Сохраняет ли душа животных после смерти свою индивидуальность и самосознание?

– "Свою индивидуальность, да, но сознание своего "я", нет. Жизнь ума остаётся в непроявленном состоянии."

Обладает ли душа зверей свободой выбора для того, чтобы воплотиться в то или иное животное?

– «Нет, у неё нет свободы воли.»

Душа животного, пережившая тело, находится ли она после смерти, как и душа человека, в скитающемся состоянии?

– «Это своеобразное скитание, поскольку душа здесь не соединена с телом, но это не скитающийся дух. Скитающийся дух есть существо мыслящее и поступающее в согласии с собственной свободной волей; дух животных, не обладает этой способностью; самосознание – это главное свойство духа. Дух животного классифицируется вслед за своей смертью духами, обязанностью которых это является, и почти сразу же используется для дальнейших воплощений; у него нет времени вступить в отношение с другими духовными существами.»

Следуют ли животные прогрессивному закону, как и люди?

– «Да, поэтому в мирах высших, где люди более развиты, животные также развиты более и имеют более совершенные средства общения; но по положению они всегда ниже человека и подчинены ему; они его умные слуги.»

Примечание. В этом нет ничего необычного; предположим, что разумные наши животные – собака, слон, лошадь – наделены строением, позволяющим им заниматься ручной работою; чего бы только они ни сделали под руководством человека?

Прогрессируют ли животные, как человек, делами своей воли или происходит это силою вещей?

– «Силою вещей; поэтому для них нет искупления.»

В высших мирах знают ли животные о Боге?

– «Нет, человек для них бог, как когда‑то духи были богами для людей.»

Поскольку животные, пусть даже и усовершенствованные в высших мирах, всё же оказываются ниже человека, то из этого следует, что Бог создал разумных существ, навечно предназначенных к тому, чтобы находиться в подчинённом, неполноценном положении, а это представляется противоречащим единству видов и прогресса, проступающему во всех Его делах?

– «Всё соединяется в природе связями, которых вы ещё не можете уловить, и самые, казалось бы, несвязные вещи имеют точки соприкосновения, коие человек в настоящем его состоянии никогда не сможет понять. Он может прозревать их усилием ума, но ум его сможет ясно видеть в творении Божьем лишь тогда, когда он полностью разовьётся и освободится от предрассудков гордыни и невежества; до той поры его ограниченные идеи заставляют его видеть всё с мелкой и узкой точки зрения. Знайте же, что Бог не может самому себе противоречить и что всё в природе гармонизируется общими законами, никогда не отступающими от возвышенной мудрости Создателя.»

– Ум, таким образом, является общим свойством, точкой соприкосновения между душою животных и душой человеческой?

– «Да, но животные обладают лишь умом матерьяльной жизни; у человека же ум даёт ещё и моральную жизнь.»

Если принять во внимание все точки соприкосновения, существующие между человеком и животными, то нельзя ли подумать, что человек обладает двумя душами: душой животной и душой духовной. И что, не будь у него этой последней, он мог бы жить лишь как скот; иначе говоря, что животное есть существо подобное человеку, но не наделённое духовной душой. Из этого следовало бы, что хорошие и дурные инстинкты суть последствия преобладания в нём той или иной из этих душ?

– «Нет, у человека нет двух душ; но у тела свои инстинкты, зависящие от ощущений его органов. Природа человека двойственна: она животна и духовна; телом своим он связан с природой животных и их инстинктами, своей душою же он связан с природою духов.»

– Таким образом, помимо собственных несовершенств, от которых ему надо освободиться, дух ещё должен бороться с влиянием материи?

– «Да, чем менее он совершенен, тем сильнее связь между духом и материей; разве вы не видите этого? Нет, у человека нет двух душ; в каждом отдельном существе лишь одна‑единственная душа. Животная душа и душа человеческая отличаются одна от другой до такой степени, что душа одного не может оживлять тело, созданное для другого. Но если у человека и нет животной души, помещающей его своими страстями на уровень животных, то у него есть тело, нередко опускающее его до них, ибо тело его есть существо, наделённое жизненностью, имеющее свои неразумные инстинкты, ограниченные заботою самосохранения.»

Примечание. Дух, воплощаясь в тело человека, привносит в него с собою интеллектуальное и моральное начало, что и возвышает человека над животным. Обе природы, сущие в человеке, питают страсти его из двух разных источников: одне происходят от инстинктов животной природы, другие – от неочищенности самого духа, воплощением коего человек является и который более или менее симпатизирует грубости животных аппетитов. Очищаясь, дух постепенно освобождается от влияния материи; находясь во власти этого влияния, он приближается к скоту; освободившись же от него, он возвышается до собственного предназначения.

Наши рекомендации