Лекция 9. Структура и уровни научного познания

1.Специфика научного познания.

2.Уровни научного познания.

3.Методы и формы эмпирического познания.

4.Методы и формы теоретического познания.

1. Специфика научного познания

Познание – это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире.

Человек постигает окружающий мир различными способами. В целом, познание и, соответственно, знание, можно разделить на научное и ненаучное. Ненаучное познание – это познание донаучное, обыденное и вненаучное, или паранаучное. Для современного человека основным способом познавательной деятельности является научное познание. Оно имеет своеобразную природу и признаки и противостоит не только различным вненаучным учениям, но и существенно отличается от обыденного. Проблема отличия науки от других форм познавательной деятельности это проблема демаркации, т.е. поиск критериев разграничения собственно научного знания и не (вне) научных построений.

Научное познание имеет следующие основные характеристики.

1. Прежде всего, наука нацелена на получение объективного (достоверного) знания о своем объекте и предмете. Она стремится не допускать привнесения в знание субъективных моментов от познающего субъекта (по возможности). Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта – важнейшее условие и предпосылка научного познания.

2. Наука стремится к постижению объективной истины рациональными средствами, отвергая веру в сверхразумные способы познания – мистическую интуицию, откровение и т.п.

3. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных, законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация главным образом на изучение общих, существенных свойств предмета и их выражение в системе абстракций. Научное познание стремится вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в качестве объективных законов и научных теорий. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Цель обыденного познания ограничена, главным образом, непосредственными практическими задачами, оно неспособно проникнуть в сущность явлений, открыть закон, формировать теории.

4. Объектом обыденного познания являются преимущественно наблюдаемые явления. Научное познание имеет дело и с ненаблюдаемыми объектами (элементарная частица, ген и т.п.).

5. Обыденное знание представляет собой совокупность сведений, не приведенных в систему, оно не всегда обоснованно и нередко уживается с отжившими представлениями и предрассудками. Обыденное знание опирается на здравый смысл, который самонадеян и осторожен одновременно (по словам Эйнштейна, здравый смысл – это толща предрассудков, которые мы обретаем к 18 годам. Благодаря им мы вписываемся в традицию).

Научное знание – это система логически взаимосвязанных положений, одни из которых фиксируют объективные связи и законы действительности, другие – формулируют программу получения, проверки и построения знания. Научное познание характеризуется последовательностью и систематичностью, доказательностью и непротиворечивостью, наличием специальных способов проверки полученных знаний. Вместе с тем, здесь немало гипотез, догадок и предположений, поэтому важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей.

6. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что научное познание всегда сопровождается – в той или иной мере – осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются объекты.

7. Средства обыденного познания ограничены естественными познавательными способностями, которыми располагает человек: органы чувств, мышление, естественный язык. Средства научного познания включают в себя специальные методы исследования, научную аппаратуру, развитый понятийный аппарат – научную терминологию.

Необходимым условием научного исследования является выработка и широкое использование специального искусственного (формализованного) языка, пригодного для строгого, точного описания его объектов.

8. Научное познание всегда нацелено на изучение не только того, что есть в настоящем, но и того, что будет или может быть в будущем. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

Система научного знания представлена 1) логико-математическим знанием, 2) естествознанием (математизированное естествознание и естественно-историческое знание – например, геология) и 3) обществознанием (социальные и гуманитарные науки). Деление условно, четкой границы нет.

Компоненты научного знания: субъект, объект и средства, т.е. исследователь, средства исследования и объект исследования.

Субъект представлен на трех уровнях: 1) индивидуальный – отдельный ученый исследователь; 2) коллектив, научное сообщество; 3) общество в целом. Субъект научной деятельности обладает специфическими характеристиками. Занятие наукой требует особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает сложившийся запас знаний, средства и методы его получения, систему ценностных ориентаций и целевых установок, специфичных для научного познания, его этические принципы.

Научное познание включает в себя следующие этапы:

1. постановка проблемы и вычленение объекта исследования;

2.эксперимент;

3.описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте – создание гипотезы (теории);

4.предсказание и проверка полученного знания.

Этапы варьируются.

Таковы основные критерии науки в собственном смысле, которые позволяют в определенной мере осуществить демаркацию между наукой и ненаукой. Эти границы, как и все другие, относительны, условны и подвижны и, таким образом, выполняют «охранительную функцию, ограждают науку от непригодных, несостоятельных идей.

