вырабатывает принципы:
- объективности,
- всесторонности,
- единства исторического и логического,
- активности субъекта.
Далее следует перейти к характеристике методологии правого творчества. Методология правотворчества – это сознательная и целенаправленная работа, направленная на корректировку норм права, соответствующих действительности. Обязательным элементом правоохранительной деятельности является правоприменительная практика. Методология применения права включает в себя всего две возможные процедуры:
- Во-первых, систему правоприменительной деятельности, включающую в себя весь комплекс действий на реализацию права, а также государственные инстанции, осуществляющие эти действия;
- Во-вторых, методы применения права в узком смысле, подведение конкретного случая под регулирующую его общую норму.
Правоприменительная практика связана с набором определенных принципов применения права:
- Соразмерности – применяемые правом ограничения должны быть соразмерны характеру и содержанию действия;
- Надежности - право будет применяться в соответствии с установленными процедурами, а средства реализации не превратятся в самоцель;
- Эффективности – применение права должно привести к результату, заложенному в цели права;
- Экономичности – применение права осуществляется наиболее оптимальным способом;
Завершить рассмотрение третьего вопроса необходимо анализом методов философии права. В этот перечень можно включить:
- Метод критической рефлексии, отличающий философское знание от юридического, где размышление о праве идет параллельно с созданием и корректировкой форм и способов осмысления;
- Герменевтический – метод понимания и интерпретации права и правовой реальности;
- Феноменологический метод, основанный на феноменологической редукции, который представлен тремя подходами:
а) Анализ права с точки зрения «природы вещей» (Г.Радбрух, Г.Фехнер);
б) Экзистенциалистский, соединяющий феноменологическую редукцию с сущностью и существованием правовой действительности (французский философ П.Амселек);
в) Подход к праву с точки зрения философии ценностей, основанный на феноменологической теории ценностей (М.Шелер, Н.Гартман);
- Синергетический,способствующий осмыслению соотношения понятий «права», «гармонии» и «порядка»;
- «Либертартный» - всеобщий способ правового моделирования познаваемой действительности по принципу формального равенства;
- Процедуральный метод, предложенный Робертом Алекси. Эта методология предлагает наделить право возможностью оперативно реагировать на новые явления, порождаемые современной правовой реальностью.
4. Ранее уже отмечалось, что обязательным элементом правоохранительной деятельности является правоприменительная практика. Вопрос применения права является принципиально важным при рассмотрении методологических проблем. Применение права – это практическая деятельность, направленная на реализацию права в жизни. Разработка принципов и методов применения права также входит в круг методологии права. Правоприменение – это тот аспект бытия права, который в значительной мере зависит от субъективного фактора, то есть от людей, применяющих право в реальной практике. Это обстоятельство делает работу профессиональных юристов социально значимой и ответственной, повышает общественное внимание к их деятельности.
Можно выделить два концептуальных подхода к проблеме применение права. Первый является узким, “юридическим” и состоит в том, что лицо, занимающееся применением права, разрабатывает процедуру подведения частного правового случая под общее правило. Этот подход называют “формально-правовым”. Он совершенно не обращает внимания на контекст, в котором происходит реализация права, то есть на детали времени и места.
Второй подход называют “социологическим”. Его сторонники считают, что в самой социальной реальности содержатся и цель права, и способы осуществления этой цели. Нужно исходить из этой реальности, отыскивая эмпирическим путем правовую норму, лучше всего подходящую постулируемой цели.
Практика правоприменения показывает, что оба эти подхода, взятые в отрыве друг от друга, не позволяют разработать эффективную стратегию применения права. Первый слишком оторван от жизни, а второй, напротив, слишком вольно обращается с правом. Поэтому разработана методология применения права, которая снимает крайности указанных подходов.
Интерес к методологическим проблемам правовой теории и практики прямо связан с реальным состоянием правопорядка и повышается во времена политических и экономических кризисов, подрывающих веру людей в возможности справедливого социального устройства. Право, считающееся основным институтом организации социального порядка в разнородном политическом обществе, в ситуации мультикультурного мира нуждается в новом обосновании и в новых принципах применения.
