Можно ли рассматривать отцовство как некоторую миссию?
– «Бесспорно, это – миссия; в то же время это и очень большая обязанность, которая налагает на человека ответственность, и она имеет для будущего его значение куда большее, чем сам человек полагает. Бог поместил ребёнка под опеку его родителей за тем, чтобы они направляли его по пути добра, и Он облегчил им задачу, придав ребёнку организацию хрупкую, нежную и податливую, что делает его доступным всем впечатлениям; но есть такие родители, которые более занимаются деревьями своего сада, стремясь сделать их плодоносными, нежели пекутся о том, чтобы исправить характер своего ребёнка. И если он не устоит по их вине, они понесут наказание за это, и страдания ребёнка в будущей жизни падут на них, ибо они не сделали того, что зависело от них для его продвижения по пути добра.»
Если ребёнок, несмотря на заботы родителей, всё же пойдёт по дурному пути, то ответственны ли они?
– «Нет, но чем хуже задатки ребёнка, тем тяжелее их задача и тем больше будет их заслуга, если им удастся отвратить его от пути зла.»
– Если ребёнок становится человеком добродетельным, несмотря на небрежение и дурные примеры, поданные родителями, то зачтутся ли им его достоинства?
– «Бог справедлив.»
Каков может быть характер миссии завоевателя, имеющего целью лишь удовлетворение своего честолюбия, не отступающего ради достижения этой цели ни перед какими бедствиями, которые она влечёт за собой?
– «Чаще всего он лишь орудие, которым Бог пользуется ради исполнения Своих замыслов, и бедствия эти нередко просто средство, чтобы ускорить продвижение того или иного народа.»
– Тот, кто является орудием этих преходящих бедствий, чужд ведь благу, которое может из них выйти, ибо он ставил перед собой лишь некоторую личную цель, так зачтётся ли ему это невольное благо?
– «Каждому воздаётся по делам его, т.е. по тому благу, которое он хотел сделать, и благородству его устремлений.»
Примечание. Воплощённые духи имеют занятия, свойственные их телесному существованию. В скитающемся или разматерьялизованном состоянии их занятия соразмерны степени их продвинутости. Одни путешествуют по разным планетам, учатся и готовятся к новому воплощению. Другие, более продвинутые, занимаются делом прогресса, направляя события и внушая плодотворные мысли; они содействуют гениальным людям, способствующим продвижению человечества. Третьи воплощаются с миссией прогресса. Четвёртые берут под свою опеку отдельных людей, семьи, организации, города и народы, ангелами‑хранителями, гениями‑заступниками и дружественными духами которых они становятся. Пятые, наконец, управляют природными явлениями и стихиями, непосредственной действующей силой которых они являются.
Заурядные духи вмешиваются в наши занятия и развлечения.
Нечистые или несовершенные духи в страданиях и тоске дожидаются мига, когда Богу угодно будет предоставить им средства развития и искупления. Если они творят зло, то лишь наперекор добру, коим они пока не могут наслаждаться.
Глава Одиннадцатая
МИР МИНЕРАЛОВ, РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ
Минералы и растения – Животные и человек – Метампсихоз (переселение душ)
Минералы и растения
Что вы думаете о разделении природы на три царства или на два класса: существ органических и неорганических? Некоторые выделяют род человеческий в особый мир. Какая из этих классификаций предпочтительней?
– «Оне хороши все; всё зависит просто от точки зрения. На матерьяльном уровне есть лишь существа органические и существа неорганические; с точки зрения моральной, существуют, очевидно, четыре класса, четыре царства.»
Примечание.Эти четыре класса действительно имеют характеры ярко выраженные, хотя границы их и представляются не очень чёткими: неживая материя, образующая царство минералов, содержит в себе лишь механическую силу; растения, состоящие из неживой материи, одарены жизненностью, и животные, состоящие из неживой материи, одарены жизненностью и наделены, сверх того, ещё своего рода инстинктивным, ограниченным умом, обладающим сознанием своего существования и своей индивидуальности; человек, имеющий всё, что есть в растениях и животных, господствует надо всеми другими классами своим особым, неограниченным умом, дающим ему сознание своего будущего, постижение вещей внематерьяльных и знание о Боге.