Лекция 11. Философские основания науки и научная картина мира

1.Основания научного знания.

2.Научная картина мира – общенаучная система знаний

Существование науки как системы обусловлено всем ходом исторического развития познавательной деятельности человечества. Само возникновение науки является свидетельством объективно сформировавшейся потребности организации знаний в единую целостность. Мир открывается человечеству как Универсум с многообразием и разнообразием его связей и в то же время с единым способом структурной организации. Стихийное умозрительное постижение глубины этих связей позволило выйти на основополагающие принципы организации мира и, соответственно, – знаний о нём. Фундаментальными основоположениями зарождающейся науки стали принципы субстанциального, сущностного единства, всеобщей связи, законосообразности, причинности. Они явились основаниями организации научного знания в единую систему знаний о мире. Не случайно возникновение науки связывают с началом дискурсивной, причинно-объясняющей, сущностно-дедуктированной систематизацией знаний мыслителями античности.

Сегодня системность рассматривается как важнейшее свойство науки, как критерий её отличия от обыденного знания, как способ организации науки, как методологический принцип научного исследования и динамический принцип эволюции науки, становления научной картины мира.

Поиск единых оснований мира вывел философскую мысль на проблему порождающих причин «из материального единого», на проблему всеобщей связи, логоса, закона, упорядоченности. Как заметили мыслители древности, есть «одна мудрость: познать смысл того, что управляет всем через всё», что позволило говорить, с одной стороны, о «системе Демокрита», а с другой – о «системе» и «методе» Платона и Аристотеля. Теоретическая мысль дистанцируется от обыденных несистематичных, «рецептурных» знаний. Она не сводится к передаче разрозненных сведений, а выявляет сущность, погружается в смысл происходящего в системе всеобщих связей.

В научное познание уже на этапе его становления входит проблема структурной организации, сложности, а вместе с ней – проблема принципа как системно упорядочивающего основоположения научного знания. Это дало основание великому Аристотелю заявить: « Высшая наука – познание принципов». Знание обретает основание системной организации в принципах. Не случайно Декарт подчеркивал, насколько значимы в познании «всеобщие принципы, или первопричины всего того, что есть или может быть в мире». Принципы становятся способом упорядоченной организации рационального знания и, как следствие, выступают способом объяснения, методом научного поиска и построения более совершенных научных систем. Человечеству открывается «царство законов», которые становятся «существенной целью» и «существенным результатом» науки (Гегель).

Характеризуя философию как «мыслящее рассмотрение предметов», «способ мышления», «единую науку», Гегель дает её четкое истолкование: наука есть система, т.е. целостность, в основании которой лежат принципы. Размышление, опирающееся на принцип (а, по мнению великого диалектика, «размышление прежде всего содержит в себе вообще принцип») в кажущемся беспорядке бесконечных случайностей направляет знание на изучение «устойчивой меры и всеобщего», «необходимости и закона». Именно принцип, каким для Гегеля безоговорочно является диалектика – «движущая душа всякого развертывания мысли», – вносит «имманентную связь и необходимость в содержание науки». Речь идет уже не просто о принципе организации знания как системы, а о логическом основании саморазвития теоретической мысли.

Принцип в структуре объективного мира является основанием его системной организации, соответственно онтологическим основанием содержательно-смысловой структурированности науки, гносеологическим основанием синтеза адекватного знания в целостную систему. В основе формирования науки как целостного знания о мире лежат фундаментальные принципы всеобщей связи и всеобщего развития. Осознание этих принципов как оснований способа объяснения сущности мира вывело познавательный процесс от механического набора знаний к системному мировидению.

Если на первых порах наука формировалась как теоретическая система, то в последующем именно изначальное обращение к проблемам сущностных и причинных оснований в рамках философского осмысления привело к превращению теории в метод исследовательской деятельности. Метод – это наука в действии, в поиске, это логика, способ выстраивания знания как системы, превращающий знание в эвристическую и прогностическую силу. В итоге наука обретает свой предмет – Его Величество Закон, ставший целью и идеалом научного знания, отличающего его от всех других форм постижения мира. Можно рассуждать о синкретичном подходе античности к осмыслению проблем бытия, об «элементаристском», или «функциональном» подходе экспериментальной науки, синтетическом или аналитическом подходах на уровне современных технологий, но все они – следствие эпистемологической системной последовательности с ее бесконечным эвристическим и прогностическим потенциалом.

В качестве оснований, получивших обстоятельное освещение в отечественной философии науки, выделяются: идеалы и нормы исследования, научная картина мира, философские основания науки. С точки зрения структурно-смысловой организации научного знания анализу подлежат онтологические, гносеологические, методологические основания.

Онтологические основания науки. Не утихающие дискуссии вокруг них в конечном итоге сводятся к проблемам сущности научного знания, его содержания, смысла, цели и, соответственно, способа, средств организации и реализации. Интеллектуальная мысль человечества начинается с первых попыток постижения сущности бытия, универсума, оснований «множественно сущего». Первые философские абстракции – субстанция, связь, логос – свидетельствуют о том, что мысль ищет объяснение в сфере оснований и способе организации, которыми управляет всеобщая связь, закон, порядок. Сама мысль выстраивается по логике осуществляемого поиска сущностно-структурных оснований бытия. Об этом свидетельствуют ранние теоретические модели – пифагорейская, атомистическая, платонова, первая частнонаучная система Евклида, философская система Аристотеля, астрономические построения Птолемея.

Сущностный принцип бытия стал не только основоположением системной организации содержания знания, но и способом рационального осмысления реальности, его онтологическим основанием.

Пионером осознания сущностного принципа а качестве основания системы следует, видимо, признать платоновскую онтологию бытия, правда, при этом придётся дистанцироваться от абсолютизации идеи истинного бытия. Гносеология получает обоснование именно в платоновских размышлениях. Платон создал «пробную систему» гносеологии с аргументированным обоснованием системной последовательности знания, в ней « подлинное знание» предстает как стремление к постижению сущности.

Платон заложил принципы рационального понятийного мышления, которые позже стали основоположениями логического построения научных систем. С платоновской «сущностной» онтологии начинается осознание принципа единства бытия и знания (более раннее суждение Парменида: «Одно и то же – бытие и мысль о нём», – имеет дискуссионный характер), принципов объективности, целесообразной упорядоченности, восхождения от общего к частному. Наконец, Платлном впервые после гераклитовского Логоса была поставлена проблема закона как основания системного движения и организации знания. По существу задана номологическая стратегия научного знания, в которой сущность, закон станут целью, основанием системной организации научного знания, его предметной нормой, объяснительно-доказательным принципом.

Сущностное обоснование неизменно дает направление научной мысли, порождает её глубину и динамику, обусловливает единство знаний, его системность.

Но идеализм не мог стать подлинной методологией науки, хотя и внёс существенный вклад в обоснование системной модели познавательной деятельности. Онтологическим основанием науки является прежде всего объективный материальный мир с его принципами и законами, ставшими непосредственным предметом науки и ее основанием. Статус науки утверждается как объективное по содержанию и онтологической сущности системно организованное знание. Элиминация онтологических оснований выхолащивает объектно-предметное содержание науки, ограничивает способы исследования, ведёт к односторонности методологического обоснования. Наконец, она снимает проблему истинности, без которой наука, лишенная объективности, теряет эпистемологическую и социально –практическую ценность. Объективность знания является важнейшим свойством науки. Качественное разнообразие объективного мира, уровни, формы, способы организации и существования материи определяют не только содержание науки, но и структуру, логику и, в значительной степени, способ научного исследования.

Онтологическим основанием структурированности науки являются законы и принципы объективного мира. Закон – это внутренняя, существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь. В силу этой своей фундаментальной определенности закон является сущностным основанием знания как системы, способом его структурной организации, логикой динамики и развития знания. Логика закона – это логика содержания и развития мысли, ее прогностической направленности, выбора метода и методологического обоснования научного исследования. В силу своей сущностной природы законы становятся основоположением структурирования понятийно-категориального аппарата, логикой языка науки, основанием концептуального единства теории и межтеоретического синтеза. Но следует иметь в виду, что закон – это не прокрустово ложе, ограничивающее мыслительную деятельность, а необходимость, обусловливающая свободу творческой продуктивности науки. Познание законов является целью научного знания в целом и каждой науки в отдельности. Систематизация и классификация законов лежит в основе систематизации наук. Различают законы:

По степени общности: всеобщие, общие, частные;

По сферам действия: законы природы (живой и неживой), законы общества, законы мышления;

По характеру действия: законы развития (диалектические), законы движения, законы функционирования;

По формам движения материи: механические, физические, химические, биологические, социальные и т.д.;

По типу действия: динамические и статистические (вероятностные);

По сфере научного познания: эмпирические и теоретические.

Широкий спектр законов объективной реальности обусловливает многообразие и разнообразие знаний, их логическую последовательность и фундаментальную обоснованность в системе достоверного научного знания. В теоретическом осмыслении законы становятся способом системно-структурной организации знания, междисциплинарного синтеза в единое целостное миропонимание. Разработка исследовательских программ, теоретический анализ, методологическое обоснование, построение прогностических моделей своим фундаментальным корректирующим основанием и целевой направленностью всегда имеют закон. В свое время Бэкон писал: «Ибо хотя в природе не существует ничего действительного, помимо единичных тел, осуществляющих сообразно с законом отдельные чистые действия, однако в науках этот же самый закон и его разыскание, открытие и объяснение служит о с н о в а н и е м (выделено мной – Авт.) как знанию, так и деятельности» (Ф. Бэкон. Новый органон. М., 1978. Т. 2. С. 80-81).

Науку характеризует объективность и истинность содержания знаний. Но воспроизведение реальности в ее предметности и сущностных основаниях, как и её принципов и законов в идеальной форме, делает не менее актуальной проблему отношения объекта и субъекта.

Гносеологические основания. Наука – гносеологическая модель реальности. Исторически сложились два основных типа моделей. Эмпирическая модель своим основанием имеет опытное знание, связанное с непосредственным воспроизведением предметного мира. Рациональная модель построена на логике теоретических конструкций. Но в том и в другом случае непосредственно или опосредованно исходными посылками этих моделей являются объективные основания, если к этой проблеме не подходить с субъективно-идеалистических позиций берклианского или махистского толка. В сущности – это различие эмпирического и теоретического способов исследований. На эмпирическом уровне преобладает обращение к факту, описание объекта со стороны его внешних связей. Этому уровню соответствует определенный язык и методы исследований. Сущностно-структурные основания, внутренние связи исследуются на теоретическом уровне языком логических абстракций, методами рационального познания.

Речь идет об уровнях единого научного познания, взаимопроникающих и взаимодополняющих друг друга. Отсутствие одного из них равносильно отсутствию науки. Они являются эпистемологическим способом организации знания как системы, способом исследования его принципов и законов, насыщения науки понятийно-категориальным языком, раскрывающим сущность мира во всех его проявлениях логически выстроенными теоретическими системами, гносеологическими программами, определяющими стратегию научных исследований и открытий. Ни одна гносеологическая система не может иметь научной ценности, если она не выражена адекватным языком науки.

Язык науки в широком смысле – информационно-знаковая система, средство и способ существования и развития мысли. Спецификой языка науки является его понятийность как способ отражения общих существенных связей реальности. Наука в отличие от обыденного знания оперирует специальным (искусственным) языком, возникшим (созданным) с момента появления научного знания в качестве способа мыслительной деятельности. Язык науки – это язык принципов и законов. Сущность мира, системная организация, структурные основания, причинная обусловленность, динамика развития объясняется языком науки.

Язык науки имеет сложную структуру. В зависимости от уровня научного знания следует различать (но не противопоставлять) язык эмпирический и теоретический. Предметная (дисциплинарная) специфика научного знания находит отражение и выражение в языках естественных, логико-математических, технических и гуманитарных наук. Важную роль в системе частнонаучного знания играет категориальный язык философии.

Методологические основания. Синтезирующим основанием единства научного знания, обоснования его преемственности, истинности, оптимальности средств и способов достижения цели является методология. Методологию понимают как «совокупность приемов исследования»; учение о методах научного познания; как способ познания объективной реальности, опирающийся на универсальные принципы и законы. Её основанием являются принципы, которые выступают, с одной стороны, регулятивами мыслительной деятельности, а с другой – способами организации, функционирования и развития научного знания.

Методологическое обоснование осуществляется на любом уровне научного познания и характерно для любых его форм и видов. Но в этом процессе важно единство философской, общенаучной и частнонаучной методологии. С другой стороны, специфика методологии выявляется в соответствии с предметом, целями, потребностью в соответственных обоснованиях. В фундаментальном значении методология выступает способом становления и развития знания, его содержательной динамики, структурно-смысловой организации, диалектико-логической обоснованности как в плане единства всеобщего и единичного, так и в плане единства объективного и субъективного, онтологических оснований и гносеологической эскплицированности.

2. Научная картина мира – это упорядоченная система знаний, которая обобщает результаты естественных, технических и социальных наук на том или ином отрезке исторического времени. Научная картина мира, в отличие от ненаучной картины мира, опирается на достоверные знания, т.е. на такие знания, которые подтверждены практикой. Достоверные знания можно воспроизвести неоднократно, опытно подтвердить их. Основная функция и предназначение научной картины мира – обеспечение синтеза, интеграции научных знаний. Она выполняет задачу упорядочивания, систематизации научных знаний. В содержание научной картины мира входят не все наличные научные знания, а лишь те научные знания, которые имеют наиболее важный и принципиальный характер на данном этапе научного развития.

Очень часто в научной картине мира законы природы формулируются в образной форме. Это делается для того, чтобы научная картина мира была понятна не только узкому кругу ученых, но и широкой просвещенной публике. Нередко законы природы выражаются в форме отрицания. Выражение «Нельзя создать вечный двигатель» формулирует закон сохранения энергии. Научная картина мира не остается неизменной. Она эволюционирует и в связи с этим можно выделить три основные исторические формы научной картины мира:

1. Классическая научная картина мира

2. Неклассическая научная картина мира

3. Постнеклассическая научная картина мира

Классическая научная картина мира господствует в XVII-XIX вв. Она основана на достижениях науки Нового времени. Основателями этой картины мира явились Н.Коперник, Г.Галилей, И.Ньютон. Эталоном объяснения мира здесь считается однозначная причинноследственная зависимость. Прошлое изначально определяет настоящее, настоящее изначально определяет будущее. Считалось, что все состояния мира могут быть однозначно просчитаны и предсказаны. Эталоном познания считалась объективность, то есть независимость научных знаний от субъекта, от наблюдателя.

Неклассическая научная картина мира зарождается на рубеже XIX – ХХ вв. На возникновение этой картины мира повлияли достижения в области термодинамики, открытие явлений электромагнетизма, исследование микромира, идея относительности А. Эйнштейна. В данной научной картине мира случайность считается не чем-то внешним и побочным в развитии объекта, а важнейшей стороной происходящих событий. Изменения осуществляются, подчиняясь закону вероятности и больших чисел, т.е. выдвигается идея статистического понимания причинности. Кроме этого, утверждается, что на результат познания значительное влияние оказывает наблюдатель (субъект), а также используемые приборы.

Постнеклассическая научная картина мира начинает формироваться в 70-е годы ХХ в. На эту картину мира серьезное влияние оказали труды бельгийского ученого И. Пригожина о синергетике. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается непредопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений. Предсказать, в каком именно направлении пойдет будущее развитие событий, невозможно. Направление развития чаще всего определяется каким-то незначительным фактором. Достаточно небольшого «укола» и система перестраивается, выбирает иное направление развития. Придается очень большое значение роли случайности в развитии. Случайное и незначительное событие может вызвать глобальные изменения в мире и в развитии системы.

Функции научной картины мира:

1. Объяснительная функция. Научная картина мира объясняет природные и социальные процессы на базе имеющихся знаний.

2. Функция систематизации научного знания. В научной картине мира обобщаются наиболее важные узловые научные идеи, характерные для той или иной эпохи.

Научное знание предстает как сложившийся способ миропонимания, картина мира, система общих знаний о мире, теоретическим и методологическим основанием синтеза которых на всех этапах формирования науки является философия. Неправомерно представление о картине мира как о сумме знаний в силу того, что картина мира – это системное, органически связанное, целостное видение мира, объективным основанием которого является сам целостный мир в его разнообразии и многообразии, с его принципами и законами. Поскольку картина мира – это развивающееся знание, процесс непрерывного поиска и становления, качественного роста и увеличения эпистетимологических систем, то естественно, что она не может представлять собой закрытую, завершенную и однозначную систему. Картина мира представлена не только определенной системой наук, но разнообразием и многообразием концепций, теорий, способов решения проблем, стратегическая цель которых в системе научного видения одна – истина.

В процессе развития знаний о мире картина мира проходит определенные этапы, характеризующиеся уровнем знаний, способом их достижения, философско-методологическим обоснованием, достигнутыми результатами, эвристико-прогностической перспективой.

Становлению научной картины мира предшествовали этапы формирования античной натурфилософской и средневековой религиозной картины мира. Периодом возникновения научной картины мира считается конец XVI – XVII век – время открытия законов механики, выделение физики из всей совокупности знаний того времени, обретение физикой собственного предмета, понятийного аппарата. Однако это была скорее частнонаучная, чем общенаучная картина мира, но она оказала прямое влияние на предметное и, соответственно, дисциплинарное обособление знаний настолько, что возникающие одна за другой последующие науки (химия, биология…) оказались под влиянием механики. Это проявилось в их механистическом способе миропонимания с философско-механистическим методологическим обоснованием. Тем не менее, первая научная картина мира послужила началом развития знаний как единой системы. Вследствие этого в процессе динамики научного знания вырабатываются единые требования и регулятивные нормативы:

предметно-объектная направленность знания;

открытие, выделение законов и принципов как основоположений науки, логических оснований системно-структурной организации и методологической обоснованности знаний;

формирование языка науки, понятийно-категориальных структур;

структурирование уровней и форм научного познания, что позволило разработать методы и способы научного познания соответственно специфике его уровней (эмпирический и теоретический);

парадигмальность и концептуальность научных исследований с ориентацией на идеалы, нормы, стандарты, соответствующие уровню знаний данной эпохи.

Все это сыграло положительную роль в повышении результативности научных исследований в рамках общенаучной картины мира, синтезированной философской методологией, открыло перспективу роста научных знаний и научных революций.

С научными открытиями на рубеже XIX–XX вв. классическая механика теряет позиции лидера, между тем физика сохраняет эти позиции, но уже в новом качестве. Теория относительности, квантовая механика открывают мир новых процессов и структур, требующих учета непосредственного вмешательства исследователя в познавательные процессы. И теперь уже объект рассматривается не в непосредственной данности, а в его соотнесенности со средствами и способами исследования, в сфере внимания – статистические принципы и закономерности. Последовательный детерминизм сменяется вероятностным. Идеалом научного знания становится квантово-релятивистская модель.

Современная картина мира формируется под влиянием синергетической концептуальной модели с ее фундаментальной проблемой саморазвития сложных систем. Меняется тип рациональности и ее оснований. На смену классической онтологии приходит онтология неравновесных систем, самоорганизации, структурогенеза. Наполняются новым содержанием классические философские понятия, обогащается система принципов, методологическим обоснованием становится «философия нестабильности». Широкое распространение получают межнаучные исследования, осуществляется синтез гуманитарных и естественных наук. Научные знания кооперируются на синергетических принципах, утверждается тенденция «корпоративности». В центре внимания – проблема мира и человека, проблема коэволюции и глобального эволюционизма.

Картина мира сохраняет системный характер организации научного знания, философско-методологическое обоснование, систему принципов как основоположений знания и методов научного поиска. Но из сугубо когнитивной системы она превращается в ценностно-эпистемологическую систему мировосприятия и мироотношения с сохранением фундаментальных оснований, исторически сложившихся в рамках философской методологии как результат эволюции человеческих познавательных устремлений, целью которых является истина, реализуемая в практической деятельности человека:

объектно-предметная направленность;

постижение сущности, принципов, законов;

логика системно-структурной организации;

единство формально-логических и диалектико-логических способов мышления на пути достижения истины;

нормативно-стандартная регулятивность, идеалы;

функциональность, динамичность;

кумулятивная, диалектическая и синергийная динамика;

истинность;

преемственность, новизна, отвечающая стандартам науки;

социально-практическая значимость, гуманистическая ценность.

Научная картина мира – обобщение всех научных знаний, система, формирующаяся как результат их развития и в то же время сама являющаяся непрерывным процессом, стимулом и идеалом их преемственности и обновления. В рамках научной картины мира формируется язык науки, принципы, теоретические и методологические регулятивы, нормы, стандарты, эмпирический и теоретический методы исследований. В конечном итоге, картина мира – это образ мира, мировоззренческий ориентир, программа и вектор познавательной деятельности человечества. Ее эвристический потенциал – залог непрерывного роста научного знания, расширения сферы его влияния, увеличение интеллектуальных и практических возможностей человека.

4.5 Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира Любой ученый находится под влиянием определенного мировоззрения, потому что он – человек своей эпохи, своего исторического времени. Так, ученые средних веков находились под влиянием мировоззрения, составной частью которого явился геоцентризм. В XVI – XVII вв. в мировоззрение ученых внедряется гелиоцентризм.

Мировоззрение это совокупность взглядов человека на мир, на свое место в этом мире. В состав мировоззрения входят:

1. Знания о природе, об обществе, о культуре, о самом человеке. Эти знания исторически развиваются.

2. Идеалы и ценности. Это те предметы (материальные или духовные), на которые ориентируется человек в своей жизни, к достижению которых он стремится.

3. Убеждения людей и их вера. Различаются религиозная вера (вера в сверхъестественное) и научная вера (вера в прогресс научного знания). Для просвещенного человека, то есть человека, который оценивает мир на основе достоверных знаний, ядром мировоззрения является наука и научная картина мира.

Лекция № 12

Наши рекомендации