Поскольку познание безгранично, неисчерпаемо, находится в развитии, то система критериев научности – это конкретно-историческая, открытая система. Это означает, что не существует и не может существовать раз навсегда завершенного «списка» данных критериев.

Проблема может быть сформулирована повествовательно или в форме вопроса. Проблема (в отличие от задачи) – это то, на что еще нет ответа в наличной информации. (В истории науки существуют и т.н. мнимые проблемы, или псевдопроблемы – например, вечный двигатель).

Проблемная ситуация – это объективное состояние рассогласования и противоречивости научного знания, возникающее в результате его неполноты и ограниченности.

Типы проблемных ситуаций:

1.расхождение теории с некоторыми экспериментальными данныи;

2.конфронтация теорий, применяемых к одной предметной области (эмпирическому базису);

3.столкновение парадигм, исследовательских программ, стилей научного мышления и т.п. В этом случае возникает т.н. концептуальная проблема:

а) несовпадение картин мира, лежащих в основании конкурирующих теорий;

б) противоречие между теорией и методологическим установками научного сообщества;

в) противоречие между теорией и мировоззрением.

2.Уровни научного познания

Наука отличается от обыденного и других видов познания не только по предмету, целям и средствам, но и по уровням познавательной деятельности. Если в обыденном и других видах познания эта деятельность рассматривается как единство чувственного и рационального, то в научном познании принято выделять эмпирический и теоретический уровни. При этом отношение эмпирического и теоретического уровней познания не совпадает с отношением чувственное – рациональное. Это разные отношения, разные подходы к познанию.

Эмпирическое познание включает в себя не только работу органов чувств, но и использование приборов, описание результатов познания на специальном языке науки, активную деятельность мышления.

В свою очередь, теоретическое познание – это не всякая рациональная деятельность, а научно-теоретическая деятельность, подчиненная выдвижению и решению научных проблем, познанию законов, формированию теорий. Это деятельность, опирающаяся на сознательное использование научных методов познания.

Эмпирический и теоретический уровни различаются между собой по объекту, методам и формам познания.

Объект на эмпирическом уровне исследуется со стороны, доступной наблюдению и экспериментированию. Полученный эмпирический материал обобщается и систематизируется.

Теоретический объект представляет собой мысленную реконструкцию эмпирического объекта. Это абстракция, логическая модель реального объекта, выраженная, как правило, на специальном языке науки – терминами, знаками искусственного языка. Теоретическими объектами могут быть предполагаемые свойства и связи, которые еще не обнаружены, но с определенной степенью вероятности существуют – ненаблюдаемые объекты.

Методы возникают как искусственная, не существующая в природе система правил и приемов. Субъект изобретает метод, однако, метод обусловлен спецификой объекта. Таким образом, метод – это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная практическая и теоретическая познавательная деятельность, система регулятивных принципов и правил познавательной деятельности, выработанных субъектом, но на основе изучаемого объекта.

Метод возникает на основе теории и часто формулируется постфактум.

Методы научного познания в соответствии с уровнями делятся на эмпирические и теоретические. Им соответствуют формы познания (результат использования метода).

3.Методы и формы познания эмпирического уровня.

Делятся на две подгруппы:

1.Методы вычленения и исследования эмпирического объекта и соответствующие им формы знания.

2.Методы обработки и систематизации полученного знания и соответствующие им формы знания.

Методы вычленения и исследования эмпирического объекта Формы знания
Наблюдение -это целенаправленное систематическое восприятие объекта, поставляющее первичный материал для научного исследования. Научное наблюдение, в отличие от простого созерцания, предполагает замысел, цель и средства – приборы и инструменты, с помощью которых ведется наблюдение. В реальной научной практике наблюдение представляет собой активную познавательную деятельность субъекта по отношению к объекту. К научному наблюдению предъявляются жесткие требования: · четкая постановка цели наблюдения; · выбор методики и разработка плана; · систематичность; · контроль за корректностью и надежностью полученных результатов; · обработка, осмысление и истолкование полученных данных (требует особого внимания). Научный факт(фактуальное знание) -зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление как объективно существующее или существовавшее. Факты – эмпирический источник и основа науки. Первичным, простейшим уровнем эмпирического знания являются единичные эмпирические высказывания – т.н. протокольные предложения. Их содержанием является фиксация результатов единичных наблюдений; при составлении таких протоколов фиксируется точное время и место наблюдения. Научные факты представляют собой индуктивные обобщения протоколов, это обязательно общие утверждения статистического или универсального характера. Они утверждают наличие или отсутствие некоторых событий, свойств, отношений в исследуемой предметной области и их интенсивность (количественную определенность). Их символическими представлениями являются графики, диаграммы, таблицы и т.д. Научный факт (в естественных науках) – это резюме, синтез множества данных. Факт всегда теоретически нагружен. Факт как событие не может быть истинным или ложным.
Сравнение -представляет собой сопоставление объектов с целью выявления сходства или различия между ними. Сравнение можно назвать также особым способом организации наблюдения (как организовать наблюдение, чтобы сделать его эффективным?). Сравнивать предметы можно только по какому-либо точному выделенному в них признаку, свойству или отношению, т.е. в рамках заданного интервала абстракции. Лишь то, что однородно, можно сравнивать, отождествлять или различать.
ИзмерениеКоличественная специфика объекта устанавливается с помощью измерений. Измерение – это прием, посредством которого осуществляется количественное сравнение величин одного и того же качества. Кроме субъекта (измерителя) и объекта измерение включает единицу измерения (эталон, или эталонный объект), измерительный прибор, а также метод (правило, алгоритм) измерения. Пример: сравнение по весу – что тяжелее. Метод измерения не применяется, так же, как прибор и эталон. При измерении (что один весит 3 кг, а др. – 5 кг) эти элементы необходимы. С помощью измерения устанавливаются числовые характеристики объектов, что важно во многих областях науки.
Эксперимент -метод исследования, представляющий системное и многократно воспроизводимое наблюдение объекта в процессе преднамеренных и контролируемых пробных воздействий субъекта на объект исследования. Другими словами, это метод исследования объекта, при котором исследователь активно воздействует на объект, создает искусственные условия, необходимые для выявления определенных его свойств. Существуют два типа экспериментальных задач: 1) исследовательский эксперимент, который связан с поиском неизвестных зависимостей между несколькими параметрами объекта и 2) проверочный эксперимент, который применяется в случаях, когда требуется подтвердить или опровергнуть те или иные следствия теорий.
Модельный эксперимент Различают натуральный и модельный эксперимент. Первый ставится непосредственно с объектом, второй – с его заместителем – моделью. Модельный эксперимент обусловлен обстоятельствами, исключающими или затрудняющими эксперименты с самими объектами (слишком малы или велики по размерам – Солнечная система, атом, удалены в пространстве или времени). Под моделью понимается мысленно представляемая или материально реализованная система, отображающая или воспроизводящая объект исследования, способная замещать его и давать или получать информацию о самом объекте.

Каждый нижеследующий метод эмпирического исследования включает в себя предыдущие при этом нарастает активность исследователя.
Второй этап – работа с самим знанием.

Методы обработки и систематизации полученного знания Формы знания
Анализ и синтез -присущи познанию в целом. Первоначально у субъекта познания складывается общая картина исследуемого объекта с нулевым представлением о его внутренней структуре, составляющих его элементах и связях между ними, хотя именно знание внутренней структуры является предпосылкой раскрытия сущности объекта. Чтобы получить эти конкретные представления, субъект познания мысленно или практически расчленяет объект на его составляющие, затем изучает их, выделяя признаки и свойства, связи и отношения, выявляя их роль в системе целостного объекта. После выполнения этой процедуры части сводятся в единое целое, а субъект получает конкретно-общее представление сущности объекта. Эта задача решается с помощью анализа и синтеза. Анализ – это расчленение целостного объекта на его составляющие с целью их всестороннего изучения. Синтез – восстановление целостности объекта посредством соединения ранее выделенных признаков, свойств, сторон, отношений в единое целое. Взаимосвязаны и предполагают друг друга. Эмпирический закон -особый вид отношений между событиями, состояниями или свойствами, для которых характерно временное или пространственное постоянство. Эмпирическая (описательная) гипотеза -обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых явлений. Она опирается на факты и согласуется с теорией, на основе которой выдвинута. Эмпирическое знание по своей природе является в принципе гипотетическим.
Индукция и дедукция -важнейшие методы эмпирического познания (хотя тоже применяются не только в науке). Индукция– метод движения от менее общего к более общему, от единичного к общему. В качестве посылок обычно выступают или множество высказываний, фиксирующих единичные наблюдения (протокольные предложения), или множество фактов (в форме универсальных или статистических высказываний. Заключением индуктивных выводов обычно являются универсальные высказывания об эмпирических законах. Две основных разновидности: полная и неполная индукция. В случае полной индукции мы имеем дело, во-первых, с исследованием конечного и обозримого класса; во-вторых в посылках полной индукции содержится информация о наличии или отсутствии интересующего исследователя свойства у каждогоэлемента класса (каждая планета Солнечной системы движется вокруг Солнца по эллиптической орбите –все). Однако наука очень редко имеет дело с исследованием конечных и обозримых классов. Как правило, формулируемые в науке законы относятся либо к конечным, но необозримым (в силу огромного числа составляющих элементов), либо к бесконечным классам. В таких случаях индуктивные заключения обо всем классе делаются на основе изучения только части элементов этого класса. Неполная индукция. Очевидно, что выводы по неполной индукции не следуют с логической необходимостью и носят вероятностный характер. Дедукция – это прием, обеспечивающий переход от общего к частному, когда из общих предпосылок с необходимостью следует заключение частного характера.
Аналогия -прием, с помощью которого на основе сходства объектов по одним признакам делают вывод об их сходстве и по другим, еще не исследованным признакам. Аналогия примыкает к индуктивным методам, это всегда вероятностный вывод.
Систематизация (системный метод) –Подход к предмету как к системе (система - абстрактная схема в виде множества конкретных элементов) с определенным множеством и видом отношений между ними. Сам предмет системой не является – системой его делает наше изображение (моделирование) в качестве таковой.
Классификация –способ упорядочения, структуризации некоторого множества объектов, разделения его на определенные подмножества путем выделения некоторого признака объектов исходного множества, который выступает как основа классификации. Основание должно быть вполне определенным. И др.

4.Методы и формы познания теоретического уровня.
Также делятся на две подгруппы или два этапа.
1.Методы построения и исследования теоретического объекта и соответствующие формы знания.
2. Методы построения, обоснования и доказательства теоретического знания и соответствующие формы знания.

Методы построения и исследования теоретического объекта Формы знания
Абстрагирование –универсальный метод познания, представляет собой мысленное отвлечение от одних свойств предмета и выделение других его свойств. Понятия Идеи и принципы Идеальные (знаковые) модели Законы Аксиомы и постулаты и др.
Идеализация –вид абстрагирования, который состоит в мысленном конструировании т.н. идеальных объектов, которые не существуют и не могут существовать в действительности. Теория создается по отношению к модели, к смоделированному идеальному предельному случаю. Цель идеализации – упростить сложные системы, выделить свойства объектов в «чистом» виде (идеальный газ, абсолютно твердое тело, точка, прямая и т.п.).
Формализация –метод изучения некоторых областей знания в формализованных системах с помощью искусственных языков (формализованные языки химии, математики, физики и т.д.). Необходима для четкости, обозримости концепции.
Мысленный эксперимент Моделью может быть как материальный предмет, так и мысленная копия объекта. В этом случае имеет место мысленный эксперимент – рассуждения, основанные на представлении о реальном объекте (система продуманных процедур с идеализированными объектами).
Математическое моделирование и др.
Методы построения, обоснования и доказательства теоретического знания Формы знания
Восхождение от абстрактного к конкретному –движение теоретической мысли к все более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета. Относится только к задаче реконструкции развивающихся объектов и его нельзя отождествлять с методом движения от простого к сложному (этот второй метод – более общий). Гипотеза (объясняющая, теоретическая) –это система высказываний, содержащая предположения о причинах явлений, формах связи между ними, структуре и функциях и другие сущностные предположения. Гипотеза может быть подтверждена или опровергнута. Условия состоятельности гипотезы: - гипотеза должна соответствовать материалистическим воззрениям; - должна быть соотнесена с другими системами знания, достоверность которых уже доказана; - должна быть согласована с фактами; - должна быть принципиально проверяемой: из нее могут быть получены разнообразные следствия, каждое из которых должно быть и может быть проверено экспериментально. Теория – в научном познании это форма организованного достоверного знания о некоторой предметной области, описывающая, объясняющая, предсказывающая функционирование и развитие относящихся к данной области объектов. Теория выполняет информативную, систематизирующую, объясняющую, предсказательную и др. функции.
Гипотетико-дедуктивный метод заключается в выдвижении гипотезы и последующей проверки ее путем вывода из нее следствий и сопоставления их с фактами.
Исторические и логические методыприменяются в единстве. Историческиеметоды позволяют воспроизвести историю объекта во всех подробностях; логические- воспроизводят историю объекта в главном, основном, в «выправленном» виде.
Логические и математические доказательства и др.

Лекция 10.

Наши рекомендации