Основные понятия по теме.
Общество Община Эволюция
Общественное бытие Государство Революция
Общественное сознание Гражданское общество Реформа
Литература по теме:
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».
3. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Основная:
1. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Изд-во Московского ун-та, 2013.
2. Философия: учебник. / Под ред. В.Н.Лавриненко. М. «Юрайт». 2013.
3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. 3-е изд. М. «Юрайт», 2014.
4. Философия. Учебник для юридических вузов. Изд. 4-ое, исправленное и дополненное /под ред. Кудина В.А., Балахонского В.В., Джегутанова Б.К, – СПБ.: СПбУ МВД России, 2010.
Дополнительная:
1. Нижников С.А Философия: Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.
2. Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие.- М.: Юрайт-Издат,2008.
3. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2008.
4. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.
Темы докладов
1.Социальные революции и реформы, их роль в развитии общества.
2.Материалистическое понимание истории.
3.Духовная жизнь общества и ее специфика.
4.Социально-философские теории постиндустриального общества (Дж. Гэлбрейт), сверхиндустриального общества (О. Тоффлер) и технотронного общества (З. Бжезинский).
5.Цивилизационная концепция понимания истории. (О.Шпенглер, А.Тойнби).
Методические рекомендации.
1. Первый вопрос «Общество как способ бытия человека и его специфика» предполагает уяснение понятий «общество», «общественное бытие». Следует различать философский и социологический подходы в понимании общества. Философский подход изучает общество как совокупность людей, связанных определенными отношениями в их историческом развитии, то есть понятие общества в самом широком смысле слова. Бытие общества принципиально отличается от бытия природы.
Специфика общественного бытия определяется сознательной целенаправленной деятельностью людей, наделенных волей, свободой. В процессе деятельности происходит не только создание какого-то продукта, но и становление, совершенствование самого человека. Но социальное бытие наряду с объективной стороной включает и субъективную сторону, которая выражается в культурной деятельности. Свои моральные, эстетические и религиозные ценности человек объективирует в предметной форме от орудий труда до произведений искусства. Культура является единственным способом воспитания человеческого в человеке. Важное значение в общественном бытии играет ментальность, то есть душевный склад, мышление общества, которые выражаются в семейных отношениях, образе жизни, в особенностях быта и традициях. Немаловажное значение в бытии общества играет язык как средство общения и элемент культуры.
Следует уяснить, что бытие общества развивается по своим специфическим законам, отличным от законов природы. Законы общества менее долговечны, в них определенную роль может играть субъективный фактор, они тенденциозны.
2. Второй вопрос«Основные сферы и формы общественной жизни» посвящен более детальному изучению общества. В основе жизни общества лежит материально-производственная сфера. Это базовая, определяющая жизнь общества сфера, где происходит производство, распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг. Необходимо выяснить сущность производства, потребления и обмена материальных благ.
Далее следует уяснить сущность социальной сферы жизнедеятельности общества и значимость в ее структуре социальных групп, наций, народностей, социальных слоев, классов, конфессиональных объединений. Социальная сфера – это система внутреннего устройства, основанная на разделении труда, собственности на средства производства и на национальном факторе.
Материальная и социальная сферы неразрывно связаны с политико-правовой, в которой важное значение имеет государство и его ветви власти, а также общественные организации и институты. Политическая сфера – это совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп и осуществляют руководство обществом.
Вопрос об основных формах жизни общества следует рассматривать в историко-хронологическом аспекте, то есть с появления и значимости общины, основанной на кровных или соседских связях, общественной форме собственности и отсутствии личной свободы. Государство возникает исторически с разрушением общины и играет важную роль в жизни человека, выполняя внутренние и внешние функции, и основывается на общности территории, языка и относительной свободе его граждан в зависимости от форм правления.
На определенном этапе развития государства возникает новая форма жизни общества – гражданское общество, сущность которого определяется частной